Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России» С.Есенин. Средства художественной выразительности в стихотворении «Черёмуха».
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Марина Дмитриевна Токарева

Цели: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина,  ввести понятие олицетворения, развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, обучить правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

15.02.2017г.                                                                                                         Марина Дмитриевна Токарева

Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России»

С.Есенин. Средства художественной выразительности в стихотворении «Черёмуха».

Цели: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина,  ввести понятие олицетворения, развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, обучить правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Предметные результаты: знать и называть имя, отчество и фамилию великого русского поэта, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, быстро просматривать текст, наблюдать,  как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом он испытывает, пользоваться элементарными приемами анализа текста.

Метапредметные:

– регулятивные УУД: предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно), планировать работу в группе, оценивать результаты своей работы на различных этапах урока;

– познавательные УУД: анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, наблюдать, сравнивать, обобщать, находить в тексте сравнения, эпитеты, развивать внимание, память;

– коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге в группе, проявлять терпимость к другому мнению.

Личностные результаты: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту России, рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Оборудование:  ИКТ, учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий;  рабочая тетрадь «Литературное чтение» М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская.

  УУД: Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Этапы урока

                         Деятельность учителя

 Деятельность учеников

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.Организационный

          момент.

Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей.

Приветствие.

Слово приветствие.

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Психологический настрой на урок

Пожмите соседу руку,

Улыбнитесь друг другу.

Пожелайте хорошего настроения.

-Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

- Один древнегреческий философ, ученик Сократа говорил такие слова «…ученый – это не тот, кто читает, а тот, кто читает с пользой» (Аристипп)

- Как Вы понимаете это высказывание?

- Ребята. А как Вы думаете, полезнее читать или смотреть фильмы?

- Давайте посмотрим, а что думают по этому поводу Ваши старшие товарищи

- Сегодня на уроке литературного чтения мы будем слушателями, художниками, исследователями.

Слушают учителя,  выполняют пожелание учителя.

Отвечают на вопросы, рассуждают

 Личностные: проявляют положительный настрой на работу.

Положительный эмоциональный  настрой  детей на серьёзную,  вдумчивую    работу   в   доброжелательной  обстановке.

 Мотивация на рабочий ритм.

   2.  Проверка

       домашнего

         задания.

- Чтобы разговаривать, надо выговаривать, все тщательно и внятно, чтоб было всем понятно

2.1 Речевая разминка.

- Для чего проводим речевую разминку?

-Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий:

Валя на проталинке промочила валенки,

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке

-Прочитайте эти же скороговорки с вопросительной и восклицательной интонацией.

Проталинка-это…

2.2 Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока.

-Что было задано на дом?

 

-Приготовили оценочные листочки №1.

Опрос домашнего задания.  

-Молодцы.

Научиться правильно и чётко говорить.

Дети читают хором.

Прота́лина — место, где ста́ял снег и открылась земля. Обычно проталины наблюдают весной. 

-Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока: «Сны», «Ворона».

Ученика читают эти стихи

Дети оценивают чтение, высказывают свои мнения.

Регулятивные: обеспечивают организацию своей деятельности, выделяют и осознают то, что уже усвоено.

Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию; овладевают анализом и синтезом.

Коммуникативные: коллективно обсуждают вопросы, сотрудничают с одноклассниками и учителем.

  3. Актуализация

          знаний.

         

Проблемная ситуация

4.Тема и цель урока.

   Мотивация:   для        

   чего?

- Наша речь полна величья,

Гордой простоты.

В ней прекрасных слов богатство,

Сила красоты.

Потому поэта слушай,

Будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью

Хорошо владеть!

- Скажите, что же такое может нам рассказать поэт, если советуют его слушать?

- Верно. Сегодня мы будем учиться владеть могучей русской речью у поэта, а вот у кого – вы сможете сказать сами, если правильно выполните задания, работая четвёрками. Найдите листы с распечатками отрывков из стихотворений. Прочитайте их и посчитайте, какая буква встречается в отрывке больше других. Один из вашей четвёрки выходит к доске, прикрепляет эту букву, а затем мы с вами постараемся выстроить слово из ваших букв.

Учитель переворачивает портрет Есенина.

- Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала xx века. Имя поэта одного из самых известных и любимых  не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение.

- Если вы сомневаетесь в своём ответе, то можете посоветоваться  тихонечко с соседом.

  • В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут - ………….

Всей России встают черты…(Н.Браун)

- Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы уже были знакомы.

-Вспомните, какие стихи С. Есенина мы уже читали и учили наизусть?

- Ребята, в народе этого поэта называют «певцом русской природы»? В конце урока мы должны ответить на вопрос, почему его так называют, в чем тайна стихов.

Но сначала перенесёмся в тот край, где родился Есенин.

Показ презентации (ресурсы Интернет) https://www.youtube.com/watch?v=RRuFI3OTayM

-Как связаны Есенин и такие понятия: Константиново,  Рязань, Ока.

Отгадайте загадку

Будто снежный шар бела

По весне она цвела

Нежный запах источала

А когда пора настала,

Разом сделалась она

  Вся от ягоды черна.

- Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

- Когда цветёт черёмуха?

- Как выглядят её цветы?

- Какой у неё запах?

- Назовите тему нашего урока.

- Чем сегодня мы будем заниматься  на уроке?

Совместная выработка целей урока,  делают вывод.

- Давайте попробуем сформулировать тему урока.

- А какие цели поставим перед собой?

- Чтобы достичь поставленных целей, какими правилами будем руководствоваться?

- Вспомним правила выразительного чтения.

  • читайте медленно
  • после каждой строчки надо делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;
  • постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

- Поэт может словами нарисовать любую необыкновенную картину.

- Поэт пользуется красивой, выразительной речью.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах сонных.

( С )

Не жалею, не зову, не плачу

Всё пройдет, как с белых яблонь дым. ( Е )

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

( Н )

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

( Е )

О, Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встаёт иная степь. ( И )

Сшибаю камнем месяц

И на немую дрожь

Бросаю в небо

Из голенища нож. ( Н )

Дети выстраивают на доске из букв слово «Есенин».

Самоосмысление.

 «Берёза», «Поёт зима, аукает…» и др.

Черёмуха.

Дети слушают.

-В конце весны

-Они маленькие, беленькие

-Душистый, ароматный, пахучий

- С.А.Есенин «Черёмуха».

Самоосмысление.

С.Есенин: «Черёмуха».

Цель урока: Познакомимся со стихотворением Есенина «Черёмуха», выразительно учится читать данное стихотворение

Повторяют правила работы на уроке, правила работы со стихотворением

Регулятивные: обеспечивают организацию своей деятельности, выделяют и осознают то, что уже усвоено.

Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию; овладевают анализом и синтезом.

Коммуникативные: коллективно обсуждают вопросы, сотрудничают с одноклассниками и учителем.

Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения).

Регулирующий компонент УД (развитие самооценки и самоконтроля на основе взаимооценки и взаимоконтроля, развитие итогового самоконтроля.

  Красивая   мелодия      развивает эстетический  вкус. Межпредметная  связь  приобщает к  искусству.

Стихотворная форма создаёт благоприятный фон, а так же несёт  заряд  занимательности.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе  опорных  знаний.

ИКТ активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение.

Метод  наблюдения и анализа произведений.

Метод стимулирования интереса к учению.

Привитие  интереса  к  творчеству

писателя.

Цель:  Обеспечение мотивации.    Организовать и направить к цели учебно-позновательную деятель- ность учащихся.

Мотивационный компонент УД.

Развитие познавательной мотивации через эмоционально-социальную мотивацию.

Постановка перед учащимися проблемной ситуации.

Операционный компонент УД.

Развитие у учащихся  умения ставить цель и планировать свою деятельность.

Метод – беседа.

Беседа способствует активизации умственной работы учащихся, поддержанию внимания, интереса к теме урока.

Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Операционный компонент УД:

чёткая постановка перед учащимися учебной проблемы.

Формируется умение выделять и удерживать те учебные задачи, которые необходимо решить на уроке.

Регулирующий компонент УД.

Отработка планирующего самоконтроля (умение планировать свою деятельность).

5. Усвоение    новых знаний   и   способов действий.

         

5.1 Погружение в урок.

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно  голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи.

5.2 Визуализация. Первичное знакомство со стихотворением

- Стихотворение Есенина «Черёмуха» мне очень понравилось своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.

- Сейчас вы услышите стихотворение, закройте глазки, можете лечь на парту и постарайтесь представить себе  картину, описанную автором в стихотворении.

(Учитель использует ЭОР по литературному чтению)

5.3 Обмен впечатлениями.

- Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями.

- Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите. Обоснуйте свой выбор.

  • ликующее
  • восторженное
  • шутливое
  • печальное
  • весёлое
  • праздничное
  • радостное
  • спокойное
  • грустное
  • мечтательное

- Какие чувства возникли в вашем сердце?

  • изумление
  • спокойствие
  • радость
  • сожаление
  • восторг
  • печаль
  • ликование
  • грусть

- Что отражают лирические стихи?

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение?

5.4 Самостоятельное чтение стихотворения.

- Открываем учебники на странице 56.

- Читаем в полголоса и отмечаем непонятные слова и выражения.

5.5 Физкультминутка.

Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.

Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.

5.6 Чтение стихотворения вслух по строфам

- Сейчас мы прочитаем стихотворение по строфам, понаблюдаем, как движется взгляд поэта

Дети слушают.

Самоосмысление.

Дети делятся мыслями.

Радостное, ликующее, весёлое, восторженное т.к. начинается весна, природа просыпается и это всё радует поэта.

Радость, изумление, восторг,  ликование.

Самоосмысление.

Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

Дети рисуют словесные картины.

Белую, светло-зелёную, голубую, жёлтую, светло-коричневую.

Дети читают самостоятельно и работают с карандашом.

Дети выполняют физкультминутку совместно с учителем.

Читают по цепочке

(описание черемухи, запах росы и краски зелени, ручей, красота черемухи, песни ручья)

Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Мотивационный компонент УД:

создать соответствующую эмоциональную атмосферу.

Принцип целенаправленности.

Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению.

Снятие мышечного напряжения, утомления.

Эмоциональное восприятие художественного произведения.

Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Операционный компонент УД:

развитие логического мышления (анализа, сравнения, синтеза, обобщения); умение делать выводы и заключения.

Операционный компонент УД (развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения).

Учить детей представлять в своём воображении картины природы.

Развитие коммуникативной культуры учащихся, умение слушать друг друга.

Принцип внимательного отношения к тексту.

Формирование навыка самостоятельного   чтения.

Самостоятельная деятельность учащихся, выполняет важную воспитательную функцию: приучает учащихся к сам. работе без учителя, выполнению заданий без побуждения и контроля и идет отработка      способа      действия (совершенствуется навык выразительного чтения0.

Снятие мышечного напряжения, переутомления,      поднятие эмоционального тонуса.

Регулирующего компонента УД:

Развитие самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.

6.    Закрепление    

  знаний и способов  

         действий.

         

6.1  Работа по развитию речи.

- Какие непонятные слова вам встретились?

  • роса медвяная -       ароматная, с запахом мёда;
  • зелень пряная –       с острым, ароматным запахом;
  • проталинка –         место, где частично растаял снег и оголилась земля;
  • волна гремучая –       издающая громкие звуки;
  • обдаёт –                    обливает со всех сторон;
  • вкрадчиво –              осторожно; тихо;
  • под кручею –              под обрывом.

6.2 Анализ лирического стихотворения.

- Как вы считаете, с какой целью  автор написал это стихотворение?

- Выберете ответы.

  • чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха;
  • чтобы передать свою радость;
  • чтобы привлечь внимание к красоте природы;
  • чтобы вызвать взаимное сопереживание.

6.3 Работа над литературоведческими понятиями.

- Чем привлекла внимание поэта черёмуха?

- Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька?

- Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи».

- Какими словами поэт говорит о запахах?

- Какой приём использует поэт?

- Зачем Есенин использует эпитеты?

 

- Придумайте свои эпитеты к слову черёмуха.

- А теперь обратите внимание на словосочетания: «сияет зелень в серебре», «зелень горит».

- Как называется  этот  приём?

-Да, поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений.

- Ребята, черёмуха это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

- Докажите.

- Прочитайте строчки к этой иллюстрации.

- О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит?

- Какой приём использует поэт?

- Какой образ олицетворяет черёмуха?

- А кто в стихотворении представляется юношей?

- Найдите строчки и прочитайте.

- Найдите строчки, где есть и олицетворение и сравнение.

- Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов. Найдите их.

- Перечитайте стихотворение и карандашом отметьте строки, где говорится о черёмухе буквой Ч, а строки о ручье – буквой Р.

Что вы заметили?

- Как вы думаете, зачем Есенин переплетает строфы о черёмухе и о ручье?

- Теперь, когда понятны трудные слова, когда мы постарались понять и настроение поэта и образы героев, попробуем прочитать стихотворение выразительно. В парах прочтите его друг другу. Но сначала скажите, как вы будете его читать: быстро или медленно, неторопливо?

Объяснения даны на разрезанных карточках, дети составляют пары

Дети выбирают ответы

Своей необыкновенной красотой.

Ветки золотистые, ручей серебряный.

Душистая, медвяная, пряная.

Эпитеты.

Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.

Пушистая, белоснежная,

Весёлая, весенняя.

Метафоры.

Дети решают проблему.

Название и иллюстрация.

Выборочное чтение.

О девушке.

Олицетворение.

Образ    красивой,     кудрявой девушки.

Ручей.

Выборочное чтение.

«Ветки золотистые, что кудри завила»

расцвела, завила, сияет, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт.

- Ч – Р – Ч – Р.

- Строки переплетаются.

- Автор хотел показать, что черёмуха и ручей связаны между собой.

- Неторопливо, с любованием.

Дети читают стих в парах друг другу, а затем кто-то читает вслух.

Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Глубокое понимание текста через практическую деятельность.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Операционный и регулирующий компонент УД (развитие логического мышления, развитие контроля       и     самоконтроля, обратная связь).

Расширение     кругозора.

Обогащение    словарного   запаса.

Развитие     зрительно - слухового восприятия.

Создание проблемной ситуации:

углубить восприятие произве-дения, освоение идеи произве-дения.

Операционный компонент УД.

Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями.

Формируется умение  анализи-ровать поэтический текст, умение видеть образные языковые средства художественной выразительности.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний.

Операционный компонент УД :

развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умение делать выводы и заключения.

Форма работы - беседа.

7.     Обобщение      

        изученного      

        материала.

Творческая работа.

7.1 Осмысление. Выводы.

- Итак, какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину: почувствовать, увидеть, услышать?

- Только ли о природе это стихотворение?

7.2 Коллективное чтение стихотворения. Работа над выразительностью.

- Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно неторопливо?

- Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть быстрее?

-Давайте попробуем прочитать вместе.

- Кто желает прочитать стихотворение? (используем элемент конкурсного чтения)

-В исполнении какого ученика передалась мелодия стихотворения?

 - Это стихотворение  С. Есенина положено на музыку

(Прослушивание)

7.3 Дифференцированное задание.

  1. Вставь пропущенные слова

Черемуха ________

С ________ расцвела

И ветки ________,

Что кудри, завила.

2.Составь синквейн к слову черемуха, используя опорные слова (Приложение)

3. - Есенин очень любил цветы, поэтому его стихи пронизаны особым ароматом. Пре6длагаю вам сейчас поработать в больших группах дизайнерами-флористами и составить букет из любимых цветов поэта. Для этого играем в «Паровозики». Вы передвигаетесь от одного закреплённого  на стене класса листа со строчками из произведений Есенина к другому, прочитываете их, запоминаете название цветов, а затем прикрепляете картинки этих цветов на лист.

- Какие замечательные у вас получились букеты. Они очень бы понравились поэту. Ведь сегодня мы ещё раз заглянули в мир его поэзии, попытались понять и почувствовать его. И нам осталось подвести итог.

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья. О том, что всё живое наполнено любовью: и природа и люди.

Медленно  неторопливо, с любованием.

Про ручей.

Совместное хоровое чтение.

Работают самостоятельно используя    знания   по   теме.

Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы.

Работают самостоятельно, опираются на знания по теме.

Дети выстраиваются друг за другом, как паровозик и двигаются по классу от стены к стене, прочитывая строки Есенинских стихов о цветах.

«Я только тот люблю цветок,

Который врос корнями в землю, Его люблю я и приемлю,

Как северный наш василёк».

«Ты не удержишься взглядом,

Чтоб не припасть к гвоздикам».

«Белая свитка и алый кушак

Рву я по грядкам зардевшийся мак».

«Не жалейте же ушедших

Уходящих каждый час.

Там, на ландышах расцветших

Лучше, чем в полях у нас».

«Воду пьют из кружек и стаканов,

Из кувшинок также можно пить».

Разбившись на 3 группы, работают над оформлением букета из цветов на листе бумаги формата А -4. Листы вывешивают на доску.

Цель: Обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

Операционный компонент УД.

Умение      сделать      логические выводы.

Принцип целостности.

Совершенствуется навык выразительного чтения.

Эмоциональное восприятие

Организация самостоятельной работы школьников, формирование у учащихся навыков самообразования

Принцип внимательного отношения к тексту.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний. Формируются навыки самообразования.

Дифференциация по степени сложности даёт возможность отработать учащимся разных групп различные виды самоконтроля, самооценки на основе взаимоконтроля и взаимооценки – регулирующий компонент УД.

8. Домашнее задание.

9.    Подведение  

      итогов.

 (Дети выбирают)

  • Выучить наизусть стихотворение Есенина «Черёмуха»;
  • Создать обложку к книге «Стихи С. Есенина»

 и подготовить выразительное чтение стихотворения.

Давайте ответим на вопрос «Почему же С. Есенина называют «Певцом русской природы», в чем тайна его стихов

Какие задания вам показались наиболее интересными?

Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Дети выбирают, записывают в дневник.

Самоосмысление.

В своих стихах поэт ярко, красочно и просто рисует образ природы, создаёт неповторимый мир чувств, переживаний, красоты

Цель:  Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Дифференцированный подход к домашнему заданию. Принцип учёта потребности ребёнка.

Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Операционный компонент УД.

Создаю ситуацию успеха. Подведение итогов помогает учащимся глубже осознать своё продвижение вперёд, осмыслить свои достижения и проблемы.

10.    Рефлексия .

         (2 мин.)

-  Возьмите цветочек, показывающий кем вам больше понравилось быть: слушателями зелёный цвет), художниками (жёлтый цвет),   исследователями (красный цвет).

- Среди нас есть и внимательные слушатели, и талантливые художники, и любознательные исследователи.

- Удалось ли вам почувствовать весну, работая над стихотворением

Я желаю, чтобы весна жила в ваших сердцах, дарила любовь и радость

Закончить хочется словами «Если Вы хотите, чтоб жизнь вам улыбалась, подарите ей улыбку» (Спиноза)

Самореализация.

Ответы детей

Цель:  Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельнос- ти, общения).

Регулирующий компонент УД:

Развитие самоконтроля и самооценки.

Урок заканчивается на эмоциональном подъёме.

Оценочный лист при чтении стихотворения наизусть

                                Фамилия, имя

Критерии

Голубятникова

Софья

Ильина

 Юлиана

Лемешко

 Роман

Маслин

Илья

Цуканов

Иван

1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения.

2. Знание текста. Безошибочность чтения

3.Выразительность чтения (правильно ли выделены ключевые слова, расставлено логическое ударение, логические паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения, сила голоса, высоты и длительности в ударении.) 

4. Четкое и правильное произношение.

Итоговый балл

- Русский народный поэт родился в 1895 году под Рязанью, в селе Константиново, на берегу красивой реки Оки.- В раннем детстве полюбил С.Есенин родную русскую природу.  Он  чувствовал  себя  частью  этой  природы   и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Они очень мелодичны и многие из них композиторы положили на музыку. И сейчас они звучат как песни.

- Перед вами выставка книг С.Есенина. В них напечатаны великолепные стихи о природе, о Родине. Советую взять и почитать.

К картине «Черемуха» Левитана

Нежное и теплое ощущение дарит произведение «Черемуха». Картина  Иссака Левитана исполнена с особенной мягкостью и скользящими штрихами. Главную роль этого полотна играет большое пышное могущественное дерево. Увесистые цветущие ветви заполняют собой практически всю композицию. В нашей стране Черемуха олицетворяла молодость и жизнь. Поэтому автор полотна хотел донести до нашего сознания чувство предвкушения весны. Природа пробуждается после продолжительной зимы, даря счастье и радость. Этот образ создан, чтобы обрести веру во что- то лучшее и светлое.

В те далекие времена, люди считали, что черемуха может освобождать от боли и несчастий. Помогает обрести свою вторую половину. Для того чтобы напомнить о том, что скоро весна, зазвучит пение птиц, солнце начнет греть своими ласковыми лучами, художник взял за основной образ этой картины цветущую и благоухающую черемуху. Смотря на этот шедевр, чувствуется беззаботность, радость и теплота. Безграничное жизнелюбие и неимоверную красоту русской природы, так доступно описал и дал прочувствовать возрождение талантливый Исаак Левитан.

-Вы увидели как художник изобразил весну в красках, а теперь познакомимся как С. Есенин использует для изображения художественное слово.

Приложение

Помощь при написании синквейна

1 строка - черёмуха

2 строка - яркая, чудесная, пышная,      красивая, ароматная, молодая, цветущая, душистая

3 строка - украшает, освежает, раскинулась, царствует, слепит, ласкает, волнует, будоражит, радует

4 строка - Заставляет волноваться. Благоухает всё вокруг. От её запаха кружится голова. Заставляет моё сердце трепетать.            

5 строка - весна, красота, волшебница, красавица, чудо, царица, праздник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4класса...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе " Средства художественной выразительности в стихотворении И. Бунина " Листопад""

Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе.Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад». Задачи:...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения, 3 класс. Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова "Славная осень!

Литературное чтение3 классСредства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова «Славная осень»Автор: Горачева Марьям Вагсевна...

Тема: Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак «Весенняя песенка»

Цель. ознакомление учащихся со стихотворением С.Я Маршака о веснеЗадачи: учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логиче...