Тема: Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак «Весенняя песенка»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Воскобойник Ольга Николаевна

Цель. ознакомление учащихся со стихотворением С.Я Маршака о весне

Задачи: учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание, воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать  содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представлять эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Оборудование: портрет С.Я. Маршака, выставка книг; аудиозапись произведения из цикла П.И. Чайковского « Времена года»( «Весна»); карточки( текст речевой разминки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение
Тема: Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак «Весенняя песенка»

Цель. ознакомление учащихся со стихотворением С.Я Маршака о весне

Задачи: учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание, воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать  содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представлять эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Оборудование: портрет С.Я. Маршака, выставка книг; аудиозапись произведения из цикла П.И. Чайковского « Времена года»( «Весна»); карточки( текст речевой разминки).

1.Организационный момент.

2. Речевая разминка. Постановка цели урока.

- Прочитайте стихотворение.

Весна

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами. Черные проталины

На полях видны, верно, очень теплые Ноги у весны. И. Токмакова

- Прочитайте стихотворение с удивлением( еще:  раздражением, задорно, грустно).

- Прочитайте выразительно.

 – Сегодня мы продолжаем изучать новый раздел. Познакомимся с жизнью и творчеством С.Я. Маршака.

3. Проверка домашнего задания.

 - Назовите автора произведения.(  Г. Скребицкий).

- Назовите заголовок.(  «Весна-художник»)

- Назовите тему произведения.(Это произведение о природе).

-  К какому жанру отнесем произведение?( Это рассказ с элементами сказки. Автор умело вносит в рассказ сказочные элементы).

- А теперь проверим, как вы ориентируетесь по содержанию прочитанного произведения.

Игра называется «Перепутанные логические цепочки». Перед вами 13 цитат из каждой части рассказа, но они перепутаны, ваша задача – установить цитаты по логике событий, поменять нумерацию в соответствии с номером части.

 ( каждая группа получает лист)

 «Перепутанные логические цепочки»          

.

1.

День за днём всё наряднее пишет свою картину весна

1.Призадумалась Весна-Красна: какую бы ей картину нарисовать?

2.

Призадумалась Весна-Красна: какую бы ей картину нарисовать?

2.Вот стоит перед ней лес-хмурый, унылый.

3.

На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу.

3.Взяла она тонкие кисточки.

4.

Вот стоит перед ней лес-хмурый, унылый.

4.День за днём всё наряднее пишет свою картину весна

5.

Выглянуло солнышко.

5.На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу.

6.

А что это в зелёной траве?

6.Ещё рисует день за днём.

7.

Ещё рисует день за днём.

7.Посреди небольшого луга уже зеленеет трава.

8.

Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину.

8.Всё оживает кругом.

9.

Посреди небольшого луга уже зеленеет трава.

9.А сколько птиц в лесу и в полях!

10.

Всё оживает кругом.

10.Бегут дни за днями.

11.

А сколько птиц в лесу и в полях!

11.А что это в зелёной траве?

12.

Бегут дни за днями.

12.Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину.

13.

Взяла она тонкие кисточки.

13.Выглянуло солнышко.

                    

 

А) Взяла она  тонкие кисточки. Чуть –чуть тронула зеленью ветви берёз , а на осины и тополя развесила зелёные листочки. 3 абзац.

Верный ответ: развесила длинные серёжки.

Б) На широкой лесной поляне зелёной краской вывела она маленькую весеннюю лужу. 5 абзац.

Верный ответ: на широкой лесной поляне  синей  краской вывела она большую весеннюю лужу.

В) Всё оживает кругом. Выползают муравьи и паучки. 8 абзац.

Верный ответ: выползают букашки и паучки.

Г) А что это в зелёной траве? Медвежата. Медвежата   во все стороны поглядывают; ждут свою мать-медведицу, чтобы их молоком накормила.

Верный ответ:  что это в зелёной траве? Зайчата. Зайчата  во все стороны поглядывают; ждут свою мать-зайчиху, чтобы их молоком накормила.  

                                     

4. Работа по теме урока. Сообщение об авторе.
- Сегодня мы будем читать стихотворение которое написал известный детский поэт Самуил Яковлевич Маршак.

Краткая биография С.Я.Маршака. https://www.youtube.com/watch?v=fylLjI2DLC4

 - Послушайте стихотворение и доскажите словечко и тогда вы узнаете, о чем это стихотворение.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая-

Значит к нам пришла ..

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна, И поет пичужек стая-

Значит к нам пришла….

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна, Нам еще приятней станет-

Значит к нам пришла…

- По каким признакам вы догадались, что это весна?

- Весна прекрасное время года, время пробуждения природы.

 - Какие произведения о весне, вы уже прочитали?

– Что вы узнали о весне, читая эти произведения?

- Назовите произведения о весне, которые соответствуют следующим моделям :

рассказ

сказка

стихотворение

(А.П. Чехов «Весной, Г.А. Скребицкого «Четыре художника», )

5. Физкультминутка.

Весна пришла!

Встаѐм, друзья!

 Нас ждѐт - торопит улица.

 Шагаем дружно: ты и я

 И не будем хмуриться.

 Вот птицы с юга к нам летят.

 Букашки пробудились.

 Деревья листьями шумят.

Все звери оживились.

Танцует лес, танцует луг

 И мы с тобою кружимся.

Как хорошо весной вокруг!

 С природой мы подружимся.

6. Продолжение работы по теме урока. Работа над стихотворением.

- А сегодня мы будем читать стихотворение С.Маршака, в котором много красоты, любви к природе. Оно называется « Весенняя песенка»

- Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.
- Понравилось вам произведение? Вам было грустно ил радостно его слушать?

- К какому жанру относится это произведение?
-О каких признаках весны рассказывает автор?
-Какие звуки природы вы услышали, читая четверостишие? Докажите с помощью текста.
-Какие краски вы бы использовали, если бы рисовали иллюстрацию? Докажите с помощью текста.

-Перечитайте еще раз название стихотворения.

- Почему оно называется «Весенняя песенка»( Оно поется, на одном дыхании)

- А сейчас прозвучит музыка весны П.И.Чайковского. Вслушайтесь в неѐ, поживите в ней несколько минут .

 -Кто сможет сказать, когда слушали музыку кого или что себе представляли?

- Прочитайте первую строфу.

- Что о снеге рассказывает автор?

- Прочитайте вторую строфу.

- Какое действие совершают облака. А разве могут облака бегать?. Этот прием в литературе называется олицетворением.

- Прочитайте третью строфу.

- Почему чернее с каждым днем стежки и дорожки? С чем сравнивает поэт цветы вербы?

7. Рефлексия.

- Расскажите, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок.

- Что вы для себя открыли?

« Продолжи фразу»

- Мне было интересно..

- Мы сегодня разобрались…

- Мне было трудно..

- Завтра я хочу на уроке..

8. Подведение итогов урока.

- Сегодня мы наблюдали, как великие мастера своего дела, поэт через художественное дело словами рисует картины, композитор – через звуки изобразил, пробуждение природы и призывали, своими произведениями любить родную землю. Только любовь к природе, еѐ глубокое знание, доброта, помогли С.Я.Маршаку и П.И.Чайковскому написать такие замечательные произведения.

9. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)

Цель: учить детей анализировать лирическое стихотворение, умение видеть средства художественной выразительности....

Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России» С.Есенин. Средства художественной выразительности в стихотворении «Черёмуха».

Цели: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина,  ввести понятие олицетворения, развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, обучить правильному чтению стих...

Карточка для проверки по теме "Средства художественной выразительности" Литературное чтение 4 класс

Карточка для проверки знаний учащихся по теме средства художественной выразительности ( тропы) . Литературное чтение 4 класс. Даётся после изучения понятий сравнения, олицетворения, эпитета, метафоры....

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе " Средства художественной выразительности в стихотворении И. Бунина " Листопад""

Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе.Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад». Задачи:...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения, 3 класс. Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова "Славная осень!

Литературное чтение3 классСредства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова «Славная осень»Автор: Горачева Марьям Вагсевна...