Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение В. Маяковского «Тучкины штучки".
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Представлен урок,  выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Предмет. Литературное чтение, 4 класс

Н.А.Чуракова  «Литературное чтение». Часть 1.

Раздел 5.АВТОРСКАЯ ПОЭЗИЯ: МАСТЕРСКАЯ СТИХА.

Тема. Стихотворение В. Маяковского «Тучкины штучки". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2._glava_5._v.mayakovskiy._tuchkiny_shtuchki..doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Представлен урок,  выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Предмет. Литературное чтение, 4 класс

Н.А.Чуракова  «Литературное чтение». Часть 1.

Авторы – составители:

Трегубова Ирина Валерьевна – МОУ СОШ №2 с. Ладовская Балка, Красногвардейский район, Ставропольский край.

Раздел 5. АВТОРСКАЯ ПОЭЗИЯ: МАСТЕРСКАЯ СТИХА.

Тема. Стихотворение В. Маяковский «Тучкины штучки.

Цели: познакомить  с разными видами рифмы: парной, перекрёстной, охватной и дать понятие о содержательности поэзии; побуждать детей к овладению приёмами выразительного чтения, развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, различать прозаическое,  поэтическое, драматическое произведение; прививать любовь к поэзии, уметь работать с дополнительной литературой.

Оборудование:

1.Портрет В.Маяковского.

2. Учебник «Литературное чтение» - 4 класс, автор-Н. А. Чуракова.

3. Магнитофон, аудиокассета с записью музыки «Дождя».

Ход урока

I. Организационный момент.

                                                       Долгожданный дан звонок,

                                                       Начинается урок.

                                                       Нам надо многое узнать,

                                                       И ничего не упускать.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. Что такое поэзия?

Дети. Это стихотворное произведение и та часть литературы, которая затрагивает мир чувств человека. Поэт учит нас видеть мир по-другому, по-особенному.

/Учащиеся могут заранее найти в различных источниках объяснение этих слов

“ПОЭЗИЯ” – изящество в письменности; всё художественное; духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерной речью. Поэзией, отвлечённо, зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах, само творчество. Способность, дар отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображением в высшие пределы, создавая первообразы красоты, наконец, зовут поэзией самая сочинения, писанья этого рода и придуманные для сего правила: стихи, стихотворения и науку стихотворства.

“ПОЭТ” – человек, одарённый природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и представлять её словами, творить изящество” - В.И. Даль

Учитель. Какое стихотворение вы читали дома?

Дети. Стихотворение-Д. Самойлова «Красная осень».

Учитель. Сейчас несколько учеников выразительно прочитают это стихотворение. А вы, ребята, постарайтесь определить, удалось ли им передать при чтении чувства и задумки автора.

Стихотворение читают 2-3 ученика.

Учитель. Какой приём использовал автор?

Дети. Это образ олицетворение: лес живой, а алый единичный лист- это его сердце.

Учитель. Как автор рисует картину осени?

Дети. В каждой строфе разные картины.

Дети работают в парах. После выполнения задания зачитывается вслух эти строки.

(I строфа – 1 строка, II строфа – 1 строка, III строфа – 3 строка).

Представьте, что вы тоже вместе с поэтом восторгались красотой осенней природы. Сейчас у вас есть возможность описать своими словами всё, что вы представили, читая это стихотворение. Какие бы вы использовали цвета и почему?

Дети.  Красный цвет – это цвет праздника, а жёлтый цвет не вызывают таких богатых и противоречивых ассоциаций.

III. Подготовка к восприятию.

Учитель. Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу. Прочитайте, как она называется?

Дети. Глава 5. Авторская поэзия. Мастерская стиха.

Учитель. Рассмотрите шмуцтитульный лист к этой главе и скажите, какие произведения мы будем читать? / стр. 159/

Дети. Поэтические.

Учитель. Что изобразил художник на шмуцтитульном листе и о чём это говорит?

Дети. Здесь изображены часы, которыё указывают нам века. Наверное, мы будем изучать произведения этого периода времени.

IV. Работа по новой теме.

Учитель. Что же отличает поэтическое произведение от любого другого литературного произведения?

Дети. У каждого поэтического произведения есть рифма. /Ритм/.

Учитель. Какие виды рифмы, вы знаете?

Дети. Парную, перекрёстную, охватную. /Дети могут назвать не все, учитель может добавить/.

(Звучит аудиозапись «Звуки дождя».)

Учитель.

- Кто из названных писателей является поэтом?

1). М. Пришвин

2). К. Паустовский

3). В. Маяковский

Сведения об авторе.

     МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович родился 19 июля

в небольшом селении Багдади,  около города Кутаиси. Отец

будущего поэта много времени уделял воспитанию детей.

    Детские годы Маяковского прошли на Кавказе. В 1902 году он был зачислен в Кутаисскую гимназию. В 1906 году после смерти отца семья Маяковского переехала в Москву.

    В 1908 году Маяковский поступил в Строгановское училище, решив заниматься живописью, а в 1911 году в Московское училище живописи. Занятия живописью сочетал с литературным творчеством. Первые поэтические опыты относятся к 1912 году.

    В конце 20–х годов Маяковский обратился творчеству для детей., написав поэтические сказки, песни, создал книжки – картинки (всего около 20 произведений). Это был человек высокого роста («здоровенный, с шагом саженьим») и с зычным голосом. Все это создавало неповторимый индивидуальный образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника «безъязыкой улицы»…

V. Работа над стихотворением В. Маяковского «Тучкины штучки».

Учитель. Прочитайте название стихотворения В.Маяковского и предположите, о чём пойдёт в нём речь? /стр. 161/

Дети. О тучке. О дожде. Об облачке.

1). Выразительное чтение стихотворения.

Учитель. Прочитайте его самостоятельно. /Жужжащее чтение /.

- Какое настроение вызвало это стихотворение? /Радостное./

2). Лексическая работа

Учитель. Встретились ли вам незнакомые слова?

Дети. Да. Это слово лоно.

3). Групповая работа.

Деление детей на подгруппы по уровню восприятия:

«Слушатели» - читают стихотворении выразительно, находят рифмы и отрабатывают ритм стихотворения.

«Зрители» -  описывают картины, которые представили при чтении стихотворения и могут сделать устные зарисовки.

«Деятели» - рисуют представленные картины и объясняют незнакомые  слова. /Работа со словарём - Лоно – небесная ширь./

4). Подготовка к выразительному чтению стихотворения  и постановка логического ударения./Можно использовать чтение «Буксир», Цепочка»./

                                                            ☺ ФИЗМИНУТКА

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Туловище вправо. влево.)

Тучке мило улыбнулся.

(Туловище вперед, назад и улыбнуться.)

Шевельнулся, посмотрел,

(Руки вверх, посмотреть в даль.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, влево и вправо.)

V. Итог урока.

- С каким видом рифмы вы сегодня познакомились? /Парной/

- Какие рифмы вы ещё знаете? /Перекрёстная и охватная/

- Понравилось ли вам это стихотворение В.Маяковского?

- Согласитесь ли вы с высказывание, что поэзия воспитывает чувства?

- Именно поэзия затрагивает мир чувств человека, проникает в его душу:

Поэзия должна быть странной,

Шальной, бессмысленной, туманной

И вместе ясной, как стекло,

И всем понятной, как тепло.

Как ключевая влага, чистой

И, словно дерево, ветвистой,

На все похожей, всем сродни.

И краткой, словно наши дни.

                                 Д.Самойлов

 

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть стр. 162 и придумать четверостишия, используя парную рифму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение Давида Самойлова «Красная осень».

Представлен урок,  выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова и презентация. Предмет. Литературное чтение, 4 кл...

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чуракова...

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение И. С. Никитина "Русь"- гимн родной земле".

Данный урок разработан по последним требованиям ФГОС. Тип урока - урок открытия новых знаний.В разработке указаны формируемые УУД. Исползуется проблемно - диалогический метод обучения, групповая работ...

Конспект урока литературного чтения по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Данная разработка поможет учителю начальных классов провести урок литературного чтения в 3 классе(Школа России)...

Конспект урока литературного чтения по теме «Стихотворения С.А. Есенина о Родине»

Произведения русских поэтов всегда занимали особое место в литературном чтении. Красота природы, Родины, образ русского народа - это все в стихотворениях С.Есенина о Родине....

Разработка урока литературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи» 4 класс

Подробная разработка технологической карты урокалитературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова  «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение п...

Конспект урока литературного чтения 4 класс. Тема: "В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока литературного чтения 4 класс. Тема: "В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»". УМК "Перспективная начальная школа"...