Урок литературного чтения по теме.Н.А. Тэффи "Преступник", 3кл. УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС,  прописаны цели к каждому этапу урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knigi_detyam.pptx566.15 КБ
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.docx24.36 КБ
Файл n._teffi.pptx527.04 КБ
Файл otkr_urok.pptx85.99 КБ
Файл refleksiya.docx14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Надежда Александровна Тэффи и её книги для детей Презентацию выполнила ученица 3класса МБОУ «Погорельская СОШ» Прохорова Виктория по руководством учителя начальных классов Черкуновой Е. Б.

Слайд 2

Тэффи для детей Ее произведения печатались в сборниках классиков для детей.

Слайд 3

Надежда Александровна любила писать юмористические рассказы. Она умела о серьёзных вещах рассказывать с усмешкой и юмором, помогала детям постигать секреты смешного .

Слайд 4

. Имя Надежды Тэффи малоизвестно в детских кругах, но её произведения захватывают юного читателя.

Слайд 5

Так интересно, с юмором, названы произведения .

Слайд 6

Вот страницы её произведений…

Слайд 7

Заинтересовались? Возьмите книги в библиотеке ! Приятного вам чтения и хороших впечатлений!

Слайд 8

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Открытый урок  по  литературному чтению  в 3 классе.  УМК «Перспективная начальная школа»

Урок разработала учитель высшей категории МБОУ «Погорельская СОШ»Черкунова Е. Б.

Тема урока. Н. Тэффи «Преступник»

Цель деятельности педагога: с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать  текст по разным основаниям:  для подтверждения своего ответа,  для обнаружения нужного фрагмента;  учить   исследовать текст (сравнивать, обобщать, обнаруживать в тексте контраст и  объяснять смысл его использования).

Задачи:

-развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;

-способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию,  принятию нравственно-этических норм и проявлению их в  жизненных ситуациях.

Планируемые результаты:

личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к чтению  литературных произведений ;

-работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

-самостоятельно ставить перед собой цели,

-контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Коммуникативные УУД :

-развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре и в группе. участвовать в диалоге на уроке;

читывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству  при анализе прозаических текстов.

Оборудование: компьютер, мультимедийные презентации, учебник,  тетрадь на печатной основе,  учебник  Русский язык ч.2, сигнальные карточки – светофорчики,  солнце и  его лучики , конверт с письмом.

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности.  Оргмомент.

Цель: Включение  обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

- Ребята, у меня в руках письмо от Анишит – Йокоповны.

(зачитываю)

Прозвенел  у вас  звонок, начинается урок.

На урок  пойдете, в страну рассказа попадете.

Слушайте, думайте,  анализируйте, отвечайте.

Надо вам, друзья,  трудиться…

Вам    нельзя лениться!

- Сегодня  у нас гости.

- Создадим хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.  Пусть наше солнце светит весь урок!

-Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора  вам хочется зажечь  в конце урока.

- Консультанты доложите о выполнении учениками домашнего задания.

  1. Подготовка к восприятию. Постановка  учебных задач.

Цель:формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности нового материала.

-Вспомните название темы, которую мы изучаем. Что нам в этом поможет? (содержание)

Определите тему урока. Слайд 1

-  Поставьте цели.

Цель:

1.знакомство с творчеством автора;

2. чтение и анализ произведения;

3.сравнение с другими произведениями этого раздела. Слайд 2

- Как надо работать, чтобы достичь цели? Вспомните о чём нас просила Анишит –Йокоповна.

-Работаем по теме урока.

-Знакомы ли мы  этой писательницей? Хотите о ней узнать?

-По моей просьбе Асатрян Нвард  подготовила к уроку выступление.

Посмотрите презентацию.

-Оцените работу докладчика.

- Что значит слово псевдоним?  Узнаем из толкового словаря  Ожегова.

- Предоставим слово старосте класса.

Презентация» «Книги ТЭФФИ для детей».  Оцените работу докладчика.

III.Работа по теме урока.  Первичное усвоение знаний.

Цель: развивать умения и навыки чтения, слушания и говорения;

формировать эмоционально-ценностное отношение к художественному объекту.

-Работаем  с произведением.

-Обратите внимание на название.  Что заметили?  (*)

1.Словарная работа.   Слайд 3

-Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.

-Где можно  узнать значение слов?

- Откройте толковый словарь. Объясните значение  трудных слов.

Преступник-человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее

наказанию.

Преступный - содержащий в себе преступление

Надобности - необходимость, потребность, дело

Порядочный (человек ) - честный, заслуживающий уважения,  неспособный совершить подлость

Легальный – не нарушающий закона

Пазуха-место между грудью и прилегающей одеждой

Выгореть- то же , что и удастся

Тактика - сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека. ( Правила морали будем изучать в 4 классе на уроке ОРКСЭ)

- Познакомимся с содержанием рассказа.

2.Чтение  1 части (комбинированно).  Обмен впечатлениями.

– Кого заинтересовало  произведение? Просигнальте светофорами.

3.Самостоятельное чтение. (1 абзац)

-Прочитайте   1 абзац. (…….)   и подумайте,

- Из этого отрывка понятно,  о каком предмете  идет  речь?

 -Что значит «страсти»? (Страсти – это увлечения, чувства)

- Какой   предмет возбуждал страсть Вовки? Закройте глаза и представьте.

- Такой? (показать карандаш).

IV.Продолжение работы по теме урока.  Первичное  закрепление.

Цель: организовать повторение учебного содержания, необходимого для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности; систематизация чувственного и этического опыта учеников.

Исследуем  текст.  Поработаем в группах.

Работа в группах.

1группа. Обсудите. Почему карандаш вызывает восторг у мальчика?  (Перечитайте описание карандаша с. 58)

Найдите в тексте сравнения.

2группа. Вспомните, что такое контраст? Найдите в тексте контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша.

3группа. Обсудите действия мальчика. Какие пути он испробовал, чтобы заполучить карандаш?

4группа. Обсудите, понимал ли Вовка, что совершил преступление? Как он себя вёл?  (с. 60).

У меня возник вопрос:

-Зачем нужен карандаш вам? Понимал ли Вовка настоящее назначение карандаша.(с. 60)Докажите.

-  Я считаю, что   в рассказе развиваются серьёзные события.  Просигнальте свое мнение.  Какую тему мы изучаем?

- Просмотрите текст. Есть ли моменты, которые вызывают улыбку?  Найдите.

Работа консультантов.  Кому нужна помощь?

- Сверьте свои мысли с образцом..

Прочитайте. Слайд 4

1.Предмет, возбуждающий его страсть вертелся под самым носом.

2.Карандаш -  единственная радость мира.

3.Вовка нахмурил те места, где у взрослых  бывают  брови.

4. На другой день он переменил тактику.

5. Маленький, а отвечает басом.

-Есть что дополнить?

-Теперь догадались, почему произведение помещено  в этом разделе?

- Это серьёзное произведение или смешное?

- Можно о серьезных вещах писать с усмешкой? Покажите свое настроение.

- Вы хорошо потрудились.  Отдохнём. ( проводит ученица)

Ф И З М И Н У Т К А

Потрудились – отдохнем!

В руки карандаш возьмём.

Будем дружно рисовать

И друг другу помогать.

Глубоко вздохнем (три раза)

Три наклона – раз,  два, три.

Прямо встать –

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!

IV.Продолжение работы по теме урока. Обобщение и выводы.

Цель: связать материал урока с  ранее изученным  и жизненным опытом учащихся.

-Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?

- Вы осуждаете поступок Вовки?

Работа в парах. Слайд 5

-   Найдите фрагмент текста, выделенный рамочкой. Что автор хотел сказать с помощью пословицы? Обсудите с соседом по парте.

- Выскажите свою точку зрения.

- Бывают в жизни похожие ситуации?

- Как называется рассказ?  Н. Тэффи всерьёз дала ему такое название или с доброй усмешкой?

- Откуда появится второй карандаш? Предположите, как дальше будут развиваться события?

- Прочитайте строки: Слайд 6

Утром, когда дети шли в школу, Буба заметила на тротуаре двойную булавку.

— Смотри, Вовка, кто-то булавку потерял.

— Не смей трогать! — прогремел Вовка басом. Это чужая собственность…Буба отдёрнула свою преступную руку, уже готовую было завладеть чужим добром, и с уважением посмотрела на человека, ступившего на честный путь…

- Эти строки  вы прочитаете в конце произведения. По ним можно предположить, что Вовка  осознал свою вину?

VI. Домашнее задание:

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

1.Дочитать с. 61 – 69.

2. По выбору:

а) нарисовать,  каким вы себе представляете Вовку;

б)  Нарисовать предметы Вовкиной страсти.

V .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

-Возьмите сфетофорчики и просигнальте. Кому понравился урок?

-Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

-Все ли  цели достигнуты?

- Кто доволен своей работой на уроке?  Какой сигнал светофора вам хочется зажечь?

-Как вы думаете, кто на уроке был самым активным? Оцените работу одноклассников.

- Какое у вас настроение после урока?

-Прикрепите  свои лучики к нашему солнышку, пусть светит ещё ярче.

- Спасибо за урок.  (Прикрепляю свой лучик).

На память об уроке я хочу каждому из вас подарить предмет Вовкиной страсти – красный карандаш.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Надежда Александровна Тэффи Презентацию выполнила ученица 3 класса МБОУ «Погорельская СОШ»Зубцовского района Тверской обл. Асатрян Нвард . под руководством учителя начальных классов Черкуновой Е. Б. Р

Слайд 2

Тэффи Надежда Александровна Настоящая фамилия — Лохвицкая . Это русская писательница и поэтесса . Тэффи – это псевдоним.

Слайд 3

Родилась 1872 в Санкт-Петербурге.

Слайд 4

Надежда Тэффи вспоминала: «Я родилась в Петербурге весной, a наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идёт дождь. Поэтому и у меня … два лица: смеющееся и плачущее». Её известность была столь широка, что появились духи «Тэффи» и конфеты «Тэффи».

Слайд 5

Надежда Тэффи любила писать юмористические рассказы. Она всегда соединяла юмор с грустью….

Слайд 6

Она сочиняла и веселые , лукавые песенки, придумывала к ним музыку и пела под гитару.

Слайд 7

Надежда Тэффи прожила 80 лет. Умерла Тэффи в Париже в 1952.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока. Надежда Тэффи «Преступник»

Слайд 2

Цели: 1.знакомство с творчеством автора; 2. чтение и анализ произведения; 3 .работать активно и дружно.

Слайд 3

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон. Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее наказанию. Надобности - необходимость, потребность, дело. Порядочный (человек ) - честный, заслуживающий уважения, неспособный совершить подлость Легальный – не нарушающий закона Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой Выгореть - то же , что и удастся. Тактика - сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели. Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека . Словарная работа

Слайд 4

11.Предмет, возбуждающий его cc трасть вертелся под самым носом. 2.Карандаш - единственная радость мира. 3.Вовка нахмурил те места, где у взрослых бывают брови. Маленький, а отвечает басом. На другой день он переменил тактику.

Слайд 5

Обсудите фрагмент текста, выделенный рамочкой. Что автор хотел сказать с помощью пословицы ? Работа в паре

Слайд 6

…Утром, когда дети шли в школу, Буба заметила на тротуаре двойную булавку. — Смотри, Вовка, кто-то булавку потерял. — Не смей трогать! — прогремел Вовка басом. Это чужая собственность… Буба с уважением посмотрела на человека, ступившего на честный путь…

Слайд 7

Домашнее задание: 1.Прочитать с. 58 – 63 . 2. По выбору: а) нарисовать, каким вы себе представляете Вовку; б) Нарисовать предметы Вовкиной страсти.



Предварительный просмотр:

                                   РЕФЛЕКСИЯ УРОКА    Краткая характеристика класса:

Подбор учащихся  сложный: уровень способностей у большинства учащихся ниже среднего, из 20 учащихся  на «4» и «5» по итогам 1 триместра 3 человека. Из них 1 – на «5», 1 имеет 1 –«4» т. с.  2 ученицы обнаруживают высокие способности к обучению, 3 – занимаются на уровне выше среднего, но имеют  по 1 -2 «3» по предметам по итогам 1 триместра, остальные слабые, уровень  - ниже среднего и низкий.

У  многих детей нарушено звукопроизношение, Хорошо то, что дети не стесняются своих дефектов. Ребятам свойственно доброжелательное отношение друг к другу, забота, готовность выручить одноклассника. Планируя урок, старалась учесть особенности учащихся класса. В целом в классе низкий уровень техники чтения и слабая долговременная память. Работать трудно.

При определении цели и задач учитывала программные требования, содержание учебного материала.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему, цели урока определяли сами ученики,  оценивали свою работу и работу одноклассников.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения. Мне и детям очень нравится работа с презентациями.

На уроке привлекала внимание к дополнительным источникам, дети работали  с толковым  словарём Ожегова.  Хорошо,  что УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает такую работу (2 часть учебника «Русский язык» содержит словари). На уроке  имела место межпредметная связь  (урок русского языка?, урок ОРКиСЭ)).  Я  тщательно  изучила текст  произведения. Пришла к выводу, что он  очень трудный. Практически каждое предложение заслуживает анализа, составляла задания, подбирала вопросы исходя из содержания текста.

Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска  учеников в исследовании текста. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Проблема,  которая стоит передо мной на каждом уроке,    низкий уровень чтения, чтобы заинтересовать учащихся, старалась применять разные виды  работы с текстом, направленные на его неоднократное  прочитывание.

Учебный материал урока соответствовал принципу доступности,  был посилен для учеников класса, учитывались индивидуальные особенности учащихся. Дети показали высокий уровень активности. Это говорит о том, что урок им понравился.  

Учащиеся доброжелательны друг к другу. Очень любят и умеют оценивать свою работу и работу одноклассников.  Считаю,  что этап рефлексии был проведен на высоком уровне.

Подводя итог, хочется сказать, что мне как учителю было интересно и приятно работать на уроке. Цели достигнуты. Урок удался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Разработка открытого урока литературного чтения в 3 классе "Стихотворение И. Сурикова "Детство" "Начальная школа ХХ| век"

Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова ,обучение выразительному чтению стихотворения, чуткому отношению к слову,развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, "погружаться в тему"....

Урок литературного чтения. Знакомство с буквой "Т, т". 1 класс. Начальная школа ХХI века.

Урок изучения нового материала.Использован деятельностный метод обучения, рефлексивные техники эмоционального состояния детей.В начале урока учащиеся отделили известный материал от неизветстного, сфор...

Технологическая карта урока литературного чтения по произведению А.П.Чехова "Каштанка". УМК "Начальная школа XXI века" (под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Данный материал может быть использован при проведении урока литературного чтения, при составлении технологической карты урока. Представленный урок был проведен с учащимися 4-го класса МБОУ СОШ №...

План-конспект урока по литературному чтению по теме И.А.Бунин "Листопад" УМК "Начальная школа XXIвека"

Материал представлен разработкой урока в форме технологической карты. Данное произведение проходят в разных классах начальной школы: лирический отрывок, слушание полного произведения. Этот урок дан в ...

Конспект урока литературного чтения на тему: "И. Крылов. Квартет" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с басней И.А. Крылова «Квартет»; формирование умений: анализировать художественный текст и видеть жанровые особенности басни; осознанно и выразитель...