Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс. Тема : М.Пришвин. Глоток молока.
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Евстифеева Ирина Анатольевна

Цель урока: на основе рассказа М. Пришвина "Глоток молока" показать возможность жоброжелательных отношений человека и  животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhkarta_uroka_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Класс: 2

Тема урока: «М.М. Пришвин «Глоток молока».

Предмет: литературное чтение

Тип урока:  изучение нового знания

Оборудования: проектор, компьютер, презентации.

 Цель: на основе рассказа  М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с  рассказом Пришвина о собаке;

2. Обучать выразительному чтению и пересказу  текста с изменением лица рассказчика, находить главную мысль;

3. Закреплять знание особенностей литературного жанра – рассказ.

4. Воспитывать чуткое отношение к природе и умение высказывать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, рисунки, презентация, клип «Пропала собака», учебник,  книги М. Пришвина, других писателей о животных,

Этапы  урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия

Время

Орг. момент. Создание эмоционального настроя.

Создаёт эмоциональный настрой

на изучение нового.

. Встаньте, ребята. У нас в классе сегодня присутствуют гости. Повернитесь к ним и кивком головы поздоровайтесь.

- Я уверена, что урок у нас будет плодотворным. Мы впитаем в себя много нового, интересного и полезного. А чтобы у нас было хорошее  настроение,  давайте подарим друг другу  добро.  

-А где у человека « живет» добро? (В душе).

-Возьмите кусочек добра и поделитесь с ним со всеми сидящими в зале.  

Эмоционально-образный и

психологический настрой

к уроку, самоопределение учащихся.

Личностные – внимание, уважение

к сверстникам; коммуникативные –

планирование учебного

сотрудничества с учителем, сверстниками;  регулятивные- нацеливание на успешную деятельность

1 мин

Мотивация к учебной деятельности. Постановка проблемы.

. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в  соответствии с их возрастом.

-Ребята посмотрите фильм и  скажите о чем он.

Звучит запись  презентации «Пропала собака».  

- О чем песня, прозвучавшая в этом фильме?

- Ребята, какие чувства у вас возникли, когда вы смотрели этот фильм? (Жалость)

-По отношению к кому у вас возникло чувство жалости?

- Почему нам жалко детей?( Потому что они потеряли любимого друга.)

- А почему вам жаль собаку?  (Собака окажется бездомной.  Будет скучать по своему хозяину.)

- Ребята, а у кого из вас есть четвероногие друзья?

-Как вы к ним относитесь?

Предполагать, размышлять, анализировать, прислушиваться.

Находят связь музыкальных произведений с темой урока,     анализируют;

ищут смысл, переживания музыкальных произведений;

учатся бережному отношению к животным.

Познавательные – учатся размышлять над содержанием музыкального  произведения, поставленной проблемой.

Личностные –

развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные  – учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

3 мин

Целеполагание.

- Эпиграфом нашего урока будут слова известного французского писателя. Давайте их прочтем.

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

 Слайд  1. «Эпиграф»

 - У нас урок литературного чтения. А чем мы обычно занимаемся на этих уроках? (Знакомимся с   писателем,  с  новым  произведениями).

-- Как вы думаете, о чем будет произведение, с которым мы познакомимся сегодня?

- Мы сегодня поговорим о  взаимоотношениях людей и их питомцев.

Ребята предполагают  тему и цели урока, отвечают на вопросы.

Личностные– самоопределение,  побуждение к деятельности;

Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

 

2 мин

Этап знакомства с жизнью и творчеством писателя

 Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Слайд 2. «Глоток молока»

- А произведение, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Глоток молока».

-Откройте учебники на странице 45.

- Кто его автор?

Слад  3. «Портрет писателя».

2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

Слайд 4. «Знакомство с биографией»

 

Слайды  5-6.  «Творчество писателя»

-Назови произведения, которые написал М.Пришвин.

Дети выступают в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на рассказы учителя.

Познавательные – учатся размышлять; учатся строить речевые высказывания.

3 мин

Этап первичного знакомства с произведением. Постановка проблемы.

  Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в  соответствии с их возрастом. Организация обсуждения смысла заглавия, выбор формы обсуждения.

 Работа перед чтением.

- Рассказ называется «Глоток молока». Как вы думаете, почему он так называется?

 – А сейчас послушайте этот рассказ и скажите, почему же  М.Пришвин  дал своему произведению такое название?

Первичное чтение произведения. (Читает учитель)

-Так почему же так назван рассказ?

-Оправдались ли наши предположения?

-В нашем учебнике нет иллюстрации к этому произведению, какую бы вы нарисовали картину?

-Какие  чувства  вызвал у вас этот рассказ? (Грусть ,жалость к собаке, уважение к хозяину)

 - К какому жанру относится это произведение? Почему вы так решили? ( Жизненность изображаемых событий, достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем)

Ученики слушают, размышляют, предполагают, анализируют, отвечают на вопросы.

Коммуникативные- сотрудничество в поиске и выборе правильного ответа.

Регулятивные –учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Личностные-  формирование нравственных качеств.

3 мин

Этап работы над содержанием текста. Словарная работа

 Организация медленного "вдумчивого" чтения, диалога с автором через текст.

Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности.

-Ребята, а теперь давайте еще раз прочтем по абзацам этот рассказ  и  попробуем глубже вникнуть в содержание текста, чтобы определить  как относились друг к другу герои .

Вторичное чтение по абзацам.

1 абзац

-Кто главный герой рассказа?

-Что случилось с Ладой?

-Почему собака не ела? (Она плохо себя чувствовала)

-Как вы понимаете слово ОТВЕРТЫВАЛАСЬ?

-Кого позвали к собаке? (Хозяина)

 

-2 абзац.

-Что сказал хозяин когда пришел к собаке? (Надо поесть)

- Как собака отреагировала на появление хозяина?

- Что значит забила прутом?

- Как вы думаете, каким человеком был хозяин Лады? (Добрым, отзывчивым)

- Исходя из чего, мы делаем такой вывод? Как автор произведения помог  нам понять это?                          ( Поведение, речь)  

Как понять выражение: ЖИЗНЬ ЗАИГРАЛА В ЕЕ ГЛАЗАХ?

(Она стала веселее, почувствовала, что хозяин не бросил ее в трудную минуту)

3 абзац.

-Что сказал хозяин своей собаке? (Кушай, Лада)

- Каким голосом он говорил? (Спокойным, тихим, как бы уговаривая.)

- Кто из вас сможет сказать эти слова так, как их говорил автор ?

- Что сделала собака? (Начала лакать)

- 4 абзац.

- Как понять выражение:  ЗНАЧИТ ЧЕРЕЗ МОЮ ЛАСКУ ЕЙ СИЛЫ ПРИБАВИЛОСЬ ? (Почувствовав заботу, она не могла отказать хозяину и начала лакать. )

-Как вы думаете, поправилась ли собака? Какие слова говорят об этом? (Последнее предложение)

Дети  читают  текст по абзацам, пытаются определить и показать переживания писателя

Высказывают свои предположения.

Отвечают на вопросы учителя.

 

Личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Формирование читательских навыков: выразительное чтение, выборочное чтение.

Познавательные – находить и выделять необходимую информацию(отбирать, анализировать), воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Коммуникативные -   проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль, выражать свои мысли с полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение; учитывать разные мнения

7 мин

Физкультминутка

Проведение физкультминутки

Активно выполняют движения

Коммуникативные-

проявлять активность в коллективной деятельности.

2 мин

Этап знакомства с новым литературоведческим понятием

Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи  (главного смысла )

-Ребята, рассказ по объему небольшой, но нужно, как взрослые говорят, учиться  читать «между строк», то есть догадываться о том , что хотел сказать автор.

-Это значит, что мы должны научиться понимать, чувствовать то, что хотел донести до нас автор. В этом  рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным.

 Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: « Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?»

- Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?

- Так что же помогло Ладе? (Ласка хозяина)

- Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.

- Так в чём заключается основная мысль рассказа? (что лаской можно многого добиться).

 

Слушают, анализируют, находят необходимую информацию.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор, выделять основную мысль произведения.

3 мин

Этап актуализации знаний

 

Слайд 7.   « Характеристика героев»

 - О ком из героев здесь говорится?

Беспомощный –нуждающийся в помощи.

Чуткий- понимающий

Внимательный-заботливый, чуткий.

-Ребята, от чьего имени рассказана эта история?(От имени автора)

 Организация коллективной работы.

 Слайд 8.  «Творческая работа»

- Подготовьте пересказ от имени Лады.

Самостоятельное чтение рассказа.

 

Учащиеся подбирают определения  к героям, объясняют значение прилагательных.  

Работают  в парах.

(готовят творческий пересказ произведения).

Самостоятельно читают текст.

 Познавательные- выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

Личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

 

 

Коммуникативные-применять правила делового сотрудничества

Личностные:-самостоятельно организовывать свою работу.

Формирование  читательских навыков.

3 мин

Рефлексия. 

Оценка результатов деятельности.

 Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности.

Слайд 12 «Что узнал? Чему научился?»

Сегодня на уроке

Я узнал…

Я научился ….

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Ребята делают выводы, подводят итог.

Познавательные -  решение проблем.

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

2мин

Домашнее задание

Слайд 10. «Домашнее задание»

-Сегодня, ребята, я задаю вам необычное домашнее задание. Вам нужно будет просмотреть дома мультфильм «Верните Рекса». А на следующем уроке пересказать его содержание.

Записывают домашнее задание.

Личностные:

формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР

Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)

Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М. Пришвин “Золотой луг" - 2 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства обучающихся с рассказом М. Пришвина «Золотой луг»; совершенствова...