Тема урока: Николай Заболоцкий. Сентябрь.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_po_zabolotskomu.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

Тема урока: Николай Заболоцкий. Сентябрь.

Материал для чтения: Николай Заболоцкий. «Сентябрь».

Цели урока:

  1. Познакомить со стихотворением Н.Заболоцкого «Сентябрь».
  2. Развивать речь, творчество, воображение, способность высказывать своё собственное мнение.
  3. В сферу учения вовлечь не только интеллект школьника, но и эмоции, духовные потребности.
  4. Воспитывать положительную мотивацию в обучении.
  5. На изучаемом материале развивать и конкретизировать понятие темы: Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека».
  6. Вести подготовительную работу по формированию навыков художественного описания картин природы в написании детских сочинений.

.

Оборудование урока:

  • Репродукции картин Левитана с осенним пейзажем
  • Рисунки детей об осени.
  • Магнитофон.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа над новым материалом
  4. Творческая работа.
  5. Домашнее задание.    

 -   Ребята, несмотря на то, что сегодня на улице сыро (мрачно) и холодно, моросит дождь… в нашем классе тепло и уютно. И мне очень хочется, чтобы погода за окном не испортила вашего настроения. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

 -  На предыдущем уроке мы с вами побывали в «Музейном Доме» и познакомились с репродукциями картин Левитана. Давайте посмотрим на них ещё раз. Дома я просила вас составить небольшие рассказы-описания этих картин от своего имени, представив себя на месте художника. Кто хочет поделиться тем, что у него получилось со своими товарищами?

  Дети описывают сначала картину «Тихая обитель», затем «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники».

 -  Спасибо. Вам понравились рассказы? По-моему получилось хорошо (замечательно). (Следуют ответы детей). А чей рассказ вам понравился больше и почему?

Кирилл: « Я не могу сказать чей рассказ получился лучше, потому что, как мне кажется, и Наташа и Дима смогли очень хорошо описать словами то, что Левитан нарисовал красками.

Я тоже написала рассказ по картине Левитана « Тихая обитель».Прочитайте его.

 - В очарованье русского пейзажа                                                                                                       Есть подлинная радость, но она                                                                                               Открыта не для каждого и даже                                                                                                          Не каждому художнику видна.

               Эти строчки принадлежат замечательному русскому поэту Николаю Алексеевичу Заболоцкому, о котором нам подготовила небольшой доклад Репишкова Анна.

Родился он в 1903 году под Казанью. Сын агронома и сельской учительницы. Детство своё провёл в селе Сершул Вятской губернии, непосредственно в прямой связи с природой, которую впоследствии великолепно описывал в своих произведениях…..

- Сегодня мы с вами познакомимся с его стихотворением «Сентябрь».

Чтение стихотворения. Ребята слушают.

А теперь внимательно и неторопливо прочитайте это стихотворение сами.                        Все ли значения слов вам понятны?                                                                                            Далее следует уточнение слов «морок» (устаревшее)- то же, что мрак ,                         «орешина» - то же, что орешник, «зыбкий»- здесь: имеющий неясные очертания.  «На полотне» посмотреть в толковом словаре.                                                                                         -   А теперь, когда  вам понятно каждое слово в стихотворении, найдите и прочитайте строфу, посвящённую описанию непогоды.

Ребята зачитывают. После чего Коля (Миша) говорит:                                                                       « Хоть и непогода, а описано не скучно! Всё можно представить!»                                            

- А вы, ребята. Разделяете Мишино мнение?                                                                

Дети : «Большие горошины дождя», «тополь взъерошенный, закрывается изнанкой листа».

- Что делает картину такой выразительной? С помощью какого приёма поэт добивается этой выразительности?

Дети: Поэт пользуется приёмом олицетворения: тополь под проливным дождём напоминает взъерошенного человека, а «серебристой изнанкой листа» дерево пытается укрыться от ливня, как человек попавший под дождь без зонта, старается прикрыть голову сумкой, пакетом, газетой.  

А давайте попробуем представить себя на месте этого тополя.    Физкультурная минутка.

Ветер дует нам в лицо,                                                                                                  Закачалось деревцо.                                                                                                               Листья дождиком облились                                                                                                          И на землю опустились.  

- Ребята, а кто из вас прочитает  слова, которые служат границей  между картиной непогоды и картиной золотой осени?                                                                                            - Какое чудо преображает картину осеннего дня?                                                                         - С чем поэт сравнивает слой облаков? Как подчёркивает, что они плотные?

Дети отвечают, зачитывая строки стихотворения.

Вторая строфа- смена между осенней непогодой и золотой осенью («сквозь отверстие облака …// Первый луч пробиваясь летит»

- Слой облаков в этом стихотворении «каменные плиты» с арками отверстиями, их плотность создаёт «царство тумана и морока», а чудо вмиг преобразившее картину этого осеннего дня – первый луч солнца, пробившийся сквозь череду облаков.

- Какого цвета листики на орешине?                                                                                           - - Почему поэт не употребляет слова  «желтый», «красный», а использует слова «золотой», «гранатовый»?                                                                                                    - ---

 - Какие из этих слов передают не только цвет, но и свет?                                                                         - С чем, или с кем поэт сравнивает орешину?  

- Орешник («орешина») засиял золотым и гранатовым (т.е. жёлтым и тёмно-красным). Обратите внимание, что слова «золотой, как огонь и гранатовый»  передают не только цвет, но и свет. Видимо,  поэтому обычный человек отметит, что в конце сентября орешник стал  жёлто-красным; тогда, как поэт увидит, что «орешник  вспыхнул», словно девушка, «засияла золотым, как огонь, и «гранатовым»

- А если бы не было дождя, смогли бы деревья столь ярко засиять в лучах солнца?

Перечитайте последние две строфы.                                                                                                     – Что же должен нарисовать живописец : деревце (орешину),похожее на девушку, или девушку, похожую на деревце?                                                                                                      Как вы ответите на этот вопрос?

Дети высказывают своё мнение.

- Казалось бы поэт просит нарисовать девушку, которая должна быть стройной, как деревце (орешина), и зыбкой- то ли царевна в венце, то ли  орешина с гранатово-золотой кроной; лицо девушки заплакано, потому что совсем недавно прошёл дождь, и деревья в лесу осыпались большими горошинами.

Дети (Миша) : Художник должен нарисовать такую…девушку- деревце..

- А вы согласны с Колей?                                                                                                             - - Тогда давайте попробуем  создать такой образ  сейчас на уроке. Для этого я предлагаю вам использовать такой художественный приём, как монотипия. Для этого возьмём настоящий листик, нанесём на него цвета осени и сделаем отпечаток на заготовленной бумажной форме.                                                                                                                             Дети выполняют они работу под музыку П.И.Чайковского из его «Детского Альбома», «Осенняя песня», «Октябрь».

 - Давайте украсим ими образ грустной девушки.  

Дети выходят к доске и составляют такой образ из листиков орешины и портрета девушки.                                                                                                                                                  - А теперь, посмотрите, какая получилась красота!

- В заключение нашего урока, кто из вас хочет   прочитать для нас стихотворение Заболоцкого «Сентябрь» полностью?

- Дома я попрошу вас вспомнить всё, о чём мы с вами говорили на уроке. И, читая стихотворение, постарайтесь представить себя художниками, рисуя в своём воображении то, о чём пишет поэт. А может быть и не в воображении, а на листе бумаги.           Запишите в дневники домашнее задание. Стр.103. Выразительное чтение. Желающие могут выучить это стихотворение наизусть.

Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

                                                         

                                                                                                            Учитель: Карабедова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Николай Заболоцкий

Презентация  к уроку литературы в 11 классе...

Николай Заболоцкий

Некрасивая девочка. Среди других играющих детейОна напоминает лягушонка.Заправлена в трусы худая рубашонка,Колечки рыжеватые кудрейРассыпаны, рот длинен, зубки кривы,Черты лица остры и некрасивы....

Урок литературного чтения. Тема: Н.А.Заболоцкий «Детство» Класс: 4 «А»

Конспект урока по литературному чтению по ФГОС ( Учебник Л.А.Ефросина, М.И.Оморжова 4 класс )....

План урока по литературному чтению на якутском языке. Тема урока: Николай Якутскай «Дьукаахтыылар».

План урока  по литературному чтению на якутском языке.  Н.Г. Золотарев-Якутский "Дьукаахтыылар"...

Урок литературного чтения 4 класс на тему Н.А. Заболоцкий "Сентябрь"

Открытый урок, проведенный в 4 классе  на тему Н.А. Заболоцкий " Сентябрь", изучаемый по прог7рамме перспективной начальной школы....

Н. Заболоцкий «Сентябрь», М. Врубель «Жемчужина»

Урок по теме "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека" с использованием ТРКМ...