Урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « И.А. Крылов. Басни.»
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Главное на уроке это донести до сознания детей юмор и иронию басни, продолжать формировать умение находить мораль-поучение в произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работаем с баснями И.А.Крылова32 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок по литературному чтению  в 3 классе.

Тема : И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». «Слон и Моська».

 "Две бочки».

Цели урока:

Донести до сознания детей юмор и иронию басни, продолжать формировать умение находить мораль-поучение в произведении.

Обучающая -  проверить, повторить, углубить и закрепить знания по теме: «Басни И.А. Крылова ». Развивать навыки выборочного и выразительного чтения, развивать произвольное внимание, логическое мышление, путем осуществления   межпредметной связи с русским языком, общей литературой , математикой, изобразительным искусством.

Развивающая - развитие творческих способностей учащихся, их аналитических навыков; расширение кругозора; развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и привитие любви к данному жанру.

Воспитательная - воспитание нравственных качеств и непримиримого отношения к хитрости, корысти, невежеству, глупости и самолюбованию.  

Подготовительная работа: Чтение басен И.А. Крылова, в том числе, не предусмотренных программой; знакомство с отдельными моментами жизни баснописца; конкурс рисунков - иллюстраций к басням Крылова.

Басни, предложенные для чтения:

«Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Лебедь, щука и рак», «Лисица и виноград», «Слон и Моська», «Кот и повар», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Прохожие и собаки», «Крестьянин и лошадь», «Свинья под дубом»,  «Чиж и еж», «Листы и корни», «Соловей».

Оформление урока:

 1. Запись на доске:

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»

 И.А. Крылов

«Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание».

 Сенека.

2. Портрет И.А. Крылова

3. Стенгазета с баснями И.А. Крылова и детскими рисунками, иллюстрациями к басням.

Ход урока.

Сегодня на урок я принесла для вас портрет И.А. Крылова. Всмотритесь внимательнее в  черты его лица. Каким он вам представляется по характеру?  (Добрый, умный и т.д.)

Помните что я рассказывала вам о его детстве? Ребята вспоминают…

И не смотря на такую трудную, но вместе с тем и интересную жизнь ,он остался именно таким, каким вы видите его на портрете и описали.

Давайте прочитаем эпиграф к уроку:

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»

    Посредством  какого жанра Иван Андреевич «пощипывал» людские пороки?

-Басни.

Кто скажет нам что такое басня?

Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни.

На какой жанр литературы похожа басня? (На сказку)

Что у них общего, чем отличаются?

На этой неделе мы познакомились с некоторыми из басен Крылова. Прочитайте, что написано на доске, только справа налево, так как подписывал свои басни И.А.Крылов.

(тренировка произвольного внимания)

КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ

Правильно. Кто хочет рассказать нам эту басню?

Ребёнок рассказывает басню.

Какова мораль этой басни? А в нашем коллективе может произойти такое?

А как называется следующая басня?

АКЬСОМ И НОЛС

А эту басню я попрошу вас рассказать по ролям.

Дети выходят к доске.

Остальные дети встают, изображая толпу. Они же произносят последнюю реплику из басни.

Все садятся на свои места. И я предлагаю им открыть учебники на стр.74.

      Проверка домашнего задания. Работа с басней «ДВЕ БОЧКИ».

Словарная разминка. Объяснение значения слов: плестись, нестись, плести, нести.

Чтение самой басни. Разбор морали.

Сочинение собственного рассказа по морали. Работа в тетрадях.

       И так, зная уже не одну басню И.А Крылова, я предлагаю вам  решить кроссворд. Работаем в парах. Кто быстрее справится. Раздаю листочки на парты. Ребята отвечают на вопросы, вспоминая названия животных, героев басен.

       И.А. Крылов родился 2 февраля в 1769. Кстати, кто быстрее всех сосчитает сколько бы было лет баснописцу в том году? (243 года)

Как вы думаете за эти годы были ли ещё поэты, которые сочиняли басни?

Конечно же да. И, кто знает, может быть кто-то из вас захочет и сможет писать стихи и басни. Предлагаю вам попробовать сочинять уже сегодня.

Вам известно что такое буриме. Мы не раз подбирали рифмы к словам.

Раздаю детям листочки со словами, к которым они дома подберут рифмы. Несколько вариантов произносим в классе.

Домашним заданием будет выразительное чтение басни «Две бочки» наизусть.

Подбор рифм. Прочтение любой понравившейся басни Крылова из книг, предложенных нашей библиотекой и из личной библиотеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица"

Урок литературного чтения в 3 классе проводится по учебнику «Родная речь» авторов:  Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Москва «Просвещение»2009,  УМК «Школа России»Тема урока...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И.А.Крылов. Басня "Ворона и лисица"

Конспект открытого урока с презентацией по теме "И.А.Крылов. Басня "Ворона и лисица" (4 класс)...

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс, по теме И.А.Крылов.Басни.

Творчество И.А.Крылова, басни "Ворона и лисица", "Мартышка и очки"...

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе на тему «И.А. Крылов басня «Ворона и лисица»

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе  на тему «И.А. Крылов басня «Ворона и лисица»...

Технологическая карта урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь"

В технологической карте урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь" представлен конспект урока по теме, цели, задачи и планируемые результаты урока...

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме " И.А.Крылов. Басни. Ворона и лисица", по программе "Школа России"

Цель урока: познакомить обучающихся с произведением И.А.Крылова "Ворона и лисица" ,продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней....

Презентация по литературному чтению в 3 классе по теме " И.А.Крылов. Басни. Ворона и лисица", по программе "Школа России"

Цель урока: познакомить обучающихся с произведением И.А.Крылова "Ворона и лисица"...