Урок обучения грамоте и письма по теме: "Заглавная буква Ч" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Колбина Валентина Геннадьевна

Урок составлен по программе "Школа 2100" с учетом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaglavnaya_ch_otkrytyy_urok.docx62.8 КБ
Файл zaglavnaya_bukva_ch.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте  Технологическая карта урока

Класс: 1в  Школа: МБОУ «СОШ № 1» г. Микунь Республика Коми

ФИО учителя: Колбина Валентина Геннадьевна

Тема урока

Заглавная буква Ч. Чтение и  написание слов, предложений с заглавной буквой Ч.

Цель урока

  • сформировать четкий графический образ буквы Ч заглавной
  • способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.
  • развивать речь учащихся, активизировать словарь, развивать воображение
  • развивать фонематический слух, память, внимание и логическое  мышление.
  • закрепить навык произношения звука ч в слогах, словах и фразах; закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
  • воспитывать умение ценить время и рационально его использовать;
  •  формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;
  •  формируем умение писать слова;
  •  формируем умение анализировать текст.

Организация образовательного пространства:

Информационный материал:

Р.Н. Бунеев, Е.Н. Бунеева «Букварь», прописи №5  .

Демонстрационный материал:

Компьютерная презентация, карточки с буквами, плакат «буква Ч ч», глобус.

Раздаточный материал:

 Карты с заданиями для групповой работы

Предполагаемые результаты деятельности:

Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Личностные умения:

Мотивация  к обучению; соотнесение с нормой; умение сделать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные умения:

Умение проговаривать последовательность действий на уроке, умение прогнозировать предстоящую работу учиться выдвигать версию, отличать верно выполненное задание от неверного.

Предметные умения:

Соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоить способы определения мягкости звука [ч], уметь давать характеристику звука, писать строчную и заглавную букву ч, слоги, слова, предложения  с этой буквой. ;  освоить способы  правописания гласных а, у после ч, правила написания заглавной буквы.

Познавательные умения:

Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.

Коммуникативные умения:

Оформлять свою мысль  в речи, слушать и понимать других, учиться выполнять различные роли в паре (исполнитель – слушатель)

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

Источники: http://school2100.com/pedagogam/vdru/week.

Используемая литература:

  1. Пронина О.В., Кремлёва И.И. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям

«Мои волшебные пальчики». Методические разработки для учителя. – М.:Баласс , 2011

  1. Волина В.В. Учимся, играя. Занимательное азбуковедение. – М.: « Новая школа», 1994

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе. 

  1. Организационный момент:

Урок начинается с взаимного приветствия  учащихся и гостей.

Долгожданный дан звонок,

Начинается …   урок!(ответ детей)

Настроение  каково?  Во!

Во! (показывают большим пальцем руки)

2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

  1. Работа с лентой букв

– Какие  особенные буквы вы знаете? Почему они особенны.

– Буквы Я, Е Ё – когда они обозначают два звука?

– Когда буквы Я, Е Ё указывают на мягкость согласного звука?

-Расскажите о букве ш.ж

-Буква Й?

  1. Мобилизующий этап.

Слушание песенки.(С. Медяник «Четыре черненьких чумазеньких чертенка»)

-Какой звук вы слышали чаще других?

-Дайте характеристику этому звуку.

– В чём его особенность?

 – Какое правило написания гласных после Ч узнали на прошлом уроке?

Работа в группах.

Подберите 1 ряд – слова со звуком [ч] в начале слова; 2 ряд со звуком [ч] в середине слова; 3 ряд со звуком [ч] в конце слова.

Самооценка (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что вам  нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

-Е Ё Я Й Ш Ч Ж

-В начале слова и после гласного.

-После согласного.

-Всегда твердая.

-Всегда мягкая

Звук [ч]

-Согласный, глухой, всегда мягкий.

-Всегда мягкий.

-ЧА пиши с А ЧУ пиши с У

Группам выдаются листы с заданием(картинки разных предметов).

Выступление групп.

3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Чтение слов – нахождение общего

– Прочитайте слова

 Чили, Чита, Чвокова, Чайковский,

– Что общего у всех этих слов?

– Можно ли, прочитав слова, догадаться, какая тема урока?

– Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Цель формируется с использованием опорных слов: познакомиться…, учиться отличать…, учится читать…. 

-Написаны с большой буквы.

-Цель нашего урока – познакомиться с заглавной буквой Ч; учиться читать слоги, слова с новой буквой. учиться писать письменную заглавную букву Ч.

4-й этап. Открытие новых знаний “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

– Посмотрите «Букварь» на с. 132 и прописи, с. 23.

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

– Что нового мы узнаем сегодня?

– Что мы сейчас делали?

– Какой кружок обозначает эти действия?

-У всех ли слов мы знаем значение?

-Где можно узнать? (Повторение источников информации)

Учимся работать с информацией (индивидуально)

 Чему мы сейчас учились?

Чвокова-фамилия девочки в нашем классе

Чили –страна. –А мы в какой стране живем?

Чита–город в России. –А мы живем в городе…

-А кто такой Чайковский?

-Так почему эти слова написаны с заглавной буквы?

1.Работа в « Букваре».(с.134)(работа в паре) ).  

Чтение слов и предложений. Чтение 1-й строчки слов.

-Прочитайте первую строчку слов друг другу.

Взаимооценка – Что вам нужно было сделать?

– Удалось твоему соседу выполнить эту  работу?

– Он выполнил всё правильно или были недочёты?

– Он прочитал  всё сам или с твоей помощью?

-Если вам понравилось чтение соседа поднимите , не очень

– Что за слова записаны на самой верхней строчке?

-Какие ещё  названия встретились?

-Кто знает, что обозначают эти слова?

– В каких словах будем писать заглавную букву?

– Что мы сейчас делали? (Читали слова и предложения.)

– Какие правила повторили?

– Что нового вы узнали?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

Физкультминутка.

Называю слова, если оно пишется с большой буквы –хлопаете, если с маленькой –топаете и машете руками.

 Чипполино  чашка  часы Чаплина Черноморск человек чайка чай

1. Работа в прописи (с. 24).  

1) Написание строчной буквы ч. Сравнение с заглавной.

2) Заглавная буква Ч.

       а) Сравнение письменной и печатной буквы Ч.

       б) Сравнение с заглавной буквой У.

в) Графический анализ буквы Ч. (Состоит из двух элементов: верхняя часть, напоминающая строчную г, и крючок.)

Посмотрите на образец. Из скольких элементов состоит заглавная буква Ч?

- Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведём вверх вправо, закругляем, ведём наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведём вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

г) Обведение буквы по образцу.

д) Написание буквы самостоятельно. Сначала пишут три буквы, учитель обращает внимание на ошибки и пути их устранения, затем ещё три буквы, сравнивают с образцом и т.д.

Формирование алгоритма самооценки

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Составление плана урока.

План (примерный)  

  1. Знакомство с заглавной буквой Ч.
  2. Повторение правил написания слов с заглавной буквы.
  3. Чтение слогов и слов.
  4. Чтение предложений и текстов.
  5. Знакомство с написанием  буквы Ч.
  6. Письмо буквы, слогов, слов и предложений.

(Планировали свою деятельность.)

-Нет

-Российская Федерация

-Микунь

-Это композитор.(слушали на уроках музыки –альбом Времена года, музыку из балета «Щелкунчик»)

-Это названия стран, городов, фамилии людей.

-Названия.

-Чувашия, Чебоксары ,Челябинск.

-Чувашия –название республики. ( Мы живем в Коми республике).

-Чебоксары –столица Чувашии. (У нас столица Сыктывкар)

-Челябинск –город в России.

-В именах людей, названиях и т.д.

-Буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо.

5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

   1. Работа в «Букваре» (с. 134).  (Работа в парах)

Чтение слов в столбиках.

1-й столбик:

Прочитайте про себя имена и фамилии известных людей.

Чьи фамилии вам знакомы? Кто это?

– Чьи фамилии вы слышите впервые?

– О них вы узнаете из предложений.

Чтение 1-го предложения:

Что написал К. Чуковский?

– Назовите ваше самое любимое произведение К.И. Чуковского.

Какой рассказ Е. Чарушина мы читали в «Букваре»? («Почему Тюпу прозвали Тюпой?»)

– Прочитайте фамилии еще раз.

– Подчеркните заглавные буквы.

Коллективная проверка.

    2. Работа в прописи.  

Запись предложений с печатного образца. Чтение про себя, вслух. Анализ предложений, подготовка к списыванию. Запись с комментированием. Взаимопроверка в парах.

Вопросы к ученикам по работе на с. 24 прописи (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил  всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку? Почему?

– Отметь в конце страницы справа.

Физкультминутка.

 3. Работа в «Букваре».     

Чтение слов, отвечающих на вопросы: кто? что? Работа с текстом.

1) Чтение 1–3-го столбиков слов под вопросами.

–  Какие слова отвечают на вопрос: кто?

– Какие слова отвечают на вопрос: что?

Повторное чтение слов с вопросами. (Кто? Человек. Что? Речка.) Выборочное чтение слов.

а) Слова, отвечающие на вопрос: кто?

б) Слова, отвечающие на вопрос: что?

2) Чтение текста «Игра в слова».

а) Прогнозирование содержания текста по заглавию и иллюстрации.

– А как можно играть в слова?

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

 

 б) Самостоятельное чтение и проверка предположений.

в) Повторное чтение.

– А как вы думаете, ребята, как спросить о Чебурашке: кто? или что?

– Кто понял условия игры?

Дети рассказывают условия игры.

– Давайте попробуем поиграть, выполняя такие условия игры.

– Изменились ли условия игры в конце текста?

– Давайте поиграем. Это игра в слова, аналогичная той, о которой говорится в тексте.

– Кто победитель в нашей игре?

7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Вспомните, что нового мы сегодня узнали?

– Что повторили из того, что знали?

– Какое задание показалось наиболее интересным?

– А какое задание заставило задуматься?

Учитель обращается к плану действий.

– Все ли пункты плана выполнили?

– Чему научились на уроке?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Самооценка

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

-Чью работу вы бы сегодня на уроке отметили?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию составила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 1» г. Микунь Колбина Валентина Геннадьевна Урок обучения грамоте 1 класс Тема: Заглавная буква Ч А Б В Ж З Е К http://aida.ucoz.ru

Слайд 2

23.02.2015 2 Е Ё Я Ш Й Ж Ч

Слайд 3

Работа в группах 23.02.2015 3

Слайд 4

Чита

Слайд 5

Челябинск

Слайд 6

Чебоксары-столица Чувашии 23.02.2015 6

Слайд 8

Корней Иванович Чуковский 23.02.2015 8

Слайд 9

Евгений Чарушин 23.02.2015 9

Слайд 10

Саша Чёрный 23.02.2015 10

Слайд 11

Источники: https://www.google.ru / http://fb.ru/article/134704/sasha-chernyiy-biografiya--- vse-samoe-interesnoe http:// www.baby-scool.narod.ru/media/book/prosa/charuschin/index.html 23.02.2015 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Тема: письмо слов с заглавной буквы, предложений.

Урок обучения грамоте по Образовательной системе «Школа 2100». Курс обучения обеспечивается программой и учебником «Букварь» авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.П.Прониной. Цель урока состоит...

Презентация к уроку обучения грамоте (русский язык) по теме "Заглавная буква «П», обозначающая согласные звуки"

Презентация к уроку обучения грамоте (русский язык) по теме "Заглавная буква «П», обозначающая согласные звуки"...

Конспект урока обучения грамоте и письму на тему: «Введение букв А, O, как знаков для гласных звуков [a], [o]», учебник (УМК «Букварь» 1 класс, Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А., система Эльконина-Давыдова)

Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления учащихся с буквами А, О, как знаками для гласных звуков [a], [o];формирование умения обозначать в схемах звуки [a], [o] при составлении...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Звуки [к], [к\']. Буквы К, к» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [к], [к,] и букве К, к, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Задачи урокаДидактические: Формировать ум...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму "Звуки [с], [с\']. Буквы С,с" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Звуки  [с], [с’]. Буквы С,с" Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока:  формирование знаний учащихся о согласных звуках [...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Строчная и заглавная буквы Ц, ц» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тема урока «Строчная и заглавная буквы Ц,ц» Тип урока: закреплениеЦель урока: закрепление умения писать строчную и заглавную букву [це]; совершенствование навыка чтения слов по слогам...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письмо "Звуки [т], [т’]. Буква Т,т", 1 класс (УМК "Перспектива")

Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [т], [т’] и букве Т ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения; формирование представления учащихся о письме строчно...