Урок литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Шешинева Ирина Валерьевна
Конспект урока  литературного чтения  А.Погорельский «Черная курица…» 4 класс
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_v_4_klasse.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

 А.Погорельский «Черная курица…»

4 класс

                                                                       Учитель: Шешинева И.В.

Тема:  А. Погорельский « Черная курица, или Подземные жители»

Цели урока: Раскрыть нравственный смысл произведения; совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, пересказ текста, выборочного чтения; учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение; учить четко отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать элементарные библиографические навыки; закреплять умение самостоятельно работать с книгой; развивать читательскую самостоятельность.

Оборудование: Фильмопроектор, диафильм, магнитофонные записи, магнитофон, макет подземного дворца, изображение Черной курицы, иллюстрации старого Петербурга, элементы костюмов (гребешок, корона, накидка, воротничок ), книга с закладками, кисточки, стаканчик с водой, листок бумаги (у детей).

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Вводная беседа

- Прежде чем начать наш урок, я хочу рассказать вам, какой сон видел недавно мой сын. Будто добрый волшебник сказал ему, что сможет выполнить одно его желание. Сын долго мучился, думал во сне и наконец загадал, чтобы ему подарили трансформер. Я тогда подумала, ведь это действительно очень трудно – выбрать одно-единственное желание из множества. Интересно, а какое желание загадал бы каждый из вас?

( Дети загадывают желания, вдруг беседу прерывает непонятно откуда взявшийся голос.

Магнитофонная запись: «…Ко-ко-ко…Не торопитесь высказывать свои желания. Ко-ко-ко…»

Из-за ширмы появляется фигурка Черной курицы.)

Черная курица. Поспешность может привести к печальному концу… Я знаю одну очень грустную историю о том, как непродуманный поступок маленького мальчика сделал несчастными много людей… Ко-ко-ко…

(Курица исчезает)

  1. Беседа о книге и об авторе.

- Ребята, а ведь мы с вами тоже знаем эту историю. Придумал её…

(Антоний Погорельский)

- А хотите, я вам открою секрет? Антоний Погорельский- это не настоящие имя и фамилия автора. Вы, наверное, знаете, что многие писатели пользуются литературным именем. Как оно называется?

(псевдоним)

-Правильно. Псевдоним «Антоний Погорельский» взял себе писатель Алексей Алексеевич Перовский, современник Пушкина; взял он его в честь села Погорельцы, в котором жил.

Свою волшебную повесть «Черная курица, или Подземные жители» он написал около 200 лет назад для своего племянника Алеши, который потом стал известным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.

А кто скажет, как звали главного героя произведения?

(Алеша)

- Правильно, автор так его назвал в честь своего племянника.

4. Рассказ учителя.

- Итак, давайте вспомним эту историю…

(Звучит музыка, демонстрируются иллюстрации с видами старого Петербурга.)

- Было это давным-давно, в старом Петербурге. В то время дети учились не в школах, а в пансионах. Как в современных интернатах, ученики жили там без родителей. Девочки тогда учились отдельно от мальчиков.

В одном из таких пансионов находился мальчик Алеша, которому тогда было 10 лет. Он был хороший, добрый, его все любили.

«По воскресеньям и праздникам он читал книги о рыцарях. И тогда воображение переносило его в старинные времена, рыцарские замки, страшные развалины и дремучие леса.

Другое его любимое занятие было кормить курочек, которые гуляли по двору и жили в специально выстроенном для них домике. Алеша знал их всех по именам, разнимал их драки и кормил крошками, которые собирал со скатерти после обеда и ужина.

Особенно он любил черную хохлатую курицу, названную Чернушкой. Она была ласковая и даже позволяла себя гладить.

Однажды Алеша увидел возле своих курочек кухарку. В руках у неё был большой нож. Она просила Алешу поймать черную курицу, и даже схватила её за крыло, как вдруг Алеша так неожиданно бросился на шею кухарке, что та упустила Чернушку.

- Душенька, любезная Тринушка! Пожалуйста, не тронь мою Чернушку!

Та была вне себя от досады и хотела уже бежать жаловаться учителю, но Алеша прицепился к полам платья и так умильно стал просить ее, что она остановилась.

- Тринушка, ты такая хорошая, милая. Оставь мою Чернушку. А я… подарю тебе золотой, его мне моя бабушка…

И кухарка согласилась…»

(На фоне кадров диафильма звучит магнитофонная запись с эпизодом, когда Чернушка впервые появилась в спальне Алеши, до слов «Иди за мной…»)

  1. Знакомство с книгой.

- А что было дальше, мы узнаем, если откроем книгу, которая лежит у вас на партах.

6. Выразительное чтение.

- Найдите по оглавлению сказку «Черная курица…». Пролистайте её, рассмотрите иллюстрации. Я просила вас найти дома и заложить закладкой красного цвета тот эпизод, в котором рассказывается о том, куда пошел Алеша и Чернушка в первую ночь. Давайте прочитаем этот отрывок.

- Почему в этот раз они не смогли попасть в подземное царство?

- Что же было во вторую ночь?

- Закройте глаза. Постарайтесь представить тронный зал дворца – с хрустальными люстрами, роскошным троном и маленькими человечками, одетыми в рыцарские доспехи, красивые кафтаны, придворных дам.

(В это время демонстрируется макет подземного дворца, зажигаются свечи.)

- Откройте глаза. Куда мы с вами попали? ( к королю подземного царства)

7. Чтение по ролям.

- Что же произошло с Алешей у короля? Откройте страницу, вы должны были заложить её закладкой темного цвета. Прочитайте отрывок по ролям.

-Как отнесся король к желанию Алеши? Давайте перечитаем это предложение.

8. Краткий пересказ текста.

- Кто помнит, что же было с Алешей дальше? Как изменился Алеша? Как он принимал незаслуженные похвалы вначале; потом?

9. Работа с иллюстрациями.

- Пока мы читали книгу, вы рассматривали иллюстрации. Они помогали нам лучше представить прочитанное. А кто мне подскажет, где в книге можно найти фамилию художника, который создал эти иллюстрации?

- Прочитайте фамилию художника.

- Понравились ли вам его иллюстрации?

- А теперь я покажу вам свои иллюстрации. Кто на них изображен?

- Одинаковый ли Алеша на этих рисунках?

- Как вы думаете, какой из этих мальчиков спас Черную курицу?

- Почему вы так думаете?

- А каким мы видим Алешу на втором рисунке?

- Ребята, почему же к нему больше не приходила Черная курица?

- А почему же тогда курица вернула ему конопляное зернышко после того, как Алеша его выронил?

10. Выборочное чтение.

- Давайте прочитаем отрывок, который вы заложили закладкой зеленого цвета, где Чернушка возвращает Алеше зернышко. И мы найдем ответ на наш вопрос.

- Кто может ответить на мой вопрос предложением из текста?

- Ребята, искренне ли было желание Алеши исправиться?

- А что же помешало ему исполнить эти намерения?

- Чем же «заплатил» Алеша жителям подземного царства за их доверие и доброту?

- Как же это получилось?

11. Сопоставление музыкального образа и образа литературного.

- А теперь давайте послушаем музыку. Подумайте, к какому эпизоду из сказки ее можно отнести по настроению.

(Звучит запись музыки композитора Мариэлло.)

- Кто какой эпизод вспомнил? Почему? Какая это музыка?

12. Рисование.

- Возьмите кисточки. Положите перед собой листы бумаги. Постарайтесь передать цветом, тонами, полутонами то настроение, те чувства и эмоции, которые вызывают у вас эта музыка и отрывок из сказки, который я прочитаю…

«Алеша, прощай, более мы не увидимся!..  -      Прощай в последний раз!..»

- Кто хочет поделиться с нами своим настроением? Что вы почувствовали? Вам было грустно или весело?

- А как вы думаете, что чувствовал Алеша в это время?

13.Итог урока.

- Ребята, а вы когда-нибудь в жизни испытывали подобное чувство? Как проявлялось это состояние? При каких обстоятельствах?  Вы можете не отвечать на этот вопрос. Я знаю, что не всегда бывает об этом приятно вспоминать. Но что поделать? Жизнь преподносит нам разные уроки. Она всегда будет нас испытывать, проверять. И мы должны быть готовы к встрече с трудностями и во всех ситуациях должны оставаться людьми.

(Звучит музыка.)

- Вот мы и прочитали эту добрую, очень грустную и мудрую сказку. Она заставила заглянуть нас в собственное сердце, в свои мысли. Подумать о себе, о том, какие мы, достойны ли мы называться настоящими людьми.

Читая эту сказку, мы не раз задумывались и не раз задавали себе вопрос: «Почему?» Вот и сейчас я хочу задать тот же вопрос: почему нам кажется правдивой, жизненной эта вымышленная история? (Все на свете человеку дается трудом. Только то, что дается трудом, идет на пользу.)

14. Оценки. Домашнее задание.

- Постарайтесь дома нарисовать героев повести так, чтобы мы поняли, в какой момент сказки они изображены. Передайте характер этих персонажей.

- Вы все хорошо поработали на уроке. Спасибо вам. Подойдите ко мне поближе. Положите руки друг другу на плечи. Очень важно чувствовать плечо товарища, знать, что в трудную минуту тебя поддержат. Пожалуйста, не забывайте о том, как раскаивался Алеша. Не повторяйте его ошибок.

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...