: Русская народная сказка « Петушок и бобовое зернышко»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Нина Николаевна Бурмистрова

Задачи  урока:   ознакомление с русской  народной  сказкой «Петушок  и  бобовое  зернышко»; формирование  представления о составных  частях  сказки как жанра. Совершенствовать навык  вдумчивого чтения: формировать навык целостного и  дифференцированного восприятия  слов; развивать  устную  речь.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ   ДПО  «Нижегородский  институт   развития

образования»

Кафедра   начального   образования

Курсы «Теория и  методика   преподавания  в  условиях

введения  ФГОС»

(  3 – 22  июня  2013 г. )

З А Ч Е Т Н А Я    Р А Б  О Т А

Проект  урока  по  теме: «Русская  народная  сказка

«Петушок  и  бобовое  зернышко».

Выполнил     учитель   начальных   классов

МБОУ гимназия 17     Приокского  района

Бурмистрова    Нина   Николаевна

Квалификационная  категория  - первая

Стаж  работы учителем  начальных  классов -31год

Н. Новгород

2013  год

                 

П р о е к т      у р о к а

Предмет   Литературное  чтение

У М К         Гармония

Тема  урока:   Русская   народная  сказка  « Петушок  и  бобовое  

                           зернышко»    

Тип  урока: «открытие»  новых   знаний»

Задачи  урока:   ознакомление с русской  народной  сказкой «Петушок  и  бобовое  зернышко»; формирование  представления о составных  частях  сказки как жанра. Совершенствовать навык  вдумчивого чтения: формировать навык целостного и  дифференцированного восприятия  слов; развивать  устную  речь.        

Ожидаемые  результаты:  

Личностные: обучение  ориентировке  в мире нравственных, социальных  ценностей;

формирование  гражданской  идентичности личности,  уважение к  истории  своей  Родины;

Совершенствование   эмоциональной  сферы (восприимчивости, чуткости);

Формирование готовности  к  сотрудничеству  с другими  людьми,  дружелюбие, коллективизм.

Метапредметные: Приобщение  детей к основам отечественной  культуры,  к нравственному  опыту  человечества;

Обучение  навыкам ориентировки в  книжном  пространстве;

Формирование  умения  учиться  и  способности к  организации  своей  деятельности (планированию,  контролю,  оценке);

Выработка коммуникативных  умений  при  слушании, говорении,  чтении,  письме.

Предметные: Формирование  положительной  мотивации к  чтению;

Совершенствование  всех  сторон  навыка  чтения;

Обучение  основам  анализа художественного произведения.

Оборудование: ПК видео проектор

                           Учебник  О.В. Кубасова «Литературное  чтение» 1класс, изд.9-е, перераб, Смоленск.

                          «Ассоциация  21 век», 2011г

                           Словарь  синонимов

                           Выставка  книг «Сказки»

                           Карточки  со  словами: зачин, основная  часть, концовка

                          Маски сказочных  героев ( курочка, коровушка)

Этапы  урока:  1. Организационный  момент. Мотивация  к учебной  деятельности. 2мин

                         

                         2.Сообщение  темы  урока, постановка  учебной  задачи  2мин.

                         3.Речевая  разминка   1мин

                         4.Основной  этап   30мин

                         5.Рефлексия 5мин.

Исходный   уровень  знаний и умений: К моменту  проведения  урока  в  классе наблюдается  постепенный  переход  к  чтению  целыми  словами. У  обучающихся  наблюдается  достаточно , постоянно  пополняющийся словарный и  лексический  запас. В момент прохождения темы  у ребят уже  частично сформировано  умение участвовать  в  беседе по  прочитанному под  руководством  учителя. Дети  уже пытаются давать  доказательный  ответ  с  опорой на текст. Обучающиеся знакомы с различными  формами  работы  с  иллюстрациями, а  также умеют  читать  по ролям;  определяют  персонажей  произведения с  использованием  характеристик. Ребята эмоциональны и любознательны.

                           Ход     урока  

Этапы  урока

Деятельность  учителя, ученика

Теоретическое обоснование

1.Организационный момент.  Мотивация  к  учебной  деятельности.ё

 Учитель: Ребята, вы умеете  сопереживать , радоваться  за  других? (ответы  детей). Сегодня я  приглашаю вас на такой урок. А о чем пойдет  речь   вы  сейчас догадаетесь.

Внимание  на экран.

 Составьте  слово. (анаграмма)                                                                                   На  экране   буквы   А К А С З

 Какое получилось  слово? (сказка)

- Какие  чувства  вы испытываете, когда  слышите  слово «сказка»? (обмен  мнениями)

2.Работа с загадкой.

-О ком будет  эта  сказка  вы узнаете, отгадав  загадку и рассматривая  выставку  книг. Мы  знаем что  обложка книги- это  источник  информации. По ней мы многое можем узнать. Но сначала  отгадайте  загадку.

        Пила на макушке

        Серп  вместо хвоста,-

      Как птица  скажи называется  та? (петух) 

3-Подберите слова-синонимы к  слову «петух» -

-А сейчас посмотрите еще раз на выставку  книг и

прочитайте название  сказки.

«Петушок  и бобовое  зернышко» ( все)

  Личностные УУД

Деятельностный подход   (сочетание индивидуальной и фронтальной  работы)

Обратная  связь    

 Личностное  УУД   Формирование  эстетических чувств и  умения  ориентироваться

Расширение  словарного  запаса

2.Сообщение  темы  урока, постановка  учебной  задачи.

-Какую  задачу  на уроке  поставим  перед  собой? (прочитать  сказку, запомнить содержание и сделать  выводы)

-На уроке  вы приобретете новые  знания: узнаете что такое  план, каким  он  бывает, для  чего он нужен, научитесь его  составлять. Я надеюсь вы будите  внимательными  слушателями и активными  участниками, но  сначала  надо  подготовиться.

Метапредметные УУД

Формирование  умения планировать свою  деятельность

3.Речевая  разминка.

  а) Работа  по  учебнику С.124 «Читай  слова  слитно»

  б) «Читай целыми  словами»

  в)Чистоговорка (записана  на  доске)

  Об-об-об - лежит  на  блюдце  боб.

  Бы-бы-бы -  любят  курочки  бобы.

  Но-но-но -  вкусно  бобовое  зерно.  

Формирование  читательской  компетентности (техника  чтения)

4.Основной   этап

5.Домашнее                                       задание

.

6.Рефлексия

А) Словарная  работа.

-Объясните значение  слова «кузнец». (Кузнец-мастер, который  занимается обработкой  металла.)

Б) Первичное  восприятие  произведения. Чтение по ролям. Читают  подготовленные  дети, слова  автора  читает  учитель.

 После  прочтения 1 части (Лежит, словно  мертвый , не  дышит,  не  слышит)  Учитель задает  вопрос:

-А  что  произошло  дальше?  (Ребята  высказывают  свои  предположения)

-А  хотите узнать как написано в сказке?

В) Беседа  по  выявлению  эмоционального  восприятия.

-Какие чувства  вы  испытываете? (В начале  сказки- тревога, в конце – радость)

-Понравилась ли вам  сказка?

-Как вы  можете  оценить чтение своих  одноклассников?

Г) Беседа  по содержанию  сказки.

- Почему так  называется  эта  сказка?

-Кто действующие  лица в этой  сказке ?(перечисляют)

-Что  случилось с петушком? ( он подавился бобовым  зернышком)

-Почему  это  случилось?(он  торопился)

-Кто  заметил? (курочка)

-К кому она обращалась за  помощью?

-Чем  закончилась  сказка?

Физкультминутка.  «Растишка»

   Мы становимся  все  выше,

   Достаем  руками  крыши,

   Постепенно  поднялись,

   Дружно  опустились  вниз. (повтор  2 раза)

   

Д) Вторичное  чтение по смысловым  частям. Аналитическая  беседа, составление плана  сказки.

(чтение  сказки  по  частям)

  1часть   «Жили-были…..»

 -С каких  слов  начинается  сказка? Начало  сказки  называется « ЗАЧИН». От  слов-начало, начинать.  (повесить табличку)

  -Каким  был  петушок? (торопливым)

 -Какой  была  курочка? ( заботливая) Она  понимала, что  торопиться  опасно. Значит рассудительная,  спокойная.

  -Как  можно  озаглавить  эту часть и рисунок  который к ней относится? «С Петушком  приключилась  беда»-записывается  учителем  на доске.

  2часть «Клевал  как - то  петушок  бобовые  зернышки …не  слышит».

-Почему с петушком  случилась  беда? (он торопился)

-Сочувствуете ли вы  петушку?

-Какие  слова заставляют нас  пожалеть  его? («словно  мертвый  лежит»)

-Что  могло  помочь  петушку? (маслице)

-Кто   мог  помочь  петушку? (курочка)

-Что  сделала  курочка? (она  побежала  за  маслицем к хозяйке)

-Для  чего  оно ей нужно?

-Дала маслица  хозяйка?

- А как вы  думаете  могли события по -другому происходить?( предположения  детей)

-Рассмотрите  рисунок  и соотнесите его с текстом.

-Как  озаглавите эту часть?  «Петушок  подавился»

 В сказках  эта  часть называется «ОСНОВНАЯ» (появляется  табличка).В ней  рассказывается о  многих  событиях .Она  состоит из нескольких  эпизодов.

3 часть  «Испугалась  курочка..»

-К кому обращалась  курочка? (к хозяйке, корове, хозяину, кузнецу)

-Почему  курочка  сразу не получила  помощь?

-С какими  словами она  обращалась ко всем?- найдите в тексте.

- Как можно  озаглавить эту часть? «Курочка  ищет  помощь».

-Где  переломный  момент  в сказке и курочка  получает  помощь?

4часть «Смазала  курочка  петушку  горлышко…»

-Какое  настроение вызвала у вас эта  часть?

-За  кого вы радовались?

-Как озаглавим последнюю часть? «Петушок  спасен».

 Это «КОНЦОВКА»- карточка выставляется на доску

Учитель  обобщает: мы  прочитали эту сказку по частям и каждую часть  озаглавили - это и есть  план  сказки.

-А  как вы  думаете  для  чего нужно  составлять   план  к тексту? (Чтобы легче  вспомнить о чем этот  текст)

Е)  Работа  в парах  по заданию№ 3,4 учебника  на стр.130

 Над картинным  планом.

-Планы  бывают словесные, в  виде  схемы, а еще бывают  ка  –картинные)

Задание на дом №4 стр.130

-Как понимаете « подробно  перескажи»?

-Какой  совет дает автор учебника?

-С  чего начнете  подготовку к пересказу? (вывешивается  памятка) Работа с памяткой.

-Вам  понравился  урок?

-Какой  эпизод  в сказке  тебя  заставил  волноваться?

-Вы  помните  выражение «Сказка ложь, да  в  ней  намек,  добрым  молодцам  урок»?

_-Какой же  урок  дает  нам  эта  сказка?

-Какие  выводы мы могли бы сделать после  знакомства  со сказкой? (высказывания  детей)

-Какое  качество петушка казалось курочке  очень опасным? (торопливость)

-Всегда ли плохо  торопиться? Когда  же  можно торопиться, а когда  не стоит? (примеры из жизни)

 Что  плохо в  одной ситуации, может быть  полезным  в другой. Когда  друг в беде, нужно  торопиться на  помощь.

-Верно  ли  утверждение «Петушка спасла курочка?»  (нет. В  его спасении  участвовали   многие.)

Вывод. (чтение  пословиц  на  экране)

  «Друзья  познаются  в  беде»                                                            

  «Доброе   братство -  лучшее  богатство»   .

Метапредметные УУД

Обогащение словарного  запаса. Умение пользоваться справочниками.

Формировать умение  осознанно воспринимать  текст

Метапредметные УУД

Формирование  умения  обмениваться  мнениями.

Формирование действия  оценки и самооценки  устных  ответов.

Формирование умения

сравнения  

препредположений  с фактами

Предметные  УУД .Совершенствование  навыка  чтения.         Формирование  навыка работы  с терминологией.

Метапредметные  УУД Овладение  навыками  смыслового  чтения                          

Личностные УУД

Формирование  готовности к  сотрудничеству с  другими  людьми, дружелюбие

Формирование  чувства   сопереживания

Предметные  УУД

Формирование  навыков  работы  с терминологией

Личностные УУД      Формирование  умения обмениваться мнениями

Формирование  умения  делать выводы

Формирование  чувства  сопереживания ,взаимопомощи..

Познавательные  УУД

Формирование читательской  компетентности. Обогащение речи  обучающихся.

Самоанализ        урока.

     Этот 2   урок в разделе «Там  чудеса…».Задания  предложенные  обучающимся   по  своей  сложности  соответствуют  возрасту  и  возможностям, обеспечивая  работу в зоне ближайшего  развития.

Цели  урока, его  план были  открыты  обучающимся, конкретны  и  побудительны для них  (принимали  участие в целеполагании).  На  уроке дети  выступают в роли субъектов  деятельности. Содержание  урока  оптимально (доступно, научно)

  На уроке  использованы различные  виды  деятельности и использованы  методы  обучения  и контоля адекватны  возможностям  обучающихся.

Большенство  заданий  носят развивающий  характер.

  Были  созданы  условия для  актуализации опыта  обучающихся, их  личностного  общения.

  Занятие  способствовало  развитию качеств  личности таких  как коммуникативность  

сотрудничество, выражение  собственных  мыслей, рефлексивность, критичность мышления.

Материал  урока  способствовал  формированию чувств сопереживания  и волнения, а также развитию  основных навыков работы  с терминологией.

    Благоприятная  доброжелательная  обстановка создавали психологическую  комфортность на уроке.

Использование  ИКТ создают комфортность образовательной  среды.

Весь материал  урока способствовал решению  воспитательных  задач на деятельностном  уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...