Детский фольклор. 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Умина Маргарита Александровна

Урок по литературному чтению 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок литературного чтения42 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по литературному чтению, 1 класс,

Умина М.А., 08.02.2010 год.

Тема: « Малые жанры фольклора».

Цели  урока:

-познакомить детей с малыми жанрами фольклора;

-развивать у детей образное мышление;

-обогащать речь учащихся, показать красоту народа;

-показать мудрость трудового народа, его многовековой опыт;

-развивать сообразительность;

-развивать эстетический вкус у учащихся;

-дать понятие детям . что устное народное творчество является основой детской литературы;

-развивать технику чтения;

-закреплять понятие о жанре «сказка»,уметь отличать народные сказки и авторские;

1.Организационный момент.

2.Повторение пройденного.

-Мы с вами прошли тему сказок.

-Как доказать, что данное произведение относится к жанру сказок?

-Какие бывают сказки?

-А сейчас я проверю, как вы запомнили сказки, которые мы читали.

1 задание:

-Возьмите лист с 1 заданием. Вы видите таблицу. С одной стороны написан автор сказки, с другой - название.

-Соедините  название сказки с автором.

В.Сутеев

Красная Шапочка.

Русская народная сказка

Лесной Колобок-Колючий Бок.

В.Бианки

Привередница

Ш.Перро

Дядя Миша.

-Проверка.

2 задание:

-Сложить пазлы.

- К какой сказке получилась иллюстрация?

-Кто сочинил сказку «Гуси-лебеди»?

-На какую русскую народную сказку, с которой мы познакомились на уроке литературного чтения, похожа эта сказка?

-Почему эти сказки называются народными?

-Русские народные сказки входят в состав фольклора.

(таблица на доске) ФОЛЬКЛОР.

-Фольклор-это устное народное творчество.

-В фольклор входят: сказки (таблица), пословицы и поговорки, скороговорки, загадки, колыбельные песни, потешки, игровые песенки, считалки,небылицы,заклички и другие виды устного народного творчества.

3. Объявление темы урока.

-Сегодня мы с вами будем знакомиться с некоторыми видами устного народного творчества.

- Очень давно наши предки выходя работать в поле хотели , чтоб день был ясный, чтоб работа удалась на славу. Они просили  у природы , чтоб она помогла им . Так появились заклички ,  обращения людей к силам природы.

 1.Заклички:

Солнышко, солнышко

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка. (Когда так говорят?)

        ***

Ветер – ветерцо,

Не дуй мне в лицо.

А дуй в спину,

Чтоб идти было в силу.

-А когда мы так говорим?

Гром гремучий

Тресни тучи

Дай дождя

С небесной кручи. (- К чему было обращение?)

-А теперь поиграем в догонялки. Прежде чем начать играть, кого надо выбрать?

-А что должны вы сделать?

2.Считалки.

Шел баран по крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто ее возьмет-

Тот вон пойдет.

        ***

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет:

Пиф-паф! Не попал-

Серый зайчик убежал.

-Чтобы повеселить себя и других сочиняли прибаутки.

3.Прибаутки.

Чижик, пыжик, где ты был?

Я на речке руки мыл.

Ветер дунул-я упал.

В луже руки замарал.

        ***

Самолет,самолет,

Прокати меня в полет!

Если не прокатишь,

Девочка заплачет.

-Бывает в жизни такое, во что мы не можем поверить-небылицы.

4.Небылицы.

На вокзале в черном зале

Кто лежал без головы?

Пока голову искали, ноги встали и пошли.

        

        

***

Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

Сено косят на печи

Молотками раки.

(Просмотр мультфильма «Небылицы в лицах»)

-Наступил вечер. Дети  ложатся  спать. Чтобы заснул ребенок, его мама пела колыбельную песню.

5.Колыбельные.

-Послушайте колыбельную песню.* «Спокойной ночи, малыши»

-Какие песни вам пели и может быть еще поют ваши мамы, чтоб вы заснули? Спойте.

*Работа по учебнику (стр.53)

6.Чтение учителем «Потешки»

-Потешки от слова потеха- забава, развлечение.

7.Пословицы и поговорки.

-Кто из вас хочет прочитать поговорки и пословицы.

1,2-поговорки

3-6-пословицы (объяснение)

-О том, что речь у людей должна быть правильной и четкой, думали уже давно. И появились скороговорки.

8. Скороговорки.

-Прочитайте скороговорки.

(Дети читают скороговорки, пытаясь произнести их быстро и без ошибок)

-Чтоб повеселиться в долгие зимние вечера наши прадеды загадывали друг другу загадки.

9.Загадки.

-Послушайте теперь внимательно загадки, дайте отгадки.

4. Итог урока.

-Назовите виды фольклора, с которыми мы сегодня познакомились?

-Оцените себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа литературного клуба "Русский детский фольклор"

Программа литературного клуба «Русский детский фольклор» предназначена для детей начальной школы 8-9 лет. Данная программа прошла апробацию во 2 классе. Программа рассчитана на 1 час в неделю, ч...

Программа кружка "Русский детский фольклор"

В программе представлено планирование по данному кружку....

Праздник - спектакль по мотивам зарубежного детского фольклора

Спектакль рассчитан на детей младшего школьного возраста, изучающих английский и немецкий языки. В спектакле  использованы английские и немецкие песни и стихи в переводе русских писателей, а такж...

Праздник - спектакль по мотивам зарубежного детского фольклора

Спектакль рассчитан на детей младшего школьного возраста, изучающих английский и немецкий языки. В спектакле использованы народные английские и немецкие песни и стихи в переводе русских писателей, а т...

«Башкирский детский фольклор»

На празднике показана самобытность народа,которая проявляется в устном народном творчестве....

Развитие речи детей через ознакомление с детским фольклором

Татарский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей  к татарскому фольклору эт...

Статья. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В. "Детский фольклор в духовно-нравственном воспитании учащихся"

Вопитание и социолизация в первую очередь формируют уклад школьной жизни. В данной статье рассматривается фольклорное творчество, театрализация, как средство духовно-нравственного развития и воспитани...