« Формирование интереса к чтению у школьников с ДЦП»
статья по чтению на тему

Ладина Ольга Александровна

Литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья « Формирование интереса к чтению у младших школьников с  ДЦП»

Автор: Ладина О.А. - учитель ГБС (К) ОУ школы-интерната № 113 г.о. Самара

          Проблема приобщения детей к чтению сегодня  стоит, как никогда, остро  и постоянно обсуждается в публикациях периодической печати, на страницах научных и методических журналов. В последнее десятилетие в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий наблюдается падение интереса к чтению и снижение уровня читательской культуры населения. Современные дети, если уж не совсем  перестали читать, то читают очень мало и по принуждению взрослых, что   сказывается на их  грамотности,  интеллекте,  эмоциональном и нравственном воспитании и  других  составляющих гармоничного развития личности ребенка.

        Президент РФ Владимир Путин,  выступая в рамках Российского литературного собрания в 2013 году, отметил : « Даже если снижение интереса к чтению, к книгам является общемировой тенденцией, мы не вправе с этим смириться. Именно мы, без преувеличения, несём ответственность перед всей цивилизацией за сохранение русской литературы, за её сбережение, её колоссальный гуманистический потенциал».

       Литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Состояние проблемы детского чтения волнует многих специалистов, в том числе и педагогов – дефектологов, работающих в коррекционных школах для детей с НОДА. Особую актуальность данная проблема приобретает в отношении детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Проблема формирования читательского интереса  у детей с ДЦП определяется противоречием  между значением чтения для овладения человеческой культурой, трудностями  с овладением чтением у детей с ДЦП и  необходимостью разработки содержания работы по формированию читательских компетентностей у детей с ОВЗ с учетом мыслительной деятельности, зрительного восприятия и речевого развития.          

       При ДЦП имеет место сложная структура дефекта в  результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами.

       У детей с данным диагнозом также  наблюдается сочетание выраженных нарушений опорно-двигательного аппарата с отклонениями в развитии центральной нервной системы. К основному симптому ДЦП ( двигательным расстройствам )  в большой части случаев присоединяются нарушения психики,  речи, зрения, слуха .  Такие дети нуждаются в специальном подходе к обучению. В период начального обучения им требуется щадящий режим, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь.  

       Недостаточность познавательной сферы – главная особенность интеллектуального развития ребенка с ДЦП. Считается, что около 35 % детей с таким диагнозом  имеют полноценно сохранный интеллект. Но полноценно сохранный интеллект при ДЦП вовсе не означает полноценное развитие, соответствующее развитию ребенка в норме.  Все познавательные психические процессы при ДЦП  имею ряд общих особенностей:                                                      - нарушение способности к концентрации внимания;                                                                                    - снижение объема механической памяти;                                                                                              - ригидность учебного процесса, трудность переключения с одной деятельности на другую;                                                                                                                                                                            - общая психическая истощаемость;                                                                                                             - снижение умственной работоспособности;

       Малый запас знаний и представлений  у детей с ДЦП возникает не только  по причине их недостаточного  практического опыта, но и в связи со  специфическими  трудностями переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности. Отставание в развитии наглядно-действенного мышления у детей с ДЦП может задерживать формирование мыслительных операций в целом и, прежде всего словесно-логического мышления. Специфические особенности мышления часто сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Наиболее часто наблюдается замедленность мышления, некоторая его инертность. У отдельных детей отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления. Во всех случаях наблюдается взаимосвязь нарушений мышления и речевой деятельности.  Словарный запас детей с ДЦП невелик, грамматический строй предложений примитивен. Словесные определения, не  связанные с конкретной ситуацией, воспринимаются медленно и не всегда адекватно.  Память детей с заболеванием ДЦП характеризуется определенными особенностями, которые во многих отношениях связаны с разнообразными по степени и локализации нарушениями высших психических функций. Они носят как специфический, так и общий характер, а также особенности памяти детей с ДЦП связаны с нарушениями внимания, повышенной утомляемостью, и с другими отклонениями, влияющими, прежде всего на фиксирование событий и предметов памяти. Объем механической памяти, особенно в слуховой модальности, у детей с ДЦП ниже, чем у здоровых детей. Они испытывают трудности в запоминании пространственных характеристик элементов моторной программы. Запоминание информации зависит, в частности, от состояния восприятия и мышления. Зафиксированная информация бывает не систематизированной, запоминается хаотично, без создания представления о связях между элементами. Воспроизведение информации зависит от общего состояния ребенка; колебания результативности деятельности, утомляемость и нарушения внимания в этом случае оказывают отрицательное влияние.

       Учебная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья содержит в своей структуре те же элементы, однако формирование их протекает с задержкой и отличаются некоторым своеобразием, что успешно корригируется в процессе специально организованного обучения.

        Для успешной организации учебного процесса учащихся с церебральным параличом учителю необходимо знание особенностей их психофизического развития, а также типичных трудностей, возникающих при овладении учебным материалом и обусловленных характером основного заболевания. Педагогу важно понимать, почему возникло то или иное затруднение в обучении, на каком этапе и как оно отражается на усвоении программного материала.

       Обучить детей с ДЦП технике чтения – задача не из легких, но ещё труднее привить интерес к чтению. Необходимо организовать работу так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся  личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья, должен хорошо познать окружающую его действительность, стремиться узнать о ней как можно больше и лучше. Ведь социальная адаптация предполагает наличие способности активного приспособления личности к меняющимся социальным условиям. Эта способность развивается по мере ознакомления с окружающим миром и включает умение объективно оценивать обстановку и приводить свое поведение в соответствие с условиями окружающей среды.  В этом ему может помочь  книга. Но путь к книге у ребенка с ОВЗ непрост. Поэтому такое большое место в учебном процессе  отводится обучению чтению, привитию навыка самостоятельного чтения положительного отношения к процессу чтения.

       Работа по формированию читательского интереса в коррекционной школе  осуществляется на уроках  чтения и развития речи, внеклассного чтения, а также в  сотрудничестве  с родителями учащихся. Тщательное изучение интересов каждого учащегося даёт возможность учителю выделить основной путь, по которому необходимо вести работу с ним. Школьники с ДЦП  ориентированы в основном на прозаический жанр. Их привлекают русские народные и литературные сказки, небольшие рассказы и стихи о детях и животных  с несложным идейным содержанием.

        Одной из главных проблем в читательской деятельности у детей с ДЦП  является  работа с текстом. Многие дети при работе с текстом испытывают трудности  в  определении  темы и главной мысли произведения, затрудняются содержательно отвечать на вопросы, делить текст на смысловые части, составлять план пересказа, формулировать монологические высказывания, оценивать  поступки героев,  понимать и анализировать поэтические произведения. У учащихся при прочтении  текста, как правило,  отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами, затрудняются определить мотивы поведения персонажа. При ответах на вопросы  учащиеся не могут самостоятельно  обратиться  к тексту произведения, не обобщают прочитанное.

       На уроках чтения работа по восприятию содержания текста проводится в три этапа ( по методике  Н.Н.Светловской):

1. Работа с текстом до чтения
2. Работа с текстом во время чтения.
3. Работа с тестом после чтения.

      Внутри каждого этапа существует определенная последовательность работ:
подготовительная работа с учащимися к восприятию текста, словарная работа, первоначальное выразительное чтение текста  учителем,  самостоятельное чтение учащимися,  анализ прочитанного при повторном чтении, работа над составлением плана, пересказ по составленному плану, работа над описанием характеристики героя, оценивание поступков героев, работа над выразительными средствами художественного произведения.    

       Чтобы  помочь ребенку с проблемами в развитии осознать прочитанное, пробудить интерес к чтению книг, необходимо на уроках чтения  использовать  не только разнообразные  виды работ, но  и  создавать  положительный фон для чтения,  который обеспечивал бы возможность каждому  ученику получать удовлетворение от читательской деятельности. Одним  из возможных путей достижения успеха в читательской активности  учащихся на уроках чтения  является развитие познавательного интереса через включение их в творческую  деятельность, способствующую развитию мотивационно-познавательной сферы. Для этого в учебном процессе необходимо активно  использовать такие виды работ, как театрализация отдельных эпизодов из прочитанного текста, ролевое чтение, зарисовки героев и  сюжетов, вовлечение учащихся  в коллективную проектную деятельность, выполнение несложных шуточных тестовых  заданий и др. Также  следует на уроках чтения   уделять внимание и игровому аспекту. Литературные игры (викторины, шарады, кроссворды, игры со словами и др.)  развивают воображение и память, формируют  у детей способность к эмоциональному восприятию литературных  текстов, пробуждают интерес к чтению.  

       Развитию  интереса к чтению способствует  и  использование на уроках чтения компьютерных технологий,  которые могут быть органично включены в любой этап урока: во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков.  С помощью компьютера более плодотворно  проходит работа с загадками, пословицами и поговорками.

     Уроки внеклассного чтения, являющиеся составной частью учебно-воспитательного процесса, не только способствуют углублению полученных знаний на уроках, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей, но и призваны совершенствовать подготовку учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг. К тому же, уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития  Правильная организация внеклассного чтения, несомненно, способствует формированию устойчивого читательского интереса у учащихся с ДЦП, умению работать с книгой, правильно анализировать прочитанный текст.  А разнообразие форм, методов и средств на уроках внеклассного чтения  позволяет создать определенную базу для формирования литературного вкуса детей, воспитания нравственных качеств личности.

      Тематика занятий внеклассного чтения разнообразна  и  затрагивает различные стороны жизни и окружающей  его действительности. Но главная ценность в том, что благоприятная эмоциональная атмосфера этих уроков позволяет максимально раскрыть потенциал каждого ребенка, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивый познавательный интерес к  чтению. К, примеру,  на уроках внеклассного чтения огромное положительное влияние на эмоционально - волевую сферу детей с ДЦП и познавательный интерес   имеет работа над сказкой. Сказки помогают учащимся задуматься о нравственных качествах героев, отличать хорошие поступки  от плохих. Большинство учащихся с ДЦП  затрудняются в словесном описании своих переживаний. Для них более естественно выражать их в доступной  игровой деятельности, изобразительной и других формах творческой активности, опираясь на образное мышление. Таким образом, у детей формируется способность к самостоятельным наблюдениям, обобщениям и адекватным выводам, что, безусловно, способствует формированию необходимых качеств личности для успешной адаптации в социуме. 

        Развитие и  интереса  к чтению не может проходить без  активного участия родителей учащихся. Родители должны играть роль стимулятора интереса к чтению. Прививая интерес к чтению, родители начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности и стимулированием его  познавательной деятельности.   

       Самое важное для родителей  в развитии интереса к чтению — помнить, что для ребенка с ДЦП  чтение — трудная работа, преодоление себя. Необходимо предоставить детям возможность всеми путями  развивать любовь к книгам, помочь им понять множество важных вещей, которые можно получить от чтения. Главное для родителей – это проявить  терпение и создать комфортные условия для того, чтобы работа над книгой проводилась последовательно и регулярно,  чтобы в доме были красочно оформленные и написанные в доступной форме книги. И чем более  привлекательны эти книги по внешнему виду, чем разнообразнее они  по содержанию, тем больше вызывают они интерес у детей.

  Вопрос социальной реабилитации и интеграции детей с проблемами в развитии в общество можно решать не только путем устранения причин, приводящих к ограничению их возможностей и формирования конкретных навыков и умений, но и развитием внутренних резервов личности  через  формирование устойчивого интереса к книге, любви к чтению.  Задача взрослых – помочь ребенку с ОВЗ осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению, как общепризнанному  средству развития и совершенствования чувств и качеств личности.

                                             Список литературы:

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988. 2. Левченко И.Ю. Детский церебральный паралич как смешанный вариант дизонтогенеза // Специальная психология, №2,2011                                                                                            3.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя//Начальная школа, 2003 №1, с.11                                                                                                                                               4.Кукушкина О.И.  Компьютер в специальном обучении: проблемы, поиски, подходы //Дефектология,№5,1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>

В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...

Педагогический проект «Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников »

СодержаниеОбоснование необходимости проекта Цель и задачи проекта Основное содержание проекта Принципы, лежащие в основе педагогического проекта Основные формы и методы реализации ...

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг  у младших школьников на уроках литературного чтения»...

Работа по самообразованию "Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"

Работа по самообразованию воспитателя гпд  "Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"...

Связь уроков литературного чтения и внеурочной деятельности как условие формирование интереса к чтению у младшего школьника.

Формирование  интереса к чтению предполагает стимулирование активности, мотивированности на читательскую деятельность; овладение содержанием  и способами деятельности; формирование  цен...

Формирование интереса к чтению у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Создание условий для формирования устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы младшими школьниками....

Доклад на педагогическом совете по теме: «Формирование интереса к чтению младших школьников»

            Целью уроков литературного чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового ...