Связь уроков литературного чтения и внеурочной деятельности как условие формирование интереса к чтению у младшего школьника.
проект по чтению (3 класс) на тему

 Посканная Ирина Владимировна

Формирование  интереса к чтению предполагает стимулирование активности, мотивированности на читательскую деятельность; овладение содержанием  и способами деятельности; формирование  ценностных ориентиров. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_posle_urokov.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение Волоколамская средняя

общеобразовательная школа №2

Посканная Ирина Владимировна.

Учитель начальных классов

Связь уроков литературного чтения и внеурочной деятельности как условие формирование интереса к чтению у младшего школьника.

Формирование  интереса к чтению предполагает стимулирование активности, мотивированности на читательскую деятельность; овладение содержанием  и способами деятельности; формирование  ценностных ориентиров.  В учебном процессе оно происходит за счет создания ситуаций, побуждающих ребенка к поступку, к активной деятельности, в процессе которой формируется личность как целостное существо, вырабатываются потребности.

В результате активности, проявленной личностью, происходит процесс усвоения знаний, как содержательных, так и процессуальных - знаний о способах деятельности, на основе знаний формируются умения. В процессе активного усвоения художественного пространства формируются интересы –  «сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интересы ведут к появлению новых потребностей, и круг не просто замыкается, а начинает новый виток движения» .

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

     Внеурочная деятельность ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, носит добровольный характер, не ограничена временем, способствует развитию познавательных способностей и наклонностей учеников, учитель при этом свободен в выборе содержания внеклассной работы. Во внеурочную деятельность школьники вовлекаются на основе свободного выбора вида занятий. Она базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

К сожалению, в наш век информатизации, отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.  По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

Мы живем в очень не простое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг. Это вызывает тревогу не только у учителя, но и у родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов.

В основном вся работа строилась в два этапа.

  1.  этап. Чтение и анализ художественных произведений изучаемого раздела. Цель: литературное развитие младшего школьника, связанное с формированием системы читательских умений и осмыслением идеи произведения.
  2.  этап. Организация внеурочной деятельности (проектной деятельности, художественного мастерства  и т.д.).

Цель: включение ребенка в активную деятельность по следам прочитанных произведений, создание условий для самостоятельной читательской и культуро - творческой деятельности учащихся.

При проведении проектной деятельности важным было выделение  ещё одного, третьего этапа.

  1. этап. Представление результатов - «продуктов» проектной деятельности. Цель: осмысление и присвоение ребенком результатов взаимодействия с культурным пространством, осознание положительного отношения к читательской деятельности, создание ситуации личной значимости и заинтересованности процессом чтения, ведущим к успешному результату.

Для формирования интереса к чтению был важен не только процесс осуществления проектной деятельности, не меньшую ценность представлял и конечный «продукт».

Усложнение деятельности детей происходило и в направлении увеличения самостоятельности, активности, дифференциации по интересам, и в организации деятельности по формированию рефлексивных умений. Оценка результатов деятельности и ее процесса проводилась сначала под руководством учителя, затем ученики соотносили получившийся у них «продукт» с заданными параметрами и уже на основе этой оценки обращались к анализу своей деятельности: что получилось и почему, что не получилось и почему.

Для младших школьников нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. Именно исходя из этих особенностей, мы и строили нашу внеурочную работу.  Окунев А.А считает, что «принцип интереса заключается в новизне. В новом материале как раздражителе, ведущему к рассогласованию, вызывающему механизмы деятельности». Целями и задачами современного образования являются: усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которой они живут, способы самоопределения в них.

Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного и авторского творчества с установкой на вымысел. Сказка – это этическое, прозаическое произведение с бытовым, волшебным или авантюрным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные или вымышленные персонажи. Характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и социально-бытовые.

На уроках чтения мы прочитали сказку Владимира Фёдоровича Одоевского «Городок в табакерке». И я подумала, почему бы не продолжить знакомство с этим автором, и более тщательно разобрать сказку.  Так как мы, в первые, познакомились В.Ф. Одоевским  и мало что знали о его произведениях, и о самом авторе, предложила найти  и подготовить  краткое сообщение о его жизни и произведениях. И какое было удивление детей, когда они узнали, что свои произведения Владимир Фёдорович  выпускал под псевдонимом. Детские книги выпускались  под псевдонимом «Дедушки Иринея» в, которую входили: «Мороз Иванович»,  «Червячок», «Сиротинка», «Городок в табакерке», и многие другие. Ребята заинтересовались и стали искать ещё, и узнали, что Владимир Фёдорович был не только писателем, но и философом, педагогом, музыкальным критиком. Для произведений Одоевского, адресованных детям, характерны естественность и научность содержания, увлекательность и драматизм повествования, убежденность в могуществе  человеческого разума. Классическим произведением, выдержавшим множество изданий и не потерявшим значения до наших дней, стал его «Городок в табакерке». Сложный научный материал, по выражению Белинского, «ловко приноровлен к детской фантазии». Одоевский находит понятные ребенку сравнения: колокольчик похож на мальчика с золотой головкой и в стальной юбочке; молоточки напоминают каких-то унылых господ на тоненьких ножках и с длинными носами; валик преображается в надзирателя, который переворачивается с боку на бок. Каждый персонаж сказки наделен индивидуальными чертами, которые проявляются и во внешнем облике, и в поведении, и в речи. Похожая на змейку царевна-пружинка беспрестанно движется, «то свернется, то развернется», ведет себя властно, толкает под бок надзирателя Валика. Дядьки-молоточки злые, бесцеремонные, колотят бедных мальчиков-колокольчиков.

После того как изучив кратко биографию, была проведена словарная работа , дети узнали что такое табакерка, бюро, горка, ставни, флюгер. Разобрали слова и выражения: « Затеплилась звёздочка, право, с сими словами, учтиво». Попробуйте и вы объяснить эти слова.

  Нужно что бы дети представили как выглядит этот городок, и я предложила нарисовать так как они себе его представляют.  Они, вспомнили какие здания были  в этом городе, как Миша шёл под сводами со своим другом мальчиком-колокольчиком, как первый раз он увидел табакерку. Детки принялись рисовать с большим увлечением, много обсуждали, и вспоминали, что было описано в книге. Многие вспомнили, как именно Миша шёл в этот городок. После окончания нашего художественного ремесла, я решила чуть-чуть освежить память и вспомнить вместе,  что же происходило  в самом городке, и с кем познакомился Миша. По предоставленным картинкам пересказывали сюжеты сказки, тренируя при этом память, воображение, правильность речи,  грамотность пересказа.  

После всей проделанной работы поступило предложение самим построить городок,  ребятам понравилась эта идея и все дружно принялись за работу. Использовали элементы оригами и не много бумажной пластики. Много фантазировали, спорили, даже, не много, ругались из-за того  у кого получается лучше, старались сделать больше домиков и башенок. Работа кипела. После того как все домики были готовы приступили к строительству города, с большим интересом шло наше грандиозное строительство и вот что получилось (слайд).

Я считаю что проведя такую работу дети более точно поняли смысл этой сказки, они увидели механизм этой табакерки, для чего нужны колокольчики, пружинки, валик, молоточки. Одоевский использовал в своей сказке прием сна. Все виденное и услышанное Мишей в волшебном городке оказывается его сновидением. Раскрывая ребенку поэзию, пробуждая в нем захватывающий интерес к науке, важность «учиться Механике» (слово «механика» написано в сказке с большой буквы), Одоевский стремился к тому, чтобы маленький читатель сумел отделить реальное от фантастики, не утрачивая при этом образного представления о предмете повествования, о технике, механике.  Когда я спросила, в чём же вы видите смысл этой сказки,-  дети ответили, - что нельзя лезть туда, где тебе запрещено. Ведь Миша проснулся именно в тот момент, когда он дотронулся до пружинки, она с ломалась, и он вспомнил слова папеньки о запрете трогать её.

Мы стремились к тому, чтобы выдвинутая в проекте проблема была одновременно и привлекательной для ребенка, и понятной ему, могла воплотиться в конечный материальный продукт и способствовала самостоятельному выходу школьника в читательскую деятельность, связанную с достижением цели проекта.

Для формирования интереса к чтению был важен не только процесс осуществления проектной деятельности, не меньшую ценность представлял и конечный «продукт» (например, сбор информации, доклад, рисование сюжетов сказки, постройка городка).

       Источники:

  1. Маранцман В.Г.Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством //Литература в школе.–1998.–№8.- с. 91-98
  2. В.Ф.Одоевский «Городок в Табакерке»

МОУ «Волоколамская средняя общеобразовательная школа №2»

         Выступление на межрайонном семинаре на тему:

СВЯЗЬ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

                                        Выполнила:

                                                                  учитель начальных классов

                                               Посканная И.В.

        

               2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...

Формирование интереса к обучению у младших школьников

Содержание. Введение. Психологические особенности младшего школьного возраста.Особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников. Механизмы формирования интереса к ...

Организация учебной деятельности как один из путей формирования интереса к обучению у младших школьников.

В данной статье представлен материал из личного опыта работы по формированию положительной мотивации к обучению в школе у младших школьников....

Формирование интереса к обучению у младших школьников

В статье рассказывается о психологических особенностях  младшего школьного возраста, об особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников, рассмотрены механизмы формирования интер...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Статья на тему: «Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книгой»

В материале представлен педагогический  опыт учителя начальных классов по теме: " Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книг...