Работа по самообразованию "Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"
методическая разработка по теме

Дергалева Галина Николаевна

Работа по самообразованию воспитателя гпд  "Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_interesa_k_chteniyu.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по самообразованию

На тему: «Формирование интереса к чтению школьников младших классов»

Исполнитель: Дергалева Г.Н.,

воспитатель гпд ГБОУ СОШ № 404

Москва 2014


Оглавление

Введение        

1. Теоретические аспекты читательского интереса у младших школьников        

2. Приёмы, упражнения, методики по формированию интереса к чтениюу младших школьников        6

Список литературы        8

Введение

Формирование читательских интересов младших школьников - это важная педагогическая задача. Ее актуальность обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, духовного становления личности, необходимым условием социальной активности каждого человека.

Исходя из сказанного, действительно трудно переоценить всю ответственность и серьезность методических поисков, приведших к открытию эффективных путей и средств формирования читательских интересов у учащихся (Е.В.Квятковский, М. Д. Кобахидзе, А.И.Липкина, Т.К.Макарова, В.Ф.Чертов). Чтобы понять значительность этих открытий и сконцентрировать внимание на еще не решенных вопросах формирования младших школьников, важно учитывать, что в психолого-педагогической литературе существует два понятия детского чтения.

В узком смысле слова - интерес к чтению, т.е. желание и потребность воссоздания смысла чужой речи по ее письменной форме: интерес к механизму прочитывания, к переводу напечатанных знаков в звуки и осмысление звуковых комплексов.

Такой интерес характерен для начинающего ребенка, который, открыв букварь или взглянув на книгу, на вывеску, очень хочет понять смысл напечатанных там слов, а также для первоклассника, только что научившегося процессу раскодирования отдельных слов и простых предложений, которому хочется продемонстрировать свое умение перед окружающими еще и еще раз.

1. Теоретические аспекты читательского интереса у младших школьников

В широком смысле слова - читательский интерес, т.е. активное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в тексте как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт при условии квалифицированного прочтения текста.

Формирование читательских интересов привлекало внимание многих ученых (К.Д.Ушинский, В.П.Вахтеров, П.О.Афанасьев и др.). Специально организованные исследования (Л.С.Дягилева, Р.А.Жданова, И.А.Свиридова) констатируют, что природный познавательный интерес ребенка, впервые пришедшего в школу, в большинстве случаев постепенно угасает, и у ряда школьников появляется стойкое нежелание учиться. Наблюдается снижение уровня положительного отношения к учению с 91% у первоклассников до 71% у третьеклассников.

По средствам проведенного исследования можно определить методические приемы обеспечивающие реализацию формирования читательского интереса у младших школьников: выразительное чтение, комментированное чтение, творческие задания, постановка на уроке учебной проблемы.

Для читательского интереса детей можно использовать методический прием, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой - интерпретация сказки.

Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.

Вот примеры некоторых заданий.

  1. Опишите характер главного героя до встречи с… и после.
  2. Расскажите сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
  3. «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
  4. Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)
  5. Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).
  6. Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На определенном этапе развития сюжета прервать чтение и задать вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации. Пауза в чтении. Обращение к классу.
  7. Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.
  8. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.
  9. Перестановка персонажей внутри одной сказки.
  10. Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
  11. Перестановка персонажей.
  12. Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса могут проводить исследовательский поиск и прийти к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.

Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития читательского интереса детей, способствует самовыражению младшего школьника. Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок. «Самое главное – сказку не спугнуть», так сказал Н. Добронравов. Ребенок тянется к сказке, потому что это мир его фантазии, это его первые представления о жизни. Способность верить в чудо, в мечту формируется в детстве. Она помогает нестандартно смотреть на жизненные ситуации, творчески подходить к решению проблем. Слушая и читая сказки, человек накапливает «банк жизненных ситуаций». Творческой работой является объяснение основных сюжетных линий, поступков героев, сравнение с аналогичной сказкой. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».

  • Выделять опорные слова из сказки:

- Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она называется? кто ее автор? (дед, баба, курочка, яичко, мышка)

- Коллективное выделение опорных слов из сказки.

- Самостоятельный подбор опорных слов.

На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь.

- Сочинение сказки по опорным словам.

  • Сочинение сказки поначалу или по концу - Более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им только нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок. При сочинении возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги.

Данные методические приемы способствуют не только формированию читательского интереса у младших школьников, но и развитию творческой деятельности, что является неотъемлемой частью жизни школьника.

Важным условием формирования читательского интереса, является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска.

Формировать читательский интерес можно следующими путями:

а) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;

б) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;

2. Приёмы, упражнения, методики по формированию интереса к чтению у младших школьников

 Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, которое является  фундаментом всего последующего образования.

Навык чтения включает в себя (по программе начальной школы) следующие составляющие:

     - осознанное чтение

     - правильное (безошибочное) чтение

     - выразительное чтение

     - темп (скорость) чтения.

   Задача педагога: раскрыть пути, методы, приёмы, позволяющие сформировать эти  составляющие у детей.

Осознанность чтения достигается в неразрывной связи с развитием речи младшего школьника. Для этого используются следующие приёмы:

1) ответы на вопросы;

2) составление вопросов к тексту;

3) различные пересказы (полные, краткие, творческие - придумать свою концовку, пересказ от лица автора, или лица главного героя).

Пересказу надо учить, так как речь детей очень корявая, жесты часто заменяют слова. Поэтому вначале можно использовать пересказ по вопросам, по плану, с опорными словами. Затем усиливать связь с русским языком, используя свободные диктанты, изложения, сочинения.

Выразительность чтения развивается с помощью следующих средств: взять за образец чтение воспитателя; работать с текстом: учить ставить логическое ударение; учить ставить паузы логические и ритмические, уделять внимание интонации голоса.

Для развития темпа чтения можно использовать следующие инструменты:

        a) ежедневное чтение на уроках чтения, читают одновременно все, каждый в своём темпе и свою книгу),

          б) чтение парами (1 абзац читает ребёнок, 2 абзац - воспитатель, потом меняются, таким образом текст прочитан 2 раза),

в) многократное чтение небольшого отрывка (1 раз ребёнок прочитал отрывок за 1 минуту и отметил где остановился; 2 раз - повтор этого же отрывка - темп увеличивается, появляется стимул; 3 раз читает этот же самый текст, но  не останавливается, и 1-1,5 строчки он прочитает в большем темпе),

г) чтение в темпе скороговорки (1 раз читает быстро, но окончания не должны проглатываться, 2 раз читает чуть медленнее, но выразительно),

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость (по оценке психологов этих факторов более 200). Оптимальное чтение - это оптимальный темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту, именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста ребёнком. Средняя скорость чтения диктора телевидения-130 слов в минуту. Если ребёнок читает ниже 120 (90) слов, ему необходимо для понимания перечитывать два, а то и три раза.

Развитие интереса к чтению можно развивать дополнительно следующими методами:

  • организацией литературных праздников, викторин;
  • инсценировками любимых произведений;
  • просмотром видеофильмов, театральных постановок по изученному материалу;
  • посещением библиотеки с прослушиванием тематических бесед;
  • созданием сборников творческих работ (сочинения, рисунки).

Список литературы

  1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов//Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 2012.
  3. Энциклопедия. Воспитание

Код доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/vospitanie.html

  1. Журнал. Начальная школа. Вединяпина, В.А., Горшкова, В.В. Воспитание младших школьников

Код доступа: http://n-shkola.ru/files/repos_2/145_4.pdf