Урок литературного чтения Борис Заходер "На горизонтских островах"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Силякова Светлана Николаевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

Городского округа Саранск

Республики Мордовия

Урок литературного чтения в 1 классе ( УМК « Планета Знаний»)

на тему Б. Заходер «На горизонтских островах»

                                                                                         Подготовила учитель начальных классов

                                                                             Силякова Светлана Николаевна

Г. о. Саранск

2011

Цели: познакомить с биографией и творчеством Бориса Заходера; обучать выразительному чтению, отрабатывать технику чтения; обогащать словарный запас учеников; умение работать с текстом, находить главное.

Развивать речь, фантазию, воображение.

Воспитывать любовь к творчеству Б. Заходера.

Оборудование: портрет автора, его книги, картинки (заяц, Айболит, хамелеон, огурец, дятел, ежевика, редис), проектор, компьютер.

Ход урока

      Отрывок из мультфильма «Песенка Винни -Пуха»  (слайд2)

- Ребята, отрывок из какого мультфильма мы просмотрели?

- А как вы считаете, почему урок литературного чтения я начала с этой весёлой песенки?

- Нам предстоит узнать, кто автор этого произведения, познакомиться с биографией и творчеством этого писателя.

  Орг. момент

- Узнайте фамилию писателя, расшифровав эти картинки (по первым буквам). (ЗАХОДЕР) (слайд 3)

- Кто из вас уже знаком с творчеством этого писателя?

- Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством Бориса Владимировича Заходера.

- А для этого нам необходимо продолжить путешествие по необычной стране. А зовётся она … Вообразилия.   (слайд 4)  

- Ребята, вход в эту страну разрешён не всякому. А кому? – спросите вы. Ответить на этот вопрос поможет нам стихотворение «Моя Вообразилия».

Чтение стихотворения «Моя Вообразилия»

Моя Вообразилия

                        В моей Вообразилии,

                        В моей Вообразилии

                        Болтают с вами запросто

                        Настурции и Лилии;

                        Умеют Львы косматые

                        Скакать верхом на палочке,

                        А мраморные статуи

                        Сыграют с вами в салочки!

                        В моей Вообразилии,

                        В моей Вообразилии -

                        Там царствует фантазия

                        Во всем своем всесилии;

                        Там все мечты сбываются,

                        А наши огорчения

                        Сейчас же превращаются

                        В смешные приключения!

                        В мою Вообразилию

                        Попасть совсем несложно:

                        Она ведь исключительно

                        Удобно расположена!

                        И только тот, кто начисто

                        Лишен воображения, -

                        Увы, не знает, как войти

                        В ее расположение!..

- Какому же человеку разрешён вход в страну Вообразилия? (тем, у кого есть воображение, кто умеет мечтать, фантазировать, выдумывать).

«Папа» этой чудесной Вообразилии детский писатель, поэт Борис Владимирович Заходер. В Вообразилии живут, стихи, сказки, которые он придумал для детей. Вот такая Вообразилия Бориса Заходера.

Речевая разминка

- Для того, чтобы отправиться в волшебную страну, необходимо подготовиться. Правильно и быстро прочитаем скороговорку.

Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живёт он в Припевайске,
В переулке Веселинском.

Слайд 5 – 6

- Б.В. Заходер родился 9 сентября. В детстве Борис Владимирович любил читать книги о животных. Мог и подраться, если видел. Что обижают слабого. Однажды мальчишка по прозвищу Казарма, гроза переулка, стал  мучить кошку .Не выдержав Заходер набросился на него и грозный противник с плачем побежал. Знал Заходер много интересных историй и сказок, которые сочинили иностранные писатели. Но вот беда! Не умели их герои говорить на русском языке. Вот и помог Борис Владимирович этим героям объясниться с ребятами. Впервые научил говорить по русски знаменитого плюшевого медвежонка Винни- Пуха и его друзей: маленькую девочку Алису, побывавшую в стране чудес, Пана Трулялинского с которым была

            И тетка - Трулялятка,

            И Дочурка - Трулялюрка

            И сынишка – Трулялишка

           И собачка – Трулялячка

 Трудовую жизнь Борис Владимирович начинал на заводе учеником токаря, учился в авиационном институте, причем, на отлично. Вот только чертежи не удавались. Некоторое время он даже учился на биолога в университете. И все это время продолжает писать. Поэзия занимает все больше места в его жизни. Он заканчивает  литературный институт и становится настоящим писателем.

     - Борис Заходер написал очень много шуточных стихотворений, в которых главные действующие герои – дети младшего школьного  возраста.

     -Сейчас мы посмотрим инсценировку стихотворения Б. Заходера «Два и три»

Сценка «Два и три» (слайд 7)

Автор

Пошел Сережа в 1 класс

С Сережей не шути!

Считать умеет он у нас

Почти до десяти!

Не грех такому мудрецу

Задрать курносый нос:

Вот так-то за столом отцу

Он задает вопрос…

Сережа

Два пирожка тут, папа ,да?

А хочешь на пари,

Я доказать смогу всегда

Что их не два ,а три!

Автор

Считают вместе

Сережа

Вот один, а вот и два .Смотри!

Один да два…

Автор

Закончил сын

Сережа

Как раз и будет три!

Отец

Вот молодец!

Автор

Сказал отец

Отец

И в самом деле три!

И потому я два возьму,

А третий ты бери!

_ Как удалось папе подшутить над «мудрецом» Сережей?

- Б. Заходер – замечательный переводчик. Б.В. Заходер научил говорить по-русски знаменитого плюшевого медвежонка Вини Пуха из книги английского писателя А. Милна.

- Кто сейчас ответит, почему мы начали урок с песенки Винни-Пуха?

- Благодаря его переводам мы можем познакомиться с Алисой из страны чудес из книги английского писателя Л. Кэрролла, попасть в страну вечного детства и вечной игры с Питером Пэном.

Выставка книг Заходера (слайд 8)

- В нашей школьной библиотеке также есть книги Бориса Заходера.

В моей Вообразилии,
Моей Вообразилии–
Там царствует фантазия
Во всём своём всесилии.

- Отправимся туда? На чём бы вы думали?

Нам не нужен вездеход,
Не годится самолёт –
На летающей корове
Мы отправимся в полёт!

- Полетели!

Мы мечтаем приземлиться
На одном из островов,
Во владенья Трулялинского,
Пана песен и стихов.

Познакомимся? (слайд 9) – физминутка под песню

Про пана Трулялинского
(Из Ю. Тувима)

Работа над новым материалом

Работа с учебником

- Летим дальше? Впереди за горизонтом необыкновенные острова! (слайд 10) Но чтобы приземлиться, необходимо прочитать слова. (чтение слов в учебнике с. 40)

Словарная разминка

  • Самостоятельное чтение.
  • Коллективное чтение.
  • Что такое «горизонт»?   (слайд 11) Горизонт – воображаемая линия, которая отделяет небо от Земли.
  • Как вы думаете, почему острова называются Горизонтскими?
  • Что означает слово «остров»? (небольшая часть земли, окружённая водой)
  • Найдите в словаре значение слов «бычки в томате», «кашалот», «свидетельство».
  • Бычки в томате – консервы из бычков (мелкой рыбы) в томатном соусе. (слайд 12)
  • Кашалот – зубастый кит. (слайд 13)
  • Свидетельство – слова свидетеля о событии, при котором он был.
  • Свидетель – человек, который присутствовал при каком-то событии.

На Горизонтских островах
(Из Яна Бжехвы)

Первичное восприятие. Читает учитель.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?

Вторичное восприятие

- Прочитайте стихотворение. (отметить карандашом) Что кажется вам самым чудесным на Горизонтских островах? Прочитай строчки, в которых об этом сказано.

- Есть ли на островах то, что ты хочешь увидеть?

- Подумай и расскажи, что бы ты делал на Горизонтских островах, если бы нашёл туда дорогу?  Словесное рисование  

  • Чтение вслух по цепочке с соблюдение всех пауз
  • Коллективное чтение с соблюдением всех пауз

- А о чем же сожалеет и грустит автор стихотворения? (Никому не удается найти дорогу к этим славным островам.)

- А почему невозможно найти дорогу? (Автор выдумал эти острова, на самом деле они не существуют.)

   - Подумай и расскажи, какие ещё чудеса могут быть на Горизонтских островах? Нарисуйте. Расскажите.

- Представь, что ты встретился с добрым волшебником и попросил его превратить тебя в… Выбери любой предмет или живое существо, которым ты хотел бы стать.

(слайд 14)

Закончи предложения

- Я узнал на уроке …

- Учился на уроке …

- Мне было интересно …

- Я считаю, что работал …

- Страна Вообразилия будет существовать всегда, если мы не утратим интерес  к знаниям, к жизни, будем выдумщиками и фантазёрами, будем учиться Добру и Справедливости.

Литература 
1. Борис Владимирович Заходер  //  Жили-были. – 1995. – 17 нояб. – С. 2-3.
2. Владимирова Л. Борис Владимирович Заходер (1918-2000)  //  Антология мировой детской литературы: Т. 3. – М., 2002. – С. 211-213.
3. Поздравляем юбиляра! Борису Заходеру – 80 лет!  //  Мурзилка. – 1998. – 3. – С. 2-3.
4. Заходер, Б. На Горизонтских островах : стихи / Б. Заходер ; худ. Н. Бугославская. – Москва : Эксмо, 2009. – 128 с. : цв.ил. – (Мои любимые стихи).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок и презентация "Приключения на острове Чунга-Чанга" (Правописание слов с слияниями ЧА и ЧУ)

В презентации представлен материал в игровой форме для знакомства с трудными сочетаниями ЧА и ЧУ; формирования четких представлений о том, что звук [ч,] всегда мягкий и не требует обозначения мягкости...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Урок по теме "Моря и острова"

Урок для обучающихся 2 класса по программе "Школа 2100"...