Главные вкладки

    Урок литературного чтения Борис Заходер "На горизонтских островах"
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Силякова Светлана Николаевна

    Конспект урока

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

    Городского округа Саранск

    Республики Мордовия

    Урок литературного чтения в 1 классе ( УМК « Планета Знаний»)

    на тему Б. Заходер «На горизонтских островах»

                                                                                             Подготовила учитель начальных классов

                                                                                 Силякова Светлана Николаевна

    Г. о. Саранск

    2011

    Цели: познакомить с биографией и творчеством Бориса Заходера; обучать выразительному чтению, отрабатывать технику чтения; обогащать словарный запас учеников; умение работать с текстом, находить главное.

    Развивать речь, фантазию, воображение.

    Воспитывать любовь к творчеству Б. Заходера.

    Оборудование: портрет автора, его книги, картинки (заяц, Айболит, хамелеон, огурец, дятел, ежевика, редис), проектор, компьютер.

    Ход урока

          Отрывок из мультфильма «Песенка Винни -Пуха»  (слайд2)

    - Ребята, отрывок из какого мультфильма мы просмотрели?

    - А как вы считаете, почему урок литературного чтения я начала с этой весёлой песенки?

    - Нам предстоит узнать, кто автор этого произведения, познакомиться с биографией и творчеством этого писателя.

      Орг. момент

    - Узнайте фамилию писателя, расшифровав эти картинки (по первым буквам). (ЗАХОДЕР) (слайд 3)

    - Кто из вас уже знаком с творчеством этого писателя?

    - Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством Бориса Владимировича Заходера.

    - А для этого нам необходимо продолжить путешествие по необычной стране. А зовётся она … Вообразилия.   (слайд 4)  

    - Ребята, вход в эту страну разрешён не всякому. А кому? – спросите вы. Ответить на этот вопрос поможет нам стихотворение «Моя Вообразилия».

    Чтение стихотворения «Моя Вообразилия»

    Моя Вообразилия

                            В моей Вообразилии,

                            В моей Вообразилии

                            Болтают с вами запросто

                            Настурции и Лилии;

                            Умеют Львы косматые

                            Скакать верхом на палочке,

                            А мраморные статуи

                            Сыграют с вами в салочки!

                            В моей Вообразилии,

                            В моей Вообразилии -

                            Там царствует фантазия

                            Во всем своем всесилии;

                            Там все мечты сбываются,

                            А наши огорчения

                            Сейчас же превращаются

                            В смешные приключения!

                            В мою Вообразилию

                            Попасть совсем несложно:

                            Она ведь исключительно

                            Удобно расположена!

                            И только тот, кто начисто

                            Лишен воображения, -

                            Увы, не знает, как войти

                            В ее расположение!..

    - Какому же человеку разрешён вход в страну Вообразилия? (тем, у кого есть воображение, кто умеет мечтать, фантазировать, выдумывать).

    «Папа» этой чудесной Вообразилии детский писатель, поэт Борис Владимирович Заходер. В Вообразилии живут, стихи, сказки, которые он придумал для детей. Вот такая Вообразилия Бориса Заходера.

    Речевая разминка

    - Для того, чтобы отправиться в волшебную страну, необходимо подготовиться. Правильно и быстро прочитаем скороговорку.

    Кто не слышал об артисте
    Тралиславе Трулялинском!
    А живёт он в Припевайске,
    В переулке Веселинском.

    Слайд 5 – 6

    - Б.В. Заходер родился 9 сентября. В детстве Борис Владимирович любил читать книги о животных. Мог и подраться, если видел. Что обижают слабого. Однажды мальчишка по прозвищу Казарма, гроза переулка, стал  мучить кошку .Не выдержав Заходер набросился на него и грозный противник с плачем побежал. Знал Заходер много интересных историй и сказок, которые сочинили иностранные писатели. Но вот беда! Не умели их герои говорить на русском языке. Вот и помог Борис Владимирович этим героям объясниться с ребятами. Впервые научил говорить по русски знаменитого плюшевого медвежонка Винни- Пуха и его друзей: маленькую девочку Алису, побывавшую в стране чудес, Пана Трулялинского с которым была

                И тетка - Трулялятка,

                И Дочурка - Трулялюрка

                И сынишка – Трулялишка

               И собачка – Трулялячка

     Трудовую жизнь Борис Владимирович начинал на заводе учеником токаря, учился в авиационном институте, причем, на отлично. Вот только чертежи не удавались. Некоторое время он даже учился на биолога в университете. И все это время продолжает писать. Поэзия занимает все больше места в его жизни. Он заканчивает  литературный институт и становится настоящим писателем.

         - Борис Заходер написал очень много шуточных стихотворений, в которых главные действующие герои – дети младшего школьного  возраста.

         -Сейчас мы посмотрим инсценировку стихотворения Б. Заходера «Два и три»

    Сценка «Два и три» (слайд 7)

    Автор

    Пошел Сережа в 1 класс

    С Сережей не шути!

    Считать умеет он у нас

    Почти до десяти!

    Не грех такому мудрецу

    Задрать курносый нос:

    Вот так-то за столом отцу

    Он задает вопрос…

    Сережа

    Два пирожка тут, папа ,да?

    А хочешь на пари,

    Я доказать смогу всегда

    Что их не два ,а три!

    Автор

    Считают вместе

    Сережа

    Вот один, а вот и два .Смотри!

    Один да два…

    Автор

    Закончил сын

    Сережа

    Как раз и будет три!

    Отец

    Вот молодец!

    Автор

    Сказал отец

    Отец

    И в самом деле три!

    И потому я два возьму,

    А третий ты бери!

    _ Как удалось папе подшутить над «мудрецом» Сережей?

    - Б. Заходер – замечательный переводчик. Б.В. Заходер научил говорить по-русски знаменитого плюшевого медвежонка Вини Пуха из книги английского писателя А. Милна.

    - Кто сейчас ответит, почему мы начали урок с песенки Винни-Пуха?

    - Благодаря его переводам мы можем познакомиться с Алисой из страны чудес из книги английского писателя Л. Кэрролла, попасть в страну вечного детства и вечной игры с Питером Пэном.

    Выставка книг Заходера (слайд 8)

    - В нашей школьной библиотеке также есть книги Бориса Заходера.

    В моей Вообразилии,
    Моей Вообразилии–
    Там царствует фантазия
    Во всём своём всесилии.

    - Отправимся туда? На чём бы вы думали?

    Нам не нужен вездеход,
    Не годится самолёт –
    На летающей корове
    Мы отправимся в полёт!

    - Полетели!

    Мы мечтаем приземлиться
    На одном из островов,
    Во владенья Трулялинского,
    Пана песен и стихов.

    Познакомимся? (слайд 9) – физминутка под песню

    Про пана Трулялинского
    (Из Ю. Тувима)

    Работа над новым материалом

    Работа с учебником

    - Летим дальше? Впереди за горизонтом необыкновенные острова! (слайд 10) Но чтобы приземлиться, необходимо прочитать слова. (чтение слов в учебнике с. 40)

    Словарная разминка

    • Самостоятельное чтение.
    • Коллективное чтение.
    • Что такое «горизонт»?   (слайд 11) Горизонт – воображаемая линия, которая отделяет небо от Земли.
    • Как вы думаете, почему острова называются Горизонтскими?
    • Что означает слово «остров»? (небольшая часть земли, окружённая водой)
    • Найдите в словаре значение слов «бычки в томате», «кашалот», «свидетельство».
    • Бычки в томате – консервы из бычков (мелкой рыбы) в томатном соусе. (слайд 12)
    • Кашалот – зубастый кит. (слайд 13)
    • Свидетельство – слова свидетеля о событии, при котором он был.
    • Свидетель – человек, который присутствовал при каком-то событии.

    На Горизонтских островах
    (Из Яна Бжехвы)

    Первичное восприятие. Читает учитель.

    - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?

    Вторичное восприятие

    - Прочитайте стихотворение. (отметить карандашом) Что кажется вам самым чудесным на Горизонтских островах? Прочитай строчки, в которых об этом сказано.

    - Есть ли на островах то, что ты хочешь увидеть?

    - Подумай и расскажи, что бы ты делал на Горизонтских островах, если бы нашёл туда дорогу?  Словесное рисование  

    • Чтение вслух по цепочке с соблюдение всех пауз
    • Коллективное чтение с соблюдением всех пауз

    - А о чем же сожалеет и грустит автор стихотворения? (Никому не удается найти дорогу к этим славным островам.)

    - А почему невозможно найти дорогу? (Автор выдумал эти острова, на самом деле они не существуют.)

       - Подумай и расскажи, какие ещё чудеса могут быть на Горизонтских островах? Нарисуйте. Расскажите.

    - Представь, что ты встретился с добрым волшебником и попросил его превратить тебя в… Выбери любой предмет или живое существо, которым ты хотел бы стать.

    (слайд 14)

    Закончи предложения

    - Я узнал на уроке …

    - Учился на уроке …

    - Мне было интересно …

    - Я считаю, что работал …

    - Страна Вообразилия будет существовать всегда, если мы не утратим интерес  к знаниям, к жизни, будем выдумщиками и фантазёрами, будем учиться Добру и Справедливости.

    Литература 
    1. Борис Владимирович Заходер  //  Жили-были. – 1995. – 17 нояб. – С. 2-3.
    2. Владимирова Л. Борис Владимирович Заходер (1918-2000)  //  Антология мировой детской литературы: Т. 3. – М., 2002. – С. 211-213.
    3. Поздравляем юбиляра! Борису Заходеру – 80 лет!  //  Мурзилка. – 1998. – 3. – С. 2-3.
    4. Заходер, Б. На Горизонтских островах : стихи / Б. Заходер ; худ. Н. Бугославская. – Москва : Эксмо, 2009. – 128 с. : цв.ил. – (Мои любимые стихи).



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок и презентация "Приключения на острове Чунга-Чанга" (Правописание слов с слияниями ЧА и ЧУ)

    В презентации представлен материал в игровой форме для знакомства с трудными сочетаниями ЧА и ЧУ; формирования четких представлений о том, что звук [ч,] всегда мягкий и не требует обозначения мягкости...

    Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

    Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

    Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

    Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

    Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

    Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

    Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

    Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

    Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

    Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

    Урок по теме "Моря и острова"

    Урок для обучающихся 2 класса по программе "Школа 2100"...