Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс Перспектива
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме

Жолудева Татьяна Петровна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_lit.cht_._2_klass.doc376 КБ

Предварительный просмотр:


Календарно — тематическое планирование

Тема урока

сроки

Наглядные пособия, технические средства, оборудование

Знания, умения, навыки

Деятельность учащихся

Формы контроля

план

факт

Раздел «Любите книгу».

(9 часов)

Тема: «Любите книгу»

(3 часа)

1

Любите книгу. Рассказы о любимых книгах. Формирование умения находить информацию в учебнике и работать с нею.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.

Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.

Книги, прочитанные учащимися летом.

Знают структуру учебника и умеют в нём ориентироваться

Умеют:

- находить в учебнике нужную информацию и работать с ней;

-  распределять книги по разным основаниям;

- отвечать на поставленные вопросы к тексту

Рассказы о любимых книгах. Обсуждение высказывания М.Горького. Перечитывание текста целыми словами. Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст. Сравнение мультфильма с художественным произведением. Подготовка к выразительному чтению  стихотворений. Обсуждение пословиц. Разметка стихотворений, определение пауз и интонации, с которой нужно читать стихотворения.

Презентация любимой книги

2

Элементы книги. Ю.Энтин «Слово про слово».

Выразительное чтение

3

В.Боков. «Книга – учитель…».

Г.Ладонщиков «Лучший друг».заучивание наизусть стихотворения по выбору.

Работа в паре: ответы на вопросы

Тема: «Книги из далёкого прошлого»

(3 часа)

4

Книги из далёкого прошлого и современные книги.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Репродукция картины В.Васнецова «Святой Нестор-летописец». Книга Н.Кончаловской «Наша древняя столица».

Умеют:                       - планировать свою деятельность (составлять план урока под руководством учителя);                      - осмысленно воспринимать текст на слух;                      - самостоятельно работать с текстом, находить в тексте ключевые слова;           - самостоятельно составлять высказывание по теме произведения.

Знакомятся со сказкой Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Слушают информацию о том, как появились книги. Читают статьи учебника и определяют ключевые слова. Работают с репродукцией картины В.Васнецова «Святой Нестор-летописец». Знакомятся с книгой Н.Кончаловской «Наша древняя столица» - рассматривают обложку, обсуждают содержание. Рассказывают, какой представляют себе первую книгу.

Определение ключевых слов в тексте учебника

5

Славянская письменность. Первые книги на Руси и начало книгопечатания.

Ответы на вопросы

6

Н. Кончаловская «В монастырской келье». Сопоставление произведений словесно-художественного и изобразительного творчества.

Выразительное чтение

Тема: «Мы идём в библиотеку»

 (1 час)

7

Мы идём в библиотеку. Справочная и энциклопеди-ческая литература. Выбор книг на основе рекомендованного списка.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги-справочники, книги-энциклопедии.

Умеют:                       - группировать книги по разным основаниям;              - подбирать книгу для выставки, презентовать книгу; - работать с библиотечным каталогом.

Знакомятся с выставкой книг, представленной в учебнике. Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей. Выбирают книгу и самостоятельно с ней работают.

Подготовить выступление на тему: «Это интересно знать».

Тема: «Мои любимые художники – иллюстраторы»                                        

 (2 часа)

8

Мои любимые художники-иллюстраторы. Элементы книги. Иллюстрация как источник информации о содержании текста.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. «Творческая тетрадь», 2 класс.

Знают профессиональные особенности художников-иллюстраторов. Умеют соотносить иллюстрацию с текстом; использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста. Умеют участвовать в коллективной беседе. Испытывают потребность  в самостоятельном чтении.

Высказывают предположения о том, кто такие художники-иллюстраторы. Рассматривают иллюстрации и знакомятся со старейшими и современными художниками-иллюстраторами. Самостоятельно знакомятся со стихотворением Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка», отвечают на вопросы учебника. Работают на пословицами: определяют смысл, лексическое значение незнакомых слов. Записывают наиболее понравившиеся пословицы в «Копилку мудрых мыслей».

Выполнить иллюстрацию к любимому произведению.

9

Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». Осознание смысла прочитанного текста. Осмысление нравственно-этических понятий.

Раздел «Краски осени»

(13 часов)

Тема: «Краски осени»  

(4 часа)

10

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества. Составление высказываний.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.

Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.

Эмоционально воспринимают стихотворный и прозаический текст на слух.               Умеют участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному. Умеют создавать свой текст (под руководством учителя).             Умеют сравнивать произведения живописи и литературы.

Формулируют вопросы, которые будут обсуждать на уроке. Создают небольшой текст об изменении в природе осенью. Читают стихотворение А.Пушкина, отвечают на вопросы, готовятся к выразительному чтению. Самостоятельно читают произведение С.Аксакова, отвечают на вопросы. Сравнивают произведения А.С.Пушкина и  С. Аксакова. Знакомятся с репродукциями живописи, беседуют по картинам, определяют, почему картины названы по-разному.  Предлагают свои варианты названия картин.

Выразительное чтение.

11

А.С.Пушкин «Унылая пора...» А.Аксаков «Осень». Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения.

Выразительное чтение.

12

Работа  с репродукциями картин. В.Поленов «Осень в Абрамцево». А.Куинджи «Осень». Сопоставление произведений словесно-художественного и изобразительного творчества.

Продолжить ряд слов-ассоциаций

13

А.Майков «Кроет уж лист золотой…» С.Есенин «Закружилась листва золотая» понимание содержания художественного произведения, умения эмоционально откликаться на него.

Работа в паре: создание стихотворения «Осенний день».

Создание «палитры настроений» с помощью красок.

Тема: «Осень наступила»

 (3 часа)

14

Выразительное чтение стихотворений. А. И.Токмакова. «Опустел скворечник». Плещеев «Осень наступила».

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.

Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.

Умеют:                       - сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению;              - различают и используют в речи средства художественной выразительности;     - умеют находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение.

Определение периода осени по фотографиям. Озаглавливают пейзажи на фотографиях. Работают в «Творческой тетради» с рубрикой «Приметы осени». Читают стихотворения, перечитывают повторно с дополнительными вопросами. Создание (текста устно) по теме урока. Чтение поговорок, народных примет об осени, обсуждение их смысла.

Подписать фотографии, используя фразы из «Народных примет»

15

Произведение малых фольклорных жанров об осени. Определение основного смысла.

Работа в паре: подбор слов из стихотворения, которые созвучны осеннему настроению.

16

Сборники стихотворений и рассказов о природе. Особенности построения выразительных средств.

Работа в паре: сочинение осенних загадок.

Тема: «Мы идём в библиотеку»

(2 часа)

17

Мы идём в библиотеку.

С.Маршак «Октябрь». Л.Яхнин «Осень в лесу». Н.Сладков «Сентябрь». Заучивание стихотворения по выбору.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.

Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.

Книги об осени.

Умеют:                       - классифицировать книги по разным основаниям;              - презентовать понравившуюся книгу;                         - находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);                   - находить опорные слова, позволяющие осмыслить содержание текста и создать иллюстрацию.

Самостоятельное чтение стихотворений С.Маршака из книги «Круглый год». Создание иллюстраций к стихотворениям С.Маршака. Объяснение незнакомых слов с помощь толкового словаря. Создание иллюстраций к стихотворению. Проводят исследовательскую работу по стихотворению Л.Яхнина «Осень в лесу». Самостоятельное чтение, ответы на вопросы по тексту.

Работа в паре: определение ключевых слов в стихотворении.

18

С. Образцов «Стеклянный пруд». Создание собственного текста на основе художественного произведения.

Подобрать слова-ассоциации к слову осень.

Тема: «Наш театр»

 (1 час)

19

Наш театр. Н.Сладков «Осень». Инсценирование произведения.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Декорации, костюмы и маски животных.

Умеют:                       - правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте;                        - коллективно обсуждать прочитанное;             - читать текст по ролям.

Читают название рубрики, тему урока и формулируют основные задачи урока. Знакомятся с произведением Н.Сладкова «Осень». Называют главных героев, распределяют роли. Тренируются в группах выразительно читать этот текст. Сравнивают сказочное и реальное в произведении «Осень».

Инсценирование произведения

Н. Сладкова «Осень».

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии»

 (3 часа)

20

Прозаическая стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения. Чем стихи отличаются от прозы.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Книги  с произведениями об осени. Фото-графии с осенним пейзажем. Иллюстрации к произведениям об осени. Самостоятельно созданные тексты об осени.

Умеют:                       - осмысленно читать учебный текст;          - обобщать пройденный материал;                   - находить средства художественной выразительности, помогающие создать картину осени.

Работа по вопросам учебника. Подготовка материала к созданию газеты «прогулки по осеннему лесу».

Передать красками настроение осени.

21

Н.Никитин «Встреча зимы». «Прогулка по осеннему лесу». Создание собственных текстов на основе художественного произведения и личного опыта.

Определение в тексте эпитетов и сравнений

22

И.Бунин. «Листопад». А.Майков «Летний дождь». Нахождение в тексте и практическое различие средств выразительности художественной речи.

Работа в паре: какие секреты осени вы открыли, прочитав произведения  этого раздела?

Раздел «Мир народной сказки»

(17 часов)

Тема: «Мир народной сказки»

(1 час)

23

Мир народной сказки. Художественные особенности сказок.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Книги с русскими народными сказками.

Умеют:                       - классифицировать книги по различным основаниям;              - рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций.

Знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н.Афанасьевым, В.И.Далем. Работа с иллюстрациями к сказке. Работа в группах: воспроизведение сказки по фрагментам. Знакомство со сборником русских народных сказок «Заюшкина избушка».

Сравнить сказку «Заюшкина избушка» с другими русскими народными сказками.

Тема: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт»

 (3 часа)

24

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Рассказывание сказки по серии иллюстраций.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги с русскими народными сказками.

Умеют:                       - давать характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями;                     - находить в сказках отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку;                        - выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Коллективная игра «Собери все сказки о лисе». Инсценирование фрагментов различных сказок о лисе. Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк». Выделение главных героев, сравнение их с другими героями сказки. Рассказывание сказки по иллюстрациям. Определение ключевых слов в будущем тексте. Прогнозирование содержания сказки «Хитрая лиса» по заголовку» Сравнение русской народной сказки и корякской.

Создание иллюстраций к сказке.

25

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Восстановление событий сказки на основе рисунков.

Выразительное чтение по ролям.

26

Корякская сказка «Хитрая лиса». Сопоставление эпизодов сказок по общности ситуации, эмоциональной окраске, характеру и поступкам героев.

Сравнить главных героев русской народной сказки и корякской сказки.

Тема: «У страха глаза велики»

(3 часа)

27

Русская народная сказка «Зимовьё». Чтение по ролям.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Костюмы или элементы костюмов для участия в «Параде живых героев сказок»

Умеют:                       - выделять главную мысль в тексте;          - характеризовать героев на основе текста и иллюстраций;            - составлять план текста и подробно пересказывать по плану;                         - сравнивать и обобщать;                  -работать в группе.

«Парад живых героев сказок» - представление сказочного героя по реплике, произнесённой им. Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Моделирование сказки методом составления диафильма. Воспроизведение сказки с помощью диафильма. Сравнение сказок, выявление сходства и различия. Чтение сказки «Пых», сравнение со сказкой «У страха глаза велики».

Определить авторские пометы, которые помогут правильно прочитать реплики героев.

28

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Освоение разных видов пересказа художественного текста.

Выразительное чтение по ролям.

29

Белорусская сказка «Пых». Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов.

Пересказ по плану.

Тема: «Мы идём в библиотеку»

 (3 часа)

30

Русские народные сказки. Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.

Умеют:                       - работать с тематическим каталогом, находить книги по различным основаниям;              - самостоятельно находить ответы на заданные вопросы.

Знакомство с выставкой книг. Знакомство с русскими народными сказками в библиотеке. Выбор книги на основе тематического каталога. Самостоятельное чтение хантыйской сказки «Идэ».

Рассказ о выбранной в библиотеке книге.

31

Хантыйская сказка «Идэ». Определение главной мысли текста.

Выделить основные эпизоды сказки, составить план своего рассказа.

32

Русская народная сказка. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Освоение разных видов пересказа художественного текста.

Выделить основные эпизоды сказки, составить план своего рассказа.

Тема: «Ближе матери друга нет»

      (3 часа)

33

Ближе матери друга нет

Нанайская сказка «Айога». Понимание хороших и плохих поступков героев, умение обосновывать свое мнение.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.

Книги-сборники сказок разных народов России.

Умеют:                       - находить в сказках отражение быта, традиций народов;    - самостоятельно определять мотивы действий героев;       - строить собственные суждения;                  - выбирать подходящую интонацию;               - составлять собственные тексты.

Работа с выставкой прочитанных ранее книг сказок. Определение области, где жили нанайцы. Работа с заголовком и иллюстрацией. Слушание сказки. Высказывают предположения о том, чему учит сказка. Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Работа по вопросам учебника.

Подумать, чему учит сказка

Выразительное чтение по ролям

34

Ненецкая сказка «Кукушка». Размышление о законах духовно-нравственного общения людей.

Создание иллюстраций

35

Сравнение сказок «Айога» и «Кукушка». Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов.

Выразительное чтение по ролям

Пересказ понравившейся сказки

Тема: «Наш театр»

        (1 час)

36

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Инсценирование сказки.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги со сказками. Билеты в театр.

Умеют:                       - делить текст на диалоги и текст автора;                       - выразительно читать диалоги персонажей  сказки; - голосом передавать характер героя.

Формулируют основную задачу урока, основные шаги. Определение профессий, необходимых для постановки  спектакля. Слушание сказки. Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки. Рефлексия на сыгранную роль.

Инсценирование сказки.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии»  

(3 часа)

37

Представление о народной сказке. Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги со сказками. Детская энциклопедия.

Уметь:                        - классифицировать по разным основаниям  различие сказок по видам);                       - работать с различными видами текста;                        -самостоятельно составлять текст.

Чтение раздела. Деление всех изученных сказок на группы. Работа с выставкой прочитанных книг, классификация сказок.

Описание любимых сказочных героев. Выполнение заданий в творческой тетради.

Создание своей сказки.

38

Лиса – сказочный герой и животное. Написание сочинения-миниатюры по прочитанному произведению с использованием приемов описания.

Нарисовать лису – сказочного героя и животное.

39

Пересказ текста по опорным словам. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности событий.

Выразительное чтение по ролям

Пересказ понравившейся сказки

Раздел «Весёлый хоровод»

(10 часов)

Тема: «Весёлый хоровод»

   (2 часа)

40

Малые фольклорные жанры. Узнавание. Различие.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги с произведениями устного народного творчества. Репродукция с картины               Б. Кустодиева «Масленица».

Умеют:                       - распознавать особенности фольклорных форм;  - осмысленно воспринимать произведения живописи;                  - участвовать в коллективном обсуждении.

Прогнозирование содержания урока. Работа над лексическим значением непонятных слов.  Работа с выставкой книг. Работа с репродукцией картины                    

Б. Кустодиева «Масленица». Знакомство с экспозицией музея.

Подготовить рассказ о традициях своей семьи.

41

Музей народного творчества. Историко-литературное понятие фольклор. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Викторина.

Тема: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, весёлые стихи, которые создали авторы»                                                                                                                                                                     (3 часа)

42

Произведения малых жанров устного народного творчества. Определение основного смысла.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги с произведениями устного народного творчества.

Умеют:                       - слушать и слышать читаемый текст;         - находить общее и отличия;                     - классифицировать книги по разным основаниям.

Знакомятся с малыми произведениями малых фольклорных жанров. Знакомство с закличками. Чтение приговорок, потешек, перевёртышей. Чтение произведений Э.Успенского и Ю.Мориц. Работают с рубрикой «Мы идём в библиотеку». Сравнивают авторские произведения с фольклорными работами.  

Сочинение приговорок и потешек.

43

Э.Успенский «Память». Ю.Мориц «Хохотальная путаница» Особенности авторских произведений, созданных на основе народных.

Сравнение авторских произведений с произведениями фольклора.

44

Справочная литература для детей. Выбор книг на основе рекомендованного списка.

Дать название выставке книг

Тема: «Небывальщина»

  (2  час)

45

Д.Хармс «Весёлый старичок».   «Небывальщина». Создание собственного текста на основе художественного произведения.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.  Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги с произведениями устного народного творчества.

 Умеют:                      - осмысленно и выразительно читать произведения;            - сравнивать авторские и народные тексты.

Слушают сообщение о писателе Данииле Хармсе. Самостоятельно читают стихотворение. Работают в группе: сочиняют небольшое стихотворение – небывальщину. Сравнивают произведения Д.Хармса с фольклорными.

Выразительное чтение стихотворения.

46

К.Чуковский. «Путаница». Сравнение произведений Д.Хармса и К.Чуковского.

Выразительное чтение стихотворения.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии»  

  (1 час)

47

К.Чуковский «Храбрецы». С.Маршак «Храбрецы». Малые фольклорные жанры-узнавания, различия, определение основного смысла. Художественное своеобразия переводов стихотворения «Храбрецы».

Литературное чтение. Учебник,  2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги с произведениями устного народного творчества.

Умеют:                       - выразительно читать произведения устного народного творчества;                - создавать текст на основе осмысления произведений устного народного творчества.

Работают с выставкой книг. Отвечают на вопросы, определяют этапы выполнения заданий и выполняют их. Работают в паре: выполняют задание в творческой тетради.                                     Читают и сравнивают два перевода стихотворения «Храбрецы». Определят интонацию при чтении. Выполняют задания в творческой тетради.

Конкурс «Кто больше придумает загадок о животных»

Выразительное чтение любимых произведений.

Тема: «Праздник, праздник у ворот»

 (2 часа)

48

Подготовка праздника «Весёлый хоровод». Заучивание наизусть небольших произведений игрового фольклора.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.

Умеют:                       - подбирать тексты в соответствии с заданием;                   - работать в группе;  - выразительно рассказывать произведения устного народного творчества.

Выделяют главные слова в названии праздника, подбирают к нему ассоциации. Определят цель проекта. Распределяются на группы, определяют тему презентации в каждой группе. Составляют текст к представлению. Распределяют роли. Размечают текст. Выбирают ведущих праздника, определяют последовательность презентации.

Выразительное чтение по ролям.

49

Праздник, праздник у ворот. Выразительное чтение произведений малых жанров устного народного творчества.

Праздник

Раздел «Мы – друзья»

  (10 часов)

Тема: «Мы друзья»

  (3 часа)

50

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей в произведениях устного народного творчества разных народов.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. В.Даль. «Пословицы русского народа».

Умеют:                       - работать с книгой, отбирать необходимый для самостоятельной презентации материал;                          - позитивно общаться друг с другом.

Рассуждают о том, кого можно назвать настоящим другом. Знакомятся с пословицами о дружбе. Играют в игру Доскажи пословицу. Знакомятся с книгой В.Даля «Пословицы русского народа». Работают в паре: читают по ролям диалог Вани и Ани. Знакомятся с произведением М. Пляцковского «Настоящий друг». Прослушивают песню в исполнении артиста. Выразительно читают стихотворение. Составляют анкету «Мой настоящий друг» (стр.47, РТ). Знакомятся с произведением В.Орлова «Я и мы».

Игра «Доскажи пословицу»

51

М.Пляцковский «Настоящий друг». В.Орлов       «Я и мы». Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в произведениях.

Написать записку для заболевшего друга стр.45-46, РТ).

52

Составление рассказа по рисункам с использованием приемов рассуждения.

Работа в паре: определить, какие из пословиц о дружбе (стр.48, РТ)

Тема: «Хорошая горка получилась»

   (2 часа)

53

Н.Носов     «На горке». Восстановление порядка событий по рисункам. Составление плана. Пересказ рассказа.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги Н.Носова

Умеют:                       - осмысливать прозаический текст;  - делить текст на части, озаглавливать части текста и иллюстрации;            - создавать свой текст на основе авторского текста;    - находить в тексте ключевые слова, характеризующие главного героя.

Чтение рассказа Н.Носова «На горке». Воспроизведение рассказа по серии сюжетных картинок. Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Работа в группе: воспроизведение текста по иллюстрациям. Выбор лучшего рассказчика в группе. Знакомство с книжной выставкой. Чтение и рассказ о понравившейся книге.

Рассказать о самом смешном или самом грустном эпизоде из рассказа.

54

Произведения о детях. Понимание целей их создания. Освоение разных видов пересказа текста.

Сделать картинный план к рассказу Т.Коти «Замок на песке».

Тема: «Друзья познаются в беде»

 (2 часа)

55

С.Михалков  «Как друзья познаются» Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Понимание главной мысли произведения.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книга Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Книга Эзопа «Басни».       Книга  И.А.Крылова  «Басни».

Умеют:                       - делить текст на смысловые части, определять главный момент в развитии действия;                   - давать характеристику героя произведения с опорой на текст

Знакомятся с особенностями жанра басни. Самостоятельно читают басню С.Михалкова «Как друзья познаются». Работают по вопросам учебника. Воспроизводят басню. Знакомятся с произведением Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Отвечают на вопросы.  Знакомятся с выставкой книг.

Назвать специфические особенности басни в произведении.

56

А.Гайдар. «Чук и Гек». Понимание хороших и плохих поступков героев, умение обосновывать свое мнение.

Создание каталожной карточки на книгу.

Тема: «Наш театр»

(1 час)

57

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». Инсценирование басни.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.  Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.  Книга И.А.Крылова «Басни».

Умеют:                       - определять особенности басни;  - выделять главную мысль басни;             - голосом передавать характеристику героя;                         - делить текст на диалоги и текст автора;                       - выбирать интонацию, подходящую к каждой роли.

Рассказывают об особенностях басни, знакомых из прошлых уроков. Работают с выставкой книг И.А.Крылова. Знакомятся с басней «Стрекоза и Муравей». Проводят подготовку к инсценированию басни, отбирают выразительные средства, работают в «Творческой тетради». Инсценируют басню.

Объяснить, почему басня «Стрекоза и Муравей» включена в данный раздел.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии»  

   (2 часа)

58

Басня-общее представление о жанре, особенности построения и выразительных средств. Мораль басни.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.

 Осмысленно принимают ценность дружбы.             Знают специфические особенности басни. Умеют сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров.

Проверка домашнего задания.  Отвечают на вопросы, выполняют задания, вспоминают произведения, пересказывают их. Работают в группе: составляют текст беседы по опорным словам («Творческая тетрадь», стр.46). Выполняют задания в «Творческой тетради (стр.47-49), в учебнике (стр.134-137).

59

«Петушок и бобовое зернышко». Пересказ сказки по серии иллюстраций к произведению.

Раздел «Здравствуй, матушка Зима!»

  (11 часов)

Тема: «Готовимся к празднику»

(2 часа)

60

Выразительное чтение произведений. Заучивание наизусть небольших стихотворений по выбору.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Книги со стихами, песнями, играми, конкурсами.

Иллюстрации, модели, украшения.

Листы ватмана, краски, карандаши.

Участвуют в работе группы, обсуждают проблемы группы. Умеют:                       - работать с различными источниками информации;             -  находить средства художественной выразительности;      - читать тексты с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию текста.

Подбор ассоциаций к словосочетанию «Новый год». Создание программы праздника. Распределение на группы. Подготовка к празднованию Нового года в соответствии с выбором группы: отбор стихотворений, песен, игр. Выбор предложений по проведению праздника из «Творческой тетради» (стр.36). Создание театральных билетов, программок к празднику.

Выполнение задания по группам.

61

Проект «Здравствуй, матушка Зима!». Выразительное чтение произведений.

Организация и проведение праздника

Тема: «Чародейкою Зимою околдован лес стоит…»

  (2 урока)

62

А.С.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…» Ф.Тютчев    «Чародейкою Зимою…». Развитие умения мысленно воссоздать картины, созданные поэтом.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. книги со стихами русских поэтов о зиме.

Умеют:                       - находить средства художественной выразительности для создания образа в лирическом тексте;   - выбирать нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;                        - коллективно обсуждать прочитанное, высказывать своё суждение в группе или паре.

Знакомство с особенностями поэтического произведения. Чтение стихотворения А.С.Пушкина, ответы по содержанию. Подготовка к выразительному чтению, и чтение стихотворения. Знакомство с произведением Ф.Тютчева, ответы на вопросы, повторное перечитывание. Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов. Знакомство с произведениями С.Есенина.

Выразительное чтение стихотворения.

63

С.Есенин   «Поёт зима, аукает…»;  «Берёза». Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания.

Сделать разметку  стихотворения.

Работа в паре: создание своего стихотворения о зиме (синквейна).

Тема: «Зимние праздники»

  (5 урока)

64

С.Чёрный «Рождественское». Ф.Фофанов «Ещё те звёзды не погасли...». Приощение к культурным и духовно-нравственным традициям России.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги со стихами русских поэтов о зиме.

Умеют:                       - находить средства художественной выразительности;     - выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;                        - сравнивать произведения живописи и литературы

Знакомство с произведениями С.Чёрного и Ф.Фофанова. Сравнение стихотворений. Знакомство со стихотворениями К.Бальмонта, С.Маршака, А.Барто, С.Дрожжина. Ответы на вопросы учебника.                            Сравнение стихотворений С.Маршака и С.Дрожжина.

Выразительное чтение.

65

К.Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение стихотворения.

Найти в стихотворении олицетворения.

66

С.Маршак «Декабрь». Нахождение в тексте и практическое различие средств художественной выразительности.

Нарисовать своё настроение.

67

А.Барто  «Дело было в январе...» . Самостоятельное воспроизведение текста произведения наизусть.

Выразительное чтение

68

С.Дрожжин «Улицей гуляет…». Умение мысленно воссоздать картину, созданную поэтом.

Найти в стихотворении олицетворения.

Тема: «Загадки зимы»

 (1 час)

69

«Загадки зимы». Создание собственного текста на основе художественного по аналогии.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги с загадками.

Умеют видеть средства художественной выразительности. Умеют сочинять загадки.

Работа над лексическим значением слова «Загадка». Чтение загадок. Выделение в тексте слов, на которые указывает загадка. Подбор слов-ассоциаций к отгадке. Чтение понравившихся загадок.

Работа в паре: составление загадки о зиме.

Тема: «Праздник начинается, конкурс предлагается»

  (1 часа)

70

Жанровое разнообразие произведений о зиме.

Костюмы для участников праздника. Предметы и материалы для проведения эстафет, конкурсов, игр. Призы и подарки для награждения.

Развитие творческих способностей. Умеют участвовать в коллективной инсценировке.

Создание рабочей группы. Разработка заданий для проведения праздника: подбор стихотворений о зиме, новогодних игр и конкурсов; материалов для украшения класса; классной газеты; подбор подарков и призов. Распределение заданий между всеми участниками праздника.

Раздел «Чудеса случаются»

  (17 часов)

Тема: «Чудеса случаются»

   (5 часов)

71

Литературная сказка. А.С. Пушкин.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное  чтение.  Творческая тетрадь, 2 класс. А.С.Пушкин «Сказки».

Умеют:                       - видеть слово в поэтическом тексте, которое помогает создать образ старухи, старика, моря,                          - умеют участвовать в коллективной беседе;                       - находить средства художественной выразительности;     - выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Знакомство со сказкой А.С. Пушкина. Работают с книгами, представленными на выставке.  Знакомятся со сказкой А.С.Пушкина. Определяют строчки стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определяют, сколько раз в сказке повторяется одна и та же ситуация.  

В чём отличие народной сказки от литературной.

72

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сказочные герои сказки, особенности построения.

Выразительное чтение

73

Художественные особенности сказки А.Пушкина. Размышление о законах нравственно-духовного общения людей.

Основная мысль сказки.

74

Составление рассказа по рисункам. Нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям.

Определяют строчки стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определяют, сколько раз в сказке повторяется одна и та же ситуация.  

Почему рыбка не выполнила последнюю просьбу старухи?

Составить кроссворд по сказке А.С.Пушкина.

Тема: «Герои литературных сказок»

  (4 часа)

75

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Художественные особенности присказки.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книга Д.Н.Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки». Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса»

Умеют:                       - сравнивать сказки; - создавать собственные тексты на основе художественных;      - классифицировать книги по различным основаниям.

Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки». Анализ представленных книг. Чтение присказки, особенности присказки. Чтение сказки. Сравнение зайца из сказки с зайцами в других сказках. Составление портрета зайца из русских народных сказок. Знакомство с книгой Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Выразительное чтение.

Описать сказительницу

76

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Характеристика героев сказки.

Сделать иллюстрацию к сказке

77

Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Освоение разных видов пересказа художественного текста.

Выразительное чтение

78

Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса». Художественные особенности произведения.

Игра «Собери сказки о зайцах»

Тема: «Мы идём в библиотеку»

(2 часа)

79

Э.Распе «Чудесный олень». «Оттаявшие звуки». Создание собственного текста на основе художественного по аналогии.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книга Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена». Сказки Ш.Перро, С.Козловского («Ёжик в тумане») К.Чуковского.

Умеют:                       - создавать собственный текст на основе художественного по аналогии;                   - выбирать и классифицировать книги по различным основаниям.

Знакомятся с произведениями «Чудесный олень» и «Оттаявшие звуки», перечитывают их с дополнительными вопросами.    Создание собственной истории по аналогии с авторским текстом.   Знакомство с выставкой книг. Определение, что объединяет представленные книги.   Чтение и рассказ о понравившихся книгах.

Составление каталожной карточки.

80

Мы идём в библиотеку. Алфавитный каталог. Выбор книги на основе рекомендованного списка.

Нарисовать иллюстрации к сочинённому фантастическому рассказу.

Тема: «Мои любимые писатели»

(4 часа)

81

Осмысление нравственно-этических понятий раскрытых в литературно-художественных произведениях К.И.Чуковского.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги К.И.Чуковского.

Умеют: - самостоятельно читать произведения и осмысливать их;    - определять главную мысль произведения;           - сравнивать героев и их поступки в разных произведениях.

Знакомство с К. Чуковским и его творчеством. Читают в учебнике статью о Чуковском, работают с выставкой книг

Выразительное чтение.

82

К.Чуковский   «Я начинаю любить Бибигона». Характеристика героя произведения.

83

К.Чуковский  «Бибигон и пчела». Освоение разных видов пересказа художественного текста.

Рассказ о приключениях Бибигона.

84

Л.Толстой «Два брата». Сопоставление поступков героев по контрасту. Умение обосновать свое мнение, анализировать собственные посткпки.

Сравнить приключения Бибигона с приключениями барона Мюнхгаузена

Тема: «Наш театр»

 (2 часа)

85

К.Чуковский «Краденое солнце». Выразительное чтение по ролям. Построение плана высказывания.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II.  Декорации к спектаклю.  Костюмы для артистов.

Умеют:                           - осмысливать содержание произведения;           - определять характер героев, события, картины, представленные в произведении;           - выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли; - создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Знакомятся с темой урока «Наш театр». Определяют этапность подготовки к инсценированию произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия).    Знакомство со сказкой «Краденое солнце». Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценировки сказки.                      Инсценирование сказки.

Рассказать, какое чудо произошло в сказке.

86

Инсценирование сказки К.Чуковского «Краденое солнце»

Рефлексия на сыгранную роль.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии»

 (1 час)

87

Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца». Отличие народной сказки от литературной. Определение главной мысли текста, составление плана.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II.

Умеют:                       - находить специфические особенности литературной сказки;                       - сравнивать народную и литературную сказку;                        - пересказывать сказку, соблюдая жанровые особенности.

Работают с выставкой книг: распределяют произведения на авторские и литературные.    Рассказывают об особенностях народной и литературной сказки. Чтение болгарской сказки «курица, несущая золотые яйца».     Сравнение болгарской сказки и сказки А.С.Пушкина (сюжет сказки, герои сказки, главная мысль сказки).

Нарисовать иллюстрацию к сказке «Курица, несущая золотые яйца».

Раздел «Весна, весна! И всё ей радо!»

 (11 уроков)

Тема: «Весна, весна! И всё ей радо!»

 (2 часа)

88

Ф.Тютчев   «Зима недаром злиться…». Выделение особенностей стихотворной речи. Выявление авторского отношения на основе анализа.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II.  Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс

Умеют:                            - находить слова, которые помогают представить картины, изображённые автором;                     - высказывать своё суждение;                  - передавать свои чувства при чтении.

Работа с рубрикой «Читаем и наблюдаем» в «Творческой тетради» (стр.67-68). Знакомство с темой урока: определение опорных слов, подбор слов-ассоциаций. Чтение диалога Ани и Вани, чтение сообщения профессора Самоварова. Чтение стихотворения Ф.Тютчева. Определение симпатий автора, выражение свих симпатий. Самостоятельное чтение стихотворений по группам.

Сделать цветопись слов-ассоциаций.

89

И.Никитин «Весна».  А.Плещеев  «Весна».  Т.Белозёров «Подснежники». Составление вопросов на основе прочитанных произведений.

Выразительное чтение.

Тема: «В душу уже просится весна…»

 (2 часа)

90

Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто. Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Книги А.Чехова, Ф.Тютчева, А.Барто, А.Фета с произведениями о весне.

Уметь:                        -осмысливать произведение; находить слова в тексте, которые позволяют увидеть картины весны, созданные автором;  - высказывать своё суждение; Эмоционально воспринимать произведение.

Знакомство с произведением А.Чехова «Весной». Перечитывание текста с дополнительными вопросами. Сравнение произведения со стихотворениями А.Фета и А.Барто.  Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне: выбор жюри, объяснение критериального аппарата (соответствие теме, выразительность при чтении). Подведение итогов конкурса, определение победителя.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.

91

Выбор книг на основе рекомендованного списка. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне.

Чтение любимого стихотворения наизусть.

Тема: «Мы идём в библиотеку»

 (3 часа)

92

С.Маршак «Март».

И.Левитан «Ранняя весна». Сопоставление произведений словесно-художественного, изобразительного творчества.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Репродукция картины И.Левитана «Ранняя весна». Книги Э.Шима, А.Плещеева, А.Майкова, Л.Яхнина, Ф.Тютчева, И.Токмаковой.

Умеют:                       - выбирать книгу по разным основаниям, представлять (презентовать выбранную книгу;     - соотносить изображаемое с литературным текстом, аргументировать свой выбор

Знакомство с книгами о весне на выставке. Выбор и презентация своей книги. Знакомство с репродукцией картины Левитана «Ранняя весна». Путешествие по картине: подбор слов, которые помогут представить реку, небо, снег. Самостоятельное знакомство с произведением С.Маршака «Март». Создание небольшого текста по картине И.Левитана. Самостоятельное чтение стихотворений И.Токмаковой, Саши Чёрного.

Работа в паре: почему художник изобразил именно этот период весны?

93

И.Токмакова «Весна». С.Чёрный «Зелёные стихи». Выразительное чтение стихотворений.

Рассказать о стихотворении, которое понравилось больше всего.

94

Создание собственного текста на основе репродукции картин художников. Сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна».

Самостоятельная работа по картине.

95

А.Майков. «Христос Воскрес». Приобщение к культурным духовно-нравственным традициям России.

Рассказать о стихотворении, которое понравилось больше всего.

Тема: «Наш театр»

 (2 часа)

96

С.Маршак «Двенадцать месяцев». Выразительное чтение по ролям. Построение плана высказывания.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Книга С.Маршака «Двенадцать месяцев». Костюмы или элементы костюмов для разыгрывания пьесы-сказки. Театральные билеты и программки.

Знать особенности пьесы.              Уметь:                        - определять главную мысль произведения;           - при  помощи голоса передавать характер героев. Осмысление характеров героев и их поступков под руководством учителя.

Определение этапности подготовки к инсценированию произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия).  Знакомство с пьесой-сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев».  Работа в группах: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценировки сказки.

Работа в группе: подготовить театральные программки и театральные билеты.

97

Инсценирование сказки «Двенадцать месяцев».

Опрос: как автор относится к своим героям.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии»

  (1 часа)

98

Нахождение в тексте и практическое различие средств художественной выразительности. Составление рассказа с использованием приемов описания.

 Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II.

Создание различных текстов под руководством учителя по заданному алгоритму.     Умение находить средства художественной выразительности (олицетворение).

Создание своей выставки книг по прочитанным в этом году произведениям.                                Создание текста о весне. Коллективное редактирование получившихся текстов. Представление своих работ.

Работа в паре: сочинить четверостишие о весне.

Опрос: можно ли сказать, что в природе и в жизни весной всё просыпается, оживает?

Раздел «Мои самые близкие и дорогие»

  (1 часа)

99

Р. Рождественский,        Ю.Энтин, Б.Заходер . Размышление о законах нравственно-духовного общения детей.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II.

Осознание значимости в жизни человека  близких и дорогих людей – родителей.

Знакомство с темой урока, чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова.  Рассматривание фотографии (стр.69), беседа по фотографии. Представление своей домашней фотографии в классе. Чтение стихотворения Р.Рождественского «На земле хороших людей немало».

Чтение стихотворения Ю.Энтина о маме. Создание текста о маме.

Выразительное чтение.

Иллюстрирование созданного произведения.

Тема: «Нет лучше дружка, чем родная матушка»

 (1 урок)

100

Выразительное чтение стихотворения А. Барто, Р.Сефа. Создание собственного текста на заданную тему.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс

Осмысленное чтение произведений, определение главной мысли произведения. Умение подбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Представление письменных работ о маме. Создание коллективного текста о маме. Работа в рубрике «Мастерская писателя» («Творческая тетрадь», стр.70-71). Знакомство со стихотворением А.Барто «Перед сном». Чтение пословиц (стр.73).  Чтение стихотворения Р.Сефа. Создание иллюстраций к прочитанным стихотворениям.

Выразительное чтение стихотворения.

Тема: «Лад и согласие – первое счастье»

 (2 час)

101

Д.Родари «Кто командует?». Определение главной мысли произведения.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс

Умеют:                       - определять главную мысль рассказа;                    - создавать текст с опорой на художественный текст;                          - работать с библиотечными каталогами и находить нужную книгу в библиотеке.

Знакомство с произведением Дж.Родари «Кто командует?» Работа по вопросам учебник. Знакомство с выставкой книг, работа в библиотеке.                 Выбор книг по желанию, презентация своей книги.   Составление каталога на тему: «Книги о маме».

Нарисовать иллюстрацию к произведению «Кто командует?»

102

Выбор книг и создание каталогов по заданной теме.

Тема: «Если был бы я девчонкой»

 (2 часа)

103

Выразительное чтение стихотворения «Если был бы девчонкой…» Э.Успенский «Разгром» Б.Заходер «Никто». Анализ своих собственных поступков.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс

Осмысление главной мысли произведения под руководством учителя и самостоятельно. Чтение с опорой на знаки препинания, логические паузы и своё отношение к содержанию текста. Формирование потребности в самостоятельном чтении.

Знакомство с произведениями Э.Успенского. Игра для мальчиков «Представьте себе…». Чтение стихотворения «Если был бы я девчонкой…». Знакомство со стихотворением «Разгром». Перечитывание с дополнительными вопросами.                                Чтение стихотворение Б.Заходера «Никто». Сравнение стихотворений «Разгром» и «Никто».

Выразительное чтение.

104

Л.Толстой. «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек». Размышление о законах нравственно-духовном общении людей.

Опрос: почему эти произведения оказались в одном разделе?

Тема: «Наш театр»

(1 час)

105

 Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Книги с рассказами Е.Пермяка

Умеют:                       - определять главную мысль произведения;               - самостоятельно определять интонацию слов  героев. Разыгрывание выбранной роли с опорой на выразительные средства.

Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения: чтение произведения, распределение ролей, отбор средств выразительности для создания образа. Работа в группе.

Рефлексия на сыгранную роль.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии»

  (1час)

106

Размышление о законах нравственно-духовном общении людей. Создание собственного текста на заданную тему.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II.

Поздравительная открытка.  Краски, цветные карандаши.

Создание поздравительной открытки для мамы и текста поздравительной открытки.        Умение работать с книгами, отбирать необходимый материал из книг.

Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Создание текста поздравительной открытки. Коллективное редактирование созданных текстов. Создание иллюстрации к поздравительной открытке.

Представление своих работ.

Раздел «Люблю всё живое»

(16 часов)

Тема: «Люблю всё живое»

   (2 часа)

107

Осмысление нравственно-этических понятий. С. Чёрный «Жеребёнок». Выявление авторского отношения к герою.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Книги С.Михалкова. Книги Саши Чёрного.

Осмысленное чтение произведений под руководством учителя; умение находить слова, которые позволяют увидеть созданную автором картину. Умение участвовать в коллективной беседе, отвечая на поставленные вопросы.

Знакомство с названием нового раздела. Чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова. Знакомство с произведением Саши Чёрного «Жеребёнок», выразительное чтение. Знакомство со стихотворением С.Михалкова «мой щенок».

Работа в паре: определить в стихотворении слова, которые помогают представить жеребёнка.

108

С.Михалков «Мой щенок». Придумывание возможного варианта развития сюжета.

Выразительное чтение стихотворения.

Тема: «Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт»

(3 часа)

109

С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок». Определение главной мысли текста. Создание собственного текста на основе личного опыта.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги Г.Снегирёва. Книги  М. Пришвина.

Знакомство с прозаическими текстами; осмысление произведений под руководством учителя.

Умеют:                       - делить текст на смысловые части и озаглавливать их, составлять план и пересказывать текст; - определять главную мысль произведения;           - составлять план прочитанного произведения.

Знакомство с произведением Г.Снегирёва «Отважный пингвинёнок». Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Составление таблицы вопросов по осмыслению художественного произведения. Определение главной мысли произведения. Анализ пословиц (стр.93). Знакомство с произведением М.Пришвина «Ребята и утята». Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами произведения Е.Чарушина «Страшный рассказ». Работа по вопросам учебника. Сравнение произведений.

Создание своего текста «Как я победил страх»

110

М.Пришвин «Ребята и утята». Составление плана. Пересказ рассказа.

Выразительное чтение

111

Е.Чарушин «Страшный рассказ». Пересказ текста по опорным словам.

Пересказ по плану

Тема: «Нелегко снимать зверей»

 (2 часа)

112

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Н. Рубцов «Про зайца» и научная статья из энциклопедии «Заяц».

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Детская энциклопедия «Я познаю мир»

Умеют:                       - сравнивать различные виды текстов;                      - выбирать книгу по различным основаниям, представлять выбранную книгу;    - участвовать в коллективной беседе;                       -  создавать собственные произведения, альбомы о животных

Знакомство с текстом о зайце из энциклопедии и стихотворения Н.Рубцова. Сравнение текстов, выяснение позиции автора.  Знакомство с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Определения типа текста.

Описать встречу писателя с зайцем.

113

Проект. В.Берестов. «С фотоаппаратом». Создание текста на заданную тему.

Выразительное чтение.

Тема: «Мы идём в библиотеку»

  (2 часа)

114

Мы идём в библиотеку. Сказки и рассказы о животных. Воспроизведение содержания текста с элементами описания.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги В.Бианки «Рассказы и сказки о животных», «Лесные домики».

Знакомство с книгами В.Бианки. Знакомство с жанром «сказки-несказки».         Умение выбирать книги по различным основаниям.   Умение находить главную мысль, опорные слова, составлять план и пересказывать текст.

Знакомство с книгами В.Бианки на выставке. Определение, что объединяет эти книги. Деление книг на группы. Выбор книги из представленных, рассказ о книге. Знакомство с жизнью и творчеством В.В.Бианки.  Знакомство с произведениями В.Бианки на книжной выставке. Чтение произведения «Хитрый лис и умная уточка». Определение жанра произведения.  

Составление каталожной карточки.

115

В.В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка».Составление плана. Пересказ текста по опорным словам.

Рассказ о любимой книге В.Бианки.

Работа в группе: найти опорные слова и составить план рассказа.

Тема: «О чём плачет синичка?»

 (3 часа)

116

Маленькие рассказы Н.Сладкова. Составление рассказа по серии рисунков.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Книги Н.Сладкова

Знакомство с произведениями Н.Сладкова.   Умение находить в тексте слова, характеризующие героев.            Умение самостоятельно составлять  рассказ по рисункам.  

Знакомство с произведениями Н.Сладкова. Самостоятельное чтение рассказов Н.Сладкова. Определение жанра произведений. Чтение диалога ежа и лисицы по ролям. Знакомство с книгами Н.Сладкова, рассматривание. Составление каталожных карточек.

Работа в паре: составление рассказа по рисункам (стр.109)

117

В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?» Осмысление нравственно-этических понятий.

Нарисовать иллюстрацию.

118

Г.Снегирев «Куда улетают птицы на зиму…». Постановка вопросов к тексту.

Нарисовать иллюстрацию.

Тема: «Наш театр»

  (2 часа)

119

Художественные особенности сказки В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок». Чтение по ролям.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II.

Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс

Знакомство с произведениями В.Бианки.

Умение осмысливать произведение с помощью интерпретации текста.            Умение выразительно читать произведение.  Формирование творческих способностей через драматизацию.

Знакомство с темой урока. Определение этапности подготовки к инсценированию произведения. Работа в группе: распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Драматизация рассказа.

Сравнение данного произведения  с русской народной сказкой «Колобок».

120

Инсценирование сказки В.Бианки «Лесной колобок – Колючий Бок». Выразительное чтение стихотворений В.Берестова «Заяц-барабанщик», «Коза».

Рефлексия на сыгранную роль.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии»

 (2 часа)

121

 Рассказ. Общее представление о жанре и выразительных средствах. Особенности научно-познавательного текста.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс  

Знакомство с понятием жанра рассказа, научно-познавательного текста.           Умение:                     - оставлять отзыв о прочитанном произведении;           - находить в тексте средства художественной выразительности;     - самостоятельно составлять рассказ.

Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Создание отзыва на книгу, представленную на выставке. Коллективное редактирование получившихся текстов. Презентация своих работ. Чтение и перечитывание стихотворения А.Барто «Думают ли звери?» Создание каталога книг по выбранной теме.

Создание иллюстрации к отзыву.

122  

А.Барто «Думают ли звери?». Составление рассказа по заданной теме.  

 

Создание текста по репродукции картины К.Лемоха

Раздел: «Жизнь дана на добрые дела»

           (14 часов)

Тема: «Жизнь дана на добрые дела»

 (2 часа)

123

С.Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах». Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. В.Даль «Пословицы русского народа»

Осознание понятий добрые дела, доброта, добренький, добро, жизнь дана на добрые дела. Умение определять главную мысль произведения; создание интерпретации текста на основе художественного текста.

Знакомство с темой раздела. Какие дела можно назвать добрыми. Работа с пословицей. Работа в «Творческой тетради» - запись совершённых добрых дел. Поиск добрых дел,  о которых говорится в стихотворении С.Баруздина «Стихи о человеке и его делах». Знакомство с произведением Л.Яхнина «Пятое время года». Создание небольшого текста на тему. Коллективное редактирование текстов.

Работа в паре: чем различаются слова добрый и добренький.

124

Л.Яхнин «Пятое время года». Выявление авторского отношения к герою, понимание главной мысли произведения.

Закончить предложение: «Герой рассказа очень хотел совершить добрые дела, но только…»

Тема: «Кто добро творит, того Бог благословит»

  (4 часа)

125

Л.Яхнин «Силачи»,В.Осеева «Просто старушка». Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс

Осознание нравственных понятий на основе чтения различных текстов. Умение определять главную мысль произведения. Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения.

Представление письменных работ. Знакомство с пословицами и поговорками. Чтение рассказа Л.Яхнина «Силачи». Определение главной мысли. Чтение произведения В.Осеевой «Просто старушка». Сравнение произведений Л.Яхнина и В.Осеевой. Знакомство с произведением Э.Шима «Не смей!», А.Гайдара «Совесть». Коллективная работа со словом совесть.

Рассказать о мальчике из произведения В.Осеевой «Просто старушка».

126

Э.Шим    «Не смей!». Осмысление нравственно-этических понятий раскрытых в произведении.

Объяснить заголовок рассказа.

127

А.Гайдар «Совесть», Е.Григорьева «Во мне сидят два голоса». Понимание главной мысли произведения.

Выразить своё отношение к Нине.

128

Самостоятельное пользование словарями и справочной литературой. Построение плана собственного высказывания.

Составить предложение со словом совесть.

Тема: «Кто скоро помог, тот дважды помог»

 (3 часа)

129

В.Осеева «Три товарища». Устное словесное рисование. Осмысление нравственно-этических понятий.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II.

Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс

Осознание:                       -нравственных ценностей;                 - понятия совесть.  Умение:                     - самостоятельно определять главную мысль произведения; - находить слова, характеризующие героя, выражать  отношение к герою; - участвовать в коллективной беседе;                         - самостоятельно создавать текст, писать сочинение.

Представление своих работ «Что такое совесть». Знакомство с рассказом В.Осеевой «Три товарища». Знакомство с рассказом И.Пивоварова «Сочинение». Создание текста «Как я помогала маме». Коллективное редактирование работ. Создание иллюстрации к сочинению.

Написать свой текст. Начните со слов: «Товарищ – это тот, кто..»

130

И.Пивоваров «Сочинение». Пересказ.

Пересказ текста.

131

Сочинение «Как я помогал маме». Создание собственного текста на основе художественного произведения.

Представление своих работ.

Тема: «Мы идём в библиотеку»

(3 часа)

132

Выбор книг на основе рекомендованного списка. Понимание заглавия текста, его адекватное соотношение с содержанием.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II.

Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс

Знакомство с произведениями Н.Носова.      Умение:                     - работать с книгой, распределять книги по группам;               - определять основную мысль произведения;            -находить опорные слова в тексте.

Знакомятся с выставкой, выбирают книгу из представленных книг. Знакомятся с творчеством писателя. Самостоятельно знакомятся с произведениями «Затейники», «Фантазёры». Определение, почему эти книги включены в раздел «Жизнь дана на добрые дела».

Опрос: как найти произведения Н.Носова в библиотеке?

133

Н.Носов «Затейники», «Фантазёры». Чтение по ролям. Составление плана и пересказ текста.

Работа в паре: прочитать рассказ в лицах.

134

Басня. Общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Составить план рассказа

Тема: «Наш театр»

 (1 час)

135

С.Михалков «Не стоит благодарности». Выразительное чтение по ролям. Инсценирование произведения.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Театральные программки и билеты.            Костюмы или элементы костюмов.

Уметь:                        - определять этапность подготовки к инсценированию произведения;           - выразительно читать произведение;           - самостоятельно определять главную мысль произведения; - сравнивать различные произведения;           - создавать свой текст на основе художественного текста.

Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения С.Михалкова «Не стоит благодарности». Чтение произведения. Работа в группе. Распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Выразительное чтение по ролям. Драматизация произведения. Сравнение произведения с басней И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Рефлексия на сыгранную роль.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии»

 (1час)

136

Юмористические произведения               Н. Носова. Составление рассказа по иллюстрациям.

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс

Обобщение знаний по разделу.        Умение создавать тексты на основе интерпретации художественных текстов.       Освоение системы нравственно-этических ценностей в ходе прочтения произведения.

Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Определение юмористических произведений. Обсуждение понятий добрые дела и добра наживать. Пересказ любимых произведений Н.Носова. Создание списка рекомендуемой литературы для чтения летом. Работа в «Творческой тетради».

Работа в паре: обсудить смысл пословицы: «Красив тот, кто красиво поступает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков литературного чтения УМК "Перспектива" 1 класс

Календарно -тематическое планирование.  УМК "Перспектива" 1класс"Литературное чтение".  Л.Ф Климанова, В. Г. Горецкий, Л.А. Виноградская...

Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".

Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК «Перспектива» 2 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК «Перспектива» 2 класс...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтениею УМК Перспектива 2 класс_ 2017-2018 уч.год_136 часов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»для 2 «В» класса на 2017-2018 учебный годразработана на основе рабочей программы «Л...

Календарно-тематическое планирование по Литературному чтению (УМК "Перспектива") 1 класс

          Данный материал может быть использован педагогами начальной школы, работающими по УМК "Перспектива"....