РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Лоуткина Ирина Алексеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_chtenie_4_kl_2013.doc306.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Яйская средняя общеобразовательная школа № 2»

Утверждена

приказом № _______

от «___»_____________ 2014г. Директор _________________

                                                                                                                                                                                 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА

Количество часов в год – 136 часов

Количество часов в неделю- 4 часа

«Перспективная начальная школа»

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1, 2 — М.: Академкнига/Учебник. 2013 г.Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия. Под ред.   Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник. 2013 г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)                         

                                                                                                                           

           

Составитель: Тихонкова И.В. учитель начальных классов

               

Согласовано

 на заседании  МО                                                                                                                                                                                                                                                              

протокол № _________                                              

от «___» __________2013 г.

Руководитель МО ___________

Принята                                                            педагогическим советом                                        

протокол № __________                                        

от «___» ___________2013 г.

Яя

2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка                                                          стр. 2 – 4

  1. Планируемые результаты                                                       стр. 4 – 7

  1. Содержание учебного предмета                                            стр. 7 – 15

  1. Материально – техническое обеспечение                            стр. 16

  1. Календарно – тематическое планирование                          стр.17– 28

  1. Литература                                                                                стр.29

Пояснительная записка

             Рабочая программа по литературному чтению  разработана  на основе авторской программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.М. Малаховской (проект  «Перспективная начальная школа»), программы четырёхлетней школы, М.,

Академкнига/Учебник, 2011, в соответствии с содержанием Федерального государственного стандарта второго поколения.  Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

           На изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю. В  БОП (вариант №2).  Всего в год – 136 часов.

Используемый УМК:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение.4 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1, 2 — М.: Академкнига/Учебник.2013, 176 с.
  2. Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.2013, 160 с. с ил.
  3. Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник.2013.

Общая характеристика учебного предмета

              Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.

        Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

        В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

        духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

        – духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

        – литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));

        – библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).

        Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения  опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).

Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:

  • Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
  • Ценность  нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
  • Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
  • Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
  • Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве .

        Система ценностей важна, они  дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Личностные, метапредметные, предметные результаты учебной программы

        В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их общекультурного и литературного развития. Выпускник:

        • сможет работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями и фондом школьной библиотеки;

        • накопит опыт понимания того, что литература – это искусство слова, один из видов искусства (наряду с другими видами) и явление художественной культуры;

        • получит возможность осознать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия, спрофилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и их обсуждения опыт моральных оценок и нравственного выбора);

        • овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений литературы: определением их эстетической ценности и выявлением их нравственного смысла.

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу

«Литературное чтение» к концу 4-го года обучения

        Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

        Выпускник научится:

        • читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;

        • грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с сотрудниками научного клуба младшего школьника «Ключ и заря»;

        • определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

        • представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

        • перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);

        • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

        • читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

        • обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

        • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

        • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

        • делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

        • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

        • самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

        Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

        Выпускник научится:

        • представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

        • отличать народные произведения от авторских;

        • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).

        Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

        • отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;

        •отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины;

        • представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);

        • обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);

        • понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;

        • понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

        Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

        Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

        • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

        • обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

        • устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

        

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

        В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:

        • свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

        • свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

        • свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

        В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

        В области регулятивных учебных действий выпускник научится:

        • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

        В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться:

        • осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

        • профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название разделов  

Кол – во часов

1

Устное народное творчество.

34 ч

2

Классики русской литературы  XVIII-  первой половины XX в.

38 ч

3

Классики русской литературы второй половины XX в.

42 ч

4

Зарубежная  литература

22 ч

Всего:

136 час

        Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития. Она впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит фольклор в более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (т.е. географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности фольклора сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе — это ИСТОРИЯ , историческое движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью в авторской литературе является конкретный человек с присущим ему миром переживаний.

        Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи и музыки. Живописные произведения «Музейного Дома» и музыкальные шедевры позволяют обращаться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале разных видов искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.

        Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекрестной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверенность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской строфы.

        Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами, с элементами драмы в крупных диалоговых отрывках из прозаических текстов. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.

        Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает формирование представлений об особенностях авторской литературы.

        Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение:

        – проблемы выражения авторской точки зрения в прозе и поэзии;

        – проблемы выражения чувств лирического героя в лирике;

        – проблемы несовпадения мировосприятия автора-рассказчика и героя.

        Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

        Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа литературного произведения; умение устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); умение работать с разными текстами, включая словари и справочники для решения конкретных задач; умение выбирать книги в библиотеке; первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; эстетическое переживание ценности художественных произведений и выявление их нравственного смысла.

        Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

        Совершенствование умения чтения про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения.

        Совершенствование умений и навыков выразительного и осмысленного чтения: учет тех требований к выразительности чтения, которые продиктованы жанровой принадлежностью текста. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

        Дальнейшее формирование культуры предметного общения:

        а) умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

        б) способности критично относиться к результатам собственного творчества;

        в) способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

        Дальнейшее формирование культуры предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

        Умение определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.

        Умение составлять общее представление о содержании основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.

        Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

        Формирование библиографической культуры

        Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках – иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений.

        Использование толкового, фразеологического и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов и выражений, встречающихся на страницах литературных произведений.

        Формирование умения выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

        Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

        а) роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;

        б) участие воображения и фантазии в создании произведений;

        в) диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

        Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

        

        Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

        Устное народное творчество. Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как связи между миром человека и волшебным миром; представления о тотемных животных и тотемных растениях как прародителях человека.

        Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над

волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости.

        Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках

        Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями – торговлей или ратными подвигами – свое отечество).

        Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

        Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы – к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

        Жизнь жанров фольклора во времени.

        Взаимоотношения обрядов и праздников.

        Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

        Народная и авторская сказка.

        Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

        а) событие в рассказе – яркий случай, раскрывающий характер героя;

        б) сложность характера героя и развитие его во времени;

        в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

        г) формирование первичных представлений о художественной правде как правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

        д) выразительность художественного языка.

        Сказочная повесть: С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

        Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

        Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного миров, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

        Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают герою вернуть себе человеческий облик.

        Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

        Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

        Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

        Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

        Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

        Основные виды учебной деятельности обучающихся: различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, звукопись и др.) и понимание причин их использования.

        

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

        Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

        Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Дом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

        Дальнейшее формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

        Формирование умений выполнять объемные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике).

        Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

        Раздел «Круг чтения»

        Устное народное творчество

        Мифологические сюжеты Древней Греции, древних славян.

        Русские народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»[1]*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист – ясный сокол»*.

        Зарубежная волшебная сказка: «Алтын-сака – золотая рыбка».

        Былины:

        а) киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;

        б) новгородского цикла: «Садко».

        

Классики русской литературы XVIII – первой половины XX в.:

        В. Жуковский: «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок);

        А. Пушкин: «Везувий зев открыл...», отрывки из «Евгения Онегина», «Гонимы вешними лучами...», «Сквозь волнистые туманы...»;

        М. Лермонтов «Парус»;

        Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;

        А. Фет «Это утро, радость эта...»;

        И. Бунин: «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство»;

        Н. Заболоцкий: «Сентябрь», «Оттепель»;

        В. Хлебников «Кузнечик»;

        В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»;

        Б. Пастернак «Опять весна»;

        А. Чехов «Ванька», «Мальчики»;

        Л. Андреев «Петька на даче»;

        М. Волошин «Зеленый вал отпрянул...»;

        В. Набоков: «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...», «Обида»;

        А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении)*.

        Классики русской литературы второй половины XX в.:

        А. Ахматова: «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни...», «Памяти друга»;

        С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации;

        Н. Рыленков «К Родине»;

        Н. Рубцов «Доволен я буквально всем»;

        Д. Самойлов «Красная осень»;

        А. Кушнер «Сирень»;

        В. Соколов: «О умножении листвы...», «Все чернила вышли...»;

        Д. Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...»;

        К. Паустовский «Теплый хлеб»*;

        Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!»;

        И. Пивоварова: «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*;

        В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»[2]*;

        Л. Улицкая «Бумажная победа»;

        М. Вайсман «Шмыгимышь»;

        С. Козлов: «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц», «Лисичка»*;

        Б. Сергуненков «Конь Мотылек»;

        С. Маршак «Как поработала зима!..»;

        А. Пантелеев «Главный инженер».

        Зарубежная литература:

        древнегреческий «Гимн Природе»;

        древнегреческое сказание «Персей»;

        Плиний Младший «Письмо Тациту».

        Авторские волшебные сказки:

        Г. Андерсен: «Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная королева»* (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении);

        С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках);

        А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках);

        Д. Даррелл «Землянично-розовый дом»* (отрывок из повести «Моя семья и другие животные»).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

        Концептуальные и теоретические основы

УМК «Перспективная начальная школа»

  1. Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). -  М.:Академкнига/Учебник.
  2. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник.
  3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.

4 класс

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. —М.: Академкнига/Учебник.
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. —М.: Академкнига/Учебник.
  3. Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.
  4. Малаховская О.В., Чуракова Н.А.  Литературное чтение. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник.
  5. Борисенкова О.В., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.


Раздел

учебника

№ урока

Тема урока

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Формы контроля

Дата

п/р

п/п

1.  Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (25ч)

1-2

1-2

Земной и волшебный мир в волшебных сказках. Заседание клуба «Ключ и заря»

узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.),

различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.),

узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

 чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура,

работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом»,

 сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура,

работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

 чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура,

работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом»,

 сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура,

работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом»,

 сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура,

работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения

аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура,

работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование

аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура,

работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом»,

 сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура,

работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения

аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура,

работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, ориентироваться в учебнике, сравнивать — находить общее и различия объектов (сказок), самостоятельное маркирование, подведение под понятие: формирование понятия «волшебная сказка» через анализ текстов, формирование понятия «главный герой», определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения.

 Коммуникативные УУД: вступать в диалог, допускать возможность существования разных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, осуществлять работу в паре.

 Личностные УУД: самоопределение, мсыслообразование.

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на учителя, затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД: знать понятие «герой волшебной сказки», понимать, что такое   тотем разных народов мира в разные времена, изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; подтверждать характеристики героя волшебной сказки на примере сказок Ш. Пьерро . Коммуникативные УУД: осуществлять работу в паре, вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению, осуществлять поиск и выделение нужной информации.

Личностные УУД: проявление познавательного интереса.

Регулятивные УУД: оценивать свою работу на уроке.

 Познавательные УУД: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения.

 Коммуникативные УУД: чтение по цепочке, вступление в диалог, высказывание собственной точки зрения.

Познавательные    логические УД   

  •  ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации;
  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
  • читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;
  • быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

      Коммуникативные УУД

  • работать с соседом по парте:
  • распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

        • выполнять работу по цепочке;

           Регулятивные УУД

  • подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
  • понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Познавательные общеучебные УД

  • работать с текстом;
  •  выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

Познавательные    логические УД   

  •  ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации;
  • читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;

Регулятивные УУД

  • подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

Познавательные    логические УД   

  •  ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации;
  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
  • читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; 

Текущий

3

3

Мифы древней Руси.

4

4

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

Текущий

5

5

Татарская сказка «Гульчечек»

Пересказ

6

6

Заседание клуба «Ключ и заря». Древнеегипетский миф «Путешествие солнечной ладьи»

Инд.опрос

7

7

Персей. Древнегреческое сказание

Текущий

8

8

Музейный дом. Икона «Георгий Победоносец»

9

9

Особенности героя волшебной сказки.

Инд.опрос

10-12

10-12

Русская сказка "Сивка-бурка"

13-14

13-14

Русская сказка "Крошечка-Хаврошечка"

Чтение по ролям

15-16

15-16

Русская сказка "Морской царь и Василиса Премудрая"

17

17

Русская народная сказка Морозко

Выразит. чтение

18-19

18-19

Русская народная сказка Финист – ясный сокол.

20-22

20-22

Русская народная сказка Иван – царевич и серый волк

Выр.чтение и пересказ

23-24

23-24

Башкирская народная сказка Алтын-сака – золотая бабка

25

25

Урок – обобщение по теме раздела.

Фронт.опрос

2.Знакомимся

с                   повествованиями, основанными на фольклоре

(19 ч)

1

26

Заседание клуба. Обнаруживаем в былине интерес к истории.

2-4

27-29

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Выр.чтение

5-7

30-32

Былина Илья Муромец и Святогор.

8-9

33-34

Былина «Садко»

Выр.чтение

10-12

35-37

Ганс Христиан Андерсен "Русалочка"

Текущий

13-15

38-40

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Чтение по ролям

16

41

Г.-Х. Андерсен Снежная королева (1 и 2 истории)

17

42

Г.-Х. Андерсен Снежная королева (5 и 6 истории)

Выр.чтение по ролям

18

43

Г.-Х. Андерсен Снежная королева (7 история)

19

44

Обобщение по теме раздела Заседание клуба «Ключ и заря».

Фронт.опрос

3. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека (16ч)

1-2

45-46

В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство»

Наизусть

3-4

47-48

Д. Самойлов «Красная осень», Николай Заболоцкий «Сентябрь»

Текущий

5

49

Николай Заболоцкий «Оттепель»

Наизусть

6

50

Иван Бунин "Нет солнца, но светлы пруды", "Детство"

7-9

51-53

Владимир Набоков "Обида"

10

54

Владимир Набоков "Грибы", "Мой друг, я искренне жалею..."

Наизусть

11

55

А.Фет «О первый  ландыш!...», С.Маршак «Ландыш»

12

56

Новелла Матвеева «В лощинах снег, слоистый, как слюда…»

Наизусть

13

57

Юрий Коваль "Лес, Лес! Возьми мою глоть"

14

58

Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе»

15

59

Борис Сергуненков "Конь Мотылёк"

Выр. чтение

16

60

Джералд Даррелл «Землянично-розовый дом»

4.  Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас     (12ч)

1-2

61-62

Леонид Андреев "Петька на даче"

Чтение по ролям

3-4

63-64

Антон Чехов "Ванька"

5-6

65-66

Антон Чехов "Мальчики"

7-9

67-69

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Чтение и пересказ

10-11

70-71

Юрий Коваль «Полынные сказки»

12

72

Заседание клуба

Подготовка к олимпиаде.

Инд.опрос

5.Пытаемся понять, как на нас воздействует красота (12 ч)

1

73

Ирина Пивоварова "Как провожают пароходы"

2

74

Ирина Пивоварова  «Мы пошли в театр»

3-4

75-76

Людмила Улицкая "Бумажная победа"

Чтение и пересказ

5

77

Музейный дом: З.Серебрякова «Катя с натюрмортом», Пикассо «Девочка на шаре»

6

78

Сергей Козлов «Лисичка»

7

79

Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Выразит.чтение

8

80

Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!»

9

81

 Музейный Дом: Ван Гог «Огороженное поле»

Инд.опрос

10

82

Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!»

11

83

Борис Пастернак «Опять весна»

Наизусть

12

84

Владимир Соколов «Все чернила вышли…»

6.Приближаемся к разгадке тайны особого зрения (11ч)

1-3

85-87

Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Чтение по ролям

4-6

88-90

Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»

Чтение и пересказ

7

91

И.Пивоварова «Как Коля

Лыков стал звеньевым»

Чтение и пересказ

8-9

92-93

К.Паустовский «Тёплый хлеб»

10

94

В.Серов «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской»

Инд. опрос

11

95

Обобщение по теме.

7.Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда    (15ч)

1

96

 Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)»

2

97

Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал бы настоящий писатель

Фронт. опрос

3

98

Мария Вайсман  «Шмыгимышь»

4

99

В. Хлебников «Кузнечик»;

5-6

100-101

А. Ахматова «Тайны ремесла», « Перед весной бывают дни такие…»

Наизусть

7

102

Музейный Дом: Портрет А. Ахматовой

8

103

П. Кончаловский «Сирень» А.Кушнер «Сирень»

аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура,

работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом»,

 сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура,

работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения

аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура,

работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование

узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

 чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура,

работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом»,

 сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

         

Познавательные    логические УД   

  •  ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации;
  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
  • читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;
  • быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

      Коммуникативные УУД

  • работать с соседом по парте:
  • распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

        • выполнять работу по цепочке;

           Регулятивные УУД

  • подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
  • понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Познавательные общеучебные УД

  • работать с текстом;
  •  выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

Познавательные    логические УД:   

  •  ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации;
  • читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;

Регулятивные УУД

  • подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
  • понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

9

104

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

10

105

Афанасий Фет «Это утро, радость эта…»

11

106

Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»

12

107

М. Лермонтов «Парус»

Наизусть

13

108

Максимилиан  Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль…»

14

109

Самуил Маршак «Как поработала зима!»

15

110

А. Пушкин « Евгений Онегин»,  « В тот год осенняя погода», « Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

Наизусть

8.Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего (20ч)

1

111

А.Пантелеев «Главный инженер»

2

112

 А. Дейнека «Окраина Москвы». П. Пикассо «Герника»

3

113

Анна Ахматова "Памяти друга"

4

114

Николай Рыленков "К Родине"

5

115

Н. Рубцов «Доволен я …»

6

116

Д. Кедрин «Всё мне мерещится …»

7

117

Репродукция:В. Пупков «Моя бабушка и её ковёр»

8

118

В. Набоков «Снег»

9

119

В. Набоков «Моя весна»

10

120

Е. Клюев «Деревянная лошадка»

11

121

Б. Кустодиев «Вербный торг у Спасских ворот»

12

122

В. Набоков «Родина»

13

123

Р. Бёрнс «В горах моё сердце»

14

124

М. Врубель «Дворик зимой» и В. Конашевич «Зима в Павловске»

15

125

Древнегреческий гимн природе

16-17

126-127

Государственный гимн Российской Федерации

18

128

Древние Помпеи.

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

19

129

Плиний Младший «Письмо Тациту»

20

130

А. Пушкин «Везувий зев открыл …». Статья о Пушкине.

9.Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее (6ч)

1

131

Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

2

132

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

3

133

А. Пушкин «Сквозь волнистые туманы…»

4

134

М. Яснов «Снизу вверх посмотрел…»

5

135

Путешествие в Казань. В мастерской художника

6

136

Обобщение по теме Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

ВСЕГО:

136 ч

Литература

Для учителя:

  1. «Перспективная начальная школа»   Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2011,  с 91-103.
  2. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник. 2011- 224 с.
  3. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.2013, 176 с.
  4. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.2013, 176 с.
  5. Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.2013, 160 с. с ил.
  6. Малаховская О.В. Литературное чтение.4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник.2013.
  7. Лободина Н.В. Литературное чтение. 4 класс: Поурочные планы по учебнику Н.А.Чураковой. – Волгоград: Учитель, 2012. – 359 с.

Для  обучающихся:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.2013, 176 с.
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.2013, 176 с.
  3. Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.2013, 160 с. с ил.
  4. Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник.2013.


[1]*        Произведения, отмеченные звёздочкой, входят в хрестоматию.

[2]*        Произведения, отмеченные звёздочкой, входят в хрестоматию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 1- класса

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 1- класса  составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования....

Внеклассное занятие по литературному чтению для обучающихся 1 -4 классов

КВН- « Сказки А. С. Пушкина Внеклассное занятие по литературному чтению, имеющее целью ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО СКАЗКАМ А. С. ПУШКИНА., расширить кРУГОЗОР.ПРИВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ТВОРЧЕСТВУ...

Олимпиадные задания по литературному чтению для обучающихся 4 классов

Материал содержит задания на определение жанра произведения, подбор синонимов к словам, составление пословиц и т.д....

Урок по литературному чтению для обучающихся 2-х классов по теме: «Л.Н.Толстой «Прыжок».

Урок по литературному чтению для обучающихся  2-х классов по УМК «Перспективная начальная школа» по теме: «Л.Н.Толстой «Прыжок». Тип урока: урок получения новых знаний....

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...