Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению в 4 классе интегрированного обучения и воспитания для учащихся, обучающихся по программе 5 класса для детей с трудностями в обучении по теме: «Тайное становится явным». В.Драгунский
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Материал включает конспект урока с приложениями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект  урока
    по литературному чтению
    в 4 классе интегрированного обучения и воспитания

    Подготовила: учитель-дефектолог Муравейко Е.Г.

    Тема: «Тайное становится явным» В.Драгунский

    Учащиеся: обучающиеся по программе 5 класса для детей с трудностями в обучении в 4 классе интегрированного обучения и воспитания

    Задачи:

    1. Ознакомить с творчеством В. Драгунского.
    2. Формировать умение определять тему.
    3. Формировать навык выразительного чтения.
    4. Развивать умение анализировать содержание рассказа, формулировать выводы, развивать внимание, память, умение устанавливать последовательность сюжетных действий, умение понимать смысл произведения, отвечать на вопросы  полным предложением.
    5. Воспитывать чувство ответственности, умение сопереживать

    Оборудование: Литературное чтение: учеб. пособие для 5 класса спец. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения, ч. 1 / В.С.Воропаева, Т.С. Куцанова.-Мн: Нар. асвета, 2013 (стр. 119-123); мультимедийная презентация, аудиозапись рассказа «Тайное становится явным», кроссворд по теме урока, тестовые задания к кроссворду по теме урока, серия сюжетных картинок к отрывку рассказа, мешочек с карточками с объяснением словарных слов, портрет В. Драгунского, выставка книг В. Драгунского.

    Ход урока:

    1. Организационный момент:
    1. Приветствие

    - Здравствуйте, ребята. (Дети отвечают)

    - Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются).

    - А теперь друг другу пожмите руки и улыбнитесь.

    2. Проверка готовности к уроку

    - Давайте проверим готовность к уроку.

    - Готовы ли вы начать урок?
    Всё ль в порядке, проследите:
    Что на парте, посмотрите.
    Проверили? Садитесь!
    С усердием трудитесь!

    - Сегодня у нас урок литературного чтения. Скажите, что мы делаем на этом уроке? (Ответы детей)

    - Если мы пришли  учиться,
    Не лениться, а трудиться,
    Значит, слушаем внимательно, 
    Работаем старательно!

    3.Актуализация знаний

    - Какое сейчас число? Месяц? Пора года? День недели? Время суток? (Ответы учащихся)

    -Ребята, вот вам задание. Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, из каких они ранее прочитанных нами произведений? (слайды 1-3: иллюстрации рассказов «Сверху вниз, наискосок!», «Англичанин Павля», «Шиворот-навыворот»)

    - К какому жанру относятся эти произведения? (Рассказы)

    - А кто автор этих рассказов? (В.Драгунский)

    (Если дети не отвечают, то предлагается задание: составить из данных букв (с цифрами под каждой) слово-фамилию автора, поставив буквы в возрастающей числовой последовательности).

    -Совершенно верно (Слайд 5).

    - Ребята, а что вы знаете о В. Драгунском?

    (Рассказ ученика об авторе ). (Слайд 6-8)

    - Он был и токарем, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке клоуном. А когда в 40 лет у В. Драгунского родился сын Денис – он стал писателем рассказов.  В своём сборнике рассказов «Денискины рассказы» он изобразил своего сына, показывая его наивным, простодушным, озорником. Вместе с тем уважает сына, восхищается его доброй, щедрой душой, бескорыстными поступками. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.

    - Скажите, что пишет Виктор Драгунский стихи, сказки или рассказы?

    - Верно, рассказы.

    - А какие рассказы пишет Виктор Драгунский: смешные или грустные? (Смешные)

    - Чему учат рассказы Виктора Драгунского? (доброте, вежливости, дружбе).

    * Самооценка учащимися своей деятельности (индивидуально на «лесенке успеха» учащиеся оценивают себя, поставив  смайл на 1 (более 3-х ошибок), 2 (1-2 ошибки), 3 ступеньку (нет ошибок)).

    II. Основная часть

    4. Выявление места и причины затруднения

    - Ребята, а посмотрите на эту картинку (Слайд 9). К какому произведению относится эта  иллюстрация? (Ответы детей).

    - А почему, вы не смогли узнать из какого произведения последний рисунок? (Не читали, не проходили его).

    - А вы хотели бы познакомиться с этим произведением? (Да).

    5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

    (Если учащиеся смогли самостоятельно в предыдущем задании назвать автора пройденных ранее произведений, то на данном этапе предлагается задание «Составление фамилии автора из букв»

    - Чтобы узнать автора этого произведения, составьте слово, поставив буквы в возрастающей числовой последовательности.

    -Какая фамилия у вас получилась? (Драгунский)

    -Совершенно верно).

    - Ребята, чтобы узнать, как называется рассказ, воспользуйтесь карточками, которые лежат у вас на партах. Составьте фразу из букв, прослеживая взглядом ниточку клубка от начала до конца.

    - Как  называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? (Ответы детей).

    - Правильно, рассказ  называется «Тайное становится явным».

    - О чем может идти речь в этом произведении, судя по названию? (Ответы детей)

    - Подберите схожую по смыслу пословицу из предложенных. (Учащиеся прослушивают пословицу, объясняя её смысл, затем выбирают подходящую по смыслу «Шила в мешке не утаишь»)

    - Так ли это, мы сможем узнать, познакомившись с текстом. Нам предстоит расследовать  случай описанный в рассказе.

    * Самооценка учащимися своей деятельности

    6. Зрительная гимнастика

    - Но прежде мы сделаем гимнастику для глаз. Ведь они работали много и устали. (Дети выполняют упражнения для глаз по инструкциям учителя: «Пальминг», «Поймай цифру в уголке»))

    7. Словарная работа

    - А теперь давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе. Нам прислали их в тайном мешочке. Достаньте по одному посланию из мешочка и по очереди зачитайте их. (Дети достают и читают словарные слова с объяснением на посланиях).

    - Что такое Кремль?

    - Это городская крепость в старых русских городах с башнями и бойницами, которая служила для защиты города.

    - Что значит «раскромсал»?

    - Неровно, небрежно разделить, разрезать что-либо  на части, на куски.

    - Давайте подберём синонимы: разрезал, разорвал,  разделил.

    - И ещё одно слово «язвительный» – что это значит?

    - Злобно-насмешливый, стремящийся досадить.

    Подберём синонимы:  злой, обидный, резкий, ядовитый, резкий, колкий.

    * Самооценка учащимися своей деятельности

    8.Техника чтения

    А сейчас подготовим чтение трудных слов из произведения, что поможет вам более выразительно и бегло прочитать текст. Откройте учебники на странице 123. Сначала прочитайте слова плавно по слогам. А затем целыми словами. (Дети читают)

    - Пред-став-ле-ни-е,   по-бла-го-да-рил,   за-ме-ча-тель-ный.

    * Самооценка учащимися своей деятельности

    9.  Физкультминутка

    - А теперь выполним физкультминутку. Слушайте и повторяйте за мной движения.

    Поднимает руки класс – это раз,

    Завертелась голова – это два,

    Три – руками три хлопка,

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – на место тихо сесть.

    10. Работа с текстом рассказа

          а) Самостоятельное чтение

    -  Откройте учебники на стр. 119. (Слайд 11)

    - Прочитайте начало рассказа (до шестого абзаца). Когда я остановлю читающего – задам вопрос.

    - Ответьте на вопрос: 

    - Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова?  (Ответы детей)

    б) Чтение в парах с заданием

    - Читаем дальше по очереди. По 1 абзацу.

    - Ответьте на вопросы:

    - Почему Дениска не хотел есть кашу?

    - Как мама уговаривала Дениску есть кашу?

    - Что она ему предложила?

    - Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

    - Подумайте, что может произойти дальше? (Дети отвечают)

    * Самооценка учащимися своей деятельности

           

     в) Прослушивание аудиозаписи. Игра  «Разведка»

    - А вот что случится дальше вы узнаете, когда сходите в разведку. Разведчики работают тайно и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения.

    - Вы получили аудио-послание. Вам нужно его прослушать и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее. (Дети прослушивают аудио-отрывок из рассказа. Слайд 12,13).

    - Ответьте на вопросы:

    - Что Дениска сделал с кашей вначале? А что потом?

    - А теперь составьте ответное послание от разведки для командира. Подойдите и наклейте по порядку на лист «фотографии» тех действий, которые делал Денис с кашей. Можете пользоваться учебником, если забыли последовательность. (Дети выполняют, а затем демонстрируют учителю послание. Если последовательность неправильно установлена, то учитель исправляет).

    - Чем, по-вашему, закончится рассказ?

           

    * Самооценка учащимися своей деятельности

     г) Чтение по ролям (Слайд 14)

    - Начинаем читать вместе со мной вслух по ролям. Сергей – «мама», Илья – «милиционер», Марк – «пострадавший». Я буду читать слова мальчика.

    - Ответьте на вопрос:

    - Почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдет?

    д) Выборочное чтение

    - Прочитайте, как выглядел дяденька. (стр. 121)

    - По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась? (Стр.122. Глаза стали зеленые, как крыжовник…)

           

     е) Чтение по ролям

    - Прочитайте по ролям диалог мамы и Дениса в конце рассказа (мама, Денис).

    - Ответьте на вопросы:

    - Почему мама так долго смотрела на Дениса? (Хотела понять, на самом ли деле Денис понял и осознал свой поступок)

    - Понял ли он мамины слова?  Почему вы так считаете? (Ответы детей)

    11. Включение нового знания в систему знаний

    -Ребята, вспомните, не было ли в вашей жизни случая, когда тайное становилось явным? Расскажите об этом.

    * Самооценка учащимися своей деятельности

    12. Повторение прочитанного

    - На этом задания не заканчиваются. Возьмите карточки с заданиями. Ответьте на вопросы по рассказу, выбрав нужный ответ из вариантов. (Учащиеся выполняют).

    - Проверим ответы. Ребята, вам нужно вписать их в кроссворд соответственно номерам. (Дети по очереди называют ответы и вписывают их в кроссворд на доске).

    - Какое ключевое слово получилось? (Правда) Как оно связано с темой нашего урока? (Отвечают).

    * Самооценка учащимися своей деятельности

    III.  Заключительная часть

    13. Рефлексивная деятельность

    - Вам понравился урок?

    - Чему учились на уроке?

    - Что нового узнали?

    14. Самооценка учащихся

    - Ребята-разведчики, посмотрите на свои «лесенки успеха». Проанализируйте свою работу на уроке: много ли у вас было ошибок, всё ли вам было понятно на уроке или остались какие-то вопросы. Давайте вслух по очереди проанализируем (Учащиеся озвучивают результаты своей самооценки, подсчитывают количество смайлов на ступеньках).

    - А теперь подойдите к мишени (на доске вывешена 3-х цветная мишень). Определитесь, как вы справились с заданиями. Поставьте смайл на подходящий цвет на мишени.

    Зелёный цвет в центре –задания выполнил без ошибок, всё усвоил.

    Жёлтый цвет – были 1-2 ошибки, есть вопросы.

    Красный цвет – было больше 3 ошибок, испытываю трудности.

    - Молодцы! Спасибо за урок!



    Предварительный просмотр:

    1.На что упала каша "пострадавшему"?

    А) ботинок

    Б) шляпа

    2.Куда мама обещала отвести сына?

    А) цирк

    Б) Кремль

    3.Что должен был съесть мальчик?

    А) каша

    Б) суп

    4.На что  стали похожи мамины  глаза,  когда она рассердилась?

    А) небо

    Б) крыжовник

    5.Как зовут мальчика героя рассказа?

    А) Вася

    Б) Дениска

    6.Куда Дениска выбросил кашу?

    А) Улица

    Б) Ванна

    1.На что упала каша "пострадавшему"?

    А) ботинок

    Б) шляпа

    2.Куда мама обещала отвести сына?

    А) цирк

    Б) Кремль

    3.Что должен был съесть мальчик?

    А) каша

    Б) суп

    4.На что  стали похожи мамины  глаза,  когда она рассердилась?

    А) небо

    Б) крыжовник

    5.Как зовут мальчика героя рассказа?

    А) Вася

    Б) Дениска

    6.Куда Дениска выбросил кашу?

    А) Улица

    Б) Ванна

    1.На что упала каша "пострадавшему"?

    А) ботинок

    Б) шляпа

    2.Куда мама обещала отвести сына?

    А) цирк

    Б) Кремль

    3.Что должен был съесть мальчик?

    А) каша

    Б) суп

    4.На что  стали похожи мамины  глаза,  когда она рассердилась?

    А) небо

    Б) крыжовник

    5.Как зовут мальчика героя рассказа?

    А) Вася

    Б) Дениска

    6.Куда Дениска выбросил кашу?

    А) Улица

    Б) Ванна

    1.На что упала каша "пострадавшему"?

    А) ботинок

    Б) шляпа

    2.Куда мама обещала отвести сына?

    А) цирк

    Б) Кремль

    3.Что должен был съесть мальчик?

    А) каша

    Б) суп

    4.На что  стали похожи мамины  глаза,  когда она рассердилась?

    А) небо

    Б) крыжовник

    5.Как зовут мальчика героя рассказа?

    А) Вася

    Б) Дениска

    6.Куда Дениска выбросил кашу?

    А) Улица

    Б) Ванна

    Кремль - это городская крепость в старых русских городах с башнями и бойницами, которая служила для защиты города.

    Раскромсал - неровно, небрежно разделить, разрезать что-либо  на части, на куски.

    Язвительный - злобно-насмешливый, стремящийся досадить.

    Составь слово-фамилию автора. Впиши буквы в ячейки, соответственно их числовому коду по возрастанию.

    7

    6

    9

    2

    4

    1

    5

    3

    8

    10

    с

    н

    и

    р

    г

    Д

    у

    а

    к

    й

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Составь слово-фамилию автора. Впиши буквы в ячейки, соответственно их числовому коду по возрастанию.

    7

    6

    9

    2

    4

    1

    5

    3

    8

    10

    с

    н

    и

    р

    г

    Д

    у

    а

    к

    й

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Составь слово-фамилию автора. Впиши буквы в ячейки, соответственно их числовому коду по возрастанию.

    7

    6

    9

    2

    4

    1

    5

    3

    8

    10

    с

    н

    и

    р

    г

    Д

    у

    а

    к

    й

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    7

    6

    9

    2

    4

    1

    5

    3

    8

    10

    с

    н

    и

    р

    г

    Д

    у

    а

    к

    й

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    7

    6

    9

    2

    4

    1

    5

    3

    8

    10

    с

    н

    и

    р

    г

    Д

    у

    а

    к

    й

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    7

    6

    9

    2

    4

    1

    5

    3

    8

    10

    с

    н

    и

    р

    г

    Д

    у

    а

    к

    й

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    7

    6

    9

    2

    4

    1

    5

    3

    8

    10

    с

    н

    и

    р

    г

    Д

    у

    а

    к

    й

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    7

    6

    9

    2

    4

    1

    5

    3

    8

    10

    с

    н

    и

    р

    г

    Д

    у

    а

    к

    й

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10



    Предварительный просмотр:

    1

    2

    3

    4

    5

    6


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дети с трудностями в обучении

    На сегодняшний день учитель часто нахо­дится в ситуации, которая сталкивает его с трудными детьми. И это, разумеется, вынуждает его искать и  опреде­лять причины тех или иных трудностей, отно­шен...

    Н.Г.Лусканова "Методы исследования детей с трудностями в обучении". Анкета "Оценка уровня школьной мотивации".

    Н.Г.Лусканова "Методы исследования детей с трудностями в обучении". Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"....

    "Трудные дети - это дети с трудностями в обучении?" Выступление на педагогическом совете школы

    В выступлении содержится анализ трудностей в обучении, возникающих у  детей с ограниченными возможностями обучения русскому языку и чтению. В выступлении рассмотрен один из аспектов этой проблемы...

    Дети с трудностями в обучении

    В данной статье рассматриваются трудности, которые испытывают дети с нарушением речи при обучении в школе....

    «Тайное становится явным В. Драгунский»

    Предмет: ЛитератураКласс:2вТема урока: «Тайное становится явным В. Драгунский»Цели урока: способствовать осмыслению обучающимися главной идеи рассказа В. Драгунского  «Тайное становится явным».Пл...

    Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с трудностями в обучении

    Цель программы: обеспечение своевременной специализированной помощи ребенку в развитии познавательных процессов, мыслительных операций....

    Сценарий внеклассного мероприятия для классов интегрированного обучения и воспитания «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

    Цель предлагаемого мероприятия: систематизация и обобщение знаний младших школьников с ОПФР о  здоровье и здоровом образе жизни...