Формирование читательской компетенции у учащихся начальной школы
учебно-методический материал по чтению на тему

Мозговая Наталья Леонидовна


Данный материал содержит описание опыта работы по  формированию читательской компетенции у учащихся в начальной школе с учётом ФГОС-2..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_kompetentnosti.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение – это окошко, через которое дети видят  и познают  мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,  одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,  начинается кропотливая работа над словами.      В.А. Сухомлинский.

Введение в тему

У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться.

Поэт, художник, музыкант –

Такими сразу не родятся…

В любом из нас зарыт талант,

Лишь стоит только покопаться.

Учитель должен  создавать творческую образовательную среду, в которой  дети будут иметь возможность  проявить себя, развивать свои природные способности в  новых для себя условиях.

В Национальной программе поддержки и развития чтения говорится, что «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».

По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%.

В современном мире с появлением компьютера, планшетов, телефонов отношение к книге изменилось. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера. Мы педагоги обучаем наших детей  работе с различными источниками информации, но  нельзя недооценивать роль  книги в жизни человека. Русский методист Тихомиров Д.И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».

Исходя из перечисленных выше проблем детского чтения, необходимо  как можно раньше приобщать ребёнка к книге.

 Поэтому нам, педагогам необходимо  вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний.

Согласно  Федеральному Государственному Образовательному Стандарту  НОО, в  начальной школе  начинают  закладываться основы будущей читательской деятельности ребёнка, начинается процесс формирования читательских компетенций.  Какими компетенциями в литературной сфере должен обладать учащийся?

1. Общекультурная литературная компетентность - восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры.

2. Ценностно - мировоззренческая компетентность - понимание ценностей, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям.

3. Читательская компетентность - способность к творческому чтению, умение вступать в диалог "автор - читатель", погружаться в переживания героев, понимание специфики языка художественного произведения.

4. Речевая компетентность - знание норм русского литературного языка; владение основными видами речевой деятельности.

5. Способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.
Развитие читательской компетентности рассмотрим в трех направлениях:

  1. Совершенствование техники чтения.
  2. Привитие интереса к книге.
  3. Становление ребенка-читателя.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и привитие интереса к книге. Говоря о совершенствовании техники чтения,  неоценимым является опыт В.Н.Зайцева. Его книга «Резервы обучения чтению» давно является настольной книгой каждого педагога.

Виды упражнений, предложенных Зайцевым В.Н.:

Пятиминутки жужжащего чтения;

Зрительные диктанты;

Многократное чтение;

Чтение скороговоркой;

Чтение перед сном;

Просмотр диафильмов.

Прием жужжащего чтения  заимствован в школах Монголии, основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. В начале каждого урока дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. И так – 6 дней в неделю; недельный тренаж составляет 5x4x6=120 минут.

Развивает оперативную память и оптимальную скорость чтения.

Зрительные диктанты по И.Т.Федоренко, позволяют развить оперативную память.

Диктанты состоят из наборов по шесть предложений в каждом. Каждое предложение длиннее предыдущего на 1-2 буквы (первое предложение 1 набора состоит из 8 букв, в последнем предложении набора – 46 букв). Время работы с наборами два месяца.

Эффективным является и прием чтения перед сном. Он позволяет ребенку успокоиться перед сном. Запомнить и ярко представить прочитанное, задуматься над поступками героев. Сон ребенка будет спокоен, глубок.

Для уроков литературного чтения можно порекомендовать следующие развивающие упражнения:

  1. Дыхательная гимнастика, направленная на развитие звуковой культуры речи.
  2. Звуковая разминка, направленная на развитие подвижности речевого аппарата;
  3. Тренинги для развития скорочтения.

- текст с картинками;

-упражнение «Шторка»;

-упражнение «Вертушка»;

- просмотр диафильмов;

-упражнение «решётка»;

-игра «Поймай слово»;

Нельзя развивать только технику чтения, не прививая одновременно любовь к книге. Поэтому важной линией в работе педагогов должно быть привитие интереса к книге.

Приемы, которые используют педагоги в своей работе:

Праздники книги;

Работа с читательскими дневниками;

Участие в коллективном проекте «Древо познания»;

Драматизация прочитанных произведений;

Организация книжных выставок.

Нет сомнения, что на читательскую подготовку учащихся большое влияние оказал достаточно простой способ совершенствования читательской активности – еженедельный просмотр учащимися выставки книг, прочитанных классом по теме предстоящего урока, а также определение содержания 2-3 абсолютно незнакомых детям книг с понятной им учебной целью. К концу года в классе выделились читатели-лидеры. Это были не отличники, а просто весьма любознательные, наиболее развитые и бегло читающие дети.

Чтобы расширить читательский кругозор детей, углубление  работы   по  формированию  навыка    анализа  и  оценки  содержания  книги. Часто младшие школьники приносили на уроки дополнительную литературу, выбранную самостоятельно, без рекомендации учителя. Для уроков литературного чтения и природоведения дети делали выписки из прочитанных книг, журналов, газет.  Внимание учащихся  было направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности.

Хорошим подспорьем в привитии интереса к книге стали  читательские дневники. В дневниках отмечали дату чтения, автора и название произведения, рассказывали о ком или о чем книга, что понравилось. Делали иллюстрации к понравившимся произведениям.

В начальных классах решено запустить коллективный проект «Дерево познания». В каждом классе вырастет дерево, лепестками которого будут названия прочитанных книг учащимися класса. В конце года подведем итог и наградим самых активных читателей.

Положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой. Будут способствовать повышению  интереса к самостоятельному чтению книг читательские конференции, устные журналы, занятия в клубе семейного чтения, выпуск литературной газеты, конкурсы и викторины.

В конце выступления хочу привести выдержки из статьи ж.»Начальная школа» №1 «Книга как запретный плод».

О «запретном плоде» и интерактивных книжках;

Почитай для малышей;

Остановка на интересном моменте;

Буквы должны быть крупными, а текст – небольшим;

Техника чтения – камень преткновения;

Реанимация диафильмов

Поучительность «заплечного чтения».

Дети–это национальное  достояние любой страны,  её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель создаст  и организует  условия, инициирующие детское творчество учащихся, тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти дети составят гордость и славу России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы

Данный материал раскрывает проблемы КК младших школьников; значение КК учентка в процессе образования; формы учебной коммуникации; условия для достижения цели; ожидаемые результаты....

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.

В статье поднимается проблема нежелания современных детей читать. Автор, используя технологию формирования правильной читательской деятельности, рассказывает как воспитать увлечённого читателя....

Формирование ключевых компетенций у учащихся начальной школы через технологию Французские мастерские.

В перезентации представлен краткий обзор понятий: компетенция и компетентность, ключевые компетенции в начальной школе, деление их на группы.Сравнение этапов современного урока открытия нового зн...

Статья" Использование ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальной школы"

Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы - одним из важных результатов инновационной работы в практике работы ...

Формирование социокультурной компетенции у учащихся начальной школы на уроках английского языка

Формирование социокультурной компетенции у учащихся начальной школы на уроках английского языка...

Презентация "Формирование читательских компетенций у учащихся начальной школы"

Рассказывает о методах, формах урочной и внеурочной деятельности по формированию читательских компетенций...