Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Снег летает и сверкает» Сергей Есенин «Берёза»
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Суспицына Татьяна Михайловна

    Конспект урока разработан в соответствии ФГОС. Можно использовать в работе по любой программе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Снег летает и сверкает»

     

    Сергей Есенин «Берёза»

    Суспицына Татьяна Михайловна

    МБОУ Сосновская СОШ №1

    Учитель начальных классов

    29 лет педагогического стажа

    Высшая категория

    УМК «Гармония»

    Автор О.В.Кубасова

    учебник литературного чтения

     3 класс часть вторая

    2014г.

                   Цели:

         Прививать любовь к Родине, родной природе через поэзию С.Есенина,    развивать поэтический слух, наблюдать  над   звукоподражанием;  представлять себе картины природы, изображенные поэтом.

    Задачи:

      -  Учить детей словесному рисованию, учить высказывать свои впечатления,    делиться своими представлениями с товарищами, расширять словарный запас  слов,  кругозор.

    - Учить детей выразительно читать стихи о природе

    -воспитывать сочувствие к зимующим птицам, желание им помочь.

    Формирование УУД:

    Регулятивные универсальные учебные действия:
    - организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
    - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; 
    - определять и формулировать цель деятельности на уроке.
     Познавательные универсальные учебные действия: 
    - осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
    - понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.; 
    Коммуникативные универсальные учебные действия:
    - осознанно и произвольно − строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

    - аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);

    - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;

    - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

    Планируемые результаты:

    Личностные: готовность к саморазвитию; формирование мотивации к учению и познанию.

    Метапредметные:

    -УУД – основа умения учиться.

    Предметные: учебная деятельность по получению новых знаний; преобразование и применение новых знаний.

       Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со стихотворением  с                пропусками, рисунок берёзы, запись романса «Белая береза».

    Формы работы: фронтальная, в парах и групповая

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    У. Прозвенел звонок для нас!

    Все зашли спокойно в класс,

    Встали все у парт красиво,

    Поздоровались учтиво.

    Тихо сели, спинки прямо.

    Мы легонечко вздохнём.

    Урок чтения начнем.

    1. Речевая разминка.

    Снежок порхает, кружится, на улице бело.

    И превратились лужицы в холодное стекло.

    Вопросы.

    -Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

    - Начните читать читать быстро и постепенно  замедляйте темп.

    -Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.

    -Начните читать громко и постепенно переходите на шёпот

    1. Актуализация знаний и фиксация проблемы.

    Учитель: Как вы понимаете название следующего раздела? Какую картину представили?      (Ответы учащихся)

           Ребята , я предлагаю сейчас  собрать и прочитать несколько пословиц                        ( групповая технология)

    Кто за Родину горой, тот и герой.

    Человек без родины — что соловей без песни.

    На чужой сторонушке рад своей воронушке.

    Ребята, скажите, о чем идет речь в пословицах?

    О Родине. ( прикрепляется  на доску слово РОДИНА).

    -Какого поэта считали певцом своей Родины?

    Сергея Есенина.  ( прикрепляется слово ЕСЕНИН)

    - Что вы знаете о Сергее Есенине?

    Уч-ся: Сергей Есенин великий русский поэт, который  своим творчеством  прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу. И это отразилось в стихах Есенина.

             Учитель:  В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился С.Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду, где прошло всё его детство. Он писал о своём детстве: «Первые воспоминания мои относятся к тому времени, когда мне было 3-4 года. Бабушка идёт в Радовецкий монастырь. Я, ухватившись за её палку, еле волочу ноги от усталости, а бабушка приговаривает «Иди, иди  ягодка, Бог счастье даст».

          В пять лет Серёжа научился читать, с восьми- девяти лет начал сочинять стихи. В 12 лет мальчика отдали в школу, где готовили сельских учителей. Но учительствовать Есенину так и не пришлось. Его призванием, единственным занятием, целью всей жизни стала поэзия.  В своих стихах он воспевал красоту родного края. Его называли певцом русской природы, Родины.      

     А теперь отгадайте загадки.

    В зеленой кофточке, в белом сарафане.

    Стоит Алена: платок зеленый,
    Тонкий стан, белый сарафан.

    Клейкие почки, зелёные листочки.
    С белой корой стоит под горой. ( прикрепляется слово БЕРЕЗА)

    Береза растет в России с незапамятных времен и считается самым любимым деревом. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. После свадьбы молодожены сажали около дома две березы с надеждой, что защитят они от молнии и отпугнут зло, принесут здоровье и счастье всей семье.

    1. Самоопределение.

    Учитель: -Ребята, как вы думаете почему мы, когда говорим о Родине, вспомнили Есенина и березу? ( Их можно назвать символами РОССИИ) – проблемная ситуация.

    - Кто может догадаться, чем мы на уроке будем заниматься, какова тема урока?

    Уч-ся: - Мы сегодня познакомимся со стихотворением  Сергея Есенина «Берёза».

    Учитель:  Оно было опубликовано первым  в Московском детском журнале  «Мирок», когда Сергею Есенину было только 19 лет.

              Откройте учебник, посмотрите, оправдались ли наши предположения?

    1. Чтение стихотворение ( аудиозапись)

    - Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?

    -Какими красками нарисовано это стихотворение?

    -У какого времени года эти краски?

    1. Словарная работа. 

    Возьмите стихотворения на столе , прочитайте его про себя и подчеркните  непонятные слова (работа в парах)

    Кисть -   пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.

    Бахрома –  тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.

    Кайма –  полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п.,  отличающаяся цветом, узором, материалом.

    Заря –  яркое освещение горизонта перед восходом  и после захода солнца.

            

    1. Вторичное восприятие стихотворения.

    Учитель: Прежде чем мы начнём работать по теме я хочу вам напомнить, чтобы выразительно      прочитать стихотворение, показать всю  необыкновенную красоту  слова, нам необходимо  внимательно слушать.

    - А теперь давайте перечитаем это стихотворение, чтобы лучше понять и почувствовать его.  Я предлагаю сейчас прочитать бинарным чтением по цепочке.

    - Какой перед вами предстала берёзка?

    - Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? 

    Белая, серебристая.

    - Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

    Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.

    - Какой художественный прием использует автор?

    - Сравнение.

    - Как говорит о кистях берёзы?

    - О чем ещё мы так говорим? Цветы.

    - Как называется такой прием? 

    Сравнение.

    - Найдите ещё в тексте сравнения.

    Зачитайте.

    - Какое время дня рисует поэт? 

    Утро.

    - Почему вы так решили? 

    Заря.

    - Солнечное это утро, или пасмурное? 

    Горят в золотом огне.

    - Прочитайте, как занимается заря зимой.

    - Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? 

    Олицетворение.

    - Докажите это строчками из стихотворения.

    - Какое чувство, настроение создал поэт? 

    Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.

    - Где по - вашему нужно немножко приостановиться?

    - Где читать быстрее?

    -Чтение хорошо читающими детьми.

    8.Физкультминутка.

    - Закройте глаза.

    -Представьте, что мы идём по березовому  лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо. Ощутите прохладу и свежесть снежинок.

    На ваши ладошки упали снежинки.

          Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.

    Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки.

    Закружились снежинки в хороводе.

    Идём дальше.

    Посмотрите направо: на ветке березы сидит снегирь.

    Налево, под ёлкой, сидит заяц.

    Не торопясь, выходим из леса.

    Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело.

    Садитесь.

    9.Работа над запоминанием текста.

    Я предлагаю поиграть в игру. Мы должны соединить пары слов ,так как их соединил Сергей Есенин ( т.е. каждый предмет в стихотворении имеет свой неповторимый признак. Найдите его и соедините предмет и признак).

    Выиграет тот, кто меньше всего допустит ошибок

     (работа индивидуально)

    Самопроверка ( слайд).

    10.Игра «Поэты».

    Ребята, а как вы считаете, трудно ли быть поэтом? Мы сейчас посмотрим, сумеете ли вы подобрать нужные рифмы и слова к стихотворению ( групповая технология)

    Береза

    _____________ береза

    Под моим ____________

    Принакрылась ___________,

    Точно ________________.

    На пушистых ______________

    ____________ каймой

    Распустились ____________

    Белой _____________.

    И стоит ____________

    В сонной ____________,

    И ___________ снежинки

    В золотом _____________.

    А заря, ____________

    Обходя _____________,

    обсыпает ____________

    Новым _____________.

    - Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов, а затем сверка с образцом)

    - Легко ли быть поэтом?

    11.Составление синквейна

    1. Береза

    2. Кудрявая Белая

    3. Принакрылась, распустились, обсыпает.

    4. Пословица о Родине, загадка о березе.

    5. Символ России.

    Какая красивая береза получилась у А.С.Есенина.

    При помощи слов, он сумел передать её красоту.

    -А как еще можно показать её красоту?

    -С помощью красок.

    -С помощью музыки.

    Прослушивание романса ( на стихотворение С.Есенина «Белая берёза»).

    12.Подведение итогов.

    Ребята, давайте вспомним, о ком или о чем мы говорили на уроке.

    Почему можно объединить РОДИНУ, ЕСЕНИНА, БЕРЕЗКУ ( символы РОССИИ).

    Как зовут поэта, о котором мы говорили?

    Какие стихотворения вы знаете?

    Какие стихотворения вы могли бы рассказать наизусть?

     - Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, но это пока.

    - У вас на столах снежинки . Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите снежинку и украсьте ею нашу берёзку. Если, не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте берёзку снежинкой. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то прикрепите снежинку на поляне, а не на березе..

    13. Домашнее задание.

    - Выучить стихотворение и показать возникшие у вас образы в иллюстрации к нему.

    14.Рефлексия.

    -Выберете и продолжите любое предложение.

    -На уроке я узнал….

    -На этом уроке я похвалил бы себя за …

    - После урока мне захотелось….

    -Сегодня я сумел…..


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме "И.Суриков "Детство"

    Это урок по литературному чтению в 3 классе по теме "И.Суриков "Детство". Содержит все необходимые элементы для реализации ФГОС в начальной школе....

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Обобщение и повторение по разделу «Уроки и переменки».

    Конспект урока чтения в 3 классе (УМК "Школа 2100") по теме: "Обобщение и повторение по разделу "Уроки и переменки".   с тестовыми заданиями. ...

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»

    Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме И.А.Крылов «Ворона и лисица». Планируемые результаты:

    Планируемые результаты:Познавательные: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве  И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выраж...

    11. План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

    Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaОткрытый урок для коллег и родителей в рамках предметной недели литературного чтения в начальной школе.[[{"type":"media","vie...

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: "Творчество Ивана Андреевича Крылова, басня «Слон и Моська».

    В конспекте учащиеся научатся:1. Работать с произведениями И.А. Крылова;2. осмысливать нравственные ценности басен И.А.Крылова;3. Оценивать поступки героев произведения  и свои собственные под ру...