Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "С.Есенин Черемуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Шманина Екатерина Владимировна

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "С.Есенин Черемуха" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_s.esenin_cheremuha.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Дата урока: 02.03.2018                                                                                                                                      Учитель: Мигунова Н.В.

Школа: 1                                                                                                                  Методист: Галлиулина Н.К.

Класс: 3                                                                                                                                                             Студент:  Шманина Е.В.

Конспект урока литературного чтения

Тема урока: С.А. Есенин «Черемуха»

 

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха», с его жизнью и творчеством; учить понимать и чувствовать окружающую природу; развивать память, речь и мышление.

Планируемые результаты:

Предметные:    

-прогнозируют содержание произведения;

-читают стихотворение, отражая настроение;

-находят в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

Личностные:

-формируют любовь к чтению;

-формируют познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование урока: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России, проектор

 

Словарная работа: медвяная, проталины, вкрадчиво.

Этап урока. Методы и приемы

Хронометраж

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята. Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку.

Я желаю вам уйти с урока с новыми знаниями. И хорошим настроением.

.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку

Садиться на места

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа, загадка.

Игровой: игра «Радиотеатр»

5 мин

Урок начнём с проверки домашнего задания.

Что было задано на дом? (Выучить наизусть стихотворение А.Блока  «Сны» или «Ворона»)

Давайте представим, что вы юные актеры и сейчас вы будете выступать перед зрителями.

Я предлагаю выступить нашим актёрам в импровизированном театре.

Кто может начать? (После каждой пары учеников с ребятами анализируем выступление)

Отвечать на вопрос

Отгадывать загадку

Рассказывать наизусть стихотворение

Анализировать выступление

К: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы

П: принимать и сохранять учебную задачу

IV. Постановка учебной задачи.

 

Словесный: беседа

2 мин

Ребята, послушайте стихотворные строки и определите кто автор этих строк?

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Отгадайте загадку, отгадка поможет нам определить название произведения.

Будто белый шар бела,

По весне она цвела

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она,

Вся от ягоды черна.

(Черёмуха)

Ребята, найдите произведение «Черёмуха» в учебнике и определите задачи своей деятельности на уроке.

Отвечать на вопрос

Слушать учителя

Формулировать цель и задачи урока

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью.

IV. Открытие нового знания

Наглядный: портрет

Словесный: рассказ

Словесный: выразительное чтение стихотворения; беседа.

10 мин

Посмотрите на портрет С.А.Есенина.

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925 г.г.) – русский народный поэт. Родился 21 сентября в 1895 году в селе Константиново под Рязанью, на берегу красивой реки Оки. Отец – крестьянин Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна. Отец много лет работал в Москве, а мать занималась воспитанием троих детей. У Сережи было две сестры – Екатерина и Сашенька. Наделенная от природы большим умом, красотой, чудесным песенным даром, мама Сергея - Татьяна Федоровна обладала редким мастерством исполнения русских народных песен… Каких только она не знала: И шуточных, и величальных, и игровых, и обрядовых. Топила ли она печку, пряла ли, шила, за любой работой можно было услышать её пение. Даже рассказывая детям сказки, обязательно пела. Сергей Есенин и его сестры, постоянным спутником которых с колыбели была материнская песня, незаметно для себя сами приобщились к «Песенному слову». Подрастая, дети уже сами напевали песни матери. Раннее детство Сергея Есенина прошло в доме деда Федора Андреевича Титова. У дедушки было трое взрослых сыновей, которые являлись дядями Есенину. Каждый из них по-своему занимался с мальчиком. Один сажал трехлетнего мальчугана на лошадь и пускал её в галоп, другой учил плавать, бросая с лодки на середину реки Оки, третий брал с собой на охоту. Среди первых впечатлений Есенина – духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и также бабушкины сказки. По настоянию деда Сергей начал изучать грамоту по церковным книгам с 5 лет. Он очень любил читать книги всю свою жизнь. В школу пошел с 9 лет. Она находилась недалеко от дома, на пригорке, в центре села. Называлась эта школа – земское четырехклассное училище. Окончил школу Сергей Есенин с похвальным листом в мае 1909 года. Первые стихи, «сложенные» Сергеем Есениным были написаны в школьные годы в селе Константиново. Все свои стихотворения он посвятил Родине.

Сегодня мы окунёмся в чудесный и неповторимый мир творчества С.Есенина. Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое-голубое. Воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах цветущей Черёмухи.

Прослушайте стихотворения в аудиозаписи в исполнении актёра. Слушая стихотворение, постарайтесь представить себе картины нарисованные поэтом.

Рассматривать портрет А.Блока

Слушать биографию поэта

Слушать стихотворение

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

извлечение из текста необходимой информации.

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

извлечение из текста необходимой информации.

Динамическая пауза

1 мин

Видеоматериал

Выполнять упражнение

VI. Беседа по первичному восприятию текста

Словесный: слово учителя

Ответы на вопросы.

Практический: работа с текстом

8 мин

1. Какие картины вы себе представили, слушая стихотворение?

2. Какие чувства при чтении стихотворения возникли у вас в душе?

3. Какие образы рисует в своём стихотворении С.Есенин?

4. Какие краски вы бы использовали для создания образа Черёмухи?

Прочитайте стихотворение про себя.

- На какие картины можно разделить это стихотворение?

(Черёмуха, ручей, снова черёмуха, опять ручей).

- В стихотворении два героя – ручей и черёмуха. Черёмуха растёт на берегу ручья, и ветки её касаются воды.

- Мы знаем, что в стихах Есенина природа описывается, как живое существо.

- Прочитайте первые две строфы и скажите, какой характер у черёмухи в этом стихотворении? (Она спокойная, величественная, очень красивая).

- Да, она гордится своей красотой. Это подчёркивается ритмом. Какой здесь ритм? (плавный, размеренный).

- Как вы думаете, черёмухе хочется, чтобы её заметили, обратили внимание на её красоту, любовались ею? Докажите текстом. (Черёмуха «завила» свои ветки «что кудри», она хочет стать ещё краше, она источает аромат – «черемуха душистая»; «зелень пряная»,  «роса медвяная» -  привлекает к себе внимание).

-Прочитайте эти строфы так, чтобы передать характер черёмухи, показать, что она переполнена красотой и ей хочется порадовать кого-нибудь. (Выразительное чтение).

- Прочитайте третью строфу. Что происходит с ритмом? Меняется ли он? (Да, ритм меняется. Он становится сбивчивым).

- Как это смог показать Есенин? (Почти после каждого слова стоит запятая, обозначающая паузы в середине строки).

- Почему изменился ритм? Чей характер передаётся с помощью ритма в третьей строфе? (Характер ручья – маленького, непоседливого, находящегося в постоянном движении).

- Что помогает увидеть такой ритм?

- Какими ещё средствами пользуется автор, чтобы помочь нам представить яркую картину дня?

- Найдите в тексте эпитеты. (медвяная, душистая, золотистая)

- Какие ещё средства? (Метафора)

- Что такое метафора? (Слова, употребленные в переносном значении.)

- Найдите метафоры. («И ветви золотистые, Что кудри завила»)

Отвечать на вопросы

Читать стихотворения про себя

Отвечать на вопросы

Аргументировать свои ответы

Работать с текстом

Находить эпитеты

Находить метафоры

К: умение выражать свои мысли; слушать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать

Р:прогнозирование; самоконтроль; коррекция

К: умение выражать свои мысли;

VIII. Работа с текстом

Практический: работа с текстом

Словесный: ответы на вопросы

Практический: чтение стихотворения

4 мин

1.Чтение первого четверостишия и беседа по вопросам:

1) Как автор описывает черёмуху?

2) С кем сравнивает Черёмуху С.Есенин?

2.Чтение второго четверостишия и беседа по вопросам:

1) Какая картина предстаёт в вашем воображении?

2) Какое время суток отражено в стихотворении? Почему вы так думаете?

3) Объясните, что означает слово «пряная»?

3. Чтение третьего четверостишия и беседа по вопросам:

1) Какой ещё образ рисует поэт в стихотворении? (образ ручья)

2) Как вы понимаете слово «проталинка»?

3) Как вы себе представляете себе это место?

4. Чтение четвёртого четверостишия и беседа по вопросам:

1) Как вы понимаете выражение «развесившись стоит»?

2) Почему автор называет зелень «золотистой»

5. Чтение пятого четверостишия и беседа по вопросам:

1) Как вы понимаете выражение «волной гремучею»?

2) Найдите в словаре и объясните слово «вкрадчиво»

Выборочное чтение.

Сейчас, мы прочитаем стихотворение друг за другом по четверостишиям.

 Работа над выразительностью:

-Как мы будем читать строчки о черёмухе? (медленно и тихо, чтобы показать, как она прекрасна и величава)

-Какие слова выбирает поэт, чтобы вы услышали, как поёт ручей? Какой звук преобладает в этих словах?

(А Рядом у пРоталинки, в тРаве между коРней,

Бежит, стРуится маленький сеРебРяный Ручей…) (Р)

-Если черёмуха – это образ девушки, то ручей олицетворяет образ кого? (юноши, который пытается вкрадчиво вызвать расположение девушки-черёмухи)

-Как вы думаете, о чём поёт ручей? (о красоте, о любви, о весне)

-Прочитайте целиком стихотворение (1-2 ученика)

Отвечать на вопросы

Аргументировать свои ответы

Читать стихотворение

Читать вместе с учителем

Отвечать на вопросы

Читать выразительно стихотворение

К: умение выражать свои мысли; слушать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать

Р:прогнозирование; самоконтроль; коррекция

К: умение выражать свои мысли;

IX. Итоги урока. Рефлексия

2 мин

С чем мы познакомились и чему научились на уроке? (познакомились со стихотворением «Черёмуха» С.Есенина; учились выразительно его читать)

Мы увидели, что это стихотворение не только о природе, о весне.

О чём оно ещё? (о дружбе, о любви)

Да, о двух мирах в природе: женском, несущим красоту и покой, и мужском – полном движения, стремления к переменам. Благодаря им существует жизнь.

- Ребята, какие мысли и чувства пробудил у вас урок? (красота, дружба)

- О чём заставил задуматься?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

Отвечать на вопросы

Р: рефлексия способности организовать творческую работу.

Л:способность взаимодействия с людьми.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: рефлексия.

X. Домашнее задание

1 мин

Выучить стихотворение наизусть; нарисовать рисунок к стихотворению.

Записывать домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха" 2 класс.

Урок разработан по программе "Школа России". Основа урока - это развитие речи детей через алгоритм наблюдения, использование схем-ассоциаций для быстрого запоминания стихотворения....

Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает"

Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает". Настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании образы и картины, близкие к тем, которые находятся в ц...

Конспект урока по литературному чтению на тему : С. А. Есенин "Черемуха"

Конспект урока политературному чтению.  С.А. Есенин " Черемуха"...

Конспект урока по литературному чтению с применением УУД по теме "Природа в стихотворении С.А. Есенина «Черемуха»"

Тип урока: решение частных задачПедагогические задачи: создать  условия для ознакомления с эпитетом как образным средством языка, обучение оцениванию своих поступков  и поступков в окружающе...

конспект урока по литературному чтению по теме "С.А. Есенин. Черемуха", 3 класс

данный конспект разработан по теме "С. Есенин. Черемуха". в нем подробно раскрыта работа над произведением...

конспект урока по литературному чтению по теме "С.Есенин "Черемуха"

Конспект урока по литературному чтению по теме "С.Есенин "Черемуха" для детей с ОВЗ (ЗПР) ....