Методическая разработка занятия. "Действия объектов"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Азарова Александра Валериевна

Основная мысль занятия: как  можно сочинять загадки и нелепицы,  описывая действия предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deystviya_obektov.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТОВ

Основная мысль занятия:

можно сочинять загадки и нелепицы,  описывая действия предмета.

1.    Игра «Кто? Что делает?» (3-5 минут)

Ведущий бросает мяч и называет какой-либо объект. Нужно вернуть мяч, назвав действие этого объекта.

Игра проводится в быстром темпе на выбывание.

Примечание. Нужно называть действия самого объекта, а не действия с объектом. Например, правильные ответы: «стул стоит», «книга рассказывает»; неправильные: «на стуле сидят», «книгу читают».

2.    Игра-театрализация (5-7 минут)

Возможно несколько вариантов проведения игры:

— учитель называет действие (умываться, играть на скрипке, пришивать пуговицу и др.), класс изображает это действие;

— игра «Где были — не скажем, что делали — покажем»: группа детей выходит из класса, придумывает какое-то действие, класс должен отгадать, какое действие изображается;

— ученик выходит, класс придумывает и выполняет какое-то действие, нужно назвать это действие;

— группа детей выходит из класса, загадывается какой-либо объект (мяч, лягушка, поезд, линейка и др.), показываются действия с воображаемым объектом; нужно отгадать, какой объект был загадан.

3.   Сочинение загадок по действиям (10 минут)

На доске записаны две загадки, учитель предлагает отгадать их и проанализировать, как они составлены.

Примеры загадок:

Летает, а не муха,                          Светит, а не солнце,

Гудит, а не пылесос,                       Висит, а не яблоко,

Оставляет след, а не мел.             Нагревается, а не утюг.

(самолет)                                       (лампочка)

Коллективно придумывается последовательность сочинения загадок по действиям, например:

1)  выбрать объект;

2) придумать, какие действия он выполняет;

3) придумать, какие еще объекты выполняют те же действия;

4) вставить слова-связки «...но не...» и прочитать загадку.

П р и м е ч а н и е. По желанию учитель может использовать таблицу для сочинения загадок:

Коллективно составляется 2-3 загадки с использованием алгоритма (в качестве объектов для сочинения загадки можно назвать «ученицу» и «ученика», соответственно одну загадку сочиняют мальчики, другую девочки).

Учитель подчеркивает, что загадки по признакам, которые придумывали на предыдущем уроке, можно придумывать про любые объекты (все объекты обладают разнообразными признаками).

Что касается загадок по действиям, то их желательно придумывать про подвижные, «активные» объекты, которые сами производят различные действия. Можно придумывать интересные загадки по действиям про животных, людей, транспорт, про бытовую технику и т. д.

4.   Домашнее задание (3 минуты)

Сочинить загадку про явление природы (дождь, радугу, землетрясение, молнию, извержение вулкана, снегопад...).

Например: «Гудит, а не самолет; мчится, а не спортсмен; охлаждает, а не мороженое. Что это?» (Ветер.)

Проверка выполнения домашнего задания проводится на уроке «Окружающий мир» («Природоведение»).

5.   Упражнение «Путаница» (7 минут)

Класс делится на две группы, одна группа записывает на отдельных листочках различные существительные, другая — глаголы.

Затем учитель наугад берет листочки из каждой группы и зачитывает полученные сочетания, например: «живот поет», «стол летает», «мороженое танцует», «облако стреляет»...

Возможны два варианта работы с нелепицами:

— Представить себе, что такое произошло на самом деле, и описать возможные последствия.

Например: «Что бы случилось, если бы листья начали смеяться?»

—  Объяснить, как такое может быть на самом деле (использовать переносное значение слов и аналогии).

Например:

«Объясните: как подушка может кричать? — В ней может быть вмятина, похожая на раскрытый рот, и тогда будет казаться, что подушка кричит».

«Объясните: как дождь может играть? — Стук капель напоминает игру на барабане, и можно сказать, что дождь играет».

Что делает?

Какой объект делает так же?

1) Выбрать объект (например, динозавр).

2) Заполнить левую часть таблицы, ответить на вопрос: «Какой?» (Динозавр какой? — страшный, опасный, дикий, огромный...)

3) Заполнить правую часть таблицы: «Что такое же?» (Страшным может быть привидение, опасным может быть огонь, дикими бывают кабаны, огромным можно назвать небо...)

4)  Вставить слова-связки «...но не...».

5)Прочитать готовую загадку. (Например: страшный, но не привидение; опасный, но не огонь; дикий, но не кабан; огромный, но не небо. Что это?)

Пример заполненной таблицы:

При заполнении таблицы предпочтение отдается более оригинальным, неожиданным вариантам, желательно называть характерные признаки объекта.

В конце работы подчеркивается, что при помощи таблицы можно придумать множество новых разнообразных загадок.

4.    Работа в группах по сочинению загадок (10-12 минут)

Каждая группа получает готовую таблицу и название объекта для сочинения загадки.

Желательно подобрать объекты из разных тематических групп, например: велосипед, молния, вечер, зуб, муха, блины, камыш, клоун, поход и др.

Подведение итогов работы можно провести в форме игры «Объяснялки»: учитель читает загадку не сразу целиком, а частями, по строчкам. Выигрывает группа, которая сможет отгадать загадку после меньшего числа объяснений.

Оцениваются правильность и оригинальность составления загадок. Можно оценить их также с точки зрения литературной формы, в этом случае нужно заранее оговорить, чтобы при заполнении правой стороны таблицы подбирались рифмованные слова. Например: хрупкий, но не лед, сладкий, но не мед. (сахар)

5.   Домашнее задание (3 минуты)

Придумать загадки про словарные слова.

Оценка выполнения домашнего задания проводится на уроке русского языка.

6.  Упражнение «Если бы...» (7-8 минут)

Давайте пофантазируем. Вот если бы люди были не такими, какие есть, а обладали другими признаками, как бы изменилась наша жизнь?

Например все люди на Земле стали бы стеклянными. Чем бы они тогда питались? Где жили? Какая у них была бы одежда? Транспорт? Развлечения? Как бы они учились? Работали? Лечились? Чего опасались? Как бы они рождались и умирали?..

Упражнение можно провести несколько раз, называя разные признаки: деревянные, чернильные, ватные, огненные, снежные, сахарные, зеркальные, соломенные, песочные, магнитные, мыльные, резиновые и т. п.

7.   Подведение итогов урока (5 минут)

Можно провести в виде обсуждения, какими признаками и для чего хотели бы обладать сами дети. Признаки могут быть как реальные (смелый, умный, внимательный...), так и фантастические (невидимый, бессмертный, компьютерный...).

Какой?

Что такое же?

страшный опасный дикий огромный

но не привидение, огонь кабан небо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Навыки оперирования формальными понятиями и объектами на уроках технологии»

В настоящее время уже в начальной школе предлагается изучать отдельные понятия из разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера для развития логического мышления....

Методическая разработка по окружающему миру по теме "Организация и проведение простейших опытов с природными объектами".

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ, ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ, СУЩЕСТВУЮЩИХ В РАМКАХ ТЕМЫОСОБЕННОСТИ КУРСА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИКРАТКИЙ ОБЗОР ПРОГРАММЫ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»Т...

Методическая разработка урока. "Действия объектов"

Коллективно составляется 2-3 загадки с использованием алгоритма (в качестве объектов для сочинения загадки можно назвать «учени­цу» и «ученика», соответственно одну загадку сочиняют мальчики, другую д...

Методическая разработка занятия. "Действия объектов"

Коллективно составляется 2-3 загадки с использованием алгоритма (в качестве объектов для сочинения загадки можно назвать «учени­цу» и «ученика», соответственно одну загадку...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Безопасность детей на водных объектах"

Познакомить  с  правилами  оказания  первой  медицинской  помощи  пострадавшим на льду....