КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ», 4 КЛАСС
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ», 4 КЛАСС ПО ПРОГРАММЕ "ШКОЛА РОССИИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_chtenie.docx52.97 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ, 4 КЛАСС

(4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 136 ЧАСОВ)

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

1 четверть

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

ориентироваться в учебнике;

знать и применять систему условных обозначений;

предполагать на основе названия содержание главы;

пользоваться словарем в конце учебника;

составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника.

Знакомство с учебником.

Внеклассное чтение №1

Самые интересные книги прочитанные летом.

Былины. Летописи. Жития (11ч)

Древнерусские летописи.     «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…».

познакомить с литературными произведениями древней Руси – летописями;

через наблюдение над текстом проследить путь, приведший к появлению светской авторской литературы;

учить понимать смысл, заключённый в летописях; сравнивать летописный текст;

формировать знания об особенностях таких

 жанров, как былина, сказание, житие;

развивать умение выделять существенные признаки каждого жанра;

учить чувствовать и понимать язык былинного сказа;

формировать творческую самостоятельность;

совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения;

прививать интерес к истории русского народа, к его героям и творчеству.

Особый язык летописей. Фрагмент летописи «И вспомнил Олег коня своего».

Былины как жанр русского фольклора. «Ильины три поездочки».

Былины. «Ильины три поездочки». Составление плана

Составление творческого пересказа былины от имени героя. И. Карнаухова «Три поездки Ильи Муромца»

Древнерусские жития.

«Житие Сергия Радонежского»-

памятник древнерусской  литературы.

«Житие Сергия Радонежского» Характеристика главного героя.

Внеклассное чтение №2 Былины.Летописи.

Обобщение по теме: « Былины. Летописи. Жития». Урок-путешествие по земле русской, богатырской.

Проверочная работа № 1 по теме: былины, летописи, сказания.

Проект1 «Создание календаря исторических событий».

Чудесной мир классики (25 ч)

П.П.Ершов. «Конёк-горбунок» (отрывок). Выразительное чтение.

познакомить с произведениями

 русской классики;

учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства;

формировать умение передавать впечатление от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков;

развивать умение самостоятельно устанавливать последовательность смысловых частей текста, составлять план прочитанного;

развивать умение подбирать материал для высказывания о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним, составлять  рассказ о действующем лице;

развивать умение сжато передавать содержание прочитанного рассказа по самостоятельно составленному плану;

умение находить в рассказе и объединять материал на ту или иную тему;

развивать навыки чтения;

прививать интерес к творчеству изучаемых авторов.

 П. П. Ершов. «Конёк-горбунок» Характеры  главных героев в  сказке. Обучение чтению по ролям.

П. П. Ершов. «Конёк-горбунок» Поступки героев и их оценка

 П. П. Ершов. «Конёк-горбунок» Сходство русских  народных  сказок и  авторской сказки П. П. Ершова

А. С. Пушкин. Стихи. Настроение, выраженное в стихах.

Внеклассное чтение №3

 Стихи А.С. Пушкина

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Стихотворная форма записи сказки.

Изобразительность и выразительность слова.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Коллективное составление сопоставительных характеристик царицы и царевны.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Пересказ основных эпизодов сказки.

М. Ю. Лермонтов.

Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

Внеклассное чтение №4

 Стихи М.Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов.

«Ашик-Кериб» Хорошие и плохие поступки людей

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». Средства художественной выразительности, язык

сравнения в сказке.

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» ». Работа над умением анализировать текст

Л.Н.Толстой. «Как мужик убрал камень». Басня. Умный и находчивый герой.

Внеклассное чтение №5  

Л. Н. Толстой. Книги для детей: рассказы, сказки, басни.

А.П.Чехов. «Мальчики».

Смысл произведения. Сравнение характеров главных действующих лиц.

А.П.Чехов. «Мальчики». Деление текста на части, составление плана.

А.П.Чехов. «Мальчики». Пересказ по плану.

Обобщение по разделу: «Чудесный мир классики».

Проверочная работа №2 по теме: Чудесный мир классики.

Внеклассное чтение № 6

 А. П. Чехов «Каштанка»

2 четверть

Поэтическая тетрадь (10 ч)

Ф.И.Тютчев. Стихи. Образные языковые средства. Тоска по родине и красоте родной природы.

познакомить детей с произведениями русской поэзии;

формировать речевые умения, навыки слушания;

учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства;

развивать поэтический слух детей;

развивать умение сравнивать состояние природы в разное время года; видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и настроений природы, эмоционально открываться на её красоту;

развивать умение выражать в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояния природы и человека;

развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову, умение находить в тексте образные средства выразительности;

воспитывать чуткость, отзывчивость, любовь к Родине.

А.А.Фет. Стихи. «Весенний дождь», «Бабочка» Своеобразие ритма и построения строк в стихотворениях.

Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот...»  Сравнение состояния природы в разное время.

А.Н.Плещеев. «Дети и птичка». Картина сельского быта.

И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…». Тема любви к Родине в стихотворении

Н.А.Некрасов. «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки…».Тема детства

И.А.Бунин. «Листопад». Неповторимый красочный образ Родины.

Внеклассное чтение №8

 Стихи русских поэтов о природе

Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь».

Проверочная работа №3 по теме: Поэтическая тетрадь

Литературные сказки (18 ч).

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке».  

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий.

познакомить детей с литературными сказками

учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства;

формировать умение передавать впечатление от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков;

развивать умение самостоятельно устанавливать последовательность смысловых частей текста, составлять план прочитанного;

развивать умение подбирать материал для высказывания о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним, составлять  рассказ о действующем лице;

развивать умение сжато передавать содержание прочитанного рассказа по самостоятельно составленному плану;

умение находить в рассказе и объединять материал на ту или иную тему;

развивать навыки чтения.

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке».  Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки.

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке».  Составление плана сказки. Выборочный пересказ

В М Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сюжетная линия произведения.

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сжатый пересказ.

Внеклассное чтение№ 9

 Успенский Э Н «Вниз по волшебной реке»

П.П.Бажов. «Серебряное копытце» Мотивы народных сказок в авторском тексте.

 П.П.Бажов. «Серебряное копытце» Отражение в сказке реальной жизни. Особенности речи героев.

П.П.Бажов. «Серебряное копытце» Выразительное чтение по ролям.  

Внеклассное чтение № 10

 П.Бажов «Голубая змейка»

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Народные волшебные сказки и сказки литературные.

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке.

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Деление текста на части. Выборочный пересказ.

Обобщение по разделу: « Литературные сказки».

Проверочная работа № 4 по теме: Литературные сказки.

Внеклассное чтение № 11

Н. Сладков «Ключик»

3 четверть

Делу время – потехе час (7 ч)

Е.Д.Шварц. «Сказка о потерянном времени». Сказка как жанр литературного произведения.

познакомить детей с новыми произведениями;

учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства;

формировать умение передавать впечатление от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков;

развивать умение самостоятельно

 устанавливать последовательность смысловых частей текста, составлять план прочитанного;

развивать умение подбирать материал для высказывания о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним, составлять  рассказ о действующем лице;

развивать умение сжато передавать содержание прочитанного рассказа по самостоятельно составленному плану;

умение находить в рассказе и объединять материал на ту или иную тему;

развивать навыки чтения;

показать справедливость пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

Е.Д.Шварц. «Сказка о потерянном времени»  Воспитательное значение сказки. Поговорки при работе над произведением.

В.Ю.Драгунский. «Главные реки».

Средства создания комического
эффекта. Оценка героя на основе его поступка.

В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка». Характер героя, отношение автора к своему герою.

Внеклассное чтение №12

 Юмористические рассказы В. Ю.Драгунского

В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Авторское отношение к герою в рассказе. Пересказ с элементами рассуждения.

.Обобщение по разделу: «Делу время – потехе час»

Проверочная работа №5 по теме: Делу время – потехе час

Страна детства (7 ч)

Знакомство с произведением Б.С.Житкова «Как я ловил человечков».

познакомить детей с произведениями русской классики; с жанровым разнообразием произведений;

учить видеть за предметным содержанием смысл событий;

учить осознавать идею произведения, правильно оценивать её;

активизировать мыслительную деятельность и творческое воображение;

учить пересказу: близкому к тексту, выборочному, сжатому;

учить составлению вопросов по содержанию читаемых произведений, а также элементарной характеристики литературных героев;

фиксировать и называть чувства, возникающие при чтении;

совершенствовать навыки чтения.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

Взаимоотношения детей и взрослых. Творческое продолжение истории.

К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий.  Сравнение и олицетворение.

К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

Герои произведения. Музыка Э.Грига

М.М.Зощенко. «Ёлка». Словесное рисование портретов героев. Составление плана. Краткий пересказ.

Внеклассное чтение №13 Произведения К.Г. Паустовского "Спешите делать добро"

Обобщение по разделу: «Страна детства».

Проверочная работа № 6 по теме: Страна детства.

Поэтическая тетрадь (6 ч)

В. Я. Брюсов «Опять сон» Развитие чувства в лирическом стихотворении.

учить детей понимать замысел произведения, познавать его суть;

учить детей понимать образность, ёмкость, красоту поэтического слова;

прививать любовь к поэзии; показать красоту, точность, звучность поэтического слова;

расширять кругозор учащихся; развивать воображение, наблюдательность учащихся;

учить грамотно формулировать свои мысли и излагать их;

воспитывать бережное, доброе отношение к окружающим нас людям, ко всему живому.

В. Я. Брюсов «Детская» Выразительное чтение.

С. А. Есенин «Бабушкины сказки» Работа над содержанием и выразительностью.

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» Словесное рисование.

М. И. Цветаева «наши царства» работа над выразительным чтением.

Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь»  Конкурс чтецов.

Природа и мы (14 ч)

Знакомство с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш». Анализ заголовка.

познакомить учащихся с новыми произведениями;

учить детей понимать скрытый смысл произведения, проникать в его глубину;

через художественные произведения, включённые в эту тему, способствовать осуществлению задач художественного воспитания, литературного и эстетического развития;

продолжить работу по совершенствованию всех сторон навыка чтения и устной речи;

обогатить словарный запас учащихся;

формировать такие умения, как составление плана прочитанного, сжатый и точный пересказ текста;

учить детей использовать свой опыт непосредственных наблюдений в природе.

Д.Н.Мамин-Сибиряк«Приёмыш». Мир

животных и птиц в произведении. Роль рассуждений и диалогов в  рассказе.

Д.Н.Мамина-Сибиряка«Приёмыш». Составление плана для подробного пересказа.

А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Тема самопожертвования в рассказе.

А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

М.М.Пришвин «Выскочка». Писательская наблюдательность.

.М.М.Пришвин. «Выскочка». Работа над содержанием.

Характеристика героя на основе поступка..

Внеклассное чтение №14

М. Пришвин – певец русской природы

Е.И.Чарушин. «Кабан». Характеристика героя.

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Научно-естественные сведения о природе в рассказе.

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление устных рассказов-характеристик о главных действующих лицах.

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, составление плана. Выборочный пересказ.

Обобщение по теме: «Природа и мы». Проверочная работа № 7 по теме: Природа и мы.

Проект№2 «Природа и мы».

Поэтическая тетрадь (7 ч)

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени. Средства художественной выразительности.

учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; выразительные средства;

формировать умение передавать впечатления от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков;

продолжить работу по совершенствованию всех сторон навыка чтения и устной речи;

работать над содержанием художественного произведения, его идейной направленностью; художественными средствами, позволившими писателю создать определённые картины и вызвать глубокое эмоциональное воздействие на читателя;

обогащать словарный запас у учащихся.

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу»

Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето»

Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь»

Мотивы народного творчества в стихотворении С. А. Есенина «Лебедушка»

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

4  четверть

Внеклассное чтение №15

Мои любимые стихи

Родина  (7 ч)

И. С. Никитин «Русь». Образ привольной Руси в произведениях автора.

учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства;

развивать поэтический слух детей;

развивать умение выражать в слове свои

развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову, умение находить в тексте образные средства выразительности;

воспитывать чуткость, отзывчивость, любовь к Родине.

С. С. Дрожжин «Родине». Патриотическое звучание, выразительность стихотворения.

Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»

Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане».

Внеклассное чтение №16 Стихи о Родине

Проект№3 «Они защищали Родину».

Обобщение по разделу «Родина». Проверочная работа № 8 по теме: Родина.

Страна Фантазия (6ч)

Знакомство с произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника».Особенности фантастического жанра.

учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; выразительные средства;

формировать умение передавать впечатления от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков;

учить находить материал для высказываний о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним; составлять рассказ о действующем лице;

развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление, образное восприятие окружающего мира;

учить пользоваться при чтении справочными источниками с целью уточнения значения слов;

развивать все стороны техники чтения;

прививать интерес к чтению, литературе

 Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

Необычные герои фантастического рассказа. Анализ поступков героев.

Знакомство с произведением Кира Булычева  «Путешествие Алисы».Сравнение сказки и фантастического рассказа.

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Составление картинного плана.

Внеклассное чтение.

Научно-фантастическая литература для детей.

Обобщающий урок-путешествие по «Стране Фантазии».

Зарубежная литература (18 ч)

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Фантастические события, персонажи в произведении.

познакомить учащихся с зарубежными писателями и зарубежной литературой;

расширять кругозор учеников; работать над развитием фантазии, воображения детей;

пробуждать в детях добрые чувства, учить сопереживать, сострадать, понимать других;

воспитывать у детей чувство гуманизма через мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей;

учить свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;

формировать умение характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;

развивать монологическую речь, творчество и воображение;

прививать интерес к литературе, любовь к чтению.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Составление плана для пересказа.

Жизнь и творчество Г. Х. Андерсена.

Знакомство с произведением «Русалочка».  

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Аналитический разбор - правдивое и сказочное в произведении.

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка»

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление текста на части. Составление плана.

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Творческий пересказ.

Внеклассное чтение №18 Сказки Г.Х. Андерсена

Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь» Эстетическое восприятие через слово и живопись.

С. Лагерлеф. «Святая ночь» Краткий пересказ текста

Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете»

С.Лагерлёф. «В Назарете. Святое семейство. Иисус и Иуда» Иллюстрация и её значение при работе с текстом.

Урок обобщения. Игра «Литературные тайны».

Проверочная работа № 9 по теме: Зарубежная литература

Внеклассное чтение №19

От благодарных читателей (Художественные произведения, героям которых установлены памятники).

Проект №4 «В стране литературных героев»

Обобщающий урок за курс 4 класса. Книги, рекомендуемые для прочтения летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова, 2 класс, УМК "Перспектива", ФГОС

Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по предмету "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова, 2 класс, разработано в соответствии  с ФГОС, УМК "Перспектива"...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение - 2 класс"

  Тематическое планирование составлено на основе рабочей программы, авторами которой являются  Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина «Л...

Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение» (базовый уровень) для 3 класса

Календарно -тематическое планирование политературному чтению 3 класс. Ситема Занкова...

Календарно-тематическое планирование по предмету ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 класс (ФГОС) 3 часа в неделю

КТП по предмету «Литературное чтение» составленов рамках УМК «Школа России»   в 4 классе из ресчёта    3 часа  в неделю -  102 часа в годк учебнику Л.Ф.Климанова,...

Календарно-тематическое планирование по предмету ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 класс (ФГОС) 4часа в неделю

КТП по предмету «Литературное чтение» (с УУД)в рамках УМК «Школа России»   в 4 классе  из расчёта  4 часа  в неделю -  136 часов в год.Л.Ф.Климанова,  В. Г. Го...