Урок-обобщение по литературному чтению: "Летописи,былины,жития".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Честнова Тамара Юрьевна

Цели и задачи урока:

- обобщить  знания учащихся по разделу; учить прислушиваться  к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения;

- воспитывать  чувство гордости  за прошлое нашей страны, любовь  к русской словесности, интерес  к литературному творчеству, коллективизм;

- развивать  память , внимание ,логическое мышление, устную речь, мыслительные операции  и творческие  способности.Урок проводится в форме"Своя игра".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu_v_4_klasse_po_teme.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по литературному чтению в 4 классе

 Тема: « Обобщение. Летописи, былины, жития»

Тип урока : обобщающий

Учебник : Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий  «Родная речь», М. Просвещение, 2009 год

Цели и задачи урока:

- обобщить  знания учащихся по разделу; учить прислушиваться  к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения;

- воспитывать  чувство гордости  за прошлое нашей страны, любовь  к русской словесности, интерес  к литературному творчеству, коллективизм;

- развивать  память , внимание логическое мышление, устную речь, мыслительные операции  и творческие  способности.

Оборудование :

На доске табло, диск, ноутбук.

Ход урока :

  1. Организационный момент
  2. Постановка целей и задач урока

- Ребята, мы закончили изучать тему «Летописи, былины, жития»  и сегодня  на уроке мы обобщим  полученные знания и поиграем в «Свою игру». Играть будем  командами. Прежде чем назвать ответ, вы его должны обсудить , а для того, чтобы игра прошла успешно, нужно выбрать  капитанов. Они будут называть тему, в которую играет команда, а готовые ответы озвучиваются  по очереди каждым членом команды.

Формируются две команды «Летописцы» и  «Богатыри»

  1. Знакомство с темами  и правилами игры ( табло)

Летописи, былины, жития.

Машина времени        10       20       30       40      50

Богатыри                     10        20       30       40      50

Живая картинка          10       20              40      50

Колесо истории           10       20      30        40       50

Памятники культуры   10      20       30        40      50

Заработанные очки складываются, а в конце игры подсчитываются. Выявляется команда- победитель . Значок    не выбирается , это подарок участникам игры.

  1. Проведение игры.

Вопросы .

Машина времени.

10 – В каком веке  впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях ( в  XI веке)

20 – Одним из первых русских летописцев был ( Монах Нестор)

30 – В каком году Русь впервые  услышала о набегах татаро- монгол на свои земли ( в 1224 году)

40 – Этой датой начинается отрывок  из летописи «И  повесил   Олег щит  свой на вратах Царьграда», данный в учебнике ? Назовите ее. ( В лето 6415 ( 907))

50 – Московский князь  Дмитрий Иванович  разбил на Дону  полчища  хана Мамая, зато был прозван  Донским. Откуда мы это узнали ? ( из летописи)

Богатыри

10 -  Прямо ехать – убитому быть!

        Влево ехать – женатому быть!

        Вправо ехать- богатому быть!

        Все судьбой сие предписано!

Откуда эти строки? ( из былины «Ильины три поездочки»)

20 – картина «Богатыри». Кто автор и кто на ней изображен ( В.М.Васнецов. «Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец» – герои былин)

30 – В былине  говорится, как Илья Муромец попадает  в плен. А кто на самом деле попадает  в плен ? ( русский народ)

40 – Почему летописец  посчитал важным сохранить память о князе Олеге ? ( Он объединил много племен, у него была сильная дружина)

50 – Вспомните , что вы знаете  о русских народных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце и чем они отличаются?

Физкультминутка.

Дружно встали- раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из- под ладошек.

И направо , и еще через левое плечо.

Буквой Л  расставим ноги,

Точно в танце- руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Живая картинка

10 – Прочитай выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

20 – Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса Мальчик тоже стал монахом. Какое новое имя он получил  и прославился на всю Русь ? ( Сергий Радонежский)

40 – У стен  храма Святой Софии радостно встречают победителей . На деревянный  помост поднялся князь Александр Невский , поднял руку, указал  на пленных и сказал … Что он сказал? ( Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!  На том стояла, стоит и стоять будет  земля Русская!

50 – Перед Куликовской битвой к нему прибыл князь Дмитрий за советом. К кому и что князю сказали? ( Сергий Радонежский , благословил на подвиг и дал двух монахов- богатырей – Пересвета и Ослабю)

Колесо истории

10 – Объясните, что такое былина ( Вид устного народного творчества. В них рассказывается о богатырях, их подвигах)

20 – Объясните , что такое летопись своими словами…..

30 – Ту дороженьку расчистил я

         Богатырь….

        Вырыл клад, да без клада назад,

       Воротился и опять небогат!

       А судьбу я за гриву ловлю,

       Норовистую объезжаю,

       И судьбина для меня- за коня.

Чьи это слова и где записаны? ( Илья Муромец , записал на камне)

40 – Что предсказали Олегу волхвы ? Сбылось ли предсказание? Расскажите . ( Смерть от коня, сбылось)

50 – Стоял такой великий стон,

        Шел бой с такою кровью,

        Что был багрец окрашен Дон

        До самого низовья.

        А князя Дмитрия

        С тех пор  прозвал народ,

        И слава добрая за ним

        До наших пор живет.

        Как прозвали князя? ( Донским)

Физкультминутка для глаз.

Давайте проведем зарядку для наших глаз. Закройте глаза, а теперь откройте. Посмотрите в правый верхний  угол доски, в левый угол. Теперь закройте глаза. Откройте. Посмотрите в нижний правый угол, в нижний левый  угол, в середину. Зажмурьте глаза, теперь откройте. Продолжаем работу.

Памятники культуры.

10 – Первая напечатанная книга ( Библия)

20 – Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге ( Буквица)

30 – Ими покрывались стены храма. Так называют изображения , сделанные  красками на сырой штукатурке. Изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа  и святых . О чем речь? ( стены храма покрывались фресками)

40 – он основал  монастырь, посвященный Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь ( Сергий Радонежский, Свято- Троицкая Сергиева лавра)

50 – Назовите автора иконы «Троица» ( ученик Сергия Радонежского иконописец Андрей Рублев)

  1. Подведение итогов.

Подсчитывается  количество очков у каждой команды. Отмечаются в каждой команде лучшие по ответам ученики. В конце урока  слушается «Богатырская симфония» А. П. Бородина  - это подарок всем участника игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Урок литературного чтения. 1 класс. "Школа 2100". Тема урока: Обобщение раздела "Попрыгать, поиграть..."

Данный урок является восьмым уроком литературного чтения раздела «Попрыгать, поиграть». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на...

открытый урок по литературному чтению на региональном уровне на тему "Урок-обобщение по разделу "В семейном кругу мы с вами растём"

Здесь дан конспект урока по проведению урока-обобщения по литературному чтению во 2 классе. Авторы учебника С.Д.Корген-оол, О.О.Иргит.Разработка урока в соответствии по фгос....

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Тест по литературному чтению "Летописи. Былины. Жития" 4 класс

Тест по литературному чтению "Летописи. Былины. Жития" 4 класс УМК "Школа России"...

Урок обобщение литературное чтение "Обобщение по разделу "Писатели детям" 2 класс

Урок построен на актуализации знаний с использованием игровых и групповых технологий. В урок включена электронная игра-викторина, составленная мной. Такой вид работы повышает активность учащихся, их ж...


 

Комментарии