Совместное занятие для родителей и детей. "Семейное чтение"
занимательные факты по чтению на тему

Семейное чтение как  толчок к познанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейное чтение

Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры. Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. 

Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух).

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Книги дают ребенку:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие;

- развитие языка;

- социальное и образовательное развитие;

- влияют на социализацию личности.

Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. 

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства. 

Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом. определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью. «Период пассивной речи, которая поверхностному наблюдателю кажется простым молчанием,— самое творческое время развития речи ребенка...».

             Плюсы семейного чтения (на что направлено):

  • Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей. 
  • Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку. 
  • Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений. 
  • Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им. 
  • Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально. 
  • Семейное чтение может служить для профилактики старения. так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970- 1980 годы возник  миф о России как о самой “ читающей стране мира”. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно “серьёзной” литературы, собирательство, создание своих домашних библиотек - всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились.

В современном обучении чтению отдельной и очень острой проблемой является проблема семейного чтения. Общественная жизнь резко изменилась таким образом, что

  • Широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинули книгу на второй план.

  • Меняется отношение к чтению у детей. Для чтения детей характерно:
  • постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;
  • сокращение чтения в свободное время;
  • изменение характера чтения;
  • преобладание “делового” чтения над “свободным”;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Если чтение дается плохо (рекомендации и советы родителям)

Уметь читать и хотеть читать – это не одно и то же.  К умению читать надо добавить желание  читать, желание общаться с книгой, рассматривать картинки в ней, узнавать что-то новое интересное.

Что же делать если ребенок не умеет читать?

а) Оценить уровень речевого развития ребенка. Ели уровень развития низкий и ребенок плохо читает, то он не понимает смысла прочитанного. Для речевого развития можно использовать следующие игры : «Я ласка, все вещи называю ласково: книга – книжечка и т.д.» У меня увеличительные очки. Все вокруг вижу в большом объеме. Например,  дом – домище и т.д. У каждой вещи свой характер. Например, у книжки - книжный и т.д.»

Игры в ударение: правильное и неправильное.

Выделение в словах звуков. Например, как бы это слово произнес иностранец…

б)  показывать сначала детям яркие, хорошо иллюстрированные книги, где мало текста и много картинок.

в) Соблюдать возрастной подбор при выборе книг для чтения.

г) Использовать  прием прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, предложив ребенку самому дочитать книгу.

д) Попросить почитать книгу младшим братьям или бабушке, которая плохо видит.

е) Использовать метод подбадривания, похвалу, поощрения.

  • Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Чтение вслух матерью всем детям в семье, стало редким явлением в наши дни. В русской педагогике всегда заботились о домашнем чтении детей. Так, в 19 веке даже выходили специальные издания для чтения и бесед в кругу семье.
  • Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка.

Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного, сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы в беседах с родителями убедить их, что духовное развитие ребенка невозможно без постоянного общения с книгой, разнообразного книжного окружения и знания широкого круга книг и произведений, а это выполнимо лишь при условии совместных со взрослым читательских переживаний, обсуждения прочитанного в разновозрастном коллективе, т.е. в семье.

Памятка для родителей (эта памятка дается родителям на собрании)

В доме должна быть создана атмосфера чтения: чтение книг вслух, обсуждение прочитанного, обмен мнениями. Дети должны чувствовать, что родители проявляют интерес к книгам, газетам, журналам.

Дома должна быть библиотека не только взрослых книг, но и детских.

Подбор книг для детского чтения должен соответствовать возрасту, быть разнообразным по жанру и тематике.

При знакомстве с новой книгой научите ребенка рассматривать обложку, читать фамилию и инициалы автора, название книги.

Учите ребенка внимательно рассматривать иллюстрации.

Читайте  вслух с ребенком не менее 20 – 30 минут ежедневно.

Объяснить смысл трудных и непонятных слов, фраз и выражений.

Хвалите ребенка за хорошее чтение, исправляйте ошибок, если он их допустил.

Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее узнал.

Учите наизусть стихи, так как они развивают речь, память творческое мышление и фантазию.

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. 

В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

Сохранить и обогатить традиции совместного чтения и обсуждения книг взрослыми и детьми – одна из насущных задач, требующих непременного решения в современной методике обучения чтению.

«Просто чтение с ребенком»,

во-первых, приносит младшим школьникам радость и сохраняет у них приоритетную любовь к книге, эмоциональность восприятия литературы;

во-вторых, помогает накоплению у детей разнообразных читательских переживаний, приобретению читательского опыта, связанного с восприятием произведений разных жанров, разной тематики, разных авторов, а это, безусловно, расширяет читательский кругозор ребенка-читателя;

 в-третьих, такое чтение приучает к совместной деятельности со взрослым: к совместному размышлению, обсуждению, воссозданию изображенных картин, формирует умение выслушать другого, понять его точку зрения и высказать свою.

И наконец, такое совместное чтение дает возможность ребенку найти во взрослом читателе единомышленника, разделяющего его чувства и мысли, способного понять и поддержать переживаемые чувства.

ПАМЯТКА «Как обсуждать с ребенком прочитанное ?»

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем?

Что нового узнал?

Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?

Предложите ребенку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Заботясь о качестве обучения младших школьников–читателей, о воспитании интереса к книге не стоит забывать о среде, которая существенно влияет на весь процесс формирования личности учащегося, и в первую очередь, о семье, в которой ребенок растет.

Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. “вторичной неграмотности”) тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный. По данным ученых, в 8 классе 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение. У детей должно воспитываться осознание ценности и специфического значения книг, газет, журналов, электронных носителей информации.

ПРАВИЛА ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ

  • Старайтесь читать вслух, не торопясь, глубже вникай в смысл прочитанного.
  • Обратите внимание на то, как ведут себя  герои книг, учись у них хорошему.
  • Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.
  • Умей беречь книгу.

Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьной библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.

Воспитать любовь к книге и чтению помогают занятия, посвященные чтению, для учеников начальной школы: классные часы; уроки внеклассного чтения

Мероприятия по семейному чтению с участием детей и родителей: родительские собрания: родительские собрания: «Роль чтения в жизни ребенка», «Правильное чтение – залог успешного обучения учащегося”, собрание – практикум «Как помочь ребенку овладеть связной речью», праздник «Папа, мама, я – читающая семья», индивидуальные консультации и информационные уголки для родителей, где помещена “Памятка для родителей по воспитанию интереса к книге». Круглый стол; проект наша любимая книга; проект «Книжка малышка».

Вывод: Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.).

Список литературы

  1. Дереклеева Н.. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.:ВАКО,2007. – 336 с.

  1. Кондратьева И.И., Бушуева Е.А Семейное чтение: методические рекомендации для учителей начальной школы/ И.И Кондратьева, Е.А Бушуева. – Челябинск, 2013. – 104 с.

  1. http://www.cbs.astrakhan.net/semya/jurnal.html

  1. Научно – методический журнал Начальная школа ., №11 2013 год, 96 с.

  1. Научно – методический журнал Начальная школа ., №9 2011 год, 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное занятие для учащихся и родителей «Карта чувств»

Занятие с использованием методов Арт-терапии, предназначено для учащихся с умеренными нарушениями интеллекта и их родителейЦель:  способствовать гармонизации психоэмоционального состояния у...

Презентация к совместному занятию детей и родителей в "День открытых дверей" для будущих первоклассников.

"Цветы в окружающем мире" Изображение цветка для декоративного букета.Использование природных форм для создания декоративных элементов....

Конспект совместного занятия учащихся 2-х классов и их родителей «Волшебный сад».

Конспект совместного занятия учащихся 2-х классов и их родителей«Волшебный сад».  Цель: нормализация отношений между родителями и ребенком, безусловное принятие ребёнка. Задачи: со...

Совместное занятие учащихся кружка внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" и родителей

Мама, папа и Я –знатоки дорожного движения!(совместная игра родителей и детей кружка внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения»)Цель:• довести до родителей требования п...

Совместное занятие младших школьников и родителей на тему «Семья»

Совместное занятие младших школьников и родителей на тему «Семья»...

Совместное занятие младших школьников и родителей на тему «О времени и о часах»

Совместное занятие младших школьников и родителей на тему «О времени и о часах»...

Консультация для родителей "Совместные занятия спортом детей и родителей"

Консультация для родителей "Совместные занятия спортом детей и родителей"...