Конспект урока по обучению грамоте.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Тудупова Надежда Ширеторовна

Конспект урока по обучению чтению в 1 классе

Тема урока:  Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б'].

УМК: Школа России.

Авторы учебника: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанъко А. Ф., Берестов В.Д..  Русская азбука: уче6. для 1 кл./. – 10-е изд. –  М.: Просвещение, 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_azbuke.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Майская средняя общеобразовательная школа»

Тудупова Надежда Ширеторовна

учитель начальных классов

Конспект урока по обучению чтению в 1 классе

Тема урока:  Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б'].

УМК: Школа России.

Авторы учебника: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанъко А. Ф., Берестов В.Д..  Русская азбука: уче6. для 1 кл./. – 10-е изд. –  М.: Просвещение, 2011 г.

Цели урока:

образовательные: 

- формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами;

- осуществление звукового анализ слов; различение понятий «форма слова» и «родственные слова», обогащение и активизация словарного запаса;

развивающие: 

- создание условий для развития фонематического слуха, логического мышления, внимания, связной речи, познавательной активности;

воспитательные:

- воспитание интереса к родному языку, к чтению детской художественной литературы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий.

Оборудование урока:

учебник «Русская азбука» (авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанъко А. Ф., Берестов В.Д., 2011);

детские рисунки;

сборник басен И.А.Крылова.    

рабочая тетрадь по чтению;

набор карточек с буквами и слогами;

наборное полотно;

цветные карандаши, мелки и карточки для изображения звуковых схем слов;

слайдовая презентация «Буквы Б, б. Звуки [б], [б']»;

компьютер;

проектор;

экран.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем и запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее. Покажите свое настроение с помощью смайликов.

  1. Актуализация опорных знаний
  1.      –        Какие согласные буквы вы уже изучили? Что интересное о них

узнали?

        –         В чем заключается особенность пар букв Б - П, 3 - С?

  1. Работа с лентой букв.
  2. Упражнения для развития речевого аппарата.

1.Дыхательная гимнастика. Упражнение «33 Егорки»

Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести скороговорку:

                        Как на горке, на пригорке

                                      Стоят 33 Егорки.

Вновь сделать глубокий вдох и продолжить:

                    Раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка

и так далее пока хватит набранного воздуха.

(Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух.)

2. Артикуляционная разминка. Упражнение «Заведем моторчик».

Губы сомкнуты и расслаблены. На выдохе выполнить вибрацию губ со звуком: «бр-р-р», имитирующим работающий двигатель.

3.Работа над дикцией. Скороговорка.  (Презентация – слайд 2)

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

Чтение слогов разным темпом.  (Презентация – слайд 3)

Игра «Лото» (Презентация – слайд 4)

4. Игра «Наоборот»

Маленький –  …(большой)

Чёрный  …(белый)

Медленный … (быстрый)

Порядок … (беспорядок)

Сказка  … (быль)

             

  Работа над значением слова – быль:

1. То, что было в прошлом (устар.).

2. То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы (разг.).  Быль – небыль.

Чтение текстов на с. 101, 102, 103 в «Русской азбуке».

III. Физкультминутка. (Презентация – слайд 5)

Игра «Потопаем, похлопаем».

– Если услышите  в начале слова звук [б] – потопайте, если  услышите

звук [б ,] – похлопайте:

 булка, бензин, бинокль, банан, бинт, бант, болт, беда, бык, болото, бегемот.

IV. Постановка темы и цели урока.

–   Сегодня на уроке вы будете читать тексты со словами содержащими буквы Б, б,  составлять с этими буквами слова, разгадывать ребусы, играть со словами и буквами и конечно узнаете новое о словах.

– У кого из вас есть родственники? Перечислите ваших родственников.

Оказывается, что и у слов есть родственники. Сегодня будем учиться узнавать родственные  слова.

V. Наблюдение над различиями: формы слова - родственные слова.

1. Чтение текста и слов на с. 104 (вверху), наблюдение над словами в столбиках.

–  Чем различаются слова второго (третьего) столбика?

(написанием – последними буквами, т. е. окончаниями и обозначают разное количество одного и того же названия, предмета)

            – Такие слова называют формами слова.

2. Упражнение в различении форм слова и родственных слов .

                 Формы слова:                           Родственные слова:

дуб                                                    дуб

два дуба                                           дубок

у дуба                                               дубрава

под дубом                                        дубовый

в дубе                                               дубинка

– В каком столбике написаны формы одного слова?

– Дуб, два дуба, у дуба, под дубом - это формы одного слова. Всё что мы говорим, происходит вокруг одного и того же предмета, вокруг одного и того же названия.

Давайте подберем признак к слову «дуб».

(Могучий, столетний, старый, зеленый.)

Подставьте слово «могучий» к словам первого столбика. Что получилось? Подставьте слово «могучий» к словам второго столбика. Что получилось?

– Мы не говорим «могучая дубрава», да и «могучий дубок» звучит нелепо.

– Что общее в написании слов: «дуб», «дубок», «дубрава», «дубовый»?

– Составьте с этими словами предложения.

–Что ещё общего у этих слов? (Смысл)

Такие слова называют однокоренными.

          – На с. 106, 107 прочитайте слова в столбиках.

Какие из них родственные, а какие являются формами слова?

VI. Чтение текстов. Словесные игры.

1. Чтение текстов «Барсик» на с. 106, « Виталик и Бобик» на с. 107.

    – Чем похожи эти тексты? (Шуточные)

         – Кому Виталик показывал буквы?

         – Как повёл себя Бобик?

         – Как Барсик получил слово «кот»?

2. Игра «Полсловечка за вами» (Презентация – слайд 6)

а) БАЛ – (-да, -ка, -кон);    

б)  ☼ + КА :   добавьте первый слог, чтобы образовались слова, обозначающие:

 –  стеклянный сосуд;

–  помещение, где парятся по русскому обычаю;

–  её пекут из белой муки и подают к чаю;

–  пушной зверёк в дупле;

–  она задерживает мяч в воротах;

–  её увидишь на любом дереве;

–  домик для птички в твоей квартире.

3. Составь имя сказочного героя из первых звуков каждого слова.                

          (Презентация – слайд 6)

   

4. Ребусы  (Презентация – слайды 8, 9,10)

1) Работа над значением слова – изба. 

    ( Деревянный крестьянский дом.)

    Не красна изба углами, а красна пирогами (посл.)

    Избушка, избёнка, избяной.

2) Работа над многозначностью слов: баранки, бабочка.

VII. Физкультминутка. (Презентация – слайд 11)

                                      Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

VIII. Чтение и анализ текста «В библиотеке» - с. 105.

– Где были дети?

– Какие книги им показали?

– Знакомы ли вы с писателем Крыловым?

           Краткое сообщение учителя о баснописце.(Презентация – слайд 12)

– Какие басни Крылова вы знаете?

          Демонстрация сборника басен И.А.Крылова и чтение учителем басни «Ворона и лисица». (Презентация – слайд 13)    

 – К каким басням нарисованы эти иллюстрации?

(Презентация – слайд14)

IX. Развитие мышления, памяти, внимания.

Угадайте, какой звук обозначает заблудившаяся буква?

     (Презентация – слайды 15, 16, 17)

Неизвестно, как случилось,             Но едва туда вошла

только буква заблудилась:              буква-озорница,

заскочила в чей-то дом                   очень странные дела

и хозяйничает в нем!                       начали твориться.

Жучка будку (булку) не доела

 Неохота, надоело.

Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

На остров налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).

        

2. Рассеянный наборщик. (Презентация – слайд 18 )

– Правильно расставь буквы и получи названия животных.

         

Составить полученные слова на наборном полотне из разрезных слогов и букв и записать слова в тетрадь.  

– Чем похожи слова? Чем интересны эти животные?

– Как надо относиться к животным?

– Какое животное можно назвать лишним? Почему?

– Какое слово можно назвать лишним? Почему? (собака – 3 слога; белка - [б ,] мягкий)

 

3.Доскажи словечко. (Презентация – слайд19)   

 – Составить у доски из разрезных карточек схему слова берёзка  и нарисовать схему в тетради.

       

4. Стихотворение «Белая берёза» С.Есенина – с. 104

   1) Выразительное чтение и заучивание наизусть.

   2)  – Что нарисовано на рисунке?

        – О каком времени года написано стихотворение?
  3)  
  Найти в стихотворении и назвать трехсложные слова.

           

X. Подведение итогов урока

          1. Работа с лентой букв.

          2. Что такое «форма слова»?  

    – А какие слова называются родственными?

  1. Словесная оценка деятельности учеников на уроке.

 XI. Рефлексивно-оценочный

- Какие знания помогли на уроке? Почему?

- Что особенно понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

С помощью смайликов покажите какое настроение в конце урока.

Спасибо за урок.

Список использованной литературы:

1. Голубь В.Т. Уроки обучения грамоте: Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003. – 160 с.

2.   Волина В.В. Праздник Букваря. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997, - 384 с.

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 стр.

4. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. -  4-е изд. испр. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 368 с. – (В помощь учителю)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"

Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте Тема урока: Буквы С с. Закрепление.

Конспект урока по обучению грамотеТема урока: Буквы С с. Закрепление....

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Тема урока: Гласная буква Ёё.

Я педлагаю учителям начальных классов разработанный мною конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема урока: Гласная буква Ёё....

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...