Сын артиллериста
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения по теме "Сын артиллериста " Констатина Симонова.


Учебные задачи:

учить работать с произведениями о детях и для детей;

познакомить с литературным терминами баллада,поэма ;

учить представлять и интерпертировать образы героев, опираясь на текст;

учить определять главную мысль произведения;

отрабатывать навык чтения;

познакомить с творчеством и биографией Симонова;

воспитывать толерантность , нравственность, патриотизм, любовь к Родине;



Оборудование:

интерактивная доска;

слайды;

музыкальный центр;

диск с песнями военных лет;

стенд ветеранов Великой Отечественной войны Осетии ;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syn_artillerista.doc99.21 КБ

Предварительный просмотр:

PAGE  8

Урок литературного чтения по теме "Сын артиллериста " Констатина Симонова.

Учебные задачи:

учить работать с произведениями о детях и для детей;

познакомить с литературным терминами баллада,поэма ;

учить представлять и интерпертировать образы героев, опираясь на текст;

учить определять главную мысль произведения;

отрабатывать навык чтения;

познакомить с творчеством и биографией Симонова;

воспитывать толерантность , нравственность, патриотизм, любовь к Родине;

Оборудование:

интерактивная доска;

слайды;

музыкальный центр;

диск с песнями военных лет;

стенд ветеранов Великой Отечественной войны Осетии ;

                                        Ход урока.

I. Мотивирование к учебной деятельности.

   Сегодня наш урок пройдет под девизом "С малой удачи начинается большой успех".

II. Актуализация знаний.

-Расскажите о Ване Солнцеве. Охарактеризуйте его.

-Как мальчик попал к разведчикам ?

-Расскажите о побеге Вани.

-Почему мальчик недоверчиво относился к людям до встречи с разведчиками ?

-Что такое тыл ? Чем он отличается от фронта ?

-Чем привлекает читателей Ваня ?

-Почему писатель дал своему герою такие имя и фамилию ?

   В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство- это начало жизни , радость , а война -это страх , насилие , ежеминутная , смертельная опасность . Взрослые бойцы , солдаты это  понимают , поэтому и отправляют Ваню в тыл.

III. Постановка учебной задачи .

1. Прослушивание песни "Священная война".

2. Эпиграф.

Война ! Твой страшный след

Живет в архивах пыльных,

В полотнищах побед

И в нашумевших фильмах.

Война! Твой горький след-

И в книгах , и  что на полках.

                                      Н.Старшинов

3. Презентация стенда о ветеранах Великой Отечественной войны РСО-Алании.

-Ребята! Какой праздник мы будем отмечать 9 мая? (70-летие Победы.)

   Он был бы невозможен без героизма наших людей на фронте и в тылу. Весь советский народ поднялся на защиту Родины и проявил чудеса героизма. На классных часах и уроках мы с вами много говорили о вкладе жителей нашей многонациональной республики в победу над фашизмом . На этом стенде вы видите героев- земляков, удостоенных высших военных наград. Думаю, что их жизненный путь и подвиги вызовут ваш интерес, который может быть удовлетворён посредством материалов  представленного стенда.

   Мы с вами ездили на экскурсию по местам боевой славы,в том числе к мемориалу павшим воинам в с. Майрамадаг, с захороненными в нём недавно обнаруженными поисковиками останками трёх солдат. Наш класс принимает участие в акциях георгиевская ленточка, бессмертный полк, письмо ветерану.Кроме того мы ежегодно поздравляли нашего ветерана Джаваева Георгия, который три месяца назад ушёл из жизни. Светлая ему память.

   

IV.Открытие нового знания.

1.Сообщение ученика о Симонове.

Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 года в семье полковника генерального штаба Михаила Афангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской.Отец пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим  - командир Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была  не богатой, поэтому мальчику пришлось по окончании 7 классов пойти в училище и работать токарем по металлу. Через 2 года он поступил в литературный институт и закончил его в 1938 году. Его произведения были опубликованны в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь". В 1939 году  он был направлен в качестве военного кореспондента на фронт. Талант Симонова многогранен.  Он является автором стихов, баллад, поэм, романов, пьес, сценариев, дневников, мемуаров, очерков.

2.Знакомство с литературными терминами.

Баллада - стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.

Поэма - стихотворное сюжетное повествование, стихотворная повесть или рассказ в стихах.

2. Характеристика жанра произведения.

По размеру это произведение стоит ближе к поэме, по исключительности ситуации - к балладе.

3. Прототипы персонажей произведения.

Прототип ( греч.  prototypon -  прообраз)  - реальная личность. послужившая автору прообразом при создании художественного образа.

В стихотворении отражено событие из истории сражавшегося в Заполярье 104-го пушечного артиллеристского полка. Прототипы имеют Лёнька (Иван Лоскутов - командир топографической разведки), друзья майоры Деев (Ефим Рыклис) и Петров (Алексей Лоскутов).

4 .Совместная декламация произведения учителем и хорошо читающими учашимися. Наиболее глубокие смысловые отрывки баллады читаются педагогом.

5.Словарная работа.

Казарма - особое здание для размещения воинских частей.

Майор - офицерское звание, средний чин между капитаном и подполковником.

Лейтенант - первое офицерское звание.

Батарея - артиллерийское или миномётное подразделение из нескольких орудий, миномётов.

Топографическая разведка - разведка расположения отдельных пунктов местности.

V. Первичное закрепление.

Деление произведения на смысловые части и их озаглавливание.

I часть. (1 - 5 главы). Детство Лёньки. Дружба двух майоров. Лёнька - мальчик 8 -10 лет.

II часть. (6 - 7 главы). Встреча лейтенанта Петрова с майором Деевым. Окончилась мирная жизнь. Отец Лёньки убит. Лёнька закончил военную школу и назначен на фронт. Ему 20 лет. Он попадает в расположение друга отца - майора Деева.

III часть. (8 глава). Опасное задание.

IV часть. ( 9 глава ). Задание выполнено.

V часть ( 10 глава ). Тяжёлый бой в скалах. Слава героям.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Викторина с использованием интерактивной доски.

1. Когда написано произведение и какому событию нашей истории оно посвящено?

( В 1994 году. Великой Отечественной войне.)

2. Когда подружились майор Петров и майор Деев?

( Дружили ещё с гражданской,

Ёщё  с двадцатых годов." )

3. Любимая поговорка майора Деева?

( "Держись мой мальчик : на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!")

4.Сколько раз звучит в балладе эта поговорка, кто её произносит и с какой интонацией?

( 5-ый раз её произносит Лёнька, 4 раза - майор Деев.

1) наставление

2) призыв мужаться, отомстить врагам

3) подбодрить, вселить уверенность

4) гордость за приёмного сына)

5. Какой подвиг совершил Лёнька?

( Вызвал огонь на себя.

" Я верю, свои снаряды

Не могут тронуть меня".)

6.Какое звание было у Лёньки?

( " К Дееву в полк назначен

Был лейтенант Петров.")

7.Что значат команды Лёньки 3/10 , 4/10 , 5/10 ?

( Территория разбита на квадраты, каждый из которых имеет свой номер.)

8."Косая сажень в плечах". А сколько это?

( Русская мера длины, равная 3 аршинам - 2 м 13 см. Так говорили о широкоплечем человеке большого роста.)

9. Сколько батарей било по квадрату, где находился Лёнька?

( "По квадрату четыре,

                          десять

Било шесть батарей.")

10.Сколько пушек вшести батареях?

(В каждой батарее по 4 пушки, соответственно в 6 батареях -24- пушки.)

11. Кто является прототипом Лёньки и майора Деева?

( Лёнька - Иван Алексеевич Лоскутов, майор деев - Майор Рыклис Ефим Самсонович.)

7. Активизация мыслительной деятельности учащихся посредством анализа пословиц.

-Какая из приведённых пословиц более полно отражает смысл произведения Симонова?

1) Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

2) Своя земля и в горести мила.

3) Родина - мать, умей за неё постоять.

4) Друзья познаются в беде.

8.Заключительнаячасть урока.

-Нужно помнить и уважать героев и участников Великой Отечественной войны, подаривших нам мирную жизнь.

Люди! Покуда сердца стучатся,

                                       помните,

 Какою ценой завоёвано счастье

Пожалуйста. помните!

                         Р.Рождественский

Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Но и сегодня в мире неспокойно , и даже маленькие войны , которые иногда называют "вооруженными конфликтами" , террористические акты , приносят людям страшное горе , разрушают семьи , делают детей сиротами , инвалидами , калечат  их души.

Книги о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя , хотя бы немного пережить его , вспомнить погибших в годы Великой Отечественной войны,  других войн , в которых участвовали граждане нашей страны.

Давайте почтим память павших воинов минутой молчания.

9. Рефлексия учебной деятельности.

   -Что нового узнали на уроке? Где сможете применить полученные знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная презентация по литературному чтению "К. Симонов "Сын артиллериста".

Презентация была создана для урока литературного чтения в 4 классе....

К. Симонов «Сын артиллериста», 4 класс

Конспект и презентация урока по литературному чтению К. Симонов  «Сын  артиллериста», 4 класс...

Тест по литературному чтению "Сын артиллериста"

Тест по литературному чтению "Сын артиллериста"...