Урок по чтению, произведение "Смеянцы" Г. Сапгир, школа 2100
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Герасимова Анастасия Михайловна

По-мимо предметных целей, урок направлен на то, чтобы

  • Показать один из способов, как можно выйти из сложной (конфликтной ситуации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к уроку32.11 КБ
Файл prevrashchenie_drakona.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема раздела: ДЕНЬ СМЕХА

Тема: Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы»

Цели:

 • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

  • Показать один из способов, как можно выйти из сложной (конфликтной ситуации)

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

1. Знакомство с разделом 11.

– Слайд 1 . Посмотрите иллюстрацию к новому разделу. Предположите,  о чём он и как может называться раздел? (дети высказывают свои предположения)

Откройте учебник на стр. 162-163 прочитайте как называется раздел? Ваши предположения подтвердились? (Да, нет)

 Какой день так называют? (1 апреля) Что вы знаете о Дне смеха?

 («Первое апреля, никому не верю»…)

– А кто знает об истории Дня смеха?  

- Алёна подготовила нам небольшую историческую справку: Обычай разыгрывать друг друга 1 апреля родился так давно, что люди уже забыли, когда именно. Может быть, его придумали древние римляне, а может, греки.

В Италии 1 апреля называют Днём болванов, в Шотландии – Днём кукушки, в Японии – Днём куклы, а в Англии – Днём дураков. Но наше название, День смеха, самое доброе. В России первоапрельские шутки появились при Петре Первом. Он и сам любил подшутить над другими и не обижался, когда шутили над ним.

- В каком веке правил Петр 1? (18 веке). Какой вывод можно сделать о существовании праздника? (что в России он существует уже более 300 лет или 3 веков)

– Произведения каких авторов вы бы поместили в этом разделе?

Предположения детей (фиксация на доске) В конце урока мы увидим, чьи варианты наиболее подходят.

-  Хотите ли вы прямо сейчас начать читать новый раздел??

Тогда откройте стр. 164

II. Развитие умений.

Работа со стихотворением Г. Сапгира «Смеянцы».

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте имя и фамилию автора. Какие произведения вы уже читали? И может, кто то хочет процитировать несколько строк?

«Четыре конверта», «Морская собака», «Леса чудеса»

Прочитайте название произведения? Какой возникает вопрос?

Кто такие смеянцы? Сравните со словами: итальянцы, испанцы… Догадались? (Смеянцы – это жители какой-то страны.) Как называется эта страна? Можете предположить, какой характер у смеянцев?

Выписать на доску предположения.  (Это весёлые, жизнерадостные, добрые люди.)

– Рассмотрите иллюстрации. Такими ли вы представляете смеянцев?

2. Работа с текстом во время чтения.  МР3

1. Прослушайте стихотворение и найдите подтверждение или наоборот опровержение ваших предположений.

ПАУЗА после слов Но вот… Какой вопрос возникает? (что могло случится?)

А как вы думаете, что же могло случится? (предполагают)

Слушаем дальше.

После строк: На трёх самолётах пожаловал он. ПАУЗА

- Ответили на вопрос, что случилось?  (да, прилетел дракон)

- Какой возникает вопрос? (почему на трёх самолётах?)

Предположите …..(три головы)

После строк Чешуёю лиловой ПАУЗА

- Нашли ответ на вопрос, почему на трёх самолётах? (три головы)

2. Выявление первичного восприятия.

– Какие строчки особенно понравились, запомнились? Прочитайте.

Физминутка. Глазки зажмуриваем и открываем три раза. Ухо нос.

3. Повторное чтение (вслух по смысловым частям с комментариями).

- Прочтём стихотворение

- А как вы думаете, а что такое Смехоград?, Смеходром? Какие это слова?

- Как вы понимаете слово испепелю?

4. Обобщающая беседа.

а)  Вам понравились смеянцы? Какие они по характеру? (Весёлые, неунывающие, добрые, дружелюбные, с чувством юмора, трудолюбивые, музыкальные – мастерили музыкальные инструменты! Всё время были в хорошем настроении; бесстрашные – не испугались дракона…) ВОЗВРАТ К ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМ, ЗАФИКСИРОВАННЫМ НА ДОСКЕ (не подходящие варианты стираем)

б) – Вы поняли, зачем пожаловал Дракон в Хохотанию?

в) – Почему смеянцам удалось победить дракона? (Смех, юмор оказались сильнее злобы и страха.)

Предлагаю пронаблюдать, как с помощью юмора, смеянцы победили дракона

Найдите в тексте превращения дракона

Слайд 2 – 8

- Какой вопрос возникает (Всегда ли юмор это хорошо?)

 

ЕСЛИ СРАЗУ НЕ СКАЗАЛИ ПРОБЛЕМУ, ТО МОЖНО ПОДВЕСТИ: Например, в произведении Иосифа Дика «Красные яблоки» Севка с Валеркой  тоже обладали чувством юмора, но они поступали хорошо?

Приведите примеры из жизни… когда юмор это хорошо, а когда плохо.

Физминутка. Давайте поиграем. Встаньте и повернитесь лицом друг к другу. Когда вы услышите один звоночек, то будете по очереди обзывать друг друга, но только названиями фруктов. Например, ты яблоко, а ты арбуз…

Когда вы услышите два звоночка, то будете называть друг друга хорошими и ласковыми словами. А когда три, тогда закончите и сядете на места. Только помните, что это игра и обижаться нельзя.

Весело было обзываться?  В каком случае вы чувствовали себя комфортнее, когда вас обзывали или называли ласковыми словами??

Слайд 9  Это цитата автора.  Поразмышляем над его слова. Как вы это понимаете?

(высказывание детей)

Какой вывод можете сделать, относительно юмора? Всегда ли хорошо это или плохо?

 Действительно, Генрих Сапгир хотел, чтобы читатели поняли из текста очень важную мысль.

г) – Как вы думаете, какой конец был бы у этого стихотворения, если бы Дракон имел чувство юмора?

3. Чтение стихотворения с выражением!!.

Беседа об авторе.

–Что вы можете сказать об авторе? (Г. Сапгир – весёлый, добрый человек, имеющий чувство юмора.

– Сам о себе Г. Сапгир писал: «Я сам – взрослый ребёнок, играю забавными пёстрыми словами…»

– Хочется ли прочитать другие стихи Г. Сапгира? Возьмите сборники «Про Фому и про Ерёму», «Красный шар», «Принцесса и Людоед» и откройте своего Сапгира.

ΙΙΙ. Итог.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) или Чему учились на уроке? (читать, делать выводы)

– Как высчитаете, кто успешно поработал на уроке?

IV. Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение.

2. Нарисовать иллюстрацию страны Хохотании с ее жителями ).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 9

«Смех – это оружие» Г . Сапгир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Концовки волшебных сказок" для урока литературного чтения.2 класс."Школа 2100"

В презентации содержатся концовки волшебных авторских, русских, белорусских сказок. Рекомендуется для использования на  уроках литературного чтения во 2 классе по программе "Школа 2100"....

Пояснительная записка к урокам литературного чтения 4кл.ОС "Школа 2100"

Поянительная записка сотавлена  по расширенному тематическому планированию "Литературное чтение"  4класс ОС "Школа 2100....

Расширенное тематическое планирование уроков литературного чтения 4кл.ОС "Школа 2100"

Тематическое планирование составлено на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой ОС "Школа 2100,расчитана на 3 часа в неделю, всего 102 часа....

Урок литературного чтения. 1 класс. "Школа 2100". Тема урока: Обобщение раздела "Попрыгать, поиграть..."

Данный урок является восьмым уроком литературного чтения раздела «Попрыгать, поиграть». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на...

Проектирование урока литературного чтения в ОС "Школа 2100"

В статье описывается как подготовить урок литературного чтения по ОС " Школа 2100"....

Урок литературного чтения 1 класс школа 2100

Урок подготовленный в интеграции с русским языком, как открытое мероприятие для мам ....