Работа с научно – популярной статьей «Лошадь»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Планета знаний". Тема урока: Работа с научно – популярной статьей «Лошадь». Данный урок является четырнадцатым уроком литературного чтения раздела «О совести и долге».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_nauchno_-_populyarnoy_statey_loshad.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 Б классе

Учитель: Гапарова Т.И.

Тема:   Работа с научно – популярной статьей «Лошадь»

Цели и задачи:

- Научить детей работать с научно - популярной статьёй, находить главную мысль, учить краткому пересказу, отличать художественную литературу от научно – популярной, чтобы они полноценно воспринимали произведения в их видородовой специфике.

- Формировать у учеников интерес к научным знаниям и потребность в них.
- Учить размышлять над содержанием текста, выражать своё отношение.

- Развивать речь учащихся посредством ответов на вопросы, навыки правильного осознанного чтения, учить выделять детали, необходимые для характеристики героя; научить выделять детали, с помощью которых строится портретная характеристика (составление синквейна)

- Воспитывать милосердие, любовь и сострадание к ближнему.

- Показать, что зло разрушает красоту, нарушает гармонию жизни. Учить  осознавать свои ошибки, раскаиваться в них, исправлять их.

Оборудование: презентация, рисунки к сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», видеоролик «Лучшие скакуны».

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя. (Слайд 3)

Трудно найти человека, который не совершил бы в своей жизни ошибки, и которому не надо было бы каяться. Вот сегодня на заключительном уроке по произведению  К.Паустовского «Теплый хлеб» мы будем говорить об этом.

2. Проверка домашнего задания:

А) Тест. Чтобы вспомнить сказку, ответьте на вопросы теста

1) Почему конь остался в деревне?                                                                                                                                                               а) Его ранили.                      б) Так захотел Панкрат.       в) Конь не захотел идти дальше.                                                                                        2) Какая кличка была у Фильки?                                                                                                                                                                   а) «Ничего не знаю».           б) «Да ну тебя!».                   в) «Все вы умные».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

а) О том, как она обидела когда - то солдата.   б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.                           в) О том, как закончилась война.  

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?                                                                                                                             а) Началась метель.              б) Было наводнение.           в) Случилось землетрясение.

5) Как Филька искупал свою вину?                                                                                                                                                                   а) Он не хотел меняться.      б) Накормил всех.           в) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) Когда заработала мельница?                                                                                                                                                              а) Вечером.                            б) Она сломалась навсегда.   в) Летом, когда потеплело.

7) Как Филька помирился с конем?                                                                                                                                                                                             а) Попросил у него прощения      б) Он принес ему свежего хлеба с солью.        

в) Он покормил его морковкой.                      

8) О чем сказка «Теплый хлеб»?                                                                                                                                                               а) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.      б) О злых колдунах                                                                                      в) О путешествии на необитаемый остров

9) Какая пословица соответствует содержанию сказки?                                                                                                                      а) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.     б ) Язык до Киева доведет.  

в)   Делу – время, потехе – час.

Проверка.   Ответы: 1а, 2б, 3б, 4а, 5в, 6а,  7б, 8а, 9а.

Б) Фронтальная проверка. (Слайд 4)

- Кто главный герой? (Филька)

- Каким вы видите Фильку в начале рассказа?

- Какой бесчеловечный поступок совершил Филька?

- Вот злое жестокое дело! Обидеть раненого коня, который только и жив то был милосердием добрых людей! До чего же мерзкий поступок! И какие черные ненавистные слова сорвались с языка мальчишки!

- Что произошло в природе? (Природа – живая. Её можно обидеть, она может наказать.)

- Видите, какая беда приключилась для всей деревни из-за злого дела одного мальчишки. Но за что же страдают все?! Пусть бы только Филька. Но в жизни так устроено, чтобы люди несли ответственность не только за себя, но и за тех, с кем они связаны. Замечали вы, что ваши плохие поступки огорчают всех ваших близких? И, наоборот, – доброе дело одного приносит радость всем окружающим. Мы все отвечаем друг за друга, и за все, что совершается вокруг! И главное. В жизни все время происходят события схожие и расплата за них – похожая. Но как ни странно, люди, зная это, к сожалению, не учатся на уроках жизни, а предпочитают повторять те же ошибки, расплачиваясь за них общей бедой.

В) Чтение по ролям. (Слайд 5)

- О каком уроке жизни поведала Фильке бабка?

Г) Фронтальная проверка.

- Осознал ли свою ошибку Филька?! Понял ли, что надо содеянное исправлять?

- Что пережил мальчик, пока бежал от дома до мельницы? (Страх, стыд, чуть не замерз.)

- Как вы считаете: Филька чистосердечно рассказал о совершенном поступке и покаялся перед Панкратом?

Да, Филька совершил грех, но он не только сожалеет о своей жестокости, но и готов принять на себя вину в случившейся беде.

Д) Чтение по ролям.

- Какой разговор произошел  между ними, узнаем, прочитав по ролям «Признание Фильки Панкрату»

Е) Фронтальная проверка. (Слайд 6)

- Как Филька искупил свою вину?

- Чем закончилась история? ( Филька осознал свою вину)

3. Работа над составлением синквейна. (Слайд 7-10)

    Работа в группах

- Назовите главных героев сказки? (Конь, Панкрат, Филька)

1. Филька.

2. Грубый, недоверчивый.

3. Обидел, ударил, бросил.

4. Филька наотмашь ударил коня.

5. Жестокость.

1. Филька.

2. Сообразительный, ответственный, уверенный.

3. Побежал, рассказал, плакал.

4. Притащил буханку свежего хлеба.

5. Раскаяние.

1. Панкрат.

2. Умный, проницательный.

3. Взял, вылечил,  

4. Мало разговаривает, много работает.

5. Милосердие

1. Конь

2. Вороной, раненый

3. Возил, помогал, побирался.

4. Помогал Панкрату чинить плотину.

5. Прощение.

 

4. Нравственные уроки. (Слайд 11)
- Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

   : Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

   : Не причинять другим вреда, обиды.

   : Отвечать за свои поступки, слова.

   : Не бояться просить прощения, прощать.

5. ФНЗ. Работа с научно – популярной статьей «Лошадь»

А) Вступление. (Слайд 12)

- Произведение К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» - это какой вид текста?

- Какие виды текстов вы знаете? (Слайд 13)

- В чем отличие художественного текста от научно – популярного?

Б) Сообщение темы урока. (Слайд 14)

- Сегодня мы познакомимся с научно – популярной статьей «Лошадь»

В) Просмотр видеоролика «Лучшие скакуны»

Г) Знакомство с текстом. Чтение учителем.

Д) Групповая работа

     Работа юных журналистов.

     1 группа  готовит рассказ о семействе лошадиных.               (Слайд 15)

     2 группа – готовит рассказ о виде лошадь дикая, ее предки.   (Слайд 16)

     3 группа – готовит описание лошади, помощник человека.     (Слайд 17)

Е) Первичная беседа

Ж) Значение лошади в жизни человека

  • Уже вскоре после приручения раскрылись возможности лошади - она стала незаменимым помощником и в поле. Лошадь запрягали в плуг - она работала в поле, кормила мирного хлебопашца. (Слайд 18)
  • Ее запрягали в царскую карету или элегантный экипаж - она служила показателем финансового благополучия и социального уровня владельца. (Слайд 19)
  • Лошадь торжественно украшали, одевали в доспехи, и она - боевой друг - приближала хозяина к победе, а иногда спасала ему жизнь. Были случаи когда лошадь мчалась к хозяину, чтобы остановить пулю летящую в него. (Слайд 20)
  • Нога в ногу она сопровождала человека при открытии и завоевании чужих земель, служила ему верой и правдой.
  • Конный спорт обладает отличными лечебными свойствами, особенно при поражении позвоночника, конечностей и расстройствах вестибулярного аппарата. (Слайд 21)
  • Во все времена и у всех народов лошадь едва ли не приравнивалась к членам семьи: она покоряла хозяина душевными качествами, сообразительностью и в благодарность за преданность человек платил ей искренней любовью. (Слайд 22)

6. Рефлексия

- Узнали ли вы что – нибудь новое о лошади из этой статьи?

- Если вы встречались с лошадьми в жизни, расскажите, в какой ситуации это происходило.

7. Итог. Домашнее задание.

Подготовить краткий пересказ текста.

Нарисовать рисунок.

Подготовить рассказ об отношениях человека и лошади.