Главные вкладки

    Открытый урок по литературному чтению "Никитин Русь" 4 класс
    методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

    Светлана Татьянина

    Весь урок пронизан   любовью к русской поэзии, патриотизмом и  чувством гордости за свою Родину. Учащиеся познакомятся с понятием “риторический вопрос”.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предмет: литературное чтение, комбинированный урок.

    Продолжительность: 1 урок.

    Технологии: компьютерная презентация

    Цели:

    • воспитание любви к русской поэзии
    • воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину
    • обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста
    • пополнение словарного запаса
    • развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности
    • знакомство с понятием “риторический вопрос”

    Задачи:

    • формировать понятия о тоне, темпе, ритме стихов
    • учить выделять логические ударения, указывать паузы для выработки навыка выразительной речи
    • ввести понятие о содержании стихов (мысли и чувства поэта)
    • учить сравнивать темы и интонационные рисунки стихов
    • расширять круг чтения учащихся

    Оборудование: компьютер, информационная доска, портреты русских поэтов 19 века, раздаточный материал для работы в парах.

    План урока

    1. Повторение

    Ребята, вспомните и назовите изученные стихи русских поэтов

    Игра “Вспомни и назови”.

    Работа в парах. Заполнить схему:

    http://festival.1september.ru/articles/633920/img1.gif

    Проверка выполненной работы. (Слайды ___________)

    • Какой общей темой объединены стихи русских поэтов? (Общая тема – природа России.)
    • Через изображение природы, что авторы показывают? ( Любовь к Родине)
    • Как вы думаете, какое название будет у нового раздела? (РОДИНА)
    • Как вы думаете, о чём этот раздел, какие произведения могут быть здесь помещены?

    (В этом разделе речь пойдёт о нашей Родине. В произведениях будет говориться о красоте природы нашей страны, о бескрайних просторах, о том, что наша страна могучая и непобедимая)

    • Прочитаем на с. 127 учебника, с чем мы познакомимся в это разделе:
    • (с произведениями о Родине известных русских поэтов и писателей)
    • Чему научимся:
    • Читать стихи, передавая чувство гордости за свою великую Родину
    •  Рассказывать о Родине, используя прочитанные произведения и собственные мысли
    • Чему мы будем учиться:
    • Делать сообщения по итогам самостоятельной исследовательской работы
    • Писать сценарии тематических вечеров

    II. Знакомство с поэтом И.С. Никитиным. (Слайды 5, 6, 7)

    - Прочитайте имя поэта, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.

    (Иван Саввич Никитин).

    - Сейчас несколько учеников приготовили нам сообщения:

    О Автобиографии поэта (Головина)

    Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. (Слайд ________)

    О Творчестве  поэта (Трефилова)

    Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина “Русь” принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку. (Слайд ________)

    В Память о поэте. (Слайд ________) (Рагимова )

    III. Работа над стихотворением И.С. Никитина “Русь”

    Постановка цели урока.

    –Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое он  впервые напечатал и, которое ему принесло известность.

    • Кто запомнил,  как оно называется? (РУСЬ)

    –Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. 

    Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян.

    Словарная работа.

    - Перед тем как мы с вами начнём читать стихотворение И.С. Никитина “Русь”, давайте познакомимся с некоторыми значениями слов, которые могут быть вам не понятными. (Слайды _________________)

    Первичное восприятие.

    – Внимательно послушайте стихотворение.

    -  Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас?

    Читают хорошо подготовленные дети . (Маша, Никита, Даниил, Ангелина)

    . (Слайды _____________________________)

    Проверка первичного восприятия.

    – Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину?

    ОТВЕТЫ (Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ.)

    – Какие важные слова сказал поэт о своей Родине? (Русь державная, родина православная, стать за честь твою.)

    Вторичное чтение. Анализ.

    – По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? (Народную    песню)

    – Как вам кажется, почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию своему похоже на протяжную песню?

    (Поэт писал его былинным стихом)

    – Чтобы убедится в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе 2 строки попарно и поставим ударение.

    (Слайд __________)

    – На какой слог от начала строки падает ударение? На какой слог от конца строки падает ударение?

    (На третий слог от начала и на третий слог от конца)

    – Приведите для примера какое-нибудь четверостишие.

    – Есть ли в стихотворении рифма? (Нет.)

    – В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворение ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение “Русь”.

    Повторное прочитывание стихотворения.

    (Деление стихотворения на части).

    1 часть – природа Руси (10 строф)

    – Как поэт описывает природу Руси? Прочитайте.

    – Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси?

    2 часть – риторические вопросы (4 строфы)

    К кому обращены эти вопросы? (К Родине)

    – По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает тоже и на все вопросы ответит утвердительно. Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют риторическими.

    3 часть – сила Руси (9 строф)

    – О каких победах Руси вспоминает поэт? (Нашествие татаро-монгольского ига, война с Польшей, война с французами)

    Как называет он врагов? (Туча чёрная, гость незваный, гроза, гости)

    – Как в стихотворении называет битву? (Кровавый пир)

    – В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? (Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ) ??? Можно найти строки, подтверждающие эти строки

    4 часть заключительная (6 строф)

    Прочитайте. Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней.

    – Как можно ее озаглавить? (Объяснение в любви к Родине)

    – Как следует читать последние 2 четверостишия? (Торжественно, взволнованно)

    IV. Итог урока

    – С каким стихотворением мы сегодня познакомились на уроке и кто его автор?

    – Какова основная мысль этого произведения? (Поэт пишет о Родине) Прочитайте. (Последние 2 строфы)????

    – Какие пословицы о Родине вы знаете? Игра “Восстанови пословицу” (Слайды _____________________________________)

    – Какими словами-синонимами Никитин заменяет слово “Русь”? (Родина, мама)

    Какие вы ещё знаете слова-синонимы? (Отечество, Россия, отчизна). Послушайте, что пишет об этом Константин Дмитриевич Ушинский: “Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.

    Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

    Родиной мы зовём её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное.

    А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, Выучила своему языку. Как мать, она защищает нас от всяких врагов.” (Слайд _______________)

    V. Домашнее задание (Слайд ________)

    • Выразительное чтение стихотворения
    • Выучить наизусть первые девять строф стихотворения
    • По желанию проиллюстрировать данное стихотворение

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по литературному чтению,2 класс.

    УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....

    Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

    Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

    Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

    На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

    Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

    Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

    Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

    Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

    И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

    Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс...