Открытый урок по литературному чтению "Никитин Русь" 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Светлана Татьянина

Весь урок пронизан   любовью к русской поэзии, патриотизмом и  чувством гордости за свою Родину. Учащиеся познакомятся с понятием “риторический вопрос”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение, комбинированный урок.

Продолжительность: 1 урок.

Технологии: компьютерная презентация

Цели:

  • воспитание любви к русской поэзии
  • воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину
  • обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста
  • пополнение словарного запаса
  • развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности
  • знакомство с понятием “риторический вопрос”

Задачи:

  • формировать понятия о тоне, темпе, ритме стихов
  • учить выделять логические ударения, указывать паузы для выработки навыка выразительной речи
  • ввести понятие о содержании стихов (мысли и чувства поэта)
  • учить сравнивать темы и интонационные рисунки стихов
  • расширять круг чтения учащихся

Оборудование: компьютер, информационная доска, портреты русских поэтов 19 века, раздаточный материал для работы в парах.

План урока

  1. Повторение

Ребята, вспомните и назовите изученные стихи русских поэтов

Игра “Вспомни и назови”.

Работа в парах. Заполнить схему:

http://festival.1september.ru/articles/633920/img1.gif

Проверка выполненной работы. (Слайды ___________)

  • Какой общей темой объединены стихи русских поэтов? (Общая тема – природа России.)
  • Через изображение природы, что авторы показывают? ( Любовь к Родине)
  • Как вы думаете, какое название будет у нового раздела? (РОДИНА)
  • Как вы думаете, о чём этот раздел, какие произведения могут быть здесь помещены?

(В этом разделе речь пойдёт о нашей Родине. В произведениях будет говориться о красоте природы нашей страны, о бескрайних просторах, о том, что наша страна могучая и непобедимая)

  • Прочитаем на с. 127 учебника, с чем мы познакомимся в это разделе:
  • (с произведениями о Родине известных русских поэтов и писателей)
  • Чему научимся:
  • Читать стихи, передавая чувство гордости за свою великую Родину
  •  Рассказывать о Родине, используя прочитанные произведения и собственные мысли
  • Чему мы будем учиться:
  • Делать сообщения по итогам самостоятельной исследовательской работы
  • Писать сценарии тематических вечеров

II. Знакомство с поэтом И.С. Никитиным. (Слайды 5, 6, 7)

- Прочитайте имя поэта, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.

(Иван Саввич Никитин).

- Сейчас несколько учеников приготовили нам сообщения:

О Автобиографии поэта (Головина)

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. (Слайд ________)

О Творчестве  поэта (Трефилова)

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина “Русь” принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку. (Слайд ________)

В Память о поэте. (Слайд ________) (Рагимова )

III. Работа над стихотворением И.С. Никитина “Русь”

Постановка цели урока.

–Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое он  впервые напечатал и, которое ему принесло известность.

  • Кто запомнил,  как оно называется? (РУСЬ)

–Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. 

Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян.

Словарная работа.

- Перед тем как мы с вами начнём читать стихотворение И.С. Никитина “Русь”, давайте познакомимся с некоторыми значениями слов, которые могут быть вам не понятными. (Слайды _________________)

Первичное восприятие.

– Внимательно послушайте стихотворение.

-  Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас?

Читают хорошо подготовленные дети . (Маша, Никита, Даниил, Ангелина)

. (Слайды _____________________________)

Проверка первичного восприятия.

– Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину?

ОТВЕТЫ (Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ.)

– Какие важные слова сказал поэт о своей Родине? (Русь державная, родина православная, стать за честь твою.)

Вторичное чтение. Анализ.

– По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? (Народную    песню)

– Как вам кажется, почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию своему похоже на протяжную песню?

(Поэт писал его былинным стихом)

– Чтобы убедится в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе 2 строки попарно и поставим ударение.

(Слайд __________)

– На какой слог от начала строки падает ударение? На какой слог от конца строки падает ударение?

(На третий слог от начала и на третий слог от конца)

– Приведите для примера какое-нибудь четверостишие.

– Есть ли в стихотворении рифма? (Нет.)

– В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворение ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение “Русь”.

Повторное прочитывание стихотворения.

(Деление стихотворения на части).

1 часть – природа Руси (10 строф)

– Как поэт описывает природу Руси? Прочитайте.

– Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси?

2 часть – риторические вопросы (4 строфы)

К кому обращены эти вопросы? (К Родине)

– По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает тоже и на все вопросы ответит утвердительно. Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют риторическими.

3 часть – сила Руси (9 строф)

– О каких победах Руси вспоминает поэт? (Нашествие татаро-монгольского ига, война с Польшей, война с французами)

Как называет он врагов? (Туча чёрная, гость незваный, гроза, гости)

– Как в стихотворении называет битву? (Кровавый пир)

– В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? (Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ) ??? Можно найти строки, подтверждающие эти строки

4 часть заключительная (6 строф)

Прочитайте. Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней.

– Как можно ее озаглавить? (Объяснение в любви к Родине)

– Как следует читать последние 2 четверостишия? (Торжественно, взволнованно)

IV. Итог урока

– С каким стихотворением мы сегодня познакомились на уроке и кто его автор?

– Какова основная мысль этого произведения? (Поэт пишет о Родине) Прочитайте. (Последние 2 строфы)????

– Какие пословицы о Родине вы знаете? Игра “Восстанови пословицу” (Слайды _____________________________________)

– Какими словами-синонимами Никитин заменяет слово “Русь”? (Родина, мама)

Какие вы ещё знаете слова-синонимы? (Отечество, Россия, отчизна). Послушайте, что пишет об этом Константин Дмитриевич Ушинский: “Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное.

А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, Выучила своему языку. Как мать, она защищает нас от всяких врагов.” (Слайд _______________)

V. Домашнее задание (Слайд ________)

  • Выразительное чтение стихотворения
  • Выучить наизусть первые девять строф стихотворения
  • По желанию проиллюстрировать данное стихотворение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению,2 класс.

УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....