Развитие коммуникативной речи младших школьников
материал по чтению на тему

Бородина Наталья Анатольевна

                                                                      Только проводя такую активную, разностороннюю работу по развитию коммуникативной речи, через развитие прежде всего диалоговой речи, каждый учитель может достичь в соответствии с требованиями ФГОС желаемых и требуемых результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razvitie_kommunikativnoy_rechi_mladshih_shkolnikov.zip57.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Бородина  Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов МКОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3» Каргапольского района, Курганская область

                     

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время  вопрос развития речи и повышения уровня устной и письменной речи младших школьников является одним из самых актуальных в современном обучении родному языку. Принцип коммуникативной направленности  связан с формированием языковой и коммуникативной компетенций  учащихся, на основе художественного текста, который демонстрирует употребление слов в речи.  Языковая компетенция включает знания обучающихся об отдельных лексических явлениях, а коммуникативная компетенция -  это  прежде всего умения и навыки учащихся в выборе лексических средств для формирования самого высказывания. Именно развитие коммуникативной речи  является жизненно необходимым условием  универсальных учебных действий, а  это означает: хорошо развитую речь; умение вступать в диалог; высказывать свою точку зрения и отстаивать её; принимать чужую точку зрения; умение работать в группе и т.д.

   Учитель должен понимать, что совершенно неприемлемо относиться однозначно к понятиям «развитие речи» и «развитие речевой деятельности».

 Речь – это прежде всего способ формулирования  и формирования мысли человека при помощи языка.

 Речевая деятельность - это  ничто иное, как взаимодействие  людей при помощи речи.  Любая деятельность человека обусловлена: потребностями и мотивами; целями; условиями и средствами достижениями целей; действиями, операциями, входящими в способы достижения целей, результатами.

Следовательно, «речевая деятельность», это «мысль» сформированная и сформулированная через активный, целенаправленный, мотивированный, содержательный процесс, который направлен на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека сформированной в процессе общения.

Под содержанием понятия  развитие речи подразумевается:

  1. обогащение активного словаря;
  2.  развитие связной речи.

 Таким образом, «развитие речи» является средством и способом реализации именно « речевой деятельности». И тут просто необходимо учитывать то, что первичной формой речи, мотивом, потребностью говорить у  каждого ребёнка является  - диалог.

 Диалогу  необходимо учить ребёнка с самого раннего возраста, так как ребёнок  положительно настроен и мотивирован, именно на диалог  исходя из жизненной потребности и его психологических особенностей.

С раннего детства ребёнок  ощущает потребность в том чтобы его выслушали, постоянно ищет «того кто с ним поговорит» и  « того кто его выслушает». И  этот момент взрослые должны не упускать, так как эти  мотивации  есть - путь к развитию речевой деятельности.  Учитель должен использовать  речь, как основу умственной деятельности, как средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется  в процессе  овладения через речь, проявляется в речевой деятельности. А логически чёткая, доказательная, образная речь ученика - показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и  в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, а так же способствуют общему формированию навыка чтения и формированию  уровня орфографической зоркости.  Задаче всестороннего развития речи в начальной школе подчинено изучение фонетики, морфологии, лексики и синтаксиса.

В основное содержание по развитию речи входит работа:

  • над правильным произношением и выразительностью устной речи;
  • над обогащением словаря;
  • над точностью и правильным употреблением слова;
  • над словосочетанием; предложением и связной речью;
  • орфографически грамотным письмом.

Набирая первый класс, я наблюдаю, что дети на достаточном уровне владеют устной разговорной речью. Они свободно произносят слова, но вот построение каждой фразы,  именно в письменной речи, они  долго, а порой  с трудом  обдумывают. Тут помня вышесказанное  учитель и должен обратить внимание на  то, что в самом процессе занятий  меняется и учебная  ситуация и мотивы речи. Учитель должен с пониманием этого  активно работать над тем, чтобы ребёнок рассказывал так, чтобы одноклассники (слушатели) поняли его мысль,  и к тому же могли чётко представить себе описываемую отдельным учеником картину, поняли, почувствовали бы его личное отношение к высказанному.  Необходимо научить ученика отвечать в соответствии с требованиями к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания, не забывая ставить акцент на логичности и связности изложения, полноте содержания.

Только в результате кропотливой работы учителя обучающиеся начинают осознавать, что значит:

  • раскрыть тему;
  • раскрывать основную мысль;
  • говорить по порядку;
  • строить разные виды высказываний.  

 Последовательность и системность в освоении речевого материала  можно увидеть в работе учителя и учеников  в данной таблице (по классам)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Стили

речи.

Разговорная,

научно-деловая.

Разговорно-ху - дожественная речь, научно-деловая.

Научно - деловое повествование.

Публицистичес-кий стиль.

Формы

речи.

Устная,

письменная,

монолог.

Устная, письменная,

монолог.

Устная, письменная речь.

Устная, письменная речь.

Типы

речи

Повествование,

Рассуждение.

Повествование, повествование с художественным описанием предмета.

Повествование с элементами описания.

Повествование с элементами рассуждения.

Жанры.

Непринуждён-ный  разговор, считалка, сообщение учебной задачи.

Загадка, лирическая зарисовка предмета.

Рассказ,

инструкция,

личное письмо.

Заметка в газету.

Выполняя упражнения и задания, дети под руководством учителя кропотливо и постоянно, уточняя содержание текстов,  учатся  расчленять по видам:

  1. рассказ, описание, рассуждение, сказка;
  2. чем отличается рассказ по  результатам наблюдений, от рассказа по картине;
  3. отличие рассказа по картине, от рассказа по наблюдениям.

Уже в первом классе  ученики знакомятся с правилами построения текстов, изучая и понимая далее их структуру. Учатся раскрывать: тему высказывания; основную мысль высказывания; собирать материал к высказыванию; систематизировать собранный материал; строить высказывания в определённой композиционной форме; выражать свои мысли правильно, чётко. В этом прослеживается  развитие так необходимых коммуникативных умений. Поэтому, применимо к содержанию текста,  ставлю перед учениками задачи, например:

  1. Выбери заглавие (из нескольких предложенных).
  2. Придумай заглавие.
  3. Найди и отметь в тексте подтверждение следующему….
  4. Расположи предложения, чтобы получился связный рассказ.
  5. Расставь порядковые номера к предложениям.
  6. Изобрази текст условными схемами (начало, основное содержание, концовка).

При этом обучая коммуникативным умениям, учитель должен на каждом уроке учить учащихся строить связные сообщения.  Умение соотносить содержание произведения с заглавием дети приобретают в результате работы над пересказом, и далее, работая над изложением.  Помня о  значении мотивации, я  выбираю темы, которые основаны на наблюдениях и впечатлениях.  Например, «Как я был в библиотеке», «Как мы лепили снеговика», «Как мы были на экскурсии по улицам посёлка Каргаполье», « Мы в районном краеведческом музее р.п. Каргаполье».  Именно такие темы  и помогают детям использовать свой личный опыт. Конечно же, умение систематизировать взятый материал помогает работа над планом, особенно при работе над изложением. Работая над  построением связных сообщений, нужно постоянно задавать  детям вопросы:

- Как можно связать между собой части рассказа?

- Как свяжите два  соседних предложения?

 - Какое слово нужно заменить, чтобы в этом тексте не было повторений?

Задача не простая, но важная. Дети учатся обдумывать   одновременно несколько предложений. Их цель получить  связный текст. Они учатся строить речь в определённой композиционной форме, умению исправлять  написанное и сказанное. Таким образом, и это способствует формированию речевых коммуникативных учений умений.  В процессе обучения изложению  дети анализируют текст в плане его содержания, построения языка,  учатся выделять главное, работают  над умением устанавливать логические связи, работать над умением подбирать синонимы, учатся пересказывать отдельные части текста.  Проводя анализ  изложений на предмет выявления ошибок необходимо  их группировать  по типам: ошибки в содержании и построении текста; речевые ошибки. Кроме того все ошибки  нужно подразделять на три группы:

  1. Нарушение норм литературного языка, когда дети неточно понимают значение слова. Здесь учителю стоит задуматься о способах расширения  словарного запаса  обучающихся.  Необходимо много и кропотливо работать со словарями во время уроков и во внеурочное время.
  2. Лексические ошибки.  В младших классах это обычно - тавтология, т.е. когда в письменном тексте  одно и то же слово ученик употребляет без надобности несколько раз. Знакомясь с синонимами, и обучаясь их правильному использованию в письменной речи,  ребёнок справится с такими ошибками без труда.
  3. Ошибки связанные с содержанием текста.
  • Фактические (неточная передача текста, дат, имен, пропуск части  (частей) текста, добавления в содержание «от себя).
  • Логические (когда нарушена последовательность изложения текста ,либо изменение причинно- следственных связей между частями текста).

Чтобы избежать множества вышеупомянутых ошибок часто использую алгоритм  действий:

  • внимательно слушать текст;
  • вспомнить похожее событие из своей жизни;
  • мысленно разделить текст на  отдельные эпизоды (картины);
  • при повторном чтении определить ключевые слова для каждого эпизода (картины);
  • записать ключевые слова, вместе со словами  – помощниками;
  • составлять свой, определённый текст для каждого выделенного из текста эпизода;
  • записать  текст, проверить его  на соответствие с тем, что  отразилось в воображении;
  • проверить орфографию;
  • прочитать изложение, проверить правильность оформления связного текста;
  • рефлексия (впечатлений, ощущений после выполнения данной работы). Считаю,  что это самый активный момент  развития именно диалогической речи.

Говоря о развитии коммуникативной речи нельзя забывать и о работе над произносительной стороной речи. Часто речь младших школьников невнятна с нарушениями дикции. Это отражается и на речевой активности детей. Прежде всего, тормозит  речевую активность, негативно влияет на психику школьника. Начиная с первых уроков нужно заниматься артикуляцией звуков, работать над отчётливым произношением, проговариванием каждого слова, учить детей использовать свой голос.

Работая над техникой речи,  постоянно провожу дыхательные  разминки (упражнения). Компоненты техники речи (высоту, гибкость, силу голоса) развиваем пользуясь такими упражнениям: чтение текстов с разными установками (весело, грустно, с удивлением, торжественно и т.д.); инсценированием  части текста.

При этом также необходимо работать над обогащением словаря детей. Именно это способствует развитию чувства языка, желанию говорить образно и ярко.

Развитию коммуникативной речи способствует и овладение текстовыми умениями.   С большой отдачей использую систему  упражнений таких как: выделение опорных слов; работа с деформированными текстами, редактирование текстов, творческие изложения; сочинение собственных текстов небольших по объёму. Особенно удаются детям  сочинения  творческого характера по данному началу и опорным словам.  В процессе работы над сочинениями такого вида дети вдумываются в содержание текста, осмысливают его, анализируют  все встречающиеся в тексте орфографические и пунктуационные трудности.

  Нельзя упускать и работу и по  анализу слова (с точки зрения его многоаспектности). Работаю над понятиями:

  • значение слова;
  •  слово по значению (однозначное, многозначное, прямое значение, переносное значение);
  •  подбор синонимов, антонимов, омонимов;
  • слово по частотности употребления (устаревшее, неологизм);
  • слово с точки зрения употребления (общеупотребительное, ограниченное в употреблении);
  • слово по выразительности (нейтральное, эмоционально окрашенное);
  • слово по происхождению (заимствованное, исконно русское);
  • стиль, в котором употребляется слово в тексте;
  • роль слова в тексте.  

Такая работа над словом хорошо обогащает  словарный запас учащихся начальных классов. Говоря о творческих работах активно помогающих развивать коммуникативную речь через призму развития речевой деятельности ,нельзя не отметить важность таких видов работы на уроке как: творческое списывание; редактирование текста; распространение рассказа; описание по аналогии;  осложнённое списывание; изложение миниатюра; работа с синонимами; разгадывание  различных кроссвордов.

Для качественно развития связной речи (в устной и письменной форме) в содержании каждого урока   использую различные упражнения:

  • фонетическая зарядка;
  • поговорки;
  • загадки;
  • чистоговорки;
  • скороговорки;
  • частушки (школьные);
  • весёлые стихи;
  • двигательно - речевые физминутки;
  • сказки;
  • считалки;
  • детский фольклор, потешки.

Работа с данными видами упражнений способствует развитию разностороннего внимания к слову. Только проводя такую активную, разностороннюю работу по развитию коммуникативной речи, через развитие прежде всего диалоговой речи, каждый учитель может достичь в соответствии с требованиями ФГОС желаемых и требуемых результатов.

                                                    Литература.

1.         Архипова, Е. В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа. - 2004. - №4. - с. 35-39

2.         Баранов, М.Т., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М.: «Просвещение», 1990. – 198с.

3.         Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров //Эстетика словесного творчества. – 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - с. 250-296.

4.         Бондаренко, С.М. Изложение с продолжением // Рус. яз. в школе. - 2009. - №6. - с.31-34.

5.         Воителева, Т.М. Языковой анализ текста на уроках развития речи //Вопросы методики преподавания русского языка и литературы. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: 1994.- с. 41-49.

6.         Гребенченко, Л.В. Виды заданий по формированию связной речи // Начальная школа. – 2001. -№ 9. - с. 100-102.

7.         Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. -151с.

8.         Ковалева, Л.Н. Обучение младших школьников письму сочинений и   изложений //Начальная школа. – 1991. - № 12. - с. 16-20.

9. Ладыженская, Т.А. Связная речь. - В кн.: Методика развития речи на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1980. - с.222.        

10. Методика работы над изложениями: Авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста. Уроки мастерства. – М.: Глобус, 2006. – 176 с.

11. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975, 256 с.

12. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. М.: Просвещение, 1967. 224 с.

13. Львов М.Р. О родном языке в начальной школе. //Нач. школа. 1993. № 8.С.5-8.

14.Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособ.  для студентов  вузов и колледжей.  - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 272 с.

15.Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. - М., 1985.

16. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: уч. пос. для студентов /М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд. испр. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 464с.

17. Максимов Н.Ф. Развитие навыков употребления фразеологизмов в речи учащихся. //Русский язык в школе. 1974. № 3. С.11-13.

18. Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 1984. – 126с.

19.         Мурзин, Л.Н. Текст и его восприятие /Л.Н. Мурзин, А.С. Штерн. - Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1991. - с. 171

20. Найденов Б.С. Выразительность речи и чтения. М.: Просвещение, 1963. 263 с.

21.         Полухина, Е.А. Активное слушание в обучении изложению //Начальная школа. - №2. – 2002. –с.23

22. Синицин, В. А. Современные подходы к развитию речи младших школьников //Начальная школа, 2003. - № 1. - с.10

23. Игнатьев Е. И., Лукин И. С., Громов М. Д. Развитие речи младшего школьника. - М., «Просвещение», 1985.

24. Успенский, М. Б. Курс современного русского языка в педагогическом вузе: Учеб. пособие /М.Б. Успенский. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2004. - 190 с.

25. Харченко, О.О.  Как усилить коммуникативную направленность работы над предложением //Начальная школа,2002. - № 1. - с. 18

26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-но образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

Современный этап развития школы в России характеризуется  изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования.  Обновление и инновация учебных дисциплин требуют включения в ...

“Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника ”

В статье раскрываются преимущества групповых форм работы, рассматриваются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, такие разновидности групповых...

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО.

Каждый учитель знает ,что жизненно необходимо развивать общеучебные навыки (или универсальные учебные действия . Под наличием сформированных комму...

Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.

Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....