Конспект урока литературного чтения в 1 классе. По теме: Колыбельные песни
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Одинцова Мария Владимировна

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. По теме: Колыбельные песни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektno1.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. По теме: Колыбельные песни

1.Цель урока: ознакомить учащихся с жанром колыбельной песни.

Задачи:

Развивающая - развивать образное мышление, навыки анализа;

Обучающая - ознакомить учащихся с назначением и содержанием колыбельных песен

Воспитательная - воспитывать любовь к народному творчеству.

2. Оборудование урока для учителя и учащихся: тексты для чтения учителем и для учеников, магнитофон с записями, наглядные средства в виде игрушек.

3. Ход урока:

В кабинете все приготовлено, в соответствии с темой урока, на столах приготовлены куклы (количество кукол соответствует количеству детей плюс кукла для учителя).

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

1.​ Организационный момент

(создать эмоциональный настрой, подвести детей к осознанию темы урока)

Вход под музыку “Спят усталые игрушки”

-Ребята, посмотрите, как много игрушек. Что они делают?

-А вот моя Катенька (кукла) не спит, сейчас я возьму одеяльце и накрою ее, она будет спать, теперь ничего ей мешать не будет, ни шум, ни наши разговоры, ни дневной свет.

-Колыбелька готова, вы, наверное, хотите пожелать Кате спокойного сна?

- Что нужно сделать, чтобы Катя быстрее заснула?

-Хорошо, сейчас я спою ей песню.

Учитель напевает «Песню Мамонтенка»

По синему морю

к зелёной земле. Плыву я на белом своём корабле, 
На белом своём корабле, 
На белом своём корабле. 
Меня не пугают ни волны, ни ветер, 
Плыву я к единственной маме на свете, 
Плыву я сквозь волны и ветер. 
К единственной маме на свете. 

-Молодцы! Вот вы сами и сообщили тему нашего сегодняшнего урока.

Дети заходят под музыку в класс и рассаживаются на свои места.

-Они спят.

Дети желают кукле спокойного сна.

-Спеть песню.

-Нет, эта песня не подходит. Нужна колыбельная песня.

2.Постановка учебной задачи

(цель этого этапа помочь детям почувствовать характер колыбельной песни через восприятие)

-Сегодня мы с вами поговорим о колыбельной песне.

-Колыбельные песни обычно поются, многие рассказываются напевно. Вот одна из них, когда вы будете слушать эту песню, закройте глаза и, попытайтесь передать движениями своего тела, руками характер песни, ваши чувства.

(Учитель рассказывает напевно.)

Баю-баюшки - баю

Баю Оленьку мою.

Что на зорьке, на заре,

О весенней о поре

Пташки вольные поют,

В темном лесе гнезда вьют.

Соловейко – соловей

Ты гнезда себе навей:

Прилетай ты в наш садок,

Под высокий теремок,

Над кусточком попорхать,

Спелых ягод поклевать,

Солнцем крылышки пригреть,

Оле песенку пропеть.

Баю-баюшки - баю

Баю Оленьку мою.

-Ребята что вы почувствовали, услышав эту песню?

-А пели ли колыбельные вам?

-Как вы думаете, кто и кому поют эти колыбельные песни?

-Когда вы слушали эту колыбельную, что вы себе представляли?

Дети слушают колыбельную песню.

-Нам захотелось спать.

-Да, пели когда мы были маленькими.

-Мамы, бабушки, няньки пели колыбельные маленьким деткам, что бы они быстрее заснули

(дети) и не плакали.

-Как укачивают ребенка.

3.Усвоение новых знаний

(формирование конкретных представлений уч-ся о назначении колыбельной песни)

Звучит плач ребенка (запись на магнитофоне).

-Чья-то игрушка заплакала, давайте возьмем в руки своих кукол и попробуем успокоить, усыпить, что бы ей приснился сладкий сон.

-Подумайте, как вы это будете делать?

-Может быть, кто то из вас напоет, кто то покачает, кто то нежными словами приласкает, а кто то и все это соединит.

-А я посмотрю, как вы это делаете.

(В данном случае создаем условия для творческой импровизации.)

Свободные высказывания детей, а учитель наблюдает за действиями детей.

4.Проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

Звучит снова плач ребенка, (запись).

-Ребята мой малыш остался без присмотра. Давайте теперь вместе со мной убаюкаем своих кукол.

Исполняется колыбельная песня

О бай-бай-бай!
Ты, собаченька, не лай,
Нашу Машу не пугай.
Бай-бай-бай-бай,
Ты собаченька не лай.
Петушок, не кричи,
У нас Машу не буди!

Ближе к концу колыбельная песня обрывается

-Ой, ребята, я забыла, какой текст идет дальше, чем заканчивается эта колыбельная.

-Давайте вместе подумаем и попробуем завершить эту колыбельную песню.

-Какие нужно исполнить слова, что бы не напугать ребенка, чтобы сон его был сладким-сладким? (учитель записывает слова, которые предлагают дети на доске, и затем записывает концовку колыбельной песни, которую составили дети)

-Молодцы! Давайте теперь еще раз, исполним вместе колыбельную песню, которая у нас получилась.

Свободные ответы детей. (предположительные слова, какими дети могут завершить колыбельную песню: баю, бай; ласковые слова.)

Дети исполняют колыбельную песню вместе с учителем.

5.Подведение итогов

(При подведении итогов закрепляем знания.)

-Итак, теперь вы можете исполнять колыбельные песни своим игрушкам, своим младшим братикам или сестренкам дома.

-Ребята, а почему у нас получились именно такие слова в колыбельной песне?

-Как мы исполнили колыбельную песню?

-Почему именно так?

Свободные высказывания учащихся.

-Спокойно.

-Что бы успокоить, усыпить ребенка.

6.Информация о домашнем задании.

-Спросите у своей мамы, бабушки, какие им пели колыбельные песни.

-Домашним заданием вам будет записать на листочке бумаги те песни, которые вы сможете узнать у своих близких, а кто-то из вас может и сам найдет. Ну и естественно принести на следующий урок литературного чтения. Кто хочет, может нарисовать иллюстрацию к своей песне.

7.Организационное завершение урока.

-Ну, вот наш урок подошел к концу.

-Вам понравился сегодняшний урок?

-Замечательно, на следующем уроке литературного чтения, вы узнаете еще много интересного.

-Спасибо за внимание. До встречи на следующем уроке.

-Да нам понравился урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец

Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн

Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  уч...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев "Бабушка с малиной"

Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по...

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....