«Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе (на примере басен И.А. Крылова)»
статья по чтению (2 класс) на тему

Барсукова  Екатерина Юрьевна

Итоговая работа "Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizatsiya_v_nachalnoy_shkole.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области                   Государственное автономное образовательное учреждение  дополнительного профессионального образования                                 (повышения квалификации) специалистов                                                 Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему:

«Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения  во 2 классе (на примере басен И.А. Крылова)»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ВБ: 11.03.2014г.-15.03.2014г.

«Синтез искусств в художественно-эстетическом образовании XXI века»

                                                                                      Выполнила:

                                  Барсукова Екатерина Юрьевна,  

                                                                               учитель начальных классов                                                                                                                                                  

                                                                     ГБОУ СОШ с.Беловка
                                                           м. р. Богатовский

                                                               Самарской области

                 

Самара , 2014г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Содержание понятия  «театрализация»………………………………………..5

2.Особенности использования элементов театрализации в работе с учащимися младшего школьного возраста ...…………………………………...7

3.Пример обобщающего урока литературного чтения с использованием элементов театрализации (по басням И.А.Крылова) ......................…………..10

Заключение…………………………………………………………………….…13

Список литературы…………………………………………………………..…..14

Введение

В соответствии с реализацией образовательной программы Стандарты нового поколения современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности. Важнейшей отличительной особенностью новых федеральных стандартов является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельного подхода. Деятельность выступает как внешнее развитие у школьников познавательных процессов, исследовательских навыков и творческого потенциала. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, направленных на активизацию действий учеников.

        Актуальность вопросов  литературного образования в начальных классах заключается в том, что оно направлено на формирование навыков осознанного и выразительного чтения, совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие художественно-творческих и познавательных способностей.

        Учитывая индивидуальные психологические особенности младших школьников, их потребность в движении, в чувственном переживании произведений, ведущей роли наглядно-образного мышления, необходимо обратить внимание на использование  театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе. По-моему мнению, на уроках чтения следует задействовать весь потенциал искусств, синтез которых мы наблюдаем в театре.

        Начальная школа является «фундаментом»  для дальнейшей работы в средней школе. В начальной школе мы готовим детей к изучению и восприятию более сложных произведений из программы старшей школы. Умение анализировать текст, найти его главную мысль, дать оценку героям, стало практически обязательным требованием для выпускников начальной школы.  Поэтому перед учителем встает вопрос: каким образом организовать работу по обучению школьников осознанному чтению,  восприятию и анализу художественного произведения?

          Цель итоговой работы: практически исследовать возможности использования театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе.

        Задачи работы:

1.Охарактеризовать понятие «театрализация».

2.Рассмотреть особенности использования театрализации учащимися младшего школьного возраста.

3.Привести пример обобщающего урока с использованием элементов театрализации (по басням И.А.Крылова).

Содержание понятия  «театрализация»

  Понятие театрализации активно разрабатывается в 70-80 гг. XX века как возможность преподнесения идеи в художественной форме театральными средствами; как метод; «явление, принадлежащее области искусства, связанное с образным решением, обращение к эмоциональной сфере человеческого восприятия».

  Театрализация изначально носит эстетический характер и связана со стремлением к совершенству. А.П. Ершова определяет понятие «театрализация» как «вид искусства, явление особое, выходящее за рамки привычного быта». Благодаря использованию театрализации в школьном образовательном процессе закладываются основы художественно-эстетического воспитания учащихся.

  Исследование понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе непосредственно связано с театральной технологией. Театральная технология это особая техника действия, основанная на системе                  К.С. Станиславского, на «теории действий» и «параметрах взаимодействий» П.М. Ершова; это социоигровые, интерактивные методики, которые интерпретируются и «приспосабливаются» к изучению любого предмета, способствуют как детскому, так и педагогическому творчеству.

 Согласно исследованию Н.В. Борисовой, применение в образовании театральной технологии предполагает изменение:

  • статуса преподавателя (от передатчика информации на менеджера учебного процесса);
  • содержания образования (от информации о деятельности плюс немного деятельности на деятельность, основанную на информации). В качестве содержания образования выступает  социокультурный контекст, в котором осуществляется жизнедеятельность человека;
  • организационных форм обучения (от традиционных на формы активного, инновационного обучения: игра, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей и т д.);
  • характера общения (учителя и обучаемого, обучаемых между собой);
  • атмосферы взаимодействия (партнерство, равенство, ответственность, положительный эмоциональный фон).

      Итак, театральная технология трактуется как научное проектирование и воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех, направлена на повышение качества образовательного процесса.

     Таким образом, анализ различных подходов к интерпретации понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе, описаний театрализации как педагогического и культурного феномена, выявил множественность трактовок.  

     Театрализация – это использование средств театра в школьном процессе.  В нашем случае театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с интерпретацией художественного произведения (повествовательность, сюжет, образы-характеры, конфликт, автор), а также с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, коммуникативность, индивидуальность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой.                                    

     Таким образом, общими признаками интерпретируемого понятия являются игровая ситуация, действие, проблематизация обучения (конфликт рассматривается как постановка проблемы), творческое принятие личностью позиций и отношений, которые ей были раньше не свойственны и для нее не характерны. Использование театрализации обеспечивает гуманизацию всего школьного образовательного процесса, выраженную в формировании чувства личной и социальной ответственности, в появлении высокого уровня предметной и личностной рефлексии, знаний, опыта, гуманистически направленной системы ценностных ориентаций.

Особенности использования элементов театрализации в работе с учащимися младшего школьного возраста


     В работе с младшими школьниками необходимо учитывать ряд возрастных особенностей. Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого  развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому, развитие творческих способностей ребенка на уроках литературы было и остается одной из актуальных задач  художественно-эстетического воспитания.
         Младшие школьники обладают уникальным творческим потенциалом, который особенно ярко и активно проявляется в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления. Поэтому, дети легко способны перевоплощаться, самостоятельно создавать образы и передавать характер героев художественных произведений.
         Элементы театрализации на уроке предоставляют возможность испытать всю гамму чувств, доступную ребенку. И в первую очередь, это возможность испытать радость – одно из самых сильных чувств, являющееся стимулятором для всех психических процессов, происходящих в процессе формирования и развития эмоциональной сферы ребенка. Атмосфера праздника начинающегося спектакля, процесс сопереживания, соучастия в разворачивающемся действе. С самых «детских» спектаклей, обращенных к маленькому зрителю, начинается формирование системы ценностей, в которой  Добро обязательно должно победить Зло, а Любовь осмысливается как самая высшая ценность, доступная человеку.
          Включаясь эмоционально в события, сопереживая героям, испытывая к ним симпатию, ребенок ощущает огромный душевный подъем. Это увеличивает у него способность познавать и оценивать мир, дарит чувство сопричастности, формирует положительную установку на мир и на себя. И, сталкиваясь с такими сторонами человеческой жизни, как коварство, предательство, обман, переживая горе героев, как свое собственное, страдая вместе с ними, понимая их отчаяние, этот опыт становится платформой для познания себя, готовности открыться перед другими, способности к выражению собственных чувств и первыми шагами на пути их осмысления.

          На уроках литературного чтения можно использовать приемы театрализации:

1.Персонификация – реально живший персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя. Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию.

 2. Ролевое прочтение текста рассматривается как подготовительный этап к инсценированию произведения.

3.Ролевая игра “Кто я?” - ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе».

4. Сценически – игровые упражнения. Учащиеся вместе с учителем  пишут диалоги героев, уточняют поведение героев, место и время действия.  

  Виды упражнений:

  • сценические этюды; 
  • пантомима;
  • составление словесного портрета героя.

Учащиеся работают над развитием речи, пластики, игровых способностей.
5.Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов. 

6. Инсценирование отрывка произведения с передачей характера героев без применения театральных атрибутов.

 Виды упражнений:

  • деление и прочтение текста по ролям;
  • «живые картинки».

7. Драматизация - самостоятельное инсценирование литературного произведения посредством ролевого исполнения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

Виды упражнений:

  •  работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
  • подготовка театрального костюма;
  • использование грима для создания образа.


Пример обобщающего урока литературного чтения с использованием элементов театрализации (по басням И.А.Крылова)

Цели:

1.Обобщить сведения о жанровом своеобразии басни, вспомнить прочитанное, систематизировать знания учащихся по басням И.А. Крылова 2.Выявить умение определять актуальность прочитанного произведения, способствовать формированию умений выразительного чтения как средства постижения идеи произведения и характеров персонажей;

3.Продолжить работу по формированию умений учащихся осмысливать свои поступки, видеть и понимать жизненные факты через знакомство с баснями И.А.Крылова.

Домашнее задание к уроку.

Задания даются по рядам, уровень задания зависит от подготовленности и способности детей.

  1. Выразительное чтение басни по ролям.
  2. Подготовить «крылатые выражения» из басен И. Крылова
  3. Подготовка игровой картинки «Кто я?» (герой и басня по выбору)
  4. Подготовить инсценировку басни. (Басня С. Михалкова «Слон-живописец»)

Оборудование: проектор и презентация к уроку, корзина с игрушками-героями, реквизит к инсценировки басни.

                                                  Ход урока

Ι. Организационный этап.

II. Формулирование темы, целей урока.

(На экране появляются два портрета: Эзоп и И.Крылов)

- Что связывает этих двух людей?

- Что такое басня? (Дети пытаются самостоятельно сформулировать понятие)

- Послушаем два произведения С. Михалкова. (1ребенок читает басню, 2- стихотворение)

-Кто из ребят прочитал басню? По каким признакам вы поняли что это басня? (В басне присутствует мораль)

- Сегодня на уроке мы вспомним басни И.Крылова. Предлагаю подумать над вопросом: почему произведения И.А.Крылова, написанные в XIX веке, с таким же интересом читаются и в XXI веке? А сначала посмотрим, кто из вас лучше знает басни Крылова.

III. «Крылатая викторина».

-Многие строки басен стали «крылатыми» выражениями, поговорками, прочно вошли в нашу речь, делая ее ярче, выразительней.

- Отгадайте по этим выражениям, какой герой перед вами и из какой басни и что хотел сказать автор этими словами? (дети в костюмах героев басен читают «крылатые» выражения)

Предложенные «крылатые» выражения:

  • «Квартет»- «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»
  • «Волк и Ягненок»- «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
  • «Лиса и Журавль» -
  • «Лебедь, Щука и Рак» - «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»
  • «Слон и Моська» - «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона.»

-Ваши ответы позволяют сделать вывод, что вы неплохо знакомы с творчеством И.А.Крылова, и теперь, если бы была такая возможность, при встрече с великим баснописцем вам было бы, о чем поговорить с ним.

IV. Игра «Живая корзинка». (Пантомима.)

           -Ребята, как вы думаете, почему в баснях чаще всего героями являются разные животные? (повадки животных часто копируют людей)

          - В этой волшебной корзине живут герои из разных басен. Попробуйте без слов показать героя, а класс отгадает и героя и басню. (Один ученик вытаскивает игрушку-животное и показывает пантомиму, игрушку не показывает; после пантомимы дети сравнивают пантомиму с «оригиналом»)

         -давайте проанализируем, смог ли …….. передать основные черты характера героя в своей пантомиме?

        - Объясните, почему взято именно это животное для подражания?

        -Что общего с характером человека?

       -Что высмеивается в этой басне?

Предложенные басни:

«Обезьяна и Очки» (герой: Обезьяна)

«Ворона и Лисица» (ученик может взять себе помощника, герои: Лисица или Ворона)

«Две бабочки» (герои: Бабочка)

«Стрекоза и Муравей» (герой: Стрекоза)

V. Инсценировка басни.

- Какие человеческие недостатки чаще всего высмеиваются в баснях (лень, лживость и невежество)

  - Мы хорошо знаем как баснописца И.А.Крылова, а ведь басни писали многие поэты.

- Посмотрим подготовленную ребятами инсценировку басни «Слон-живописец».

-Эту замечательную басню написал С. Михалков. (текст басни появляется на экране) Найдите мораль этой басни?

- Какие недостатки высмеивает автор в этих строчках?

VI. Итог урока.

- Вернемся к вопросу который был сформулирован в начале урока: почему басни, написанные много лет назад, актуальны и в наше время?

Заключение

        Как видим формы работы достаточно разнообразны. Их можно применять как на подготовительном этапе работы с методом театрализации, так и на этапе самостоятельной инсценировки. В зависимости от вида урока, и подбирается форма работы.

        Использование метода театрализации на  уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей. Такие уроки  учат ребенка  думать, творить, работать в коллективе отстаивать свои убеждения. Так же, они  развивают у учащихся интерес к самообучению, творчеству, учат  мыслить и самовыражаться.

       В начальной школе очень важно привить ребенку творческую любознательность. Именно это и является стимулятором для их дальнейшего «роста».

Список литературы

  1. Чумакова Т.И. Особенности изучения художественного произведения на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2005. - № 6. – С. 41 – 43

2.  Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992. 

3. Леонтьев А.А. Чтение как понимание. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - М., 2001

4.Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175. 

5. Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 37–50.

6.Ершова А. П., Леваньшина Т. В., Никольский Л. А. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. (Метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ). – Ч. 2. – М., 1982. – С. 35.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование элементов театрализации на уроках в школе"

Предлагаю Вашему вниманию статью (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему"Использование элементов театрализации на уроках в школе"...

Приемы использования элементов театрализации на уроках в начальной школе

В данной работе представлена итоговая таблица по методу использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах с примерами упражнений....

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения и окружающего мира как средство коррекции коммуникативных навыков обучающихся начальной школы

Рассматривается вопрос о использовании   элементов театрализации на уроках. И как элементы этой технологии влияют  на развитие коммуникативных навыков обучающихся начальных классов....

Использование элементов театрализации на уроках французского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Материал данной статьи был представлен на городской научно-практической конференции "Актуальные проблемы иноязычного образования: преемственность в реализации задач ФГОС в обучении иностранному языку"...

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения

Человеку с детства свойственно играть. Театральная игра является естественным способом выражения его мыслей и чувств. Становясь взрослым, каждый из нас выстраивает отношения с окружающими, внося в них...

Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому чтению

Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому чтению...

Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе

Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому чтению...