Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому чтению
проект

Павлова Линаида Николаевна

Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

В Методический совет

МОУ «Шоруньжинская средняя

общеобразовательная школа»

Муниципальное образовательное учреждение

«Шоруньжинская средняя общеобразовательная школа»

 (полное наименование образовательной организации)

ЗАЯВКА НА ПРИСВОЕНИЕ СТАТУСА

                     ШКОЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

НА 2022-2024 учебный год

(указывается период реализации инновационного проекта (программы)

(наименование направления деятельности)[1] 

(заявляемый вид школьный  инновационной площадки) [2]

Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому  чтению

(наименование инновационного проекта (программы)

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Наименование организации

(по уставу)

 Муниципальное образовательное учреждение «Шоруньжинская  средняя общеобразовательная школа»

Фактический адрес

425127, Моркинский район, с.Шоруньжа, Почтовый переулок, 1а

Ф.И.О. руководителя образовательной организации

Григорьев Сергей Андропович

Ф.И.О. научного руководителя (при наличии)

Григорьева Эльвира Владимировна

Контактное лицо по вопросам представления заявки

Павлова Линаида Николаевна

Контактный телефон (рабочий, домашний, сотовый)

9-43-22, 89613352825

Телефон/факс образовательной организации

9-43-22

E-mail:

shorunja_skool@mail.ru

     

Реквизиты решения органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, о согласии на реализацию организацией проекта (программы) в статусе республиканской инновационной площадки[3]

Руководитель

образовательной организации                подпись                        Ф.И.О.


2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)

Направление деятельности ШИП

 

Наименование проекта (программы)

«Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях как условие для формирования интереса к смысловому  чтению»

Основная идея (идеи) проекта (программы)[4]

Организация работы с родителями и детьми по формированию и развитию интереса к смыловому чтению, к миру театра, к самостоятельным занятиям театрализованной деятельностью как фактору социализации личности ребенка; создание условий для творческого общения детей и взрослых.

Современное состояние исследований и разработок по данному проекту (программе)

  В целом ряде научных исследований затронуты различные аспекты рассматриваемой проблемы и созданы определенные предпосылки ее решения. Это исследования в сфере:

- эстетического образования и воспитания средствами театрального искусства (JIM. Некрасова, Е.В. Язовицкий и др.);                        - нравственного воспитания средствами театра (С.Д. Никорова и др.); воспитания                                -гуманистической направленности в процессе театрализованной деятельности (Г.Ф. Похмел кина, Р.К. Сережникова и др.);                               -воспитательного воздействия театрального коллектива на личность (JI.B. Данилова, Т.Г. Пеня, В.Н. Харькин и др.);                                               -социального взаимодействия учащихся в театральном объединении (А.И. Аверьянов, и др.);                                                                               -формирования социокультурных ориентаций средствами театра (И.Б. Нестерова);                                     -использования театра как средства формирования личности (Т.Н. Полякова, И.В. Пруго ва, Ю.А. Халфин, И.В. Юстус и др.);                      -развития творческого потенциала учащихся средствами театрального искусства (В.М. Букатов, И.А. Генералова, А.П. Ершова, Л.Д. Стрелков и др.);                                                            -развития творческой активности средствами театральной деятельности (А.П. Сердюк и др.); эмоционального развития учащихся средствами театра (Л. Л. Пилипенко и др.).                                             В последнее время усиливается внимание к собственно театрализации                                                           -как «комплексной системе использования всех выразительных средств искусства» (О.В. Ольшанский, Т.И. Ярлыков);                                                                                      -как социально-педагогическому методу (Д.М. Генкин, А.И. Чечетин, В.Г. Шабалин и др.); рассматриваются возможности театрализован ной деятельности в воспитании творческой направленности личности (Е.В. Мигунова), влияние театрализации на формирование толерантного поведения будущих педагогов (Н.Я. Макарова).                                                          Вместе с тем, среди всех  исследований практически отсутствуют работы, специально посвященные целостному исследованию использования театрализации в школьном образовательном процессе как средство его активизации познавательной деятельности  в современных условиях

Обоснование значимости реализации проекта (программы) для развития системы образования в Республике Марий Эл

Сегодня, в век компьютеров, сложно говорить о начитанности наших детей. Чаще всего волнует вопрос о возвращении детей из виртуального мира в мир теплоты, понимания, чувств. Поэтому появилась потребность в создании определенных педагогических условий для формирования интереса к смысловому чтению. По моему мнению, для получении таких усло вий можно использовать  на уроках  элементы театрализации

Цели и задачи проекта (программы)

Цель:  Создание условий для активизации познавательной деятельности посредством использования элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях.

Задачи: Рассмотреть особенности использова ния элементов театрализации учащимися младшего школьного возраста.

Обеспечить условия включения учащихся в активную познавательную деятельность.

Формировать УУД с помощью элементов театрализации.

Актуализировать коммуникативный опыт в условиях игровой деятельности.

Разработать методические рекомендации, способствующие формированию интереса к осознанному чтению.

Сроки реализации проекта (программы)

С января  2022 г. по май  2025г.

Объем и источники финансирования реализации проекта (программы)

Спонсорская помощь родителей

Основные результаты реализации проекта (программы)

Результат работы по формированию творчес ких способностей ребенка в процессе театраль ной деятельности будет способствовать разви тию  ребёнка в целом, способными к восприя тию новизны, умению импровизировать.

- проявление интереса к художественной литературе, театру, музыке, как видам искус ства.

- понимание сюжета сказки и характера персонажа;

- умение строить диалог с партнером

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы)

 Выступления на педсовете перед педагогами, на конференциях, открытые уроки ,   выступления перед обучающимися начальных классов, перед родителями,   на концертных программах

Реквизиты документов, подтверждающих прохождение организацией предварительной экспертизы (при наличии)


3. ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)

3.1. Исходные теоретические положения

          Актуальность вопросов  литературного образования в начальных классах заключается в том, что оно направлено на формирование навыков осознанного и выразительного чтения, совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие художественно-творческих и познавательных способностей.

        Учитывая индивидуальные психологические особенности младших школь ников, их потребность в движении, в чувственном переживании произведений, ведущей роли наглядно-образного мышления, необходимо обратить внимание на использование  театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе. По-моему мнению, на уроках чтения следует задействовать весь потенциал искусств, синтез которых мы наблюдаем в театре.

   

3.2. Этапы и сроки реализации проекта (программы)

1

Подготовительный

-изучение методических материалов- анкетирование (по Л.В. Байбородой);

- диагностика для определения уровня эмоционально- ценностного отношения к книге.

- работа с родителями (беседа по анкетированию и диагностике)

Декабрь 2021г

2

Основной

-создание методического инструментария;-апробация методических материалов,

- выполнение творческих работ;

-систематизация наработанного материала,  

Январь -май 2022-2025 г.г

3

Заключительный

обобщение опыта, создание творческой копилки из наработанных материалов

Май 2025г

       

3.3. Содержание и методы реализации проекта (программы), необходимые условия организации работ

              Методы и формы реализации проекта:                                                                                                  1.введение новых форм проведения уроков внеклассного чтения;

2.анкетирование учащихся на предмет выявления творческих способностей;

3.отбор и изучение литературы с целью определения произведений, наиболее интересных для совместного анализа;

4.игровая форма уроков;

5.введение элементов театрализации на уроках;

6.выступление на внутришкольных и сельских культурных мероприятиях;

 3.4. Прогнозируемые результаты по каждому этапу

1.Подготовительный

Выявление показателей уровня эмоционально- ценностного отношения к книге

выявление мотивов учащихся в деятельности.

Основной

Результат работы по формированию творческих способностей ребенка в процессе театральной деятельности будет способствовать развитию  ребёнка в целом, способными к восприятию новизны, на развитие  интеллекта, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на повышение интереса к обучению в школе.  на уровень качества обучения.

- проявление интереса к художественной литературе, театру, музыке, как видам искусства.

Заключительный

Выступления на педсовете перед педагогами, на конференциях, открытые уроки ,   выступления перед обучающимися начальных классов, перед родителями,   на концертных программах; копилка из наработанных материалов

3.5. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

Отчет на Методическом совете школы 2 раза в год.

Выступления на педсовете перед педагогами, на конференциях, открытые уроки.

Выступления детей перед обучающимися начальных классов, перед родителями,   на концертных программах

3.6. Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы);

1.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.

 2. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Технология АМО. 1 часть-Петрозаводск, 2012 г.
3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.

4. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

 5. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2010

 6 .Ершова А. П., Театральное искусство на уроках в начальной школе.

4. ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)

Несколько лет вела кружок «Театральный». С обучающимися участвовали в республиканских, районных конкурсах. Занимали призовые места. В школе  в клубе во время концертов, мероприятий показывали сценки , небольшие спектакли. На уроках литературы  использую чтение по ролям , инсцениро вание  сказок, басен.  Накоплен  большой опыт , поэтому есть возможность реализовать свою программу «Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях как условие для формирования интереса к смысловому  чтению»

5. ФИНАНСОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)

В разделе определяется общий объем финансирования проекта (программы) с указанием запрашиваемого объема средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Указываются значения объемов финансирования проекта (программы) с разбивкой по годам реализации и источников финансирования.

Спонсорская помощь родителей в подготовке костюмов

6. ОБОСНОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)

        В разделе указываются механизмы внедрения полученных результатов в региональной системе образования после окончания реализации проекта (программы), включая механизмы его (ее) ресурсного обеспечения

Название моего проекта    «Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях как условие для формирования интереса к смысловому  чтению»

     Сегодня, в век компьютеров, сложно говорить о начитанности наших детей. Чаще всего волнует вопрос о возвращении детей из виртуального мира в мир теплоты, понимания, чувств. Поэтому появилась потребность в создании определенных педа гогических условий для формирования интереса к смысловому чтению. По моему мнению, для получении таких условий можно использовать  на уроках  элементы театрализации     Сегодня недостаточно прочитать, объяснить книгу, ею надо увлечь, взбудоражить, дать возможность ученику самовыразиться. Хорошо известно, что, не прикоснувшись, не потрогав, ребенок не поверит, что огонь обжигает, иголка колется и т.д. Это непременно нужно ощутить самому. Может быть, так же и с восприятием книги? Сколько ни говори, что Пушкин - гений, титан, - все это для ребят слова до тех пор, пока не убедятся сами – не услышат, а прикоснутся. Персонаж в этом смысле – то, что можно «пощупать», и поможет в этом театрализация, ролевое перевоплощение ученика.

Цель:  Создание условий для активизации познавательной деятельности посредством использования элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях.

Задачи: Рассмотреть особенности использования элементов театрализации учащи мися младшего школьного возраста.

Обеспечить условия включения учащихся в активную познавательную деятельность.

Формировать УУД с помощью элементов театрализации.

Актуализировать коммуникативный опыт в условиях игровой деятельности.

Разработать методические рекомендации, способствующие формированию интереса

к осознанному чтению.

           На протяжении всего времени реализации проекта буду проводить мониторинг индивидуального развития учащихся: диагностику развития познавательных процес сов, оценку восприятия художественного текста, интереса к групповой творческой работе. В ходе работы  над проектом думаю получить следующие результаты :

- сформирование расширенных знаний о современном театре у школьников;

- возрастание интереса к чтению и анализу художественных произведений, привлечение учащихся к систематическому чтению;

- сформирование эстетического восприятия;

- развитие интереса к творческой деятельности;

- повышение концентрации внимания;

- улучшение памяти, проявляющееся в более быстром запоминании  литературных произведений;

- формирование и развитие потребности в общении учащихся как со взрослыми, так и друг с другом.

Только при правильным осмыслении и понимании текста, возможно его инсценирование. Поэтому так важно сформировать у ребенка технику осознанного чтения. Тогда он сам поймет, что книга, в первую очередь, – это источник полезной информации, обогащения внутреннего мира, которое так важно в современном мире.

  Методы и формы реализации проекта:

введение новых форм проведения уроков внеклассного чтения;

анкетирование учащихся на предмет выявления творческих способностей;

отбор и изучение литературы с целью определения произведений, наиболее интерес ных для совместного анализа;

игровая форма уроков;

введение элементов театрализации на уроках;

выступление на внутришкольных и сельских культурных мероприятиях;

просмотр видеозаписей театрализованных представлений, спектаклей;

беседа о театре, ознакомление с научной литературой и понятиями;

упражнение на подготовку голоса, сформирование правильной дикции.

С помощью данных методов и форм можно развить речь и интерес к познавательной деятельности учащихся.

           НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Для реализации проекта ведется работа по следующим направлениям:

Работа с текстовым материалом. Оно подразумевает формирование вдумчивого и осмысленного чтения, умение применять прочитанное в жизни, и, самое главное, - формирование мотивации к чтению. Дети знакомятся с детской книгой, определяют различия и сходства литературы разных народов, определяют жанры, темы и идеи произведений. В то же время учатся технике чтения, которая помогает обеспечить хорошую дикцию, интонацию, развить силу голоса, речевой слух. Для этого исполь зуются разные формы работ: заучивание скороговорок, чтение стихотворения разным темпом и техникой,  выполнение фонетических и лексических упражнений.

    В то же время надо  работать с родителями, потому  что достижение целей невоз можно без их участия. Поэтому дети должны читать не только на уроках и кружках, но и дома – вслух, перед слушателями,  с последующим пересказом текста.

       Следующее направление деятельности - использование средств театра в педаго гическом процессе. Театрализованная игра являются гармоничным сочетанием театрального искусства с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения. Но ни в коем случае нельзя заменять учебный процесс развлекательной постановкой. Поэтому уместнее употреблять элементы театрализации.

1Игра «печатная машина
3.
 Упражнение «слушаем».

Упражнение «Живая картина».

Упражнение «Волшебная палочка».

Упражнение «   то же дело делаем    

 Упражнение, «моментальная фотография».

Упражнение «вернуть прошедшее».

Хорошо на уроках использовать групповую работу.

Ковер решений. Это групповая работа, где учащиеся не только задумываются над причинами поднятой проблемы, но и пытаются найти пути решения заданной проблемы. Также такая работа способствует образному мышлению детей, актуализации не только знаний, полученных на уроке, но и собственный опыт. На уроке задается проблема.

Зигзаг.     Пазлы.

Я хочу рассказать немного над таким элементом театрализации как инсценирование, которую я очень часто использую в своей работе

Инсценирование - это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). Обычно для инсценировок берём часть произведения (эпизод, главу).

   Инсценирование, конечно, требует предварительной  подготовки: написание сценар ия, распределение ролей, подготовка костюмов и реквизита, репетиции.

 Таким образом, актёрская и режиссёрская деятельность учащихся позволяет им прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет.

   Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

     Одно из главных художественных выразительных средств – это человеческая речь.    Юные артисты учатся выразительно читать предлагаемый мною текст, овладевают опытом расстановки в нем логических ударений, логических пауз, заучивают наизусть стихотворные строчки и прозу, работая при этом над рифмой и ритмом.        Важным компонентом для успешного приобретения этих умений является разговорная практика самого школьника.

Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.

В декабре провела анкетирование «Выработка навыков чтения»                  

1Имеете ли вы дома  семейную библиотеку?21%

2. Сколько времени занимает чтение у вас дома:

30минут     Больше 30 минут         79%         Меньше 30минут     21%

3. Цель вашего домашнего чтения:

Домашнее задание  50%

Интерес и расширение кругозора 21%

Хочу знать больше слов и больше читать 28%

4. Понимание  прочитанного текста:

С первого раза

Нужно прочитать 2 раза

После 3х разового чтения

5. Находите ли в книгах, журналах интернет изданиях интересную для вас  информацию?  Да 36%   нет  64%

6 Дарят ли вам родители в подарок книги на праздники, без повода:

Да  21%                 Нет   79%

7Если бы у вас был выбор читать или смотреть телевизор, что вы выбрали?

Да 28% нет

Следующая анкета «Кто вам помогает выбирать книги?

По результатам анализа анкет выяснилось, что при выборе книг 56% детей и подростков полагаются на свой вкус. Для 40% ребят компетентны рекомендации учителей, на третьем месте советы родителей – 14 %.

      У нас есть  тетрадь  « Работа с текстом». Очень  интересные задания.  По этим заданиям  провела  «Мониторинг сформированности смыслового чтения.» Цель: определить уровень сформированности навыка осознанного чтения; выяснить уровень понимания содержания литературного текста; скорость умения читать текст «про себя»; умение ориентироваться в тексте; выражать собственное отношение и отношение автора к персонажам и событиям в тексте. 

Высокий уровень  - 35 %,средний уровень -  , 50% низкий уровень – 14%

 Работа по этой теме было начато еще в сентябре  .Уже есть результаты.

       Ко дню матери и на Новый год выступили со спектаклем перед родителями,

В декабре участвовали в районном  конкурсе видеороликов «Зимушка хрустальная»Заняли 2 и 3 места, в республиканском конкурсе «Читаем Пушкина»,в

акциях ко Дню защитников Отечества,  к 8 марта, на уроке литературного чтения провели конкурсы чтецов. Будем продолжать работу.


[1] Указывается в соответствии с Перечнем основных направлений деятельности республиканских инновационных площадок на 2012 - 2015 годы, утвержденным приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 29.02.2012 № 284

[2] Указывается в соответствии с п. 7 Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в системе образования в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 29.02.2012 № 284

[3] Заполняется только муниципальными образовательными организациями. Под решением органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, о согласии на реализацию организацией проекта (программы) в статусе республиканской инновационной площадки понимается официальное письменное уведомление в адрес научно-методического совета Министерства образования и науки  Республики Марий Эл.

[4] Для присвоения статуса экспериментальной площадки организацией дополнительно указывается гипотеза эксперимента, объект и  предмет экспериментирования, научная новизна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование элементов театрализации на уроках в школе"

Предлагаю Вашему вниманию статью (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему"Использование элементов театрализации на уроках в школе"...

Приемы использования элементов театрализации на уроках в начальной школе

В данной работе представлена итоговая таблица по методу использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах с примерами упражнений....

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения и окружающего мира как средство коррекции коммуникативных навыков обучающихся начальной школы

Рассматривается вопрос о использовании   элементов театрализации на уроках. И как элементы этой технологии влияют  на развитие коммуникативных навыков обучающихся начальных классов....

«Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе (на примере басен И.А. Крылова)»

Итоговая работа "Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе"...

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения

Человеку с детства свойственно играть. Театральная игра является естественным способом выражения его мыслей и чувств. Становясь взрослым, каждый из нас выстраивает отношения с окружающими, внося в них...

Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе

Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому чтению...