Образовательный проект «Элементы театрализации на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе»
материал

Ичетовкина Кристина Николаевна

Образовательный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx549.39 КБ

Предварительный просмотр:

КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ПГТ АФАНАСЬЕВО"

Образовательный проект

«Элементы театрализации на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе»

Руководитель проекта: Ичетовкина К.Н.,

учитель начальных классов

Пгт Афанасьево

2019

Паспорт проекта

Название проекта

«Элементы театрализации на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе»

Обоснование актуальности проекта

Сегодня, в век компьютеров, сложно говорить о начитанности наших детей. Чаще всего волнует вопрос о возвращении детей из виртуального мира в мир теплоты, понимания, чувств. Поэтому появилась потребность в создании определенных педагогических условий для формирования интереса к осознанному чтению. По моему мнению, для получении таких условий может стать этот проект.

Цель

Создать условия для активизации познавательной деятельности посредством использования элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях.

Задачи проекта

  • Рассмотреть особенности использования элементов театрализации учащимися младшего школьного возраста.
  • Обеспечить условия включения учащихся в активную познавательную деятельность.
  • Формировать УУД с помощью элементов театрализации.
  • Актуализировать коммуникативный опыт в условиях игровой деятельности.
  • Разработать методические рекомендации, способствующие формированию интереса к осознанному чтению.

Риски

- социальная среда;

- недостаточность культурологического кругозора отдельных семей

- Формирование ресурсной базы

Мониторинг

- Анкетирование. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородой)

- Диагностика для определения уровня эмоционально- ценностного отношения к книге.

-Наблюдение за выполнением творческих работ.

Результат проекта

Результат работы по формированию творческих способностей ребенка в процессе театральной деятельности будет способствовать развитию  ребёнка в целом, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

- проявление интереса к художественной литературе, театру, музыке, как видам искусства.

- понимание сюжета сказки и характера персонажа;

- умение строить диалог с партнером, сказочным героем на заданную тему;

Участники проекта

учащиеся 2 г, родители, психолог.

Место реализации

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Афанасьево", детский сад.

Сроки реализации проекта

с 9 января по 29 мая 2019

Финансовое обеспечение проекта

5000 руб

«Сделать серьезное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения»

Константин Дмитриевич Ушинский

Введение

О воздействии искусства на чувства и душевное состояние человека говорилось всегда и во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, зрителя, читателя, его подготовленности к общению с искусством.

Искусство есть одновременно и созидание, и познание, и общение между людьми. Оно концентрирует в себе все главные особенности нравственно-эстетического отношения к миру и развивает способность человека к творчеству.

Реформирование системы образования, переход на новые ФГОС требует нового методологического подхода к его организации и содержанию. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающегося.

В истории российской педагогики давно существует междисциплинарное направление - школьная театральная педагогика - предполагающее подготовку не профессиональных актёров, а развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Школьная театральная педагогика является традиционной для отечественной системы образования и оказывается совершенно необходимой для современной школы России, поскольку именно школьная театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Актуальность и важность проекта

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования.

Стратегия государства в области образования заложена в Стандартах второго поколения. 

С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальной и новой задачей становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Ученик сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Сегодня, в век компьютеров, сложно говорить о начитанности наших детей. Чаще всего волнует вопрос о возвращении детей из виртуального мира в мир теплоты, понимания, чувств.

Проблема: появилась потребность в создании определенных педагогических условий для формирования интереса к осознанному чтению.

Тема моего образовательного проекта

«Элементы театрализации на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе»

Новизна образовательного проекта:

Своеобразие и новизна опыта состоят в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей.

Занятие строится на принципах: 

- постоянная обратная связь, 
   - диалогизация образовательного процесса, 
   - оптимизация развития (активная стимуляция) 
   - эмоциональный подъем, 
   - погружение в проблему, 
   - гармонизация развития. 

Цель инновационного проекта: создать условия для активизации познавательной деятельности посредством использования элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях.
       Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.

Задачи:

  • Рассмотреть особенности использования элементов театрализации учащимися младшего школьного возраста.
  • Обеспечить условия включения учащихся в активную познавательную деятельность.
  • Формировать универсальные учебные действия с помощью элементов театрализации.
  • Актуализировать коммуникативный опыт в условиях игровой деятельности.
  • Разработать методические рекомендации, способствующие формированию интереса к осознанному чтению.

Поставленной цели соответствует модель ожидаемого результата:
раскрепощенный, общительный, успешный человек, владеющий словом, готовый к творческой деятельности в любой области, умеющий видеть прекрасное в окружающей жизни.

  1. Основные положения.
  1. Участники проекта.
    Учащиеся 2 г класса- 22 человека, родители, психолог.
  2. Место реализации
    Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Афанасьево", детский сад.

Продолжительность реализации проекта.
Реализация проекта: с 9 январь по 29 мая 2019.

  1. Финансовое обеспечение проекта.
    На реализацию проекта нам потребуются наглядные материалы для уроков, на которых буду использовать элементы театрализации.

Наименования расходования средств

Стоимость

  1. Наглядный материал
  1. руб.

2.  Ноутбук (для презентации и музыкального сопровождения)

В наличии

3. Экскурсии, посещение спектаклей

3000 руб.

4. Канцтовары

1000 руб.

Итого: 5000 руб.

  1. Разработка и утверждение плана проект
    План работы по выполнению проекта.
    Проект разделен на 3 этапа:
  1. подготовительный;
  2. основной;
  3. заключительный.

Мероприятие

Ответственные

Сроки

1

-изучение методических материалов

  • теории в области возрастной психологии (Л. С. Выготский, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов, Д. Б. Эльконин);
  • теории музыкального обучения и воспитания (М. Т. Картавцева, К. Г. Орф, А. Н. Зимина, Н. А. Ветлугина);
  • исследования  в области организации музыкально-театральной деятельности в начальной школе (Н. И. Сац, С. А. Ауслендер, С. М. Бонди, С. Г. Розанов);
  • исследования в области развития творческой личности ребенка посредством музыкально-театральной деятельности  (Ю. И. Рубина, В. Г. Ширяев, Н. Н. Шевелев).

- анкетирование (по Л.В. Байбородой);

- диагностика для определения уровня эмоционально- ценностного отношения к книге.

- работа с родителями (беседа по анкетированию и диагностике)

Ичетовкина К.Н.

Психолог

Ичетовкина К.Н.

С 9 январь по 15 февраля 2019

С 18 февраля по 1 марта 2019

2

-создание методического инструментария;

-апробация методических материалов,

-систематизация наработанного материала, расширение адресов сотрудничества.

-наблюдение за выполнением творческих работ;

Ичетовкина К.Н.

С 4 марта по 29 марта 2019

С 1 апреля по 26 апреля 2019

3

обобщение опыта, создание творческой копилки из наработанных материалов

Ичетовкина К.Н.

С 29 апреля по 29 мая 2019

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородой)

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.
         
Ход проведения: учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Для ответа используется следующая шкала:
       
3 – привлекает очень сильно;
         
2 – привлекает в значительной степени;
         
– привлекает слабо;
         
– не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности?

  1. Интересное дело.
  2. Общение с разными людьми.
  3. Помощь товарищам.
  4. Возможность передать свои знания.
  5. Творчество.
  6. Приобретение новых знаний, умений.
  7. Возможность руководить другими.
  8. Участие в делах своего коллектива.
  9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
  10. Сделать доброе дело для других.
  11. Выделиться среди других.
  12. Выработать у себя определенные черты характера.

Обработка и интерпретация результатов

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (п. 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).
         Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
     
Диагностика для определения уровня эмоционально- ценностного отношения к книге.

Вопросы и показатели уровня эмоционально- ценностного отношения к книге

Критерии и показатели уровня читательского кругозора

4. Ожидаемые результаты

Использование элементов театральной педагогики, позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Кроме того, использование различных приемов данной технологии в изучении любого предмета способствует освоению коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивают способность к обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную компетенцию, обогащают словарный запас, развивают творческие способности каждого учащегося.

Результат работы по формированию творческих способностей ребенка в процессе театральной деятельности будет способствовать развитию ребёнка в целом, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Ученик научится:

-проявлять интерес к чтению художественной литературы, интерес к театру, музыке, как видам искусства.

- понимать сюжет произведений и характер персонажей;

- уметь строить диалог с партнером, сказочным героем на заданную тему.

В результате реализации проекта у обучающихся будут сформированы

УУД:

Коммуникативные УУД (включаться в диалог, в коллективное обсуждение,

проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения

партнёров; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать

собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и

поведение окружающих);

Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями. Нельзя не заметить рост интереса у школьников к всемирной истории, культуре, искусству. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом.

Используемая литература:

1. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.

2. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998.

3. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175.

4. Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993. – С. 127.

5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/12/02/povyshenie-interesa-uchashchikhsya-na-urokakh-priemami

6. https://moluch.ru/archive/98/21996/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы внеурочных занятий в начальной школе.

Здесь помещены 5 программ внеурочной деятельности для работы с учащимися начальных классов. Они все соответствуют ФГОС. Апробированы в течение прошлого учебного года. Программа "Хочу всё знать" помога...

Статья Проектно-исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе

В статье представлены приемы работы по организациитворческой деятельности учащихся в проектах....

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО КРУЖКА «МАСТЕРОК» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые м...

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе"

Здоровьесберегающие технологии очень актуальны в наше время, данная разработка поможет вам разнообразить урок и внеурочное занятие....

Проект "Элементы театрализации на уроках литературного чтения"

Цели проекта:  формирование у обучающихся начальной школы   к осознанному и выразительному чтению, интереса к современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способ...

Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому чтению

Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому чтению...

Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе

Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому чтению...