Русская народная сказка "Два Мороза"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.

Планируемые результаты:

  • учащиеся познакомятся с русской народной сказкой « Два Мороза»;
  • научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_vo_2_klasse.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: русская народная сказка «Два Мороза»

Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.

Планируемые результаты:

Предметные

  • учащиеся познакомятся с русской народной сказкой « Два Мороза»;
  • научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Метапредметные

 - познавательные УУД

  • находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

 - коммуникативные УУД

  • слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

 - регулятивные УУД

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
  • оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

 - личностные

  • формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

  1. учебник
  2. карточки для  групповой работы
  3. презентация

Ход урока:

  1. Организация детей на работу.

- К нам на урок пришли гости.  Давайте поздороваемся с ними. Проверим готовность к уроку.

  1. Проверка домашнего задания.  

- Дома вы  должны были выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Береза».  Давайте его сейчас послушаем  (Агишев А, Барабаш В, Колесников И)

III. Актуализация знаний

- О каком времени года мы начали читать произведения? Вместе с зимой к нам проходит... Отгадаете загадку – узнаете. 

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз?

             (мороз)

- Давайте  повторим, какие ещё  признаки зимы вы знаете (ответы детей).

- Одним из признаков зимы является снег. Но, к сожалению, сейчас его очень мало. Давайте поможем зиме и попробуем добавить снега. За каждый правильный ответ вы будете получать снежки и складывать их в корзину. Но, к сожалению, снежки могут таять. А таять они будут, если вы забудете о правилах поведения на уроке. Так что будьте внимательными и не нарушайте дисциплину.

- Мы прочли много стихотворений о зиме. Как вы думаете, легко ли быть поэтами? Давайте попробуем. Я буду вам читать начало стихотворения, а вы будете договаривать рифму к слову мороз.

1. Когда на улице мороз,

Красивы ветки у ...(берёз) (снежок)

2. Когда на улице мороз,

Доволен очень пёс... (Барбос) (снежок)

3. Когда на улице мороз,

В соседнем парке пруд ...(замёрз) (снежок)

4. Когда на улице мороз,

В норе лисичка греет ...(нос)  (снежок)

IV. Речевая минутка.

Сейчас мы проведём речевую минутку. У вас на парте лежит скороговорка. Прочитайте её сначала медленно «жужжащим чтением». Какие орфограммы встретились (снежок).   А теперь  прочитайте, убыстряя темп чтения.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

- Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках (что значит, наведёт мосты?) снежок,  птиц и зверей загонит по гнездам и норам (а что это значит?) снежок. А как приходится птицам зимой в мороз? Чем мы можем помочь птицам? Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!»

- Как вы думаете,  кто будет героем нашей сегодняшней сказки. Какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Откройте учебники на странице 198 и прочитайте название сказки.

- Как вы думаете, почему сказка так называется?

IV. Изучение нового материала.

1.Словарная работа.

-Перед тем, как мы познакомимся со сказкой, давайте выясним значение некоторых слов.

  • Бубенчик металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;
  • Дровосек – человек, рубящий дрова;
  • Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
  • Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

2. Слушание сказки в аудиозаписи.

3. Первичная проверка понимания.  

- Заинтересовало ли вас начало сказки?

- Назовите действующих лиц сказки.

- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного?

- Как решили подшутить Морозы?  Снежок за полный ответ

- Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос? снежок

- Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос? снежок

 - Предположите, кому из морозов удалось выиграть спор?

 - А правы вы или нет, вы узнаете после  чтения.

- Перед чтением мы с вами потренируемся читать сложные слова.

                                       (на доске)

проезжая дорога

свистнули

ко-ло-коль-чик                    

бу-бен-чик

дровосек

крес-тья-нин

вы-ко-ла-чи-вать

по-за - ба-вить-ся

Читают:  Куштурный А, Планкина А, Лазарева М. Ленский Д, Сластунин С, Маренкова М.

– Понравилась ли сказка? 
– Какой момент сказки самый интересный?
– Назовите героев сказки. Кто больше понравился? Почему?

Физкультминутка

-  Композиторы  тоже не остались равнодушны к зиме. Вот, послушайте, какой восхитительный «Вальс снежинок» сочинил  П.И.Чайковский.

- Постарайтесь  представить, как танцуют снежинки  и изобразить этот танец.

 4. Выборочное чтение.

- Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца (снежок)

- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет купец?

- Удалось ли ему это сделать?

- Так почему же Мороз его заморозил?

- Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина (снежок) 

- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет крестьянин?

- Удалось ли ему это сделать?

- Так почему же Мороз его не смог заморозить?

5. Характеристика героев.

Работа в парах
- Давайте теперь попробуем охарактеризовать каждого героя. 

1 группа: найдите и подчеркните  слова, которые характеризуют барина (снежок)

2 группа: найдите и подчеркните  слова, которые характеризуют крестьянина(снежок)

3 группа: найдите и подчеркните  слова, которые характеризуют Мороза – Синего носа – синим карандашом, Красного Носа – красным карандашом (снежок)

Найдите пословицу, которая выражает основную мысль сказки (снежок)

1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2. Скучен день до вечера,  коли делать нечего.

3. Топор лучше шубы греет.

- Почему топор лучше шубы греет? Разве его можно надеть?

 VII. Итог

– Чему же эта сказка учит? (Не быть ленивым, тогда и любой мороз не страшен.) А теперь  давайте ещё раз проверим, как вы запомнили эту сказку. Если вы были внимательными, то  должно получиться слово, которое  мне очень хочется сказать в конце нашего урока.

Тест:

1. Что решили сделать братья морозы?

в) порезвиться

с) позабавиться

2. Богатый купец ехал

п) с колокольчиками

м) с бубенчиками

3. За кем побежал младший брат Мороз Красный нос?

и) за охотником

а) за дровосеком

4. За кем побежал старший брат - Мороз синий нос?

п) за князем

с) за купцом

5. Какая у купца была шуба?

и) медвежья

у) лисья

6. Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?

б) поленом

т) палкой

6. Что, по мнению старшего брата, Мороза - Синего носа, лучше шубы греет?

е) печка

о) топор

Снежки

-Посмотрите, как много снега мы собрали для зимы!

- Я хочу вам сказать «спасибо» за урок!  Зима тоже благодарит вас.

V. Рефлексия

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VI. Домашнее задание

- Прочитайте сказку по ролям. Подумайте, какой совет можно  дать купцу, чтобы он больше никогда не замерзал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок литературного чтения во 2 классе.Русская народная сказка "Два Мороза"

Задачи урока: •ознакомить с русской народной  сказкой “Два мороза”;       •отрабатывать навыки выразительного чтения;       •закреплять...

Урок литературного чтения во 2 классе "Два Мороза" (русская народная сказка).

Урок литературного чтения во 2 классе по теме:"Два Мороза" русская народная сказка. УМК "Школа России". Главной целью данного урока является воспитание трудолюбия. Урок, в ходе которого дети учат...

Конспект урока литературного чтения ОС "Гармония". 2 класс. Русская народная сказка"Два Мороза".

Конспект   урока  Литературного  чтения  во  2  классе  по  ОС "Гармония"...

Конспект урока на тему: Русская народная сказка «Мороз и заяц»

Технологическая карта урокаПредмет: Литературное чтениеКласс: 2Дата: 05.02.2020 г.Тема урока: Русская народная сказка «Мороз и заяц»Учитель: Хуснутдинова А.А.Цель урока:Познакомить детей с...