Сценарий урока литературного чтения по теме "Сравнительная характеристика произведений Л.Н. Толстого "Акула" и "Прыжок".
план-конспект урока по чтению на тему

Реутова Елена Викторовна

Целью данного урока является обучение пониманию идейного смысла произведений через их анализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_literaturnogo_chteniya.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока литературного чтения

Тема урока: «Сравнительная характеристика произведений Л.Н.Толстого «Акула» и «Прыжок»

Цель урока: через анализ произведений учить понимать их идейный смысл.

Формируемые УУД:

Личностные: развивать умения выказывать своё отношение к героям, людям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: умение анализировать, синтезировать, оценивать прочитанное; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного текста;

 находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; определять главную мысль текста; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;  сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Регулятивные: формулировать учебную задачу; оценивать результаты своих действий и результаты работы одноклассников; планировать собственную деятельность и контролировать свои действия.

Коммуникативные: строить диалог в паре, группе; аргументировать свою точку зрения в процессе размышления над поступками литературных героев; оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные  средства; строить связное высказывание; принимать и сохранять цель деятельности группы, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги.

Ход урока:

  1. Сообщение темы урока.

              - Сегодня  на уроке мы продолжаем работу над произведениями Л.Н.Толстого        «Акула» и «Прыжок».

  1. Этап актуализации.

-Как вы думаете, почему нами рассматриваются сразу оба произведения?

- Предположите, какую работу мы будем выполнять на уроке?

-Итак, перед нами стоит задача - сравнить произведения Л.Н.Толстого «Акула» и «Прыжок».

  1. Литературоведческий анализ произведений:

а) сравнение произведений по жанру, теме

( Работа в группах) Каждая группа получает задание сравнить эти произведения по жанру, теме, сравнить названия.

Карточка с вопросами:

1.Определите жанр данных произведений. Докажите ответ.

2.Какова тема этих произведений?

      3.Сравните названия произведений. Что выражает название каждого?

б)  работа над сюжетом (кульминацией)

(Работа в парах) Название каждого рассказа, действительно, выражает предмет, от которого исходит угроза для героев.

Сейчас я предлагаю вам в парах найти и прочитать в текстах произведений, как автор передаёт ситуацию опасности.

в) анализ причин событий, произошедших в рассказах

-Как вы считаете, каковы причины опасных ситуаций, сложившихся с детьми?

( Работа в группах) Обсудите это в группах, для доказательства используйте текст учебника.

( Для рассказа «Прыжок» возможна коллизия (версия: виновата обезьяна))

Физминутка для глаз.

г) работа над образами

-Назовите действующих лиц каждого произведения.

(Работа в группах)

-Каждой группе я предлагаю фразеологизмы. Ваша задача - выбрать соответствующие обороты для определённого действующего лица:

-I группа - толпа, матросы;

-II группа - мальчики;

-III группа-капитан, артиллерист.

Карточка с фразеологизмами:

Не опустил руки

Убивать время

Чувство локтя

Родиться в рубашке

Не терять голову

Мороз по коже

Смотреть сквозь пальцы

Висеть на волоске

В ус не дует; и ухом не ведёт

Хвататься за соломинку

Не терять почву под ногами

Ни жив, ни мёртв

-Скажите, какими чертами характера обладали капитан и артиллерист?

-В какой момент ярко раскрылись эти черты характера?

-О чём это свидетельствует?

д) составление плана через эмоциональную картину произведений

-Составьте эмоциональную картину каждого произведения, используя схематическое изображение мимики лица. (Обучающимся предлагается набор карточек со схематическим изображением мимики)

Рассказ «Акула»

Рассказ «Прыжок»

Радость

Ужас

Радость

?

Радость

Ужас

Радость

Слёзы от переживания, слёзы радости

-Предположите, каково было душевное состояние артиллериста после спасения мальчиков?

е) работа над идеей произведения

Проблемный вопрос:

-Как вы думаете, почему автор показал нам состояние капитана после спасения сына, ведь опасность миновала?

-Какой жизненный урок дают нам эти произведения?

IV Рефлексия.

-Урок подошёл к концу, и я хочу предоставить вам слово о том, что удалось на уроке, что приобрели от урока, какие открытия сделали. Поделитесь впечатлениями от урока.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения УМК "Гармония" по произведению К.Д. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Конспект урока литературного чтения  УМК "Гармония"  4 класс по произведению К.Д.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" , к уроку прилагается презентация....

Сценарий урока литературного чтения во 2 классе Произведения о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого "Жаворонок"

Урок составлен к учебника УМК "Начальная школа XXI века" . В конспекте урока показаны приемы работы над выразительным чтением...

Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».

Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема о...

Презентация для урока литературного чтения (3 класс) по произведению К. Паустовского "Барсучий нос"

Для урока литературного чтения  по теме: К. Паустовский " Барсучий нос" предлагаю использовать презентацию по произведению....

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям  К.И. Чуковского «Путаница»,  «Телефон».Цель:  Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо у...

Технологическая карта урока литературного чтения «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто»

Учащиеся знакомятся с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивают навыки выразительного и осознанного чтения.Прививают любовь и бережное отношение к природе, формируют интерес к предмету на ...