Главные вкладки

    Сценарий урока литературного чтения по теме "Сравнительная характеристика произведений Л.Н. Толстого "Акула" и "Прыжок".
    план-конспект урока по чтению на тему

    Реутова Елена Виктровна

    Целью данного урока является обучение пониманию идейного смысла произведений через их анализ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_uroka_literaturnogo_chteniya.docx18.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий урока литературного чтения

    Тема урока: «Сравнительная характеристика произведений Л.Н.Толстого «Акула» и «Прыжок»

    Цель урока: через анализ произведений учить понимать их идейный смысл.

    Формируемые УУД:

    Личностные: развивать умения выказывать своё отношение к героям, людям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Познавательные: умение анализировать, синтезировать, оценивать прочитанное; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного текста;

     находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; определять главную мысль текста; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;  сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

    Регулятивные: формулировать учебную задачу; оценивать результаты своих действий и результаты работы одноклассников; планировать собственную деятельность и контролировать свои действия.

    Коммуникативные: строить диалог в паре, группе; аргументировать свою точку зрения в процессе размышления над поступками литературных героев; оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные  средства; строить связное высказывание; принимать и сохранять цель деятельности группы, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги.

    Ход урока:

    1. Сообщение темы урока.

                  - Сегодня  на уроке мы продолжаем работу над произведениями Л.Н.Толстого        «Акула» и «Прыжок».

    1. Этап актуализации.

    -Как вы думаете, почему нами рассматриваются сразу оба произведения?

    - Предположите, какую работу мы будем выполнять на уроке?

    -Итак, перед нами стоит задача - сравнить произведения Л.Н.Толстого «Акула» и «Прыжок».

    1. Литературоведческий анализ произведений:

    а) сравнение произведений по жанру, теме

    ( Работа в группах) Каждая группа получает задание сравнить эти произведения по жанру, теме, сравнить названия.

    Карточка с вопросами:

    1.Определите жанр данных произведений. Докажите ответ.

    2.Какова тема этих произведений?

          3.Сравните названия произведений. Что выражает название каждого?

    б)  работа над сюжетом (кульминацией)

    (Работа в парах) Название каждого рассказа, действительно, выражает предмет, от которого исходит угроза для героев.

    Сейчас я предлагаю вам в парах найти и прочитать в текстах произведений, как автор передаёт ситуацию опасности.

    в) анализ причин событий, произошедших в рассказах

    -Как вы считаете, каковы причины опасных ситуаций, сложившихся с детьми?

    ( Работа в группах) Обсудите это в группах, для доказательства используйте текст учебника.

    ( Для рассказа «Прыжок» возможна коллизия (версия: виновата обезьяна))

    Физминутка для глаз.

    г) работа над образами

    -Назовите действующих лиц каждого произведения.

    (Работа в группах)

    -Каждой группе я предлагаю фразеологизмы. Ваша задача - выбрать соответствующие обороты для определённого действующего лица:

    -I группа - толпа, матросы;

    -II группа - мальчики;

    -III группа-капитан, артиллерист.

    Карточка с фразеологизмами:

    Не опустил руки

    Убивать время

    Чувство локтя

    Родиться в рубашке

    Не терять голову

    Мороз по коже

    Смотреть сквозь пальцы

    Висеть на волоске

    В ус не дует; и ухом не ведёт

    Хвататься за соломинку

    Не терять почву под ногами

    Ни жив, ни мёртв

    -Скажите, какими чертами характера обладали капитан и артиллерист?

    -В какой момент ярко раскрылись эти черты характера?

    -О чём это свидетельствует?

    д) составление плана через эмоциональную картину произведений

    -Составьте эмоциональную картину каждого произведения, используя схематическое изображение мимики лица. (Обучающимся предлагается набор карточек со схематическим изображением мимики)

    Рассказ «Акула»

    Рассказ «Прыжок»

    Радость

    Ужас

    Радость

    ?

    Радость

    Ужас

    Радость

    Слёзы от переживания, слёзы радости

    -Предположите, каково было душевное состояние артиллериста после спасения мальчиков?

    е) работа над идеей произведения

    Проблемный вопрос:

    -Как вы думаете, почему автор показал нам состояние капитана после спасения сына, ведь опасность миновала?

    -Какой жизненный урок дают нам эти произведения?

    IV Рефлексия.

    -Урок подошёл к концу, и я хочу предоставить вам слово о том, что удалось на уроке, что приобрели от урока, какие открытия сделали. Поделитесь впечатлениями от урока.

    -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения УМК "Гармония" по произведению К.Д. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

    Конспект урока литературного чтения  УМК "Гармония"  4 класс по произведению К.Д.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" , к уроку прилагается презентация....

    Интегрированный урок литературного чтения и музыки по произведению Юнны Мориц «Маленький скрипач" в 3 классе.

    Интегрированный урок литературного чтения и музыки по произведению Юнны Мориц «Маленький скрипач" в 3 классе....

    Сценарий урока литературного чтения во 2 классе Произведения о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого "Жаворонок"

    Урок составлен к учебника УМК "Начальная школа XXI века" . В конспекте урока показаны приемы работы над выразительным чтением...

    Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».

    Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема о...

    Презентация для урока литературного чтения (3 класс) по произведению К. Паустовского "Барсучий нос"

    Для урока литературного чтения  по теме: К. Паустовский " Барсучий нос" предлагаю использовать презентацию по произведению....

    Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».

    Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям  К.И. Чуковского «Путаница»,  «Телефон».Цель:  Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо у...