конспект урока по татарской сказке " Три сестры"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Кудзоева Эльвира Маировна

конспект урока по татарской сказке " Три сестры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_sestry.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения для 2 класса

на тему «Сказки народов России. Татарская сказка «Три сестры»

учитель: Кудзоева Э.М.

Цель: формирование умения понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Задачи: - создать условия для формирования умения оценивать (сравнивать с эталоном) результаты чужой и своей деятельности;

- способствовать развитию умения сравнивать различные объекты (выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия);

- совершенствование умения воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- содействовать осознанию значимости материнской заботы о детях, её любви, подвести к мысли о необходимости проявления заботы и любви по отношению к маме.

Планируемые результаты:

личностные: проявляют понимание и уважение к ценностям культур других народов; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, взаимопомощь, внимательность.

метапредметные:

регулятивные – планируют решение учебной задачи;

познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, составляют модель обложки книги;

коммуникативные – описывают героев сказки, передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

предметные: называют жанры и тему изученных произведений, получат возможность понимать нравственное содержание прочитанного произведения, сравнивать тексты сказок.

Оборудование: - карточки с названиями литературных жанров (быль, народная песня, пословица, стихотворение, рассказ, сказка);

- «светофоры» обратной связи (сигналы красный, желтый, зеленый);

- стикеры 3-х цветов для каждой группы

- заготовки сравнительных таблиц;

- заготовки для задания «Собери пословицу»

- слайды презентации:

1) анаграммы слов для определения заглавия сказки;

2) иллюстрации людей в национальных татарских костюмах, быта татарского народа, географического положения республики Татарстан и т. п.;

3) сводная сравнительная таблица

4) опорные фразы для рефлексии

Ход урока

  1. ОРГМОМЕНТ
  2. ВЫЗОВ
  1. Актуализация опорных знаний. Определение темы, постановка задач урока.

а) о теме раздела:

- Какова тема произведений, которые читаем на протяжении ряда уроков? (Произведения о семье)

- Как называется раздел? (Семья и я)

- Что называем семьей?

б) о литературных жанрах:

1) самостоятельная работа в парах:

- у доски: составление схемы «Жанры прочитанных произведений о семье»

Комментарий: у учащихся 6 карточек, а блоков на схеме 5, таким образом, 1 карточка оказывается лишней, на ней указан жанр нового произведения.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

-

- проверка групповой работы: выяснение «лишнего» жанра,

- Сейчас мы посмотрим несколько фрагментов из мультфильма

Просмотр сказки «Три сестры» на татарском языке

-Догадайтесь о каком произведении идет речь? Как вы догадались?

в) определение заглавия сказки:

Конечно, мы продолжим работу над сказкой «Три сестры»

г) краткий рассказ о народе-авторе с опорой на иллюстративный материал:

- Сказку эту создал татарский народ. Республика Татарстан расположение на юге Российской Федерации... и т. п.

Комментарий: это может делать заранее подготовленный ученик, только очень кратко.

д) формулирование темы, задач урока:

- Итак, сформулируйте тему урока. (Татарская сказка «Три сестры»)

- Какие задачи поставим перед собой? Работа в группах

Озвучивание, запись на доске задач урока.

        Задачи:

  1. Продолжить работу с текстом
  2. Выборочное чтение. Инсценирование
  3. Высказывание своего мнения
  4. Выполнение заданий в группах

ОСМЫСЛЕНИЕ (работа с текстом)

- Как женщина заботилась о своих дочерях?

- Какими они выросли?

- Верно ли, что дочери, повзрослев, стали жить вдали от матери?

- Почему мать решила послать к ним белочку?( инсценирование)

3аполнение сравнительной таблицы

а) парная работа)

1) прочитать сказку

2) заполнить свою часть таблицы

б) коллективная работа: заполнение сводной таблицы

Старшая сестра

Средняя сестра

Младшая сестра

Что делала

чистила тазы

ткала

месила тесто

Оказала ли помощь матери

«надо сначала почистить эти два таза»

«я сейчас побежала бы к матери, да очень занята»

«не сказала ни слова, даже не обтерла рук, обежала к своей матери»

Эмоции, слова белочки

«рассердилась»,

«будь же ты с ними вовек неразлучна»

«тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь»

«мое дорогое дитя»

В кого превратилась

черепаха

паучиха

золотая пчелка

Когда превратилась

сразу

сразу

жила много лет, вместо смерти

4. Работа по таблице:

- Кто вам нравится больше всех? Почему?

- Кто из сестер нравится автору-народу? Почему вы так решили?

- За что народ любит младшую дочь?

- За что были наказаны старшие дочери?

- Кто из персонажей сказки выражает авторскую позицию? (Белочка)

5. Физкультминутка:         Белки скачут

Скок – скок – скок.

Да на тоненький сучок.

Приседают, слушают,

Не идёт ли кто?

Раз – согнулись, разогнулись,

Два – прогнулись, потянулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

  1. Работа над образом белочки.

Самостоятельная работа в тетради (задание 2):

- Какой была белочка? (Справедливой). Объяснение, обсуждение.

  1. Работа с пословицами.

а) Групповая работа:

 «Собери пословицу»:

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Любовь и труд рядом живут.

б) проверка работы: анализ пословиц.
Использование стратегии КМ «6 шляп мышления»

Татарская народная сказка

«Три дочери»

1ая белая – эмоциональная шляпа со знаком +

2ая желтая – позитивная шляпа
3я черная– эмоциональная шляпа со знаком 
4ая синяя – негативная шляпа
5 ая разноцветная – творческая шляпа
6 ая красная – итоговая шляпа
Каждая группа знакомится со своим заданием
Чтение сказки учащимися с выполнением задания «волшебных» шляп.
                   Гимнастика для глаз
3. Работа в группах.
Беседа – рассуждение по прочитанному тексту.
-Проверка выполненных работ учащимися.
– Слово предоставляется 
1ой группе
- Кто понравился в сказке и чем?
– Слово предоставляется 
2ой группе
– Ребята, сделайте вывод: 
так какая же 3-я дочь по отношению к маме?
(заботливая, внимательная, любящая, готовая прийти на помощь)
– Слово предоставляется 
3ей группе, кто не понравился и почему?
– Слово предоставляется 
4ой группе
– 
Ребята, так какие же 1-я и 2-я дочери по отношению к маме?
(незаботливые, невнимательные, нелюбящие маму, не готовые прийти на помощь)
– Ребята, мы сейчас услышали и 
позитивные и негативные характеристики героев этой сказки.
– Как вы думаете, почему рыжая белочка превратила дочерей в черепаху, паука и золотую пчелку? 
Слайд № 9
– Справедливо ли поступила белочка?
– Ребята, так чему же учит нас эта сказка?
(Надо любить маму, заботится о ней, помогать в трудную минутубыть внимательными, заботливыми и благодарными по отношению к матери)
Вывод:  Мама – самый дорогой, близкий человек.
4. Релаксация под музыку.
– А сейчас на минутку закройте глаза и представьте свою маму.
 (Музыка)
- Мама… закрой глаза и прислушайся… И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим.
 Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. (Ю.Я. Яковлев)
— Дети, чей же мы голос помним с самого детства и не когда не спутаем с другим?

– Меня поразили слова, которые вы написали о своей маме в сочинении «За что я люблю свою маму»
(Учителем зачитываются несколько высказываний учащихся. Люблю маму за то, что она всегда простит, за то, что она любит меня, говорит добрые слова, за то, что делает со мной уроки, хорошо и вкусно готовит, за то что она красивая, добрая, умная)
– Да, ребята, мама – самый дорогой, близкий человек.
5.  Творческая работа
 Сейчас продолжим  работать в группах.
Сказка – это мудрость народная, но мудрость мы черпаем не только в сказках. Из сказок к нам приходят мудрые изречения в виде пословиц и поговорок.
– На партах у вас лежат разрезанные пословицы и поговорки. Соберите их и подберите ту, которая бы могла  заменить название сказки «Три дочери».
Проверка выполненной работы. – Выбрать пословицы, которые больше всего подходят к сказке.
– Как вы понимаете их смысл?

Сначала подумай, потом – говори.
За добро добром платят.
Век живи, век учись.
Красив тот, кто красиво поступает.
6. Подведение итогов урока.
– Слово предоставляется 
5ой группе
– Мы с вами будем примерять последнюю красную итоговую шляпу.
– В начале урока мы сказали, что 
«Сказка – ложь да в ней намек…»
- Так,  какой же урок извлекли вы из этой сказки?
– 
 Выберите, пожалуйста, какие качества человеку надо воспитывать в себе.
Человек должен быть   
Трудолюбивым +
Внимательным +
Невнимательным
Беззаботным
Ласковым
IV. РЕФЛЕКСИЯ

  1. Творческая работа

- Представьте, что вы встретились с сестрами. Какие бы вы им задали вопросы? Что бы им сказали?

– Измените сказку так, чтобы все сестры оказались настоящими дочерьми.

- О каком же чувстве эта сказка? (О любви матери к своим детям, детей к родителям)

- Чему научила вас эта история, сохраненная татарским народом? (Заботиться о членах своей семьи несмотря ни на что, тем самым проявляя свою любовь).

3. Перспектива

- На следующем уроке мы продолжим работу в разделе «Семья и я» и узнаем, в каких еще поступках проявляется любовь.

V. ИТОГ УРОКА

- Над каким произведением работали?

- Выберите и закончите фразу:

Мне понравилось (не понравилось) …

Я хочу поблагодарить …

Я задумался над тем, что ….

Мне показалось важным ….

Мне было интересно …

Мне нужно обратить внимание …