Урок чтения Андерсен Г-Х. Принцесса на горошине.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Cафронова Галина Леонидовна


Технологическая карта урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 2 класс

Слайд 2

Король на корону копейки копил, Да вместо короны корову купил. А этот король на корову копил, Да вместо коровы корону купил.

Слайд 3

Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше.

Слайд 4

У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп.

Слайд 5

Он восседал в своём золочёном кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду.

Слайд 6

Лучше всех был молодой принц с большими чёрными глазами. Ему, наверное, было не больше шестнадцати лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье.

Слайд 7

1805 -1875

Слайд 8

Город Оденсе в Дании на острове Фюн

Слайд 9

Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе.

Учитель: Сафронова Галина Леонидовна

Тема урока: «Г.Х.Андерсен. « Принцесса на горошине».

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Метапредметные цели урока:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска учебной информации в словарях;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления  текстов  в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно – следственных связей, построения рассуждений;

- формирование умения слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения иправо каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Личностные цели:

- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов и культур;

- воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе слушания произведений художественной литературы;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Предметные цели урока:

- ознакомление со сказкой Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»;

- овладение чтением вслух и про себя, навыками беглого и выразительного чтения, приёмами анализа художественного текста;

- использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказочного  текста; участвовать в его обсуждении; пользоваться  словарями для понимания и получения дополнительной информации;

- использовать простейшие виды анализа художественного текста: устанавливать причинно – следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части.

Дидактический материал:

Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  В 2 ч.Ч.2/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: ОАО «Московские учебники», по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011.

Наглядные пособия:

книги Г.Х.  Андерсена,  толковые словари

Оборудование:  компьютер, медиапроектор, презентация, МасOs для детей, электронные планшеты


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 1.Организационный момент

 2.Речевая разминка

- Научитесь читать скороговорку: (Слайд 1)

Король на корону копейки копил,

Да вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил,

Да вместо коровы корону купил.

                               (В. Бахревский)

- Кто такой король?

- Король – государь, управляющий королевством.

- Прочитайте скороговорку в разном темпе; с разной интонацией: радостно, грустно, испуганно.

- Мы прочитали скороговорку, перед вами портрет короля, который правил страной, о которой сегодня пойдёт речь.

Дети знакомятся с текстом скороговорки, читают её вполголоса, предлагают свои варианты  значения слова «король», читают вслух скороговорку с разной интонацией.

Личностные УУД:

- создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД;

Регулятивные УУД:

-контроль и оценка своей деятельности;

Познавательные УУД:

 -отвечать на вопросы учителя

Коммуникативные УУД:

- участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной речи;

- читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.

3. Актуализация знаний

- Постарайтесь узнать, из каких сказок отрывки и о ком в них идёт речь. (Слайды 2 – 5).

«Он не красив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше». (Гадкий утёнок, «Гадкий утёнок»)

  «У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп». (Крот, «Дюймовочка»)

  «Он восседал в своём золочёном кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду». (Китайский император, «Соловей»)

  «Лучше всех был молодой принц с большими чёрными глазами. Ему, наверное, было не больше 16 лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье». (Принц, «Русалочка»)

- Что общего у всех этих сказок?

Гадкий утёнок, «Гадкий утёнок»

Крот, «Дюймовочка»

Китайский император, «Соловей»

Принц, «Русалочка»

Один автор – Ганс Христиан Андерсен

Личностные УУД:

- нравственно – эстетическая ориентация

Регулятивные УУД:

- соотносить выполненное задание с предложенным учителем образцом

Познавательные УУД:

 - отвечать на вопросы учителя;

- сравнивать объекты и находить общее;

- наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- выделять существенное.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной речи;

- читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.

4.Постановка учебной задачи

- Определите тему нашего урока и задачи на сегодняшний урок.

- Сегодня мы познакомимся с биографией Г.Х. Андерсена и прочитаем сказку «Принцесса на горошине» (Слайд 6)

Сказки Андерсена. Прочитаем новые сказки, узнаем о писателе.

Личностные УУД:

 - самоопределение к деятельности

Регулятивные УУД:

 - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование учебной цели

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества

5. Работа по теме урока

5.1. Знакомство с биографией Андерсена

- Обратите внимание на выставку книг Г.Х. Андерсена. Он написал более 170 сказок.

- Рассказ учителя  биографии сказочника.

В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе. В этом городе 2 апреля в 1805году родился Ганс Христиан Андерсен. Он был единственным сыном сапожника и прачки. Отец читал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь», водил сына в театр. В 14 лет мечтавший стать актёром Андерсен отправилсяв Копенгаген. Работал танцором, певцом, ведь он обладал замечательным голосом. Тогда же появились его первые произведения. Его сочинения долго никому не нравились. Только в 1835 году Андерсен, уже тридцатилетний, ещё бедный и безвестный, написал сказку «Огниво». Это было начало новой жизни.

  Оказалось, что сказки не надо сочинять. Их надо только разбудить. «У меня масса материала, - писал Андерсен, иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».

  Сборники сказок Андерсена мгновенно стали известны, их перевели на разные языки. Андерсен стал всемирнознаменит.

- В какой стране родился Андерсен?

5.2. Словарная работа. (Работа со словарём).

- В тексте нам встретятся новые слова. Значение некоторых слов мы узнаем из словаря в учебнике, но некоторых слов в этом словаре нет. Что же делать?

-Три пары учеников ищут в толковых словарях значения слов: «принцесса», «гагачий», «почивать». Класс в это время ищет слова в словаре учебника: «тюфяк», «перина», «Кунсткамера».

В Дании в городе Оденсе.

Мы можем найти их в «Толковом словаре».

Сначала обсуждают значение слов из словаря учебника, а потом представитель каждой пары рассказывает о значении слова, которое нашли.

Личностные УУД:

- нравственно – эстетическая ориентация;

- уважение к своему народу, к другим народам;

- оценка жизненных ситуаций и поступков героев сказки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и эстетических ценностей;

Регулятивные УУД:

- определять план выполнения заданий

Познавательные УУД:

- смысловое чтение, осознанные устные высказывания;

- формулирование проблем; их решение;

- ориентироваться в учебнике;

- отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

- определят, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;

- находить необходимую информацию в учебнике и в словарях;

- наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной речи;

- читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Физминутка

Все, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

5.3. Знакомство со сказкой

5.3.1. Чтение сказки хорошо читающими учениками.

- Как вы представили себе принцессу?

- Чем принцесса отличается от простой девушки?

5.3.2.Повторное чтение сказки по цепочке.

- Сказку нужно читать выразительно, тогда её будет интересно слушать. При чтении обратите внимание, будет ли меняться интонация во время чтения.

5.3.4. Вопросы по содержанию, выборочное чтение.

- Почему принц никак не мог жениться?

- Какой должна быть принцесса?

-Какая была погода в тот вечер?

- Как выглядела принцесса? Дополни описание автора.

- По её виду можно ли было догадаться, что это настоящая принцесса?

- Кто решил проверить принцессу?

- Как она это сделала?

- Что было с принцессой после этой ночи?

-Куда попала горошина?

- В какой момент все поняли, что принцесса настоящая?

5.4. Анализ сказки

На доске: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (Слайд 8)

- Как вы понимаете пословицу?

- Как вы думаете, что в этой сказке вымысел?

- В начале урока мы познакомились с двумя значениями слова «принцесса»: 1. Титул; 2.(иронич.) о чересчурпривередливом и чувствительном к неудобствам. Как вы думаете, в каком значении употребляет Андерсен слово «принцесса»? Обсудите с товарищем.  Объясните свой ответ.

- В каким ситуациях можно употребить выражение «принцесса на горошине»? Приведи примеры.

Принцесса – очень нежное создание, её все опекают, оберегают, она очень чувствительна.

Интонация меняется при описании непогоды, при описании принцессы…

Он искал  принцессу, но так и не нашёл.

Настоящей.

«Гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра».

Старая королева.

«На голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину 12 тюфяками и 12 перинками».

Когда принцесса рассказала о том, что проснулась вся в синяках.

В сказке описываются вымышленные события. Сказка учит не открыто, а только намекая. Человек должен подумать, о чём хотел сказать автор.

Невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин, это сказочный способ определения настоящей принцессы.

Дети обсуждают парами, делятся друг с другом мнением, а потом обмениваются мнениями с соседней парой и объясняют свой ответ (один представитель от четвёрки).

Дети высказывают своё мнение.

6. Творческая работа

- Чтобы сделать диафильм, какие слайды нужно сделать?

Чтение сказки с карандашом, разделяя на  части.(1.Принц ищет принцессу. 2. Вернулся домой ни с чем. 3.Непогода. 4.Принцесса в воротах. 5. Королева готовит кровать. 6. Принцесса спит.

7. Утро. Принцесса рассказывает, как спала. 8. Все поняли, что принцесса настоящая. 9.Свадьба.

- На планшетах каждая группа рисует 1 слайд.

1.Принц ищет принцессу. 2. Вернулся домой ни с чем. 3.Непогода. 4.Принцесса в воротах. 5. Королева готовит кровать. 6. Принцесса спит.

7. Утро. Принцесса рассказывает, как спала. 8. Все поняли, что принцесса настоящая. 9.Свадьба.

Личностные УУД:

 - планировать деятельность

Регулятивные УУД:

 - определять план выполнения заданий

Познавательные УУД:

 - составлять простой план

Коммуникативные УУД:

- участвовать  в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной речи;

- читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

7. Рефлексия

- Какую сказку читали на уроке?

- Кто автор этой сказки?

- В какой стране родился Андерсен?

- Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой? Объясните, почему.

Регулятивные УУД:

 - оценивать свою работу

Познавательные УУД:

- наблюдать и делать самостоятельные выводы

Коммуникативные УУД:

- участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

8. Домашнее задание

Приготовиться выразительно читать сказку, чтобы озвучить слайды получившегося диафильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению, 1 класс, УМК Гармония Г.Х.Андерсен " Принцесса на горошине"

Познакомить учащихся с некоторыми биографическими фактами датского писателя Г.-Х. Андерсена и с его сказкой "Принцесса на горошине".Формирование умения учиться и способности к организации своей деятел...

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....

Урок чтения 2 класс Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Цели: познакомить учащихся со сказкой Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»; учить находить главную мысль сказки, формулировать ее; расширять словарный запас учащихся; развивать мышление,...

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе на тему: Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Главная мысль сказки.

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе на тему: Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Главная мысль сказки.Познакомить учащихся с биографическими фактами датского ...