технологическая карта урока литературного чтения Лев Николаевич Толстой «Акула»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Никитина Людмила Владимировна

В технологической карте даны все этапы урока с формируемыми УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_mo.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока

Ф.И.О. учителя: Никитина Людмила Владимировна

Учебный  предмет: литературное  чтение.

Класс: 3 класс

Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2014)

Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Акула»

Тип урока: урок закрепления  материала.

Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения.  

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

-способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения;

-способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- способствовать развитию чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

-формировать умения принимать и сохранять учебную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации;

-формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  слушать и слышать собеседника, вести диалог, проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других;

- формировать умение аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивании поступка героя.

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

-продолжить знакомить детей с творчеством  Л.Н Толстого;

-продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; 

-способствовать умению выделять главную мысль произведения;

- формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте;  

- развивать навыки анализа художественного произведения,

-способствовать развитию творческих способностей учащихся

  совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная 

Средства (оборудование):

1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Плешаков);

2)проектор-компьютер;

3)презентация

4) карточки для работы в группах, парах


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Цель: организация направленного внимания на начало урока

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

-Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь и приступим к работе.

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

Смотрят друг на друга, улыбаются

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Актуализация знаний, мотивация, (подготовка к восприятию)

Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения.

Речевая разминка

Постановка цели и задачи урока.

Цель: формирование цели урока учителем.

Сообщение об акуле

Речевая разминка. (Слайд 2 )

Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!

-Прочитать текст жужжащим чтением.

-С восклицанием

Работа со скороговоркой (Слайд3) Корабли лавировали, лавировали, Да не вылавировали.

-Что значит «лавировали»?

-Как вы думаете, почему я для речевой разминки предложила  упражнения на морскую тематику?

-С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

– Что вы знаете о нем? О чём пишет Л.Н. Толстой?

 (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе)

 

К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? (Это рассказ - небольшое повествовательное произведение о каком-то событии в жизни героев) - Назовите героев этого рассказа (мальчики, матросы, капитан, старый артиллерист) 

-

- Давайте мы вместе отправимся в литературное путешествие.

Во время путешествия мы с вами: (задачи урока) - будем учиться анализировать  поступки героев; - научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценку.- Будьте внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко на всем пути следования. 

- Ребята, что вы знаете об акулах?

- Послушайте внимательно текст об акуле.

Акулы - это водные животные, принадлежащие классу рыб,если быть точнее - к классу хрящевых рыб, к которому принадлежат и их ближайшие родственники - скаты.

 Не следует путать их с животными-млекопитающими,

 обитающими в морях и океанах - китами, дельфинами,

 касатками, тюленями и другими водными млекопитающими.

 Акулы - это рыбы.

 Здесь стоит уточнить, что все акулы - хищные рыбы,

 Все акулы плотоядны, независимо от того, что является

их пищей - планктон или гигантские черепахи, независимо

 от размеров и среды обитания.

Среда обитания акул - почти исключительно морские и океанические воды.

 Среди редких исключений - разновидности серой бычьей акулы,

которая может значительное время жить в опресненных и пресных водах

Что нового узнали об акулах?

 - Как называется такой текст? (научно-познавательный). Почему?

Проговаривают с нужной интонацией.

Отвечают на вопросы учителя

Дети помогают учителю в формулировке задач урока

ответы детей

Ученик зачитывает статью об акуле

Умение слушать  и работать в соответствии с целевой установкой

Взаимодействие с учителем и друг с другом

Регулятивные: формулировка задач урока с помощью учителя.

Словарно-лексическая работа.

Работа в парах

Зрительная гимнастика

Повторное чтение рассказа учащимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением

Составление композиционной схемы

Работа над сюжетом произведения. Составление плана рассказа

физкультминутка

Творческие задания для групп

Рефлексия

Домашнее задание

 (Карточки)

-Давайте выясним, как вы запомнили   значение непонятных слов.

Соедините слово с правильным значением

Купальня – строение для купанья.

Артиллерист –  военнослужащий артиллерии – огнестрельного оружия (пушки, минометы).

Палуба – часть судна. 

Фитиль –шнур, который поджигают для произведения выстрела

Ропот – неуверенный, тихий возглас

Подготовим глаза к работе с текстом

- Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе?

- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?

- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? Зачитать.

- Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние. 

- Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей? ( Прочитайте)

- Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

- Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? 

- Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали мальчики?


-Зачитайте самый волнительный момент, по вашему мнению.

-Найдите момент, как Толстой описал переживания «старого артиллериста».

-Порассуждайте, почему старый артиллерист закрыл лицо руками?

-Мы поработаем с вами с элементами  сюжета.

Экспозиция –вступительный фрагмент текста, до завязки действия.

Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия.

Развитие событий до кульминации

Кульминация – самый важный напряженный момент

Продолжение событий после кульминации

Развязка – эпизод, завершающий развитие действия

-Какова завязка сюжета? (с чего все начиналось?)

- Как дальше развивались события?

-Какой момент стал самым напряженным, кульминационным?

- Какова развязка сюжета?

http://festival.1september.ru/articles/418044/img2.jpg

- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе

1.Купальня в парусе

2.Мальчики в открытом море

3.Акула

4.Выстрел

5.Дети спасены



Положите головы на парты, закройте глаза, послушайте море

Звучит аудиозапись релакс «Одинокое море»

1гр. – сопоставить настроение героев рассказа с частями плана

- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ? 
(тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость) 

 Название части

Настроение


1.Купальня в парусе.


Спокойное


2.Мальчики в открытом море.


Волнение


3.Акула.


Тревога, страх


4.Выстрел.


Ужас


5.Дети спасены.


Радость и облегчение

2гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.

Душа в пятки ушла

Лёгок на помине

Сам не свой

Риск – благородное дело

Держать ухо востро

Хлопот – полон рот

Ум и смекалка – что брат с сестрой.

3гр.- заполнить схему

Мальчики: радостные, испуганные, беззаботные, беззащитные, безответственные

Моряки: добрые, отзывчивые, сочувствующие, переживающие за других, быстрые в решениях и действиях.

-Как вы относитесь к поведению мальчиков? Осуждаете ли вы их?

4 гр. - Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств.

• сильный духом трусливый
• мудрый мужественный
честный слабохарактерный
• веселый опытный
• беззащитный смелый

бывалый решительный 

-Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли  ли вы с урока что - то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.

На доске кораблики , приклейте паруса в соответствии с оценкой вашей работы на уроке

Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

Жёлтый  – сегодня на уроке не все задания оказались не такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

-У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

1 вариант подготовить пересказ текста от  лица мальчика,

2 вариант от лица артиллериста.

Гордился сыном, болел за него, как на соревновании

Испуг, страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным.

Пронзительный визг мальчиков.Он, как будто проснулся, почувствовал, что может и должен помочь ребятам)

Он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков

Мальчики купались в открытом море, и кто – то крикнул: «Акула!»

Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они ее заметили, завизжали и поплыли в разные стороны; артиллерист побежал к пушке

Выстрел из пушки

Акула была убита, а мальчиков доставили на корабль

Работают с деформиро-

ванным планом

Работают в группах

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Умение договариваться друг с другом и представлять свой результат

Формирование лексических умений

(Познавательные УУД.)

Понимание ценности здоровья

(Личностные УУД)

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, выделять нужное, анализировать.

Личностные УУД: содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических  качества личности  - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических  качества личности  - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.

Развитие способности резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

(Регулятивные УУД)

Регулятивные:, самооценку учебной деятельности,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Акула"

Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Акула"...

технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула

урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...

Технологическая карта урока литературного чтения "Акула" Л.Н.Толстой

Вашему вниманию представлена технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК Школа России....

Технологическая карта урока литературного чтения «Толстой Л.Н. «Акула»»

Технологическая карта урока литературного чтения «Толстой Л.Н. «Акула»» Программа "Перспектива". 3 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения "Лев Николаевич Толстой. Сказка «Два брата" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Льва Николаевича Толстого «Два брата».Планируемые результатыПредметные результаты:Знать биографические...

Технологическая карта урока литературного чтения "Лев Николаевич Толстой "Два брата"" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Льва Николаевича Толстого «Два брата».Планируемые резул...

Технологическая карта урока литературного чтения «Лев Николаевич Толстой. Быль «Лев и собачка» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка»Задачи урока:Дидактические:1. Расширить биографические сведени...