технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Яковлева Анна Андреевна

урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Снежногорская СОШ

Технологическая карта урока

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 в 4 классе

по теме:

«Л. Н. Толстой  «Акула»

СОСТАВИТЕЛЬ:

                                                                                                           учитель начальных классов

Яковлева Анна Андреевна

Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Тема: Л.Н.Толстой. «Акула».

Цель: развитие читательских умений.

Задачи:

- познакомить обучающихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность.
- работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений.
- расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким. 

Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений;основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Познавательные:
Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные:
Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе.
Технологии: развитие критического мышления через чтение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, проблемное обучение, групповая работа и работа в паре, разноуровневое задание.
Используемые приемы: корзина понятий, кластер, прием «Предположение», «чтение с остановками», «дерево предсказаний»,мозговая атака, перекрестная дискуссия, рефлексия.
Оборудование урока:
 портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, толковый словарь Ожегова,  энциклопедия «Мир моря», карточки с текстами для групповой работы; аудиозапись «Звуки моря», презентация, жетоны желтого и красного цвета.

Ход урока:

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

УУД

Время

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

 Проверка готовности обучающихся,

их настрой на работу.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается  урок.

Сегодня у нас много гостей. Уделите своё внимание гостям, повернитесь, улыбнитесь  и поздоровайтесь – кивните головой.

А теперь, улыбнитесь друг другу. Мне.

Все за парты сели  дружно,

А теперь учиться нужно.

Девиз нашего урока: «Мы сможем, мы сумеем, у нас всё получится».

Дети проверяют готовность к уроку, настраиваются на   учебную деятельность

Настрой на работу, самоанализ готовности к уроку, планирование деятельности

(Регулятивные)

Умение договариваться с одноклассниками совместно с

учителем о

правилах

поведения и

 общения и

следовать им (Коммуникативные УУД).

2. Мотивация к учебной деятельности. Постановка целей.

Актуализация знаний;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Цель нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений, значит, сегодня вы будете читать, рассуждать, анализировать.

- Книгу в руки без порядка не берем

   Потихоньку, попорядку мы начнем.

а) Начнем с чтения гласных

    а, о, и, ы, э. у   - голосом.

                             - губами

б) Слияние согласных с гласными

                                 а

пл                 о                   в

                                 ы

                                 у

в) А сейчас с экрана прочитаем скороговорку (по строчке):

       Вез корабль карамель

       Наскочил корабль на мель

       И матросы три недели

       Карамель на мели ели.

 - читаем тихо;

 - читаем громко;

 - читаем быстро;

г) Упражнение «Лошадка».

- Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите серию портретов писателей и записанные в столбик фамилии. Найдите совпадение.

(Совпадают портрет и фамилия только одного автора).

А.С.Пушкин

Л.Н.Толстой

М.Ю.Лермонтов

-Мы,  действительно, будем  сегодня работать с произведением Л.Н.Толстого. А  чем именно будем заниматься на уроке,  определите  с помощью опорных фраз:

- продолжим знакомство с творчеством …

- расширим свои знания о жизни …

-продолжим работу над развитием читательских…

- На  уроке нам предстоит ответить на вопрос: «Для чего Лев Николаевич Толстой взялся за перо? Что хотел донести до нас автор?»

На доске записаны опорные фразы, дети читают начало, продолжают фразу самостоятельно)

Проявление положительного отношения к учебной деятельности,  формирование мотивации к учению. (Личностные УУД)

Формирование умения сопоставлять, соотносить,

самостоятельно делать выводы, грамотно формулировать высказывания  (Познавательные УУД)

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

Создание проблемной ситуации и разрешение ее в ходе урока

3. Проверка домашнего задания.

Выявление уровня знаний.

-  Вы уже многое знаете о творчестве Л.Н.Толстого, его произведения мы с вами читали и в 1, и во 2, и в 3классах, можете ли вы рассказать о его жизни.

Учитель делает обобщение по биографии Л.Н.Толстого.

Произведения Л.Н.Толстого известны всего миру. Они переведены почти на все языки. Творчество писателя является гордостью русской литературы.

Вступают в беседу, отвечают на вопросы учителя.

Выступление учащихся

(биография Л.Н.Толстого).

Формирование лексических умений

(Познавательные УУД.)

Умения слушать, поддерживать беседу, высказывать своё мнение,

(Коммуникативные УУД)

4. Работа с выставкой книг.

Расширение кругозора обучающихся посредством знакомства с творчеством Толстого.

- Обратите внимание на выставку книг?

- Кто автор этих книг?

 - Как назвать её?  Почему?  

- Произведения, каких жанров писал Л.Н.Толстой? (басни, были, рассказы, сказки)

-  О чём пишет этот автор? Что его волнует?  

- Давайте с вами вспомним некоторые произведения автора. И  поиграем в игру «Волшебный ящик».

 - Из этого ящика на экран будут появляться картинки, а вы будете называть произведение.

- Молодцы, вы все правильно вспомнили.

Методический прием «Корзина понятий».

Составление «Кластера».

Вывод:

Л.Н. Толстой – писатель – рассказы – басни – сказки – были - былины – разножанровый –– о детях – о природе – о Родине - художественный – вызывает чувства, научно-познавательный – сообщает факты.

- Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.

- А вот какой рассказ будем читать сегодня – узнаем прямо сейчас.

Отгадать загадки:

В тихую погоду нет нас нигде

А ветер подует – бежим по воде.

                                (Волны).

Кругом вода – а с питьем беда.

                              (Море, океан).

 - Почему с питьем беда?

- Кто из вас купался в море?

(Мы вдохнули свежий морской воздух и отправляемся в путь, на

жаркий материк Африка, вместе с героями нашего рассказа. Найдите на глобусе этот материк.

Стадия вызова:
Знаете ли вы, ребята, у кого из живых существ зубы треугольной формы? (Это акула).  

- Что вы знаете об этом животном?

- Каков внешний вид акулы?

- Какой  характер у акулы?

- Какие у неё повадки?

- Представляет ли акула опасность для человека?

- Может ли акула стать темой нашего урока? (Да, если она будет героем литературного произведения).

- Предположите, что может произойти в рассказе с таким названием?

- Чему будем учиться? (Будем учиться  анализировать 

 произведение, размышлять над поступками и действиями героев).

Авторская,  т.к. автор этих книг – Л.Н. Толстого.

И отвечают на вопросы учителя.

(Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе.Волнуют человеческие чувства, отношения).

Вспоминают и называют произведение.

Дети повторяют по составленному кластеру.

Дети отгадываю загадки.

Отвечают на вопросы.

Работают с глобусом.

Отвечают на вопросы.

Вступают в беседу, отвечают на вопросы учителя.

Дети называют их: маленькие глаза – плохо видит, зрение черно-белое;  зубастая; острые  зубы, расположенные в несколько рядов; длинное тело, сильные плавники, белое брюхо.

Хищная, непредсказуемая, агрессивная, злая,    беспощадная, жестокая

Стремительная, подкрадывается к  жертве незаметно, бросается на жертву, подкарауливает добычу.

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Умение классифицировать, аргументировать свой ответ

(Познавательные УУД)

Умения слушать, поддерживать беседу, высказывать своё мнение,

(Коммуникативные УУД)

(Познавательные УУД)

Умение классифицировать, аргументировать свой ответ

(Познавательные УУД)

Умение классифицировать, аргументировать свой ответ

(Познавательные УУД)

Умения слушать, поддерживать беседу, высказывать своё мнение,

(Коммуникативные УУД)

Мотивационный компонент УД:

формирование эмоциональной мотивации

Метод активизации учебно-познавательной деятельности

5.Предварительная словарная работа.

Обогащение речи обучающихся, их словарного запаса.

-В этом произведении вам встретятся новые слова.  Обратите внимание на доску, прочитайте слова, записанные.  Объясните значение тех слов, которые уже встречались вам раньше.

        Фитиль – шнур для поджигания пороха.

        Артиллерист – человек, стреляющий из пушки.

        Палуба – часть судна.

        Якорь –металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна, бакена, плавучего маяка.

-Где можно найти объяснение этим словам?  

Работа в парах

1 пара ищет в толковом словаре значение слов:  артиллерист и фитиль – зачитывают всему классу.

2 пара  ищет в толковом словаре значение слов: палуба и якорь.

3 пара  ропотипустыня

Дети высказывают своё мнение

(Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете….)

(Работа с толковыми словарями)

Умение ориентироваться в источниках информации – в толковом словаре

(Познавательные УУД)

Умение договариваться друг с другом и представлять свой результат

(Коммуникативные УУД)

6.Первичное чтение учителем до слов «Акула плыла прямо на мальчиков…»

Аудиозапись.

Морского чудовища…

Проверка первичного восприятия произведения.

- А теперь внимательно послушайте рассказ и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите.

Прогнозирование по содержанию:

 - Как вы думаете,  что будет дальше? Как могут развиваться события?

Слушание текста до конца.

Пауза для эмоционального восприятия.

Дети высказывают предположение о том, как могут развиваться дальнейшие события

Умение высказывать своё предположение, выдвигать гипотезу

(версию)

( Познавательные УУД)

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами

(Личностные УУД)

7.Физкультминутка – релаксация.

Сохранение здоровья учащихся

Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло.

Звучит аудиозапись релакс «Одинокое море».

-Откройте глаза, поделитесь своими впечатлениями о произведении.  Оно понравилось?

-Совпали ли предположения?

-А как бы вы назвали это произведение?    

-Л.Н.Толстой назвал его «Акула». Оставим это право за автором.

Дети с закрытыми глазами слушают тихую музыку.

Делятся своими впечатлениями, высказывают предполагаемое название рассказа .

Понимание ценности здоровья

(Личностные УУД)

Умение  высказывать своё предположение (версию)

(Познавательные УУД)

Умение выделять существенное. (Коммуникативные УУД).

8.Работа с Большой энциклопедией о животных.

Формирование новых знаний.

-Давайте послушаем материал об акулах из энциклопедии о животных.

-Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное.

Работа в паре

Слушание

(Познавательные УУД)

9.Составление коллективного синквейна «Акула».

Развитие умения анализировать рассказ, используя приём «синквейна».

1. Написать имя существительное по теме.

2. Два имени прилагательных

3.Три слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

Работа в группе

Акула

Огромная, кровожадная.

Плавает, нападает, поедает.

У  акулы острые зубы.

Хищник

Умение договариваться друг с другом и представлять свой результат

(Коммуникативные УУД)

Развитие способности резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

(Регулятивные УУД). Работа в группе

10. Анализ произведения.

Анализ прочитанного произведения (проверка усвоения смысла прочитанного).

- Понравился ли вам рассказ?

- Расскажите, что вы пережили во время чтения рассказа? Уже в названии рассказа есть что-то тревожное, предчувствуешь, что что-то случиться.

Вывод:

Да,  Лев Николаевич Толстой заставил нас пережить и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – в радость и облегчение.

Высказывают своё мнение

-   Да, название вызывает беспокойство, потому что акула страшный хищник моря.

-Начало рассказа спокойное.  Потом, когда мальчики вздумали купаться, плавать наперегонки в открытом море – начинаешь волноваться.

-Резко и неожиданно раздается крик: «Акула!»- и сразу становится страшно.

-А я чувствовал ужас, когда матросы были далеко, а акула в 20 шагах.

 -Сердце сжалось от волнения.

-Но в конце – по волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы – радость и облегчение!

Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

Оценивание поступков  в соответствии с определённой ситуацией

(Личностные УУД, коммуникативные УУД)

11.Зрительная физкультминутка

Сохранение здоровья обучащихся.

Проводится зрительная  физминутка

Ценность здоровья

(Личностные УУД)

12.Продолжение анализа.

Осмысление прочитанного.

-Почему рассказ называется «Акула»?

-Кто,по-вашему, главный герой рассказа? Обоснуйте ответ.(Артиллерист)

- Посмотрите, как его изобразил художник.

Открывается портрет артиллериста.

- Что можете сказать? Каким он был человеком?

- У меня на доске написаны слова имена прилагательные, выберите те, которые можно отнести к артиллеристу, и прочитайте их. Лишние слова уберите.

- Главным героем, конечно, является артиллерист, отец мальчиков. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.

- Чтобы начать читать рассказ, давайте с доски прочитаем трудные слова по слогам, затем целыми словами:

на-пе-ре-гон-ки

под-на-тужь-ся

ра-зо-шел-ся

ко-лы-ха-лось

по-слы-шал-ся

Читаем:

 1,2 абзац за мной (буксир).

   - Где происходит действие?

   - Где купались матросы?

3,4 абзац – про себя.

 - А где решили купаться мальчики?

 - С кем их сравнивает Толстой?

5 абзац – 1 ученик

- Какие чувства были у отца? (Любовался).

- Как же Толстой называет акулу? Прочитайте! (на доску – морское чудовище).

Чтение «цепочкой»  (до слов «Но когда дым разошелся…»)

- Кто испугался больше всех? (Артиллерист).

- Почему? (Он – отец мальчика).

- Найдите слова-действия артиллериста:

застыл – растерялся

визг разбудил – очнулся

сорвался, побежал – очень быстро побежал

упал возле пушки – сделал все быстро и упал возле пушки

был бледный

(Все эти действия могут произойти с человеком, когда он в шоковом состоянии).

Дочитайте до конца «жужжащим чтением».

- Асейчас мы с вами прочитаем пословицы с экрана и выберем из них ту, которая подходит к нашему рассказу.

(Незная броду, не суйся в воду).

Берегись бед пока их нет).

- Какая же пословица подходит к нашему рассказу?

- Почему вы так думаете?

Рассматривают портрет артеллериста

Выбирают слова

Читают трудные слова

Читают за учителем

Чтение про себя

Читает 1 ученик

Выборочное чтение

Чтение «цепочкой»

Читают «жужжащим чтением»

Читают и выбирают пословицу к рассказу

Умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

(Регулятивные УУД)

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста

(Познавательные УУД)

13.Итог урока.

Проведение общего анализа урока и оценивание деятельности обучающихся.

-Как вы относитесь к поступку артиллериста?

-Что его побудило совершить этот поступок?

Перекрестная дискуссия:
Аргументы «за».
Аргументы «против».
Вопросы для дискуссии:
1.Согласны ли вы с тем, что акула – главный герой рассказа?                                            2. Согласны ли вы с тем, что купание в открытом море на парусе безопасно?
3. Согласны ли вы с тем, что ребята могли услышать крик артиллериста?
4. Согласны ли вы с тем, что артиллерист поступил правильно?
- Откройте рабочие тетради на с. 6,задание 3 к данному рассказу.  

- А какой литературный приём использовал автор при написании своего произведения? (Описание)

- Пришло время подвести итог.

В начале нашего урока был поставлен вопрос:«Для чего Лев Николаевич Толстой взялся за перо? Что хотел донести до нас автор?»

(Показать переживания отца, его любовь к сыну, осудил беззаботное поведение мальчиков.Показал опасности, которые могут подстерегать детей.)

(О том, как любят  родители своих детей; что ради детей родители могут совершить поступки, которые спасут жизнь детям; о том, как важно принять правильное решение в минуту опасности).

Дети вступают в беседу, ведут диалог

Любовь к сыну

Этот рассказ помог понять  сложность описанной ситуации, пригласил к размышлению.

Работают в  тетрадях

Отвечают на вопрос

Подводят итог урока

Соотносить цель и результаты своей деятельности.

(Регулятивные УУД).

Личностные УУД)

14.  Домашнее задание.

Обеспечение понимания целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Организация записи задания на дом в дневник

Разноуровневое.

Выбирают конверт с заданием

15.Рефлексия деятельности.

Фиксирование нового содержания урока;

-организовать рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности.

- Выразите свои впечатления от работы на уроке. У вас на столе жетоны двух цветов: желтого и красного. На доске вы видите изображение  двух  парусников. Прикрепите жетоны красного цвета к парусу первого парусника, если вы довольны своей работой на уроке, жетоны жёлтого цвета на второй парусник, если своей работой на уроке вы не довольны.
-Народная мудрость гласит: «Любовь побеждает все!»

 - Вы согласны?
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!

-Мне было очень приятно поработать сегодня  с вами. Спасибо за урок.

Дети рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературного чтения Лев Николаевич Толстой «Акула»

В технологической карте даны все этапы урока с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Акула"

Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Акула"...

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс. Тема: Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"

Литературное чтение 4 класс. Тема урока: Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень" УМК Школа России...

Технологическая карта урока литературного чтения "Акула" Л.Н.Толстой

Вашему вниманию представлена технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК Школа России....

Технологическая карта урока литературного чтения «Толстой Л.Н. «Акула»»

Технологическая карта урока литературного чтения «Толстой Л.Н. «Акула»» Программа "Перспектива". 3 класс...