Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. УМК "Гармония".
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Шнайдер Надежда Михайловна

Рабочая программа по Литературному чтению для 4 класса составлена на основе авторской программы О.В. Кубасовой (УМК "Гармония") в рамках индивидуально-ориентированной системы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._literaturnoe_chtenie._4_klass.doc480 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная записка.

        Рабочая программа по Литературному чтению в 4 классе (далее Рабочая программа) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе программы  для начального общего образования Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония») Смоленск «Ассоциация ХХІ век», 2013  и  Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Балайская средняя общеобразовательная школа».

        Предмет «Литературное чтение» относится к предметной области «Филология».

        Рабочая программа адресована учащимся 4 класса и рассчитана на 136 часов (34 недели, 4 часа в неделю).

        Цель: подготовить четвероклассников к дальнейшему систематическому изучению литературы.

        Задачи:

  1. развивать навык чтения через обучение осознанности, правильности, беглости и выразительности;
  2. учить работать с текстом через модель АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ;
  3. учить различать произведения по видо-жанровым особенностям (сказки, былины, басни, рассказы, мифы и др.).

Изучение Литературного чтения в 4 классе организуется по индивидуально-ориентированной системе обучения на основе ИОУПов (индивидуально-ориентированных учебных планов). Уроки строятся на основе проблемного обучения, парной и групповой работы с применением информационно-коммуникативных технологий и проектно-исследовательской деятельности.

Текущий контроль осуществляется в виде тестирования, в виде проверки техники чтения и контрольных работ. Учебный год заканчивается промежуточной аттестацией.

        Для реализации Рабочей программы используется следующий методический комплект О.В. Кубасовой «Литературное чтение»  (программа, учебник, рабочие тетради, методические рекомендации и тесты), входящий в УМК «Гармония».

Раздел 2. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение».

Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом: от небольших поучительных басен Эзопа до философской сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие

личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

• обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

• внимание к личности писателя;

• бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной литературной формы;

• наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Раздел 3. Планируемые результаты изучения предмета

Личностные:

Четвероклассник научится:

- проявлять интерес к чтению и изучению литературы;

- проявлять самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе;

- демонстрировать готовность выражать и отстаивать свою позицию;

- самокритично относиться к себе;

- ориентироваться в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей;

- определяет себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины;

- проявлять восприимчивость и чуткость по отношению к другим людям и животным;

- проявлять готовность к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм;

- проявлять уважительное отношение к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

Четвероклассник получит возможность научиться:

- проявлять позитивное отношение к действительности;

- проявлять целеустремлённость и настойчивость к достижению цели;

- рефлексировать свою деятельность;

- проявлять творческое отношение к действительности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (речь учителя, учебник и т. д.);

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

– оценивать свои достижения, определять трудности, искать их причины и способы преодоления; адекватно воспринимать оценку учителя.

Выпускник получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- определять связи литературного чтения с другими школьными предметами;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими и литературоведческими  словарями и справочниками;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической, табличной форме; переводить её в словесную форму;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

– анализировать и характеризовать литературный материал по самостоятельно определённым параметрам;

– проводить сравнение и классификацию литературного материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

– задавать вопросы;

- отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то в устной или письменной форме; адресат – взрослый или сверстник и т. д.);

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать  в  учебное  сотрудничество  с  одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли (договариваться),  оказывать  взаимопомощь,  осуществлять  взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

– воспроизводить информацию, доносить её до других;

– создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка.

Предметные результаты

Ученик научится:

- читать целыми словами вслух не менее 90 слов в минуту бегло и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;

-  применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисково-выборочное, просмотровое);

-  эмоционально отзываться на прочитанное;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

- характеризовать героев;

- устанавливать причинно-следственные связи в тексте;

- определять жанр произведения;

- определять тему произведения;

- определять главную мысль произведения;

- находить в художественном произведении различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и объяснять их роль в тексте;

- выделять основные элементы сюжета, определять их последовательность;

- сравнивать тексты, выделяя два-три существенных признака;

- отличать поэтический текст от прозаического;

- различать фольклорные жанры (загадки, сказки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);

- определять жанр произведения (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня);

- осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);

-  делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;

- передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учётом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов;

- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;

- составлять аннотацию или отзыв на литературное произведение или книгу;

- создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

- осуществлять поиск необходимой информации в художественном тексте, учебном, научно-популярном текстах;

-  пользоваться алфавитным каталогом;

-  ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;

- пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями;

- цитировать (устно).

Ученик получит возможность научиться:

- проявлять чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- интересоваться культурой народов многонациональной  России и других стран;

- бережно  и ответственно относиться к окружающей природе;

- соотносить литературу с другими видами искусства;

- проявлять способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

- выбирать виды чтения (творческое, ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от цели чтения;

- выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;

- работать со словами (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность);

- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

-  цитировать (письменно);

- анализировать и интерпретировать художественное произведение; 

- составлять несложные монологические высказывания о произведениях;

- осуществлять такие формы интерпретации текста, как составление картинного плана, воображаемая экранизация;

- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом;

- делать устную презентацию книги (произведения);  

- работать с детской периодикой.

Раздел 4. Содержание.

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседников, чтения различных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, тему и идею, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать и характеризовать персонажей.

Осознание цели и определение последовательности построения услышанного речевого высказывания. Умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-популярному и художественному произведению. Сравнение на слух художественного и научно-популярного текста.

Чтение

Чтение вслух

Заинтересованное, осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение.

Чтение про себя

Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Выбор вида чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое/выборочное, просмотровое). Умение находить в тексте необходимую информацию; отвечать на вопросы, используя текст.

Работа с разными видами текста

Полноценное восприятие доступных возрасту литературных произведений разных жанров.

Общее представление о разных видах текстов (художественных, учебных, научно-популярных) и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; определение способов организации разных видов текста – повествования, описания, рассуждения. Прогнозирование содержания текста и книги перед чтением и в процессе чтения.

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры.

Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление плана (вопросного, цитатного самостоятельно сформулированными повествовательными предложениями). Составление сложного плана.

Умение работать с разными видами информации.

Практическое сравнение различных видов текста (учебный, художественный, научно-популярный) и произведений разных (изучаемых) жанров.

Участие в коллективном обсуждении: умение выступать по теме, отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения

Определение темы и главной мысли текста.

Определение особенностей художественного текста: народное или авторское произведение, своеобразие выразительных средства языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция).

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Портрет, характер героя, выраженный через поступки и речь. Анализ причин поведения персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Характеристика исторического героя – защитника Отечества.

Выделение опорных (ключевых) слов текста.

Составление плана. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный, творческий пересказ.

Составление рассказа (сказки) по внутритекстовой иллюстрации, по заданной теме, в форме продолжения прочитанного, по аналогии с прочитанным.

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Умение пользоваться приёмами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения. Сравнение художественных произведений по теме, жанру, эмоциональной окраске.

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации).  Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Выделение опорных (ключевых) слов. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста.

Работа с познавательной литературой: умение находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать её.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Книга: учебная, художественная, познавательная, справочная. Виды информации в книге.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Умение ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возможностям и интересам, опираясь на весь комплекс внетекстового аппарата книги.

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и вежливо высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному тексту).

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.

Монолог как форма речевого высказывания. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка с учётом особенностей монологического высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Самостоятельное построение плана своего высказывания.

Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в высказывании (описании, рассуждении, повествовании).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, рассказ по рисункам и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным.

Письмо (культура письменной речи)

Практическое освоение на основе прочитанных художественных произведений следующих типов письменной речи: текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Создание собственных мини-сочинений на заданную тему, рассказов по картинам, эссе, читательских отзывов, аннотаций.

Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания высказывания заголовку, отражение темы и идеи, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение и др.).

Круг чтения

В четвёртом классе дети знакомятся с лучшими творениями всемирной литературы разных видов и жанров: гимны, сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательная (научно-популярная) литература, повесть.

Творческая деятельность (на основе литературных произведений)

Освоение всех используемых в начальной школе творческих видов интерпретации текста (выразительное чтение, драматизация, словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование, составление диафильма и виртуальная экранизация, разные формы творческого пересказа, презентация), умение выбирать и использовать их в соответствии со спецификой произведения.

Создание сочинений разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы.

Раздел 5. Тематическое планирование.

№ раздела

Название раздела (темы)

Количество часов

1

Вводный урок.

1

2

«Что за прелесть эти сказки!..»  Сказки.

27

3

«О доблестях, о подвиге, о славе…». Былины.

5

4

«Уж сколько раз твердили миру…». Басни.

6

5

«Оглянись вокруг»  Рассказы.

25

6

«Золотая колесница». Мифы Древней Греции.

4

7

«В начале было слово». Библейские сказания.

9

8

«Самого главного глазами не увидишь». Повесть-сказка.

15

9

«Мир  – театр, люди в нём актёры». Пьесы.

5

10

«Мир волшебных звуков». Поэзия.

15

11

«Когда, зачем и почему?». Познавательная литература.

24

Итого:

136


Раздел  6. Календарно-поурочное планирование.

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Примерная деятельность учащихся

Учебно-методические средства

Дата

План.

Факт.

1

С. Михалков «Гимн Российской Федерации».  Что мы читали летом.

1

Знакомятся с учебником, используя его содержание (оглавление). Читают правильно и бегло. Читают выборочно. Читают выразительно, передавая эмоциональный и смысловой характер читаемого. Анализируют и оценивают качество собственного выразительного чтения и выразительного чтения одноклассников.

ИОП № 1

01.09

01.09

«Что за прелесть эти сказки!..» Сказки. (27 ч.)

2

И. Токмакова «В чудной стране; «Пётр I и мужик».

1

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читают выборочно. Используют контекстный способ чтения. Характеризуют персонажей. Классифицируют народные сказки. Сочиняют на заданную тему. Характеризуют прочитанную книгу. Делают презентацию прочитанной книги. Заучивают наизусть стихотворный текст.

03.09

03.09

3

«Марья и ведьмы» (сказка).

1

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читают выборочно. Прогнозируют содержание текста перед его чтением. Изучают новые слова.  Выявляют и формулируют идею произведения. Сравнивают произведения. Классифицируют сказки.

04.09

04.09

4, 5, 6

«Василиса Прекрасная» (сказка).

3

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читают по ролям. Читают выборочно. Соблюдают орфоэпические нормы. Изучают новые слова. Прогнозируют содержание читаемого в процессе чтения. Характеризуют персонажей. Сравнивают персонажей одного произведения. Выявляют подтекст. Выявляют и формулируют идею произведения. Выделяют эпизод. Делают художественный частичный пересказ прочитанного. Классифицируют сказки. Иллюстрируют словесно и графически. Составляют словесный диафильм.

06.09; 08.09;

10.09

06.09; 08.09;

10.09

7

Обобщение по теме: «Русские народные сказки».

1

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читают выборочно. Обсуждают прочитанное. Характеризуют персонажей. Сравнивают персонажей. Классифицируют сказки. Знакомятся с литературоведческими терминами. Находят и читают книги на заданную тему. Участвуют в литературной викторине. Читают по ролям. Инсценируют прочитанное. Пересказывают прочитанное. Сочиняют по заданным параметрам. Работают с тестом.

Книги с русскими народными сказками.

Тест.

11.09

11.09

8

Книги со сказками разных народов.  «Жизнь человека» (сказка).

1

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читают выборочно. Обмениваются читательским опытом. Характеризуют персонажей. Пересказывают прочитанное. Классифицируют сказки. Знакомятся с новыми словами, в том числе с лингвистическим термином диалог. Находят и читают книги на заданную тему. Читают по ролям. Пишут читательский отзыв.

Книги со сказками разных народов.

13.09

13.09

9, 10, 11, 12, 13

Х.К. Андерсен «Русалочка»

5

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читают выборочно. Пополняют словарный запас. Находят информацию в произведении, в книгах, в Интернете. Отвечают на вопрос цитатой из текста. Прогнозируют содержание читаемого в процессе чтения. Выявляют мотивацию поступков персонажей. Характеризуют персонажей. Сравнивают персонажей одного произведения. Выявляют идею произведения. Выделяют эпизод. Выявляют кульминацию. Озаглавливают эпизод произведения. Озаглавливают иллюстрацию. Анализируют иллюстрации с точки зрения их соответствия характеру произведения. Делают творческий частичный пересказ прочитанного. Делают художественный пересказ эпизода. Иллюстрируют прочитанное словесно и графически. Знакомятся с лингвистическими терминами. Участвуют в литературной викторине. Оперируют ключевыми словами для определения названия произведения. Составляют небольшие высказывания типа описания, рассуждения, повествования. Составляют аннотацию.

Оформляют каталожную карточку.

ИОП № 2

15.09; 17.09; 18.09; 20.09

22.09

15.09; 17.09; 18.09; 20.09

22.09

14

Сказки Х.К. Андерсена.

1

Книги со сказками Х.К. Андерсена.

24.09

24.09

15, 16, 17, 18

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

4

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читают выборочно. Обмениваются впечатлениями о прочитанном. Пополняют словарный запас. Находят информацию в произведении, в книгах, в Интернете. Выявляют мотивацию поступков персонажей. Выявляют отношение автора к персонажам. Характеризуют персонажей. Сопоставляют персонажей одного произведения. Выявляют идею произведения. Находят в тексте образные средства и определяют их роль в произведении. Наблюдают над использованием приёма противопоставления. Сравнивают произведения. Анализируют иллюстрации с точки зрения их соответствия характеру произведения.  Находят и читают книги на заданную тему. Участвуют в литературной викторине. Делают высказывания с элементами описания, рассуждения, повествования. Читают по ролям. Учат наизусть фрагмент произведения. Оформляют каталожные карточки.

25.09; 26.09;

27.09;

29.09

25.09; 26.09;

27.09;

29.09

19

Сказки А.С. Пушкина.

1

Книги со сказками А.С. Пушкина.

01.10

01.10

20

Д. Джекобс «Рыба и кольцо»

1

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читают выборочно. Характеризуют персонажей. Выявляют мотивацию поступков персонажей. Определяют своё отношение к персонажам. Выявляют идею произведения. Выделяют элементы развития действия. Цитируют. Составляют цитатный план. Словесно иллюстрируют прочитанное.

ИОП № 3.

02.10

02.10

21, 22, 23

А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

3

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читают выборочно. Обмениваются мнениями о прочитанном. Характеризуют персонажей. Выявляют мотивацию поступков персонажей. Определяют своё отношение к персонажам. Составляют сложный план. Словесно иллюстрируют прочитанное. Составляют диафильм.

04.10; 06.10;

08.10

04.10; 06.10;

08.10

24, 25

Дж. Родари «Эти бедные привидения».

2

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читают выборочно. Расширяют словарный запас. Наблюдают над композицией произведения. Выделяют эпизоды. Находят и читают книги на заданную тему. Словесно иллюстрируют прочитанное. Делают музыкальное иллюстрирование. Сочиняют продолжение текста. Делают воображаемую экранизацию произведения. Ищут и читают книги на заданную тему. Делают презентацию книги.

09.10;

11.10

09.10;

11.10

26

Книги Дж. Родари.

1

Книги со сказками Дж. Родари.

13.10

13.10

27

К. Драгунская «Лекарство от послушности»

1

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читают выборочно. Обмениваются мнениями о прочитанном. Анализируют название произведения. Выделяют эпизоды. Задают вопросы по содержанию произведения. Делают выборочный пересказ. Словесно и графически иллюстрируют прочитанное. Сочиняют сказку. Составляют аннотацию. Находят и читают книги на заданную тему. Систематизируют книги.

15.10

15.10

28

Книги со сказками современных отечественных писателей. Обобщение по теме: «Сказки».

1

Книги со сказками современных писателей.

Тест.

16.10

16.10

«О доблестях, о подвигах, о славе…»  (Былины) (5 ч.)

29

«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева)

1

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читают выборочно. Используют поисковый способ чтения. Знакомятся с признаками жанра былины. Пополняют словарный запас. Характеризуют персонажей. Сравнивают персонажей. Обосновывают ответ ссылкой на текст. Находят в тексте образные средства. Наблюдают над использованием приёма противопоставления. Сравнивают произведения. Озаглавливают иллюстрацию.

ИОП № 4.

18.10

18.10

30

«Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова).

1

20.10

20.10

31

«Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева).

1

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читают выборочно. Используют поисковый способ чтения. Пополняют словарный запас. Характеризуют персонажей. Выявляют подтекст. Находят в тексте образные средства. Обосновывают ответ ссылкой на текст. Словесно иллюстрируют прочитанное. Составляют план. Делают художественный пересказ в опоре на план.

22.10

22.10

32

«Алёша Попович и Тугарин» (пересказ А. Нечаева).

1

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читают выборочно. Пополняют словарный запас. Характеризуют персонажей. Находят в тексте образные средства. Обосновывают ответ ссылкой на текст.  Оперируют опорными словами. Создают сочинение по картине. Находят и читают книги на заданную тему. Систематизируют книги.

23.10

23.10

33

Книги с былинами. Обобщение по теме: «Былины».

1

Книги с былинами.

Тест

25.10

25.10

«Уж сколько раз твердили миру…». Басни. (6 ч.)

34

Эзоп «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать», «Лисица и козёл».

1

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читают выборочно. Знакомятся с признаками жанра басни. Прогнозируют читаемое. Совершенствуют контекстный способ чтения. Пополняют словарный запас. Выявляют подтекст. Наблюдают над использованием художественного приёма аллегории. Определяют и формулируют главную мысль произведения. Цитируют. Находят в тексте метафору и определяют её роль. Обосновывают ответ ссылкой на текст. Создают высказывания на основе личного опыта (рассуждение, повествование).

ИОП № 5.

27.10

27.10

35

И. Крылов «Лебедь, щука и рак», «Мышь и крыса», «Две бочки».

1

Читают осмысленно, правильно, бегло. Читают выразительно, соблюдая логические и психологические паузы. Читают выборочно. Совершенствуют контекстный способ чтения. Пополняют словарный запас. Выявляют подтекст. Определяют и формулируют главную мысль произведения. Соотносят пословицы с баснями (по смыслу). Наблюдают над использованием художественного приёма аллегория. Цитируют (устно). Обосновывают ответ ссылкой на текст. Читают по ролям. Создают высказывания на основе личного опыта (повествование). Заучивают наизусть.

29.10

29.10

36

Басни И.А. Крылова.

1

Книги с баснями Крылова.

30.10

30.10

37

Л.Н. Толстой «Лев и лисица», С. Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе».

1

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Прогнозируют читаемое. Характеризуют персонажей. Выявляют подтекст. Наблюдают над использованием в литературном произведении аллегории. Определяют и формулируют главную мысль произведения. Сравнивают произведения. Создают высказывания на основе личного опыта.

01.11

01.11

38

И. Демьянов «Валерик и тетрадь». Книги с баснями.

1

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Характеризуют персонажей. Наблюдают над использованием аллегории в баснях. Определяют и формулируют главную мысль произведения. Создают высказывания на основе личного опыта (рассуждение, повествование). Заучивают наизусть. Декламируют басни. Выбирают и читают книги заданного жанра. Систематизируют книги. Оформляют каталожные карточки. Иллюстрируют прочитанное (графически).

Книги с баснями.

10.11

10.11

39

Обобщение по теме: «Басни».

1

Тест.

12.11

12.11

«Оглянись вокруг». Рассказы (25 ч.)

40

М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока».

1

Читают молча и выразительно вслух. Знакомятся с жанровыми признаками и разновидностями рассказов. Используют поисковый способ чтения. Сравнивают персонажей. Выявляют и анализируют образ рассказчика. Определяют главную мысль текста. Наблюдают над использованием в тексте метафоры. Сравнивают произведения одного автора. Цитируют.

ИОП № 6

13.11

13.11

41, 42

К. Паустовский «Заячьи лапы».

2

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Читают выразительно. Отвечают на вопросы к произведению. Совершенствуют поисковый способ чтения. Прогнозируют содержание произведения перед чтением и в процессе чтения. Характеризуют отношения персонажей. Выявляют подтекст. Выявляют причинно-следственные связи событий. Выявляют отношение автора к описанным событиям и к персонажам. Наблюдают над использованием языковых выразительных средств. Анализируют особенности построения текста. Озаглавливают смысловые части текста. Выделяют кульминационный эпизод. Составляют сложный план.  Пересказывают прочитанное.

15.11;

17.11

15.11;

17.11

43

Книги с рассказами о животных.

1

Читают выразительно. Читают выборочно. Делятся со сверстниками читательским опытом. Отвечают на вопросы обобщающего характера. Характеризуют персонажей. Сравнивают произведения. Выбирают и читают книги на заданную тему. Классифицируют книги. Делают сообщение о прочитанном.

Книги с рассказами о животных.

19.11

19.11

44

Р. Фраерман «Девочка с камнем».

1

Читают правильно и выразительно. Читают выборочно. Характеризуют персонаж. Выявляют отношение автора к персонажу. Выявляют причинно-следственные связи. Выявляют выразительные языковые средства и определяют их роль в тексте. Обосновывают свои суждения ссылками на текст. Определяют вид текста (повествование), опираясь на основные признаки.

20.11

20.11

45, 46

Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой».

2

Читают молча и вслух. Совершенствуют поисковый способ чтения. Анализируют заглавие произведения. Характеризуют взаимоотношения персонажей. Выявляют причинно-следственные связи. Выделяют эпизод из текста. Выявляют кульминационный эпизод. Выявляют идею произведения. Анализируют взаимосвязь синтаксической организации текста со смыслом читаемого. Составляют план. Читают выразительно по ролям.

22.11;

24.11

22.11;

24.11

47

Книги с рассказами о детях.

1

Читают выразительно. Читают выборочно. Отвечают на вопросы обобщающего характера. Характеризуют персонажей. Делятся со сверстниками читательским опытом. Находят и читают книги на заданную тему. Классифицируют книги. Делают аннотацию книги.

Книги с рассказами о детях.

26.11

26.11

48

Ю. Яковлев «Полосатая палка».

1

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Совершенствуют поисковый способ чтения. Характеризуют персонаж. Выявляют причинно-следственные связи. Анализируют выразительные

языковые средства и определяют их роль в тексте (метафора, сравнение). Наблюдают и осмысливают своеобразие композиции («открытый конец»). Обосновывают свои суждения ссылками на текст. Словесно иллюстрируют прочитанное. Создают небольшой текст-рассуждение. Создают текст-повествование в качестве продолжения прочитанного.

27.11

27.11

49, 50, 51

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

3

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Определяют эмоциональное состояние персонажей. Характеризуют персонажей. Выявляют причинно-следственные связи событий. Выявляют подтекст. Выявляют идею произведения. Выявляют выразительные языковые средства и определяют их роль в тексте. Выделяют эпизод. Озаглавливают смысловые части текста. Составляют план. Цитируют (письменно). Читают по ролям. Создают текст-рассуждение на заданную тему. Словесно иллюстрируют прочитанное.

29.11;

01.12;

03.12

29.11;

01.12;

03.12

52, 53

Н. Носов «Огородники», О. Григорьев «Две трубы».

2

Читают молча и выразительно вслух. Читают выборочно. Определяют эмоциональный характер произведения. Выявляют и характеризуют рассказчика. Определяют личное отношение к персонажам. Характеризуют персонажей. Выявляют причинно-следственные связи. Выявляют идею произведения. Соотносят пословицы с прочитанным произведением. Выделяют эпизод. Делят текст на смысловые части. Составляют план. Словесно иллюстрируют прочитанное. Читают по ролям. Создают высказывание в виде продолжения прочитанного. Создают текст на заданную тему.

ИОП № 7

04.12;

06.12

04.12;

06.12

54

С.П. Алексеев «Капитан бомбардирской роты».

1

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Используют просмотровый и поисковый способы чтения. Характеризуют персонаж. Определяют тему текста. Выявляют подтекст. Выявляют идею произведения. Делают выборочный пересказ. Сравнивают произведения.  

08.12

08.12

55

С.П. Алексеев «Радуйся малому, тогда и большое придёт».

1

10.12

10.12

56, 57

А. Чехов «Ванька».

2

Читают молча и вслух. Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения. Обогащают словарный запас. Определяют личное отношение к персонажу. Определяют отношение автора к персонажу. Выявляют мотивацию персонажей. Характеризуют персонаж. Выявляют подтекст. Выявляют причинно-следственные связи. Выявляют идею произведения. Наблюдают над использованием выразительных языковых средств в художественно организованной речи. Словесно иллюстрируют прочитанное. Делают выборочный пересказ. Создают небольшое высказывание-рассуждение.

11.12;

13.12

11.12;

13.12

58, 59, 60

Д. Мамин-Сибиряк «Вертел».

3

Читают молча и вслух. Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения. Пополняют словарный запас. Определяют личное отношение к персонажу. Определяют отношение автора к персонажу. Выявляют мотивацию рассказчика. Выявляют мотивацию персонажей. Характеризуют персонажей. Анализируют описание интерьера и определяют его роль в произведении. Выявляют подтекст. Выявляют причинно-следственные связи. Выявляют идею произведения. Наблюдают над использованием выразительных языковых средств в художественно организованной речи. Сравнивают произведения.

Словесно и графически иллюстрируют прочитанное. Читают по ролям. Делают выборочный пересказ. Создают небольшое высказывание-рассуждение. Создают высказывание в виде продолжения прочитанного.

Создают рассказ по картине.

15.12;

17.12;

18.12

15.12;

17.12;

18.12

61

Л. Кассиль «У классной доски».

1

Читают молча и, выразительно, вслух. Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения. Выявляют эмоциональное состояние персонажей. Выявляют мотивацию персонажей. Характеризуют персонажей. Словесно иллюстрируют прочитанное. Делают выборочный творческий пересказ.

20.12

20.12

62

В. Лидин «Завет». Книги о Великой Отечественной войне.

1

Выбирают и читают книги на заданную тему. Классифицируют книги. Делают презентацию книги.

22.12

22.12

63

Р. Брэдбери «Всё лето в один день».

1

Читают осмысленно и выразительно вслух. Читают выборочно. Анализируют название произведения. Делают словесное иллюстрирование (портрет персонажа). Выявляют эмоциональное состояние персонажей.

Характеризуют героев произведения. Наблюдают над использованием языковых художественных средств. Знакомятся с жанром фантастического рассказа. Отвечают на вопросы к тексту.

24.12

24.12

64

Обобщение по теме: «Рассказы». Проверка техники чтения.

1

Цитируют. Сравнивают произведения по одной теме. Выбирают и читают книги заданного жанра.

Оформляют каталожные карточки. Составляют читательский отзыв.

Тексты для проверки техники чтения.

25.12

25.12

«Зототая колесница»  Мифы Древней Греции (4 ч.)

65

«Персей» (Мифы Древней Греции).

1

Читают осмысленно, правильно и выразительно. Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения. Знакомятся с жанровой спецификой мифа. Выделяют ключевые (опорные)

слова. Пересказывают прочитанное.

ИОП № 8.

27.12

27.12

66

Н. Кун «Олимп»

1

Читают осмысленно, правильно и выразительно. Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения. Знакомятся с жанровой спецификой мифа. Выборочно пересказывают прочитанное. Сравнивают произведения.

12.01

12.01

67

«Орфей и Эвридика»

1

Читают осмысленно, правильно и выразительно. Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения. Выявляют причинно-следственные связи. Наблюдают над использованием выразительных языковых средств в художественно организованной речи. Выделяют кульминационный эпизод. Знакомятся с жанровой спецификой мифа. Составляют план текста. Пересказывают прочитанное. Находят и читают книги на заданную тему. Создают отзыв о прочитанном.

14.01

14.01

68

Книги с мифами Древней Греции. «Дедар и Икар»

1

Читают осмысленно, правильно и выразительно. Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения. Знакомятся с жанровой спецификой мифа. Определяют эмоциональный характер произведения. Характеризуют персонажей. Выделяют кульминационный эпизод.

Делят фрагмент текста на смысловые части. Составляют план текста. Разгадывают тематический кроссворд. Выполняют художественный пересказ прочитанного в опоре

на план.

Книги с мифами.

Тест

15.01

15.01

«В начале было слово…»  Библейские сказания (9 ч.)

69

Библейские сказания.

1

Читают молча и, выразительно, вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к прочитанному. Знакомятся с жанровой спецификой библейских сказаний. Пополняют словарный запас. Анализируют название раздела. Выделяют опорные (ключевые) слова. Обосновывают свои высказывания примерами из текста. Делают частичный и выборочный пересказ прочитанного. Словесно иллюстрируют прочитанное. Создают высказывания (описание, рассуждение).

ИОП № 9.

17.01

17.01

70

«Всемирный потоп»

1

Читают молча и, выразительно, вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к прочитанному. Знакомятся с жанровой спецификой библейских сказаний. Пополняют словарный запас. Обосновывают свои высказывания примерами из текста. Составляют цитатный план. Делают подробный пересказ прочитанного.

19.01

19.01

71, 72, 73

«Моисей»

3

Читают молча и, выразительно, вслух. Читают выборочно. Знакомятся с жанровой спецификой библейских сказаний. Пополняют словарный запас. Отвечают на вопросы к прочитанному. Характеризуют персонажей. Выявляют причинно-следственные связи. Сопоставляют информацию. Обосновывают свои высказывания примерами из текста. Прогнозируют. Делают частичный пересказ прочитанного. Создают высказывание (рассуждение).

21.01;

22.01;

24.01

21.01;

22.01;

24.01

74, 75

С. Лагерлёф «Святая ночь»

2

Читают молча и, выразительно, вслух. Читают выборочно. Знакомятся с жанровой спецификой библейских сказаний. Пополняют словарный запас. Отвечают на вопросы к прочитанному. Выявляют образ рассказчика и характеризуют его. Обосновывают свои высказывания примерами из текста. Составляют план. Делают пересказ прочитанного.

26.01;

28.01

26.01;

28.01

76

А. Мень «Милосердие Иисуса», притча «Блудный сын».

1

Читают молча и, выразительно, вслух. Читают выборочно. Знакомятся с жанровой спецификой притчи. Пополняют словарный запас. Отвечают на вопросы к прочитанному. Обосновывают свои высказывания примерами из текста. Выявляют иносказательный подтекст. Делают выборочный пересказ прочитанного. Создают высказывание (рассуждение). Соотносят произведения живописи с литературными текстами.

29.01

29.01

77

Книги с библейскими сказаниями. Обобщение по теме: «Библейские сказания».

1

Читают выразительно. Читают выборочно. Отвечают на вопросы обобщающего характера. Делают сообщение о прочитанном. Делятся читательским опытом. Выбирают и читают книги по предложенной теме.

Книги с библейскими рассказами.

Тест

31.01

31.01

«Самого главного глазами не увидишь». Повесть-сказка (15 ч.)

78, 79,

80, 81,

82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89,

90, 91, 92

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

15

Читают выразительно. Читают выборочно. Прогнозируют читаемое. Отвечают на вопросы к прочитанному. Выявляют образ рассказчика и характеризуют его. Определяют эмоциональное состояние персонажа. Выявляют мотивацию персонажей. Характеризуют персонажей. Определяют личное отношение к персонажам. Сравнивают поведение персонажа при разных обстоятельствах. Выявляют подтекст. Истолковывают иносказание. Выявляют причинно-следственные связи. Читают выразительно. Читают выборочно. Прогнозируют читаемое. Отвечают на вопросы к прочитанному. Выявляют образ рассказчика и характеризуют его. Определяют эмоциональное состояние персонажа. Обосновывают высказывания примерами из текста или из собственного опыта. Цитируют (устно и письменно). Выделяют эпизод. Знакомятся с жанром сказочной повести. Сравнивают произведения разных жанров (повесть – рассказ; сказочная повесть – сказка). Делают частичный и выборочный пересказ. Создают высказывание (рассуждение). Читают по ролям. Соотносят иллюстрацию с текстом. Иллюстрируют прочитанное (графически). Читают по ролям. Инсценируют прочитанное. Пересказывают прочитанное.

ИОП № 10.

02.02;

04.02;

05.02;

07.02;

09.02;

11.02;

12.02;

14.02;

16.02;

18.02;

19.02;

21.02;

25.02;

26.02;

28.02

02.02;

04.02;

05.02;

07.02;

09.02;

11.02;

12.02;

14.02;

16.02;

18.02;

19.02;

21.02;

25.02;

26.02;

28.02

«Мир – театр, люди в нём  - актёры».  Пьесы (5 ч.)

93

А. Барто, Р. Зелёная «Ах, руки, руки!...»

1

Читают выразительно. Читают выборочно. Пополняют словарный запас. Знакомятся с особенностями драматургии. Выявляют в тексте признаки драматургического жанра. Сравнивают произведения разных жанров. Читают по ролям. Заучивают наизусть реплики персонажей. Инсценируют прочитанное.

ИОП № 11.

02.03

02.03

94

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

1

Читают выразительно. Читают выборочно. Сравнивают произведения разных жанров. Делают сообщение о прочитанном. Отвечают на вопросы обобщающего характера. Собирают информацию о писателе. Находят и читают книги по заданной теме. Принимают участие в литературной викторине. Читают по ролям. Заучивают наизусть реплики персонажей. Инсценируют прочитанное.

04.03

04.03

95

Книги Носова.  Н. Носов «Два друга» (отрывок из пьесы).

1

05.03

05.03

96

Книги Н.Носова.

1

Сравнивают произведения разных жанров. Читают по ролям. Трансформируют прозаический текст в драматургический.  Инсценируют прочитанное.

Книги              

Н. Носова.

07.03

07.03

97

Книги и журналы с пьесами.  Обобщение по теме: «Пьесы».

1

Находят и читают книги и журналы по заданной теме. Делают сообщение о прочитанном. Составляют словарик театральных терминов.   Рисуют афишу к спектаклю.

Книги и журналы с пьесами.

Тест.

11.03

11.03

«Мир волшебных звуков». Поэзия (15 ч.)

98

В. Жуковский «Песня», Я. Смоленский «Как научиться читать стихи».

1

Читают выразительно. Соблюдают паузы и логическое ударение. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют главную мысль произведения. Наблюдают над использованием сравнения в художественно организованной речи. Формулируют кратко, сжимая информацию из познавательного текста. Применяют приём музыкального иллюстрирования. Знакомятся с правилами выразительного чтения стихов.

ИОП № 12.

12.03

12.03

99

А.С. Пушкин «Птичка», «Няне». К. Паустовский «Сказки Пушкина».

1

Читают выразительно. Соблюдают логическое ударение. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют главную мысль произведения. Наблюдают над использованием художественного повтора и определяют его роль в произведении. Делают частичный пересказ. Делятся читательским опытом. Сравнивают произведения.

14.03

14.03

100

А.С. Пушкин «Зимняя дорога».

1

Читают выразительно. Соблюдают логическое ударение и паузы. Читают выборочно. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют эмоциональное состояние лирического героя. Наблюдают над использованием эпитета в художественно организованной речи. Наблюдают над использованием художественного повтора в поэтическом произведении. Наблюдают над использованием переносного значения в поэтическом произведении. Наблюдают над использованием олицетворения в художественно организованной речи.  Выразительно декламируют стихотворение.

16.03

16.03

101

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «Утёс», «Молитва».

1

18.03

18.03

102

И. Суриков «Весна», К. Бальмонт «Золотая рыбка».

1

Читают выразительно. Соблюдают паузы и логическое ударение. Читают выборочно. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют эмоциональное состояние лирического героя. Наблюдают над использованием эпитета в художественно организованной речи. Наблюдают над использованием метафоры в поэтическом произведении. Наблюдают над использованием олицетворения в художественно организованной речи. Наблюдают над использованием художественного повтора в поэтическом произведении. Наблюдают над использованием сравнения в поэтическом произведении.

19.03

19.03

103

А. Блок «На лугу», «Гроза пришла, и ветка белых роз…»

1

Читают выразительно. Стремятся к передаче звукописи (аллитерации) при выразительном чтении. Читают выборочно. Определяют эмоциональный характер текста. Наблюдают над использованием звукописи в художественно организованной речи. Наблюдают над использованием метафоры в поэтическом произведении. Наблюдают над использованием олицетворения в художественно организованной речи. Наблюдают над использованием художественного повтора в поэтическом произведении. Заучивают наизусть. Выразительно декламируют произведения стихотворного жанра.

21.03

21.03

104

С. Есенин «С добрым утром!»

1

Читают выразительно. Стремятся к передаче звукописи при выразительном чтении. Читают выборочно. Пополняют словарный запас. Определяют эмоциональный характер текста. Выявляют подтекст. Наблюдают над использованием эпитета в художественно организованной речи. Наблюдают над использованием метафоры в поэтическом произведении. Наблюдают над использованием олицетворения в художественно организованной речи. Наблюдают над использованием переносного значения в поэтическом произведении. Наблюдают над использованием звукописи в поэтическом произведении. Заучивают наизусть. Выразительно декламируют произведения стихотворного жанра.

30.03

30.03

105

М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…», В. Маяковский «Тучкины штучки»

1

01.04

01.04

106

Книги и журналы со стихами русских поэтов.

1

Читают выразительно. Читают выборочно. Наблюдают над средствами языковой выразительности. Отвечают на вопросы к прочитанным произведениям. Заучивают наизусть. Выбирают и читают книги и журналы по заданной теме. Классифицируют книги, находящиеся на выставке. Выразительно декламируют стихотворения. Делают сообщение о писателе.

Книги и журналы со стихами русских поэтов.

02.04

02.04

107

С. Маршак «Пожелания

друзьям»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»

1

Читают выразительно. Стремятся к верной постановке логического ударения при выразительном чтении. Читают выборочно. Определяют эмоциональный характер текста. Характеризуют лирического героя произведения. Наблюдают над использованием сравнения в художественно организованной речи. Наблюдают над использованием олицетворения в художественно организованной речи. 

ИОП № 13.

04.04

04.04

108

Ю. Владимиров «Чудаки»; Д. Хармс «Очень страшная история».

1

Читают выразительно. Определяют и соблюдают психологическую паузу при выразительном чтении. Составляют партитуру для выразительного чтения (обозначают мелодику). Читают выборочно. Анализируют название произведения. Выявляют иронический подтекст. Определяют эмоциональный характер текста. Характеризуют персонажей произведения.

Подбирают слова в рифму. Сравнивают произведения.

06.04

06.04

109

Тема «Книги и журналы с забавными стихами»;                     В. Хотомская  «Два гнома», «Три сестрицы»

1

Читают выразительно. Читают выборочно. Выбирают и читают книги и журналы по заданной теме. Классифицируют книги, находящиеся на выставке. Отвечают на вопросы к прочитанным произведениям. Заучивают наизусть. Выразительно декламируют стихотворения. Участвуют в конкурсе на лучшего чтеца. Сочиняют по подобию. Пользуются толковым словарём.

08.04

08.04

110

О. Высотская «Весенние рубашки»;

Э. Мошковская «Песня».

1

Читают выразительно. Соблюдают паузы и логическое ударение. Читают выборочно. Определяют эмоциональный характер текста. Выявляют образ лирического героя. Характеризуют лирического героя. Определяют эмоциональное состояние лирического героя. Выявляют подтекст. Наблюдают над использованием эпитета в художественно организованной речи. Наблюдают над использованием метафоры в поэтическом произведении. Наблюдают над использованием олицетворения в художественно организованной речи. Наблюдают над использованием художественного повтора в поэтическом произведении. Наблюдают над использованием сравнения в поэтическом произведении. Определяют тип текста. Графически иллюстрируют прочитанное. Выполняют музыкальное иллюстрирование. Пишут сочинение (описание с элементами рассуждения).

09.04

09.04

111

«Чтоб летали мы все и

росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла».

Обобщение по теме: «Поэзия».

1

Читают выразительно. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Выявляют подтекст. Выявляют идею произведения. Наблюдают над использованием олицетворения в художественно организованной речи. Наблюдают над использованием эпитета в художественно организованной речи. Наблюдают над использованием художественного повтора. Наблюдают над использованием звукописи в художественно организованной речи. Наблюдают над использованием сравнения в художественно организованной речи. Цитируют (письменно). Декламируют стихи. Создают высказывания в форме рассуждения и повествования. Составляют рассказ по иллюстрации.

Тест.

11.04

11.04

112

Книги и журналы со стихами современных детских  поэтов.

1

Читают выразительно. Читают выборочно. Выбирают и читают книги и журналы по заданной теме. Классифицируют книги, находящиеся на выставке. Отвечают на вопросы к прочитанным произведениям. Заучивают наизусть. Выразительно декламируют стихотворения.

Книги и журналы со стихами современных детских поэтов.

13.04

13.04

«Когда, зачем и почему?»  Познавательная литература (24 ч.)

113

Ю. Яковлев «О нашей родине». И. Соколов-Микитов «Русский лес».

1

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Знакомятся с основными признаками познавательной литературы. Знакомятся с основными признаками эссе. Составляют вопросы к познавательному тексту. Отвечают на вопросы к познавательному тексту. Составляют план. Находят в тексте опорные (ключевые) слова. Пересказывают прочитанное. Создают текст-рассуждение. Создают альбом на заданную

тему.

ИОП № 14.

15.04

15.04

114

Ю. Дмитриев «Зелёное и жёлтое»

1

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Осваивают изучающий способ чтения. Знакомятся с основными признаками познавательной литературы. Отвечают на вопросы к познавательному тексту. Пересказывают прочитанное. Создают рассуждение (устно).

16.04

16.04

115

«Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»).

1

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Осваивают изучающий способ чтения. Знакомятся с основными признаками познавательной литературы. Отвечают на вопросы к познавательному тексту. Выделяют в тексте новую информацию. Находят в тексте главное. Составляют план. Пересказывают прочитанное. Иллюстрируют прочитанное путём подбора репродукций. Создают текст-рассуждение. Создают словарик к статье. Пополняют словарный запас.

18.04

18.04

116, 117,

118

Н. Соловьёв «Сергий Радонежский»

3

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Осваивают изучающий способ чтения. Пополняют словарный запас. Отвечают на вопросы к познавательному тексту. Определяют тему смысловой части текста. Находят в тексте главное. Обобщают прочитанное. Цитируют (устно). Озаглавливают смысловые части текста.

Составляют сложный план. Пересказывают прочитанное кратко.

20.04;

22.04;

23.04

20.04;

22.04;

23.04

119

Губарев «В открытом космосе».

1

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Осваивают изучающий способ чтения. Пересказывают прочитанное. Ищут и изучают дополнительную литературу на заданную тему. Создают устное сообщение на заданную тему.

25.04

25.04

120

Л. Яхнин «Метро».

1

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Выделяют в тексте новую информацию. Составляют вопросный план. Пересказывают прочитанное. Создают высказывание на заданную тему. Выступают перед одноклассниками с презентацией творческой работы.

27.04

27.04

121

М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего»; М. Ильин «Сто тысяч почему».

1

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Знакомятся с основными признаками познавательной литературы. Составляют вопросы к познавательному тексту. Отвечают на вопросы к познавательному тексту. Составляют план. Пересказывают прочитанное. Составляют и задают вопросы по заданной теме. Создают текст-отчёт о проделанной работе. Выбирают и читают книги и журналы на заданную тему. Составляют аннотацию.

29.04

29.04

122, 123,

124

Книги и журналы, отвечающие на вопросы.

3

Детские энциклопедии, журналы.

30.04;

02.05;

06.05

30.04;

02.05;

06.05

125

Промежуточная аттестация.

1

Работают с текстом, выполняют задания, отвечают на вопросы. Составляют свой текст.

КИМ

07.05

07.05

126

Н. Надеждина «Лук от семи недуг».

1

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Осваивают изучающий способ чтения. Находят в тексте главное. Делят текст на смысловые части. Определяют тему смысловой части текста. Озаглавливают смысловые части текста. Составляют план. Пересказывают прочитанное

кратко. Делают высказывание на заданную тему.

11.05

11.05

127

М. Константиновский «Что такое электрический ток».

1

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Знакомятся с основными признаками познавательной литературы. Прогнозируют содержание статьи перед чтением. Составляют вопросы к познавательному тексту. Отвечают на вопросы к познавательному тексту. Цитируют. Находят в тексте опорные (ключевые) слова. Выделяют смысловое ядро текста. Пересказывают прочитанное. Создают небольшой текст-рассуждение.

13.05

13.05

128

В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог».

1

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Знакомятся с основными признаками познавательной литературы. Отвечают на вопросы к познавательному тексту. Выделяют в тексте новую информацию. Определяют тему текста. Выявляют идею произведения. Пользуются толковыми словарями и справочной литературой. Создают словарик к статье. Готовят и делают сообщение на заданную тему.

14.05

14.05

129

А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» (отрывок)

1

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Осваивают изучающий способ чтения. Соотносят пословицы со смыслом прочитанного произведения. Отвечают на вопросы общего характера. Озаглавливают прочитанное. Составляют план. Пересказывают прочитанное

кратко. Создают небольшой текст- рассуждение. Делают высказывание на заданную тему. Выбирают и читают книги на заданную тему.

16.05

16.05

130

Книги о книгах и их создателях. Статьи о писателях в журналах.

1

18.05

18.05

131

К. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении).

1

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Наблюдают над использованием в тексте средств языковой выразительности. Делают частичный пересказ прочитанного. Озаглавливают иллюстрацию. Пользуются толковыми словарями и справочной литературой. Создают словарик к статье. Пополняют словарный запас. Готовят и делают сообщение на заданную тему.

20.05

20.05

 132

К. Чуковский «Признания старого сказочника» (фрагмент).

1

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Выявляют и характеризуют образ рассказчика. Отвечают на вопросы к тексту. Наблюдают над использованием в тексте средств языковой выразительности. Формулируют кратко, сжимая информацию. Делают частичный пересказ прочитанного. Пользуются толковыми словарями и справочной литературой. Создают словарик к статье. Пополняют словарный запас. Составляют вопросы для воображаемого интервью с автором произведения. Готовят и делают сообщение на заданную тему.

21.05

21.05

133

Энциклопедии.

1

Энциклопедии.

23.05

23.05

134

Обобщение по теме «Познавательная литература»

1

Тест.

25.05

25.05

135

Итоговое повторение. Проверка техники чтения.

1

Тексты для проверки техники чтения.

27.05

27.05

136

Заключительный обобщающий библиотечный урок.

1

28.05

28.05


Раздел 7. Средства контроля.

Контроль организовывается в нескольких направлениях: текущий, тематический и итоговый.

Текущий контроль осуществляется методом оценивания всех основных видов деятельности учащегося на уроке: чтения, пересказа, выступления-сообщения и воспроизведение поэтических и  отрывков из прозаических произведений наизусть в критериальной системе оценивания.  Оценка осуществляется на основе таблиц, определяющих критерии каждого из перечисленных видов деятельности. Критерии представлены в балльной системе оценивания. Затем баллы переводятся в оценку, которая и выставляется в журнал.

Оценка чтения произведения.

критерий оценки

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

1

Способ чтения

фразами

целыми словами

по слогам

по буквам

2

Правильность чтения

нет ошибок

1-2 ошибки

3-5 ошибок

нет ошибок

3

Выразительность

громко,

с паузами, интонировано

не выполнено 1 условие

не выполнено 2 условия

не выполнено ни одного условия

Перевод баллов в оценку: 9 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 4-6 баллов – «3», 0-3 баллов «2».

Оценка пересказа произведения.

критерий оценки

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

1

Последователь-ность.

Пересказ был последовательным, логичным.

Допущена одна ошибка в последовательности изложения.

Допущено две ошибки в последовательности изложения.

Допущено более двух ошибок в последовательности изложения.

2

Правдивость.

Правдивый пересказ без искажения событий.

Пересказ с 1 ошибкой (искажением) событий.

Пересказ с 2 ошибками (искажениями) событий.

Допущено более двух искажений пересказываемого текста.

3

Культура речи.

Пересказ был чётким, динамичным, грамотным (без ошибок по культуре речи и без слов-паразитов: «ну», «короче» и т.д. без повторяющихся слов:  «потом», «так» и т.д.)

Не соблюдение одной из позиций оценивания  (нет чёткости, или  динамичности, или грамотности речи).

Не соблюдение двух из позиций оценивания (нет чёткости, или динамичности, или грамотности речи).

Не соблюдение всех трёх позиций оценивания.

Один балл прибавляется за артистизм.

Перевод баллов в оценку: 9-10 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 4-6 баллов – «3», 0-3 баллов «2».

Оценка воспроизведения поэтического и отрывков из прозаического произведения наизусть.

Название критерия

3 балла

2 балла

1 балл

0 балов

1

Правильность воспроизведения.

Нет ошибок при воспроизведении.

Допущено 1-2 ошибки при воспроизведении.

Допущено 3-5 ошибок при воспроизведении.

Допущено 6 и более ошибок при воспроизведении.

2

Выразительность воспроизведения.

громко,

с паузами, интонировано

не выполнено

1 условие

не выполнено

2 условия

не выполнено ни одного условия

3

Артистизм.

Актёрская игра в голосе и  в

жестах при воспроизведении всего произведения.

Не выполнено одно условие (актёрская игра в голосе и в жестах) при воспроизведении всего произведения.

Не выполнено одно условие при воспроизведении части произведения.

Не выполнено ни одного условия при воспроизведении всего произведения.

Перевод баллов в оценку: 9 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 4-6 баллов – «3», 0-3 баллов «2».

Оценка выступления (сообщения) учащегося по теме.

Название критерия

2 балла

1 балл

0 балов

1

Соответствие теме.

Сообщение соответствует теме выступления.

Сообщение частично соответствует теме выступления.

Сообщение не соответствует теме выступления.

2

Содержание сообщения.

Тема раскрыта полностью.

Тема раскрыта частично.

Тема не раскрыта.

3

Выразительность выступления.

Речь чёткая, интонированная.

Не выполнено

одно условие.

.

Не выполнено

два условия.

4

Самостоятельность.

Самостоятельно представляет сообщение.

Представляет сообщение с небольшой помощью учителя или одноклассников.

Нуждается в постоянной помощи учителя или одноклассников.

5

Яркость выступления.

Выступление было ярким, интересным, запоминающимся.

Выступление

 было

обычным.

Выступление

 было

скучным.

Перевод баллов в оценку: 11-12 баллов–«5», 9-10 баллов – «4», 5-8 баллов – «3», 0-4 балла– «2».

        Средствами тематического контроля  являются ИОУПы (индивидуально-ориентированные учебные планы) и тесты.

        ИОУП включает в себя все задания, которые должен выполнить учащийся при изучении темы, выполнение которых также оценивается в баллах. В зависимости от того, сколько заданий выполнил учащийся, и какое количество баллов набрал, выставляется оценка за тему (общее количество набранных баллов переводится в оценку).

        Тесты представляют собой самостоятельную работу, рассчитанную на 15-20 минут, в которой представлены задания по работе с текстом.

        Итоговый контроль включает в себя  4  контрольные работы по чтению в конце каждой учебной четверти и проверку техники чтения по окончанию 1-го и 2-го полугодия. Результаты проверки техники чтения заносятся в таблицу.

Фамилия, имя

Способ чтения

Правильность

(кол-во ошибок)

Выразительность

чтения

Осознанность

чтения

Скорость

(слов в мин.)

Б

Слог

Слог/

слово

Слово

По результатам всех видов контроля на каждого учащегося заполняется индивидуальный лист достижений.  Обобщённый лист заполняется на весь класс, чтобы проследить динамику качества обучения и выявить проблемные места в целом по классу.

Лист достижений по литературному чтению

Предметные умения

Чтение

1

Читать целыми словами.

2

Читать бегло (скорость чтения).

3

Читать правильно, соблюдая орфоэпические нормы.

4

Выбирать эмоциональный тон голоса для передачи эмоционального содержания произведения (читать выразительно).

5

Читать выборочно.

6

Читать по ролям.

7*

Читать осмысленно, плавно, бегло словосочетаниями или фразами.

Работа с текстом.

8

Прогнозировать содержание прочитанного.

9

Находить в тексте новые и непонятные слова.

10

Пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников.

11

Определять вид текста (повествование, описание, рассуждение).

12

Определять жанр произведения.

13

Определять тему текста.

14

Определять главную мысль (идею) произведения.

15

Соотносить пословицы с прочитанным произведением.

16

Определять эмоциональный характер произведения.

17

Определять композицию (линейная, кольцевая, «открытый конец»).

18

Определять, от чьего лица ведётся рассказ.

19

Определять персонажей произведения.

20

Давать характеристику персонажу.

21

Определять эмоциональное состояние персонажей.

22

Характеризовать отношения персонажей.

23

Определять отношение автора к персонажам.

24

Определять своё отношение к персонажам.

25

Определять последовательность событий.

26

Выделять кульминационный эпизод текста.

27

Находить в тексте опорные слова.

28

Делить текст на смысловые части.

29

Пересказывать прочитанное, сохраняя его жанровые особенности.

30

Кратко пересказывать текст.

31

Выполнять выборочный пересказ.

32

Составлять вопросы к тексту.

33

Находить в тексте нужные слова и предложения.

34

Находить в тексте художественный повтор.

35

Соотносить текст с иллюстрацией.

36

Давать название иллюстрации.

37

Отвечать на вопросы к художественному тексту.

38

Отвечать на вопросы к познавательному тексту.

39

Составлять партитуру для выразительного чтения.

40

Заучивать наизусть.

41*

Определять смысл слова (или устойчивого выражения)  по контексту.

42*

Выявлять подтекст.

43*

Выявлять и характеризовать рассказчика.

44*

Составлять цитатный план текста.

45*

Составлять сложный план.

46*

Цитировать.

47*

Формулировать вопросы, направленные на обсуждение текста.

48*

Пересказывать прочитанное, изменяя лицо рассказчика.

49*

Находить в тексте сравнения.

50*

Находить в тексте метафору.

51*

Находить в тексте эпитеты.

52*

Находить в тексте олицетворение.

53*

Находить в тексте противопоставления.

54*

Определять аллегорию.

Работа с книгами.

55

Работать с каталогом.

56

Находить книгу на заданную тему.

57

Отличать сборник произведений от авторской книги.

58

Делать презентацию прочитанной книги.

59

Систематизировать книги по подтемам и по авторам.

60*

Работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

61

Создавать иллюстрации к произведению.

62

Участвовать в инсценировании произведений.

63

Декламировать стихотворное произведение наизусть.

64

Писать отзыв о книге.

65

Сочинять продолжение произведения.

66

Создавать сочинения по картине.

67*

Создавать письменный текст-описание (героя, природы и др.)

68*

Составлять письменный текст-рассуждение на указанную тему.

69*

Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

УУД

Личностные

70

Проявлять интерес к чтению художественной литературы.

71

Проявлять интерес к народной культуре.

72

Проявлять  интерес к мировой культуре.

73

Проявляет уважение к культуре народов других стран.

74

Оценивать поступки героев, опираясь на нравственные ориентиры.

75

Проявлять гражданскую идентичность.

76

Проявлять патриотизм.

77

Проявлять эмпатию.

78

Проявлять эстетический вкус.

79

Проявлять положительное  и эстетическое отношение к природе.

Регулятивные

80

Принимать учебную задачу.

81

Сохранять учебную задачу.

82

Прогнозировать свои действия.

83

Планировать свою деятельность.

84

Действовать по инструкции.

85

Действовать по плану.

86

Оценивать свои действия.

87

Оценивать действия другого.

88

Вносить коррективы в свою деятельность.

89

Рефлексировать.

Познавательные -1 (Работа с информацией).

90

Ориентироваться в тексте.

91

Находить в тексте информацию, представленную в явном виде.

92

Определять в тексте главное.

93

Составлять простой план текста.

94

Ориентироваться в книге по содержанию (оглавлению).

95

Ориентироваться в книгах (в том числе справочных) и в периодических изданиях.

96

Находить нужную информацию в книгах и в интернете.

97*

Ориентироваться в Интернете.

98*

Сжимать информацию.

99*

Создавать сообщения на заданную тему на основе самостоятельно собранной информации.

100*

Схематизировать содержание текста.

101*

Заполнять таблицы на основе содержания текста.

102*

Находить в тексте информацию, представленную в неявном (скрытом) виде.

Познавательные – 2

103

Подводить под понятие (вид текста, жанр).

104

Анализировать жанровое своеобразие литературного произведения.

105

Анализировать произведение с целью определения его эмоционального характера.

106

Анализировать содержание произведения.

107

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей.

108

Анализировать произведение для определения мотивации персонажей.

109

Анализировать произведение с целью выявления собственного отношения к персонажам.

110*

Анализировать произведение с целью выявления отношения автора к описанным событиям и персонажам. 

111*

Анализировать  произведение для выявления подтекста.

112

Анализировать произведение с целью определения его главной мысли (идеи).

113*

Анализировать структуру произведения.

114*

Анализировать произведение с целью наблюдения за композицией.  

115*

Анализировать языковые образные средства произведения.

116

Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей.

117*

Синтезировать прочитанное.

118

Сравнивать персонажей.

119

Сравнивать произведения одного жанра.

120

Сравнивать произведения одного автора.

121

Сравнивать произведения разных жанров.

122

Сравнивать художественные и познавательные произведения одной тематики.

123*

Ранжировать  информацию, найденную в тексте.

124

Классифицировать сказки.

125

Классифицировать литературные произведения по жанру.

126

Устанавливать причинно-следственные связи.

127

Сопоставлять информацию.

128

Выявлять новое в полученной информации.

129

Обобщать прочитанное.

130

Выдвигать и обосновывать гипотезы.

131*

Формулировать выводы на основе явной и скрытой информации, данной в произведении;

Коммуникативные  

132

Вступать в общение.

133

Делиться впечатлениями о прочитанном.

134

Выражать свою точку зрения.

135

Задавать вопросы.

136

Слушать собеседника.

137

Соблюдать правила общения.

138

Аргументировать свою позицию с ссылкой на текст. 

139

Учитывать мнение окружающих.

140

Выступать перед сверстниками с сообщением о прочитанном произведении.

Раздел 8. Учебно-методические средства обучения.

     Учебное оборудование:

        - компьютер

- проектор

- колонки

- экран

Литература для учителя:

  1. Кубасова О.В.  «Литературное чтение». Программа. – Смоленск «Ассоциация ХХІ век», 2013.

  1. Кубасова О.В. Литературное чтение: методические рекомендации к учебнику для 4 класса. - Смоленск «Ассоциация ХХІ век», 2013.

  1. Кубасова О.В. Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям для 1-4 классов. - Смоленск «Ассоциация ХХІ век», 2011.

  1. Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.

Литература для учащихся:

  1. Кубасова О.В. «Литературное чтение». Учебник для 4 класса.    – Смоленск «Ассоциация ХХІ век», 2013. Часть 1, 2, 3, 4.

  1. Кубасова О.В. «Литературное чтение». Рабочая тетрадь для учащегося 4 класса. - Смоленск «Ассоциация ХХІ век», 2013. Часть 1, 2.

  1. Кубасова О.В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику «Литературное чтение» для 4 класса. - Смоленск «Ассоциация ХХІ век», 2013.

Справочная литература:

  1. Полный школьный курс. 1-4 классы. Справочное пособие. – СПб.: ИГ «Весь», 2010.

Дополнительная литература для учащихся:

        Классная библиотека, в которой собраны книги и сборники сочинений всех детских писателей классиков, изучаемых в курсе «Литературное чтение» в начальной школе.

Аудиокассеты.

  • Сказки А.С. Пушкина.
  • Сказки Чуковского.
  • Басни И.А. Крылова.

Диски:

  1. Новейший справочник школьника. 1-4 классы (электронные приложении к справочнику).

  1. Презентации к урокам «Литературного чтения. 4 класс» (ЭП-ЛЧ-4)

  1. Сказки Х.К. Андерсена.

  1. Сказки А.С. Пушкина.

Портреты писателей.

  • Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Андерсен, Бажов, Барто, Берестов, Бианки, Блок, Братья Гримм, Даль, Драгунский, Ершов, Есенин, Житков, Жуковский, Заходер, Ишимова, Коваль, Кончаловская, Крылов, Памятник Крылову, Куприн, Лермонтов, Мамин-Сибиряк, Маршак, Маяковский, Михалков, Некрасов, Носов, Паустовский, Ш. Перро, Пришвин, Пушкин, Свифт, А.К. Толстой, А.Н. Толстой, Л.Н. Толстой, Тютчев, Ушинский, Фет, Хармс, Чарушин, Чехов, Чуковский.

  • Комплект портретов для кабинета начальных классов: Андерсен Х.К., Гримм В., Гримм Я., Ершов П.П., Крылов И.А., Мамин-Сибиряк Д.Н., Маршак С.Я., Михалков С.В., Носов Н.Н., Паустовский К.Г., Перро Ш., Пушкин А.С., Толстой А.Н., Ушинский К.Д., Чуковский К.И.   

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...