Литературное чтение 3 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)

Сальникова Юлия Борисовна

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ», 3 КЛАСС

Пояснительная записка.

     Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009);
  • Приказ от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Планета знаний» (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • Авторская программа  курса «Литературное чтение» 1-4 классы Э.Э. Кац;
  • Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год.

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

— развитие воображения, творческих способностей;

— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

— обогащение представлений  об окружающем мире.

    Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.

Во третьем классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебнике отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

КРУГ ЧТЕНИЯ

 «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…» (15 ч)

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»

Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (15 Ч)

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (6 ч)

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (11 ч)

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА…» (8 ч)

С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (14 ч)

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

БАСНИ (9 ч)

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки». Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (16 ч)

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».

О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (13 ч)

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

ВЕСНА ПРИШЛА (10 ч)

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЁЗ (19 ч)

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

  1. НАВЫК И КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ
  • Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.
  • Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.

  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ
  • Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
  • Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
  • Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.
  • Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
  • Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
  • Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
  • Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
  • Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
  • Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
  • Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
  • Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.

  1. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, РЕЧЕВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
  • Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
  • Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
  • Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.
  • Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

  1. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
  • Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
  • Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.
  • Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.
  • Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ

           У учащихся будут сформированы:

  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
  • умение оценивать свое отношение к учебе;
  • уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

  • представление об общих нравственных категориях у разных народов;
  • нравственное чувство и чувственное сознание;
  • умение анализировать свои переживания и поступки;
  • способность к самооценке;
  • эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;
  • бережное отношение к живой природе;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЧЕВАЯ И ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учащиеся научатся:

  • правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;
  • пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
  • рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
  • привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;
  • определять и оценивать позиции литературных героев;
  • выявлять тему и главную мысль произведения;
  • сопоставлять героев, идеи разных произведений;
  • составлять план рассказа, формулировать вопросы к тексту, составлять план текста;
  • определять свое и авторское отношение к героям;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
  • делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • продолжать сюжет произведения, историю героя;
  • участвовать в инсценировании произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;
  • выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

Учащиеся научатся:

  • различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
  • выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;
  • находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.
  • использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • соотносить свои действия с поставленной целью;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  • планировать свои учебные действия;
  • анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;
  • составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;
  • планировать свою читательскую деятельность;
  • планировать свою  деятельность при реализации проекта.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • сравнивать произведения и героев;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
  • свободно ориентироваться в аппарате учебника;
  • находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления;
  • выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;
  • находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;
  • сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;
  • ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);
  • находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;
  • извлекать информацию из произведений изобразительного искусства.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
  • сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

        

Учащиеся получат возможность научиться:

  • работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;
  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
  • овладевать диалогической формой речи;
  • формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.

Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий:

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 ч.

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Э. Э. Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие.

  1. Э.Э. КАЦ
  2. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
  1. Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала
  2. 3 класс

136  ч (4 ч в неделю)

                                                               

№ п/п

Дата

урока

Тема урока, страницы учебника

Решаемые проблемы (цели)

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные

результаты

1-я четверть (35 ч)

1

01.09

  1. Вспомним лето

Развитие внимания к структуре книги, к информации, помещенной на титульном листе, в предисловии, оглавлении. Формирование умения пользоваться толковым словарем.

книга

обложка

переплет

форзац

Воспроизводить впечатления в устной речи, демонстрировать результаты творческой деятельности.

Оценивать свои эмоциональные реакции. Внимательно выслушивать собеседника и оценивать его высказывание.

УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО… (16 ч)

2

3

4

02.09

03.09

07.09

  1. К. Г. Паустовский
  2. «Барсучий нос»
  3. с. 4—9 

Знакомство с понятием «синоним». Формирование умения пользоваться словарем синонимов. Развитие внимания к авторской позиции, умения выделять способы ее выражения.

Формирование умения определять собственное отношение к прочитанному. Закрепление умения использовать различные приемы для выразительного чтения. Формирование умения вести творческий пересказ произведения.

Синоним, словарь синонимов.

Авторская позиция.

Выразительное чтение, пересказ.

Выразительное чтение, с передачей нужной интонации.

Пересказ близко к тексту, кратко, от лица персонажей.

Рассказ по предложенному или самостоятельно составленному плану.

Привлечение читательского и жизненного опыта для решения поставленной задачи.

Умение передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства.

Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям.

Определять и оценивать позиции литературных героев.

Выявлять главную мысль произведения.

Находить сравнения в тексте произведения.

Составление плана рассказа.

Работа со словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.

Анализ композиции картины и изобразительных средств, используемых художником.

Подбор художественных произведений и репродукций картин на заданную тему.

5

6

08.09

09.09

И. А. Бунин

«Листопад»

с. 10—12

Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения. Закрепление умения пользоваться различными приемами для выразительного чтения. Закрепление знаний о сравнении и рифме. Формирование умения вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные.

Эмоциональная окрашенность лирического произведения.

Сравнение и рифма.

Выразительное чтение.

7

8

9

10.09

14.09

15.09

М. М. Пришвин

«Хрустальный день»,

«Капитан-паук»,

«Недосмотренные грибы»

с. 13—15

Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту.

Метафора, синоним.

Пересказ.

10

16.09

Н. Рубцов

«У сгнившей лесной избушки»

с. 16—17

Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.

Эмоциональная окрашенность лирического произведения.

Выразительное чтение.

11

12

13

17.09

21.09

22.09

К. Г. Паустовский

«Подарок»

с. 18—23

Формирование умений передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства

Позиция литературных героев, главная мысль произведения;  план пересказа.

14

23.09

  1. Картинная галерея

И. И. Левитан

«Лесное озеро»

с. 24—25

Развитие интереса к творчеству конкретного художника.

Пейзаж,

живописец, художник.

15

16

24.09

28.09

  1. Внеклассное чтение

А.Жигулин

«Загорелась листва..»,

А.А. Фет

«Осенняя роза»

с. 26—27

Формирование умений самостоятельно работать с книгой, соотносить впечатления, полученные при восприятии произведений разных родов искусств.

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (17 ч)

17

18

19

29.09

30.09

01.10

Русская народная сказка

«Семь Симеонов»

с. 28—36

Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений.

Язык и композиция народных сказок.

Главная мысль произведения, сюжет.

Выразительное чтение.

Чтение по ролям.

Пересказ фрагментов произведения близко к тексту.

Определение главной мысли произведения.

Сопоставление героев, идей разных произведений.

Умение продолжать сюжет произведения.

Составление плана рассказа.

Умение находить нужные книги в библиотеке.

Ориентирование в сборниках произведений.

Сравнение иллюстраций к сказкам в разных сборниках.

Уважение к культуре разных народов.

Анализ произведения изобразительного искусства по предложенному плану.

Подбор репродукций картин на заданную тему.

Выбор формы участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», Сотрудничество со сверстниками и взрослыми, распределять ролей.

20

21

22

05.10

06.10

07.10

Русская народная сказка

«Иван —  

крестьянский сын

 и чудо-юдо»

с. 37—45

23

24

25

08.10

12.10

13.10

  1. Внеклассное чтение

Русские народные сказки

с. 46, 64 – 75

Формирование умения работать с книгой. Сопоставление вариантов сказок в разном переложении.

Варианты сказок.

26

14.10

  1. Картинная галерея

В. М. Васнецов

«Иван-царевич на сером волке»

с. 62—63

Формирование интереса к личности художника. Формирование умения соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом. Развитие внимания к деталям, позволяющим определить настроение, выраженное в картине.

Произведение изобразительного искусства и литературное произведение.

Настроение картины.

27

15.10

Литовская народная сказка

«Жаба-королева»

с. 47—49

Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур.

Культуры разных народов.

Нравственные позиции героев сказок.

28

19.10

Таджикская народная сказка

«Птица Кахна»

с. 50—53

29

30

31

20.10

21.10

22.10

Китайская народная сказка

«Как юноша любимую искал»

с. 54—61

32

33

26.10

27.10

  1. Внеклассное чтение

Сказки народов мира

с. 61, 76 – 79

34

35

28.10

29.10

  1. Проектная работа.

с. 80 – 81

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Любимые писатели, произведения и герои»: подбирать книги выбранной тематики; участвовать в коллективной подготовке выставки поделок, конкурса сочинителей; принимать участие в инсценировке литературных произведений.

2-я четверть (28 ч)

ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (6 ч)

36(1)

37(2)

09.11

10.11

А. С. Пушкин

«У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок)

с. 82—83

Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям.

Лирическое произведение.

Авторская позиция.

Выразительное чтение лирического произведения.

Привлечение читательского опыта.

Определение своего впечатления от прочитанного.

Выявление авторской позиции.

Ответы на вопросы по тексту, с аргументацией своей позиции.

Подбор эпитетов, синонимов и антонимов к словам.

Формирование представления о нравственных категориях (добре и зле).

38(3)

11.11

Ю. Мориц

«Песенка про сказку»

с. 84—85

Развитие интереса к другим родам искусства —  музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства.

Виды искусства.

Музыка,

живопись.

39(4)

12.11

Немецкая народная баллада

«Маленький скрипач»

с. 86—87

40,41

(5,6)

16.11

17.11

  1. Г. Сапгир, «Сны»
  2. К.Д. Бальмонт
  3. «У чудищ»,

С. Осторовский «Сказки»

  1. с. 88—90

О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (10 ч)

42(7)

43(8)

44(9)

18.11

19.11

23.11

В. Белов

«Верный и Малька»,

«Малька провинилась»,

«Еще про Мальку»

с. 91—96

Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным.

Характеристика литературного героя.

Авторская позиция.

План произведения.

Выразительное чтение.

Ответ на вопросы по тексту, используя  нужные фрагменты текста  для подтверждения своей позиции.

Определение своего и авторского отношения к героям.

Рассказ по плану, от лица персонажа.

Создание устных и письменных рассказов на заданную тему.

Формирование представлений о нравственных категориях.

Бережное отношение к животным.

Поиск нужных источников информации.

Сопоставление литературных произведений с произведениями других родов искусств (кино, театр).

45(10)

24.11

И. С. Тургенев

«Воробей»

с. 97—98

46(11)

47(12)

48(13)

25.11

26.11

30.11

Н. Г. Гарин-Михайловский

«Тёма и Жучка»

с. 99—108

49(14)

01.12

Л. Н. Толстой

«Прыжок»

с. 109—112

50(15)

02.12

  1. Внеклассное чтение

В. Астафьев

«Белогрудка»

с. 113—117

51(16)

03.12

Работа с научно-популярными текстами.

с. 118—122

ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА … (8 ч)

52(17)

07.12

С. Есенин

«Разгулялась вьюга...»

с. 4—5

Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения, Формирование умений подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства.

Олицетворение,

синонимы и антонимы, эмоциональная окрашенность  произведений.

Выразительное чтение.

Заучивание наизусть.

Объяснение значения слова в контексте произведения.

Подбор синонимов, антонимов, эпитетов.   Поиск олицетворений в тексте.

Сопоставление переживаний, выраженных в разных произведениях. Привлечение собственного жизненного опыта.

Воспроизведение впечатлений, полученных при чтении произведения, объяснение его.

Анализ собственных переживаний, обоснование их причин.

Извлечение информации из произведения изобразительного искусства.

Уметь находить в библиотеке книги заданной тематики.

53(18)

54(19)

55(20)

08.12

09.12

10.12

А. С. Пушкин

«В тот год осенняя погода...» (отрывок),

«Зимнее утро»,

«Зимняя дорога» (отрывок)

с. 6—11

56(21)

14.12

Ф. И. Тютчев

«Чародейкою Зимою...»

с. 12–13

57(22)

15.12

  1. Картинная галерея

Н. Крылов

«Зима»

с. 14—15

Обогащение знаний об особенностях народного быта.

Пейзаж,

средства выразительности

58(23)

59(24)

16.12

17.12

  1. Внеклассное чтение

Зима в произведениях

разных жанров

с. 16—18

Развитие внимания к деталям описания природы в художественном тексте. Развитие эстетического чувства при восприятии живой природы.

Пейзаж,

средства выразительности

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (4 ч)

60(25)

61(26)

62(27)

63(28)

21.12

22.12

23.12

24.12

А. С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

с. 19—47

Формирование умений объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивать иллюстрации к произведениям.

Внутреннее состояние  героев,  авторское отношение к ним.

Фольклор.

Иллюстрирование.

Составление плана рассказа по теме.

Определение темы и главной мысли произведения.

Творческий пересказ. Сопоставление сюжета с сюжетами народных сказок.

Характеристика героя. Выявление отношения автора к персонажам.

Чтение по ролям.

Формирование нравственного чувства и нравственного сознания.

3-я четверть (42 ч)

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (продолжение) (7 ч)

64(1)

65(2)

66(3)

11.01

12.01

13.01

Х.-К. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

с. 48—56

Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев.

План рассказа, тема произведения, главная мысль, отношение автора к героям.

Придумывание вопросов к произведению.

Характеристика внутреннего состояния героев.

Определение отношения автора к персонажам.

Привлечение жизненного опыта в процессе осмысления художественного произведения.

Умение пользоваться словарем синонимов и справочником, школьным толковым словарем;

находить нужную книгу в библиотеке.

Презентация прочитанной книги. Внимательное отношение к  другим людям.

67(4)

14.01

Л. Н. Толстой

«Царь и рубашка»

с. 57—58

68(5)

69(6)

70(7)

18.01

19.01

20.01

  1. Внеклассное чтение

Х.-К. Андерсен

«Штопальная игла»,

С. Седой

«Король красуется»

с. 58–65

Формирование умения рекомендовать понравившуюся книгу.

Аннотация книги, произведения.

БАСНИ (8 ч)

71(8)

72(9)

21.01

25.01

О. Мандельштам

«Муха»,

Эзоп

«Кошка и мыши», «Мухи»

с. 66—68

Знакомство с особенностями басни как жанра. Формирование умений постигать авторское отношение  к персонажам  и  способы  его   выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом.

Жанр — басня,

мораль.

Способы выражения авторского отношения к персонажам.

Выразительное чтение  басен.

Определение авторского отношения к персонажам , способов его выражения.

Сопоставление персонажей.

Определение главной мысли произведения.

Обобщение выводов, с привлечением читательского и жизненного опыта.

Различение басни и стихотворения.

Сочинение рассказов и произведений других жанров.

Формирование представления о нравственных и безнравственных поступках.

Выбор формы участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничество со сверстниками и взрослыми, распределение ролей.

73(10)

26.01

Л. Н. Толстой

«Отец и сыновья», «Лгун»

с. 69—70

74(11)

75(12)

76(13)

27.01

28.01

01.02

И. А. Крылов

«Лебедь, Щука и Рак», «Две Бочки»,

«Слон и Моська»

с. 71—75

77(14)

78(15)

02.02

03.02

Пословицы. Басни разных писателей.

с. 75–77  

Формирование умений понимать смысл пословиц; использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни; сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц.

Пословица.

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (11 ч)

79(16)

80(17)

04.02

08.02

А. П. Чехов

«Белолобый»

с. 80—87

Формирование умений объяснять свое отношение к прочитанному; выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; определять тему и главную мысль произведения. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека.

Тема, основная мысль произведения,

авторская позиция.

Выразительное чтение.

Выделение нужных для ответа на вопрос фрагментов текста.

Определение идеи и темы произведения.

Составление плана рассказа по теме.

Определение приемов, использованных писателем для создания персонажа произведения.

Оценка поступков героев, аргументирование свей позиции.

Различение сказок о животных и рассказов.

Умение находить в библиотеке книги заданной тематики.

Внимательно и бережно относиться к живой природе.

81(18)

82(19)

09.02

10.02

М. М. Пришвин

«Лимон»

с. 88—93

83(20)

11.02

Л. Н. Толстой

«Лев и собачка»

с . 94—95

84(21)

85(22)

15.02

16.02

К. Г. Паустовский

«Кот Ворюга»

с. 96—101

86(23)

87(24)

17.02

18.02

  1. Внеклассное чтение

Книги о животных

c.102–107

Развитие внимания и интереса к поведению и состоянию животных, чувства понимания и любви к живой природе.

План, тема произведения, главная мысль, отношение автора к героям.

88(25)

24.02

  1. Картинная галерея

Б. Мурильо

«Мальчик с собакой»

с. 108—109

Обучение созданию рассказа о персонажах картины. Формирование умения характеризовать отношения между персонажами.

О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (14 ч)

89(26)

90(27)

91(28)

25.02

27.02

29.02

Ю. Яковлев

«Полосатая палка»

(в сокращении)

с. 110—117

Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. Развитие интереса к позиции других людей. Развитие письменного творчества учащихся.  Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст.

План, основная мысль произведения.

Характеристика персонажей.

Пересказ сюжета кратко, от лица персонажа.

Составление плана произведения.

Определение главной мысль.

Создание письменных творческих работ.

Заучивание наизусть фрагментов прозаического текста.

Определение внутреннего состояния персонажей, отношения автора к ним.

Рекомендации понравившихся произведений с обоснованием.

Формирование представлений о нравственных и безнравственных поступках.

Использование разных источников информации.

Работа с аппаратом книги.

Участие в диалоге.

92(29)

01.03

Работа с научно-популярными текстами.

с. 118—121

93(30)

94(31)

95(32)

96(33)

02.03

03.03

05.03

09.03

А. Платонов

«Разноцветная бабочка»

с. 4—15

Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей.  

План, основная мысль произведения.

Характеристика персонажей.

Пересказ сюжета кратко, от лица персонажа.

Составление плана произведения.

Определение главной мысль.

Создание письменных творческих работ.

Заучивание наизусть фрагментов прозаического текста.

Формирование представлений о нравственных и безнравственных поступках.

Использование разных источников информации.

Работа с аппаратом книги.

Участие в диалоге.

97(34)

10.03

А. Кешоков

«Мне больно, мальчики»

с. 16

98(35)

99(36)

100(37)

14.03

15.03

16.03

К. Г. Паустовский

«Теплый хлеб»

с. 17—29

101(38)

102(39)

17.03

21.03

  1. Внеклассное чтение

К. Д. Ушинский

«Слепая лошадь»

с. 30—34

ВЕСНА ПРИШЛА (3 ч)

103(40)

104(41)

22.03

23.03

Народные песни

«Жаворонушки…»,

«Березонька»

с. 35—36

Развитие интереса к УНТ. Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства. Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения.

Устное народное творчество.

Выразительное чтение лирического произведения.

Участие в инсценировании.

Привлечение жизненного опыта при чтении.

Анализ собственных переживаний, вызванных разными родами искусств.

Выражение своего отношения к явлениям природы.

105(42)

25.03

А. А. Фет

«Весенний дождь»

с. 37

4-я четверть (25 ч)

ВЕСНА ПРИШЛА (продолжение) (5 ч)

106(1)

04.04

М. М. Пришвин

«Лесная капель»

с. 38—39

107(2)

05.04

К. Д. Бальмонт

«Золотая рыбка»

с. 40—41

Закрепление знаний о понятиях «сравнение», «метафора», «олицетворение»

Развитие устного и письменного творчества учащихся.

Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства.

Развитие интереса к позиции других людей.

Средства выразительности.

Сравнение, метафора, олицетворение.

Выразительное чтение лирического произведения.

Участие в инсценировании.

Привлечение жизненного опыта при чтении и анализе произведения.

Создание  устных и письменных произведений разных жанров.

Анализ собственных переживаний, вызванных разными родами искусств.

Выражение своего отношения к явлениям природы в устной речи и в рисунках.

108(3)

06.04

  1. А. А. Фет
  2. «Рыбка»
  3. с. 42

109(4)

110(5)

07.04

11.04

  1. Внеклассное чтение

В. Астафьев

«Весенний остров»,

О. Дриз

«Как сделать утро…»

с. 43—45

И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (17 ч)

111(6)

12.04

Шутки-прибаутки.

с. 46—47

Развитие умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица.

Развитие внимания к выбору точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему.

План, основная мысль произведения.

Характеристика персонажей.

Определять главную мысль произведения.

Пересказывать сжато от лица персонажа.

Задавать вопросы.

Составлять план по теме.

Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями.

Работать со словарями и другими источниками информации.

Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства.

112(7)

113(8)

13.04

14.04

Русская народная сказка

«Болтливая баба»

с. 48—53

114(9)

115(10)

116(11)

18.04

19.04

20.04

А. Линдгрен

«Как Эмиль угодил головой

в супницу»

с. 54—61

117(12)

118(13)

21.04

25.04

С. Маршак

«Про двух соседей»,

«Старуха, дверь закрой!»

с. 62—65

119 (14)

120(15)

121(16)

122(16)

26.04

27.04

28.04

03.05

М. Зощенко

«Великие путешественники»

с. 66—75

123(17)

04.05

  1. Картинная галерея

З. Серебрякова

«За обедом»

с. 76—77

Развитие интереса к творчеству конкретного художника.

Живопись, музей,

художники.

124(18)

125(19)

126(20)

127(21)

05.05

10.05

11.05

12.05

  1. Внеклассное чтение

А. Усачев

«На чем держится Земля»,

А. Дорофеев

«Укушенные»

Детская периодическая литература.

Формирование умения работать с книгой.

Обучение самостоятельной работе с детской периодической литературой.

Работа с книгой и периодикой.

Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями.

Знакомиться с детской периодической литературой

128(22)

129(23)

130(24)

16.05

17.05

18.05

Работа с научно-популярными текстами.

с. 87—91

Формирование умения соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления.

Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, в конкурсе знатоков.

Вести диалог, выслушивать мнение оппонента. Формулировать свою точку зрения.

131(25)

19.05

Наш конкурс.

с. 84—86

132-135

23.05

24.05

25.05

26.05

Проектная работа.

с. 160 – 161

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Любимые писатели, произведения и герои»: подбирать книги выбранной тематики; участвовать в коллективной подготовке выставки поделок, конкурса сочинителей; принимать участие в инсценировке литературных произведений.

136

РЕЗЕРВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний". Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего...

Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"

Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"...