Литературное чтение 4 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)

Сальникова Юлия Борисовна

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ», 4 КЛАСС.

Пояснительная записка.

     Программа обучения составлена в соответствии с рекомендованной  Министерством образования и науки РФ программой (УМК «Планета Знаний»), обеспечена учебником Э.Э. Кац «Литературное чтение. 1,2,3ч» и рабочими тетрадями к нему.

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

— развитие воображения, творческих способностей;

— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

— обогащение представлений  об окружающем мире.

    Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.

Во третьем классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебнике отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.

     

  

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мифы (8 ч)

Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.

Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».

Народные сказки (15 ч)

Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».

Былины (12 ч)

«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».

Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».

Авторские сказки (19 ч)

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».

Басни (9 ч)

И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».

Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».

Слово о родной земле (11 ч)

Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».

О прошлом Родины (9 ч)

«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».

Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».

Прошла по земле война (9 ч)

А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».

О добре и красоте (17 ч)

А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».

Мир детства (18 ч)

Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».

Удивительные приключения (9 ч)

Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).

Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).

  1. Навыки и культура чтения

Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.

Скорость чтения вслух — примерно 90 слов в минуту; осознанного, продуктивного чтения про себя — примерно 120 слов.

        Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 3 ч.

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2, №3.

Э. Э. Кац. Литературное чтение. Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение.». Методическое пособие.

  1. Э. Э. Кац

  2. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

  1. Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала
  2. 4 класс

102 ч (3 ч в неделю)

                                                                             

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

№ п/п

Дата

урока

Тема урока, страницы учебника

Решаемые проблемы (цели)

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1-я четверть (24 ч)

Мифы. (6 ч)

1

03.09

Мифы.

с. 3—5

Приобретение начальных знаний об истоках человеческой цивилизации. Формирование умения создавать план учебной статьи.

Мифология.

Миф.

Статья.

Составлять план учебной статьи.

Представлять сборники произведений.

Характеризовать героев.

Выделять изобразительные средства языка.

Определять жанр произведения.

Сопоставлять героев произведений разных жанров.

Связывать знания о прошлом с современным опытом.

Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний.

Работать с аппаратом книги.

2

05.09

Шумерские мифы.

«Подвиги бога Нинурты»

с. 5—7

Обогащение знаний о нравственных качествах людей, определенных в мифах разных народов.

Мифология.

Миф.

Шумеры.

3

07.09

Древнегреческие мифы.

«Нарцисс и Эхо»

с. 8—11

Мифология.

Миф.

Древние греки.

4

10.09

Внеклассное чтение.

Мифы Древней Греции.

с. 18—20

Формирование умения представлять сборник мифов, характеризовать понравившихся героев.

Мифология.

Миф.

Древние греки.

5

12.09

Славянские мифы.

с. 12—15

Обогащение знаний о мифологических истоках русской национальной культуры.

Мифология. Миф.

Славяне.

Национальная культура.

6

14.09

Поэтические приемы, пришедшие из мифов.

А. В. Кольцов. «Урожай».

с. 16—17

Обогащение знаний об изобразительных средствах языка и их истоках.

Мифология.

Миф.

Олицетворение.

Метафора.

Народные сказки. (11 ч)

7

17.09

Народные сказки.

с. 21—22

Формирование умения привлекать знания, полученные ранее, использовать читательский опыт.

Сказка.

Народное творчество.

Выразительно читать.

Составлять план произведения.

Определять главную мысль сказки.

Выделять характерную лексику в тексте произведения. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Комментировать иллюстрации к тексту.

Сопоставлять персонажей произведений.

Определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его.

Представлять выбранную книгу.

Сопоставлять сказку и миф.

Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях.

Работать с учебной статьей: 

выделять узловые мысли, составлять план статьи.

Находить нужную информацию.

Участвовать в групповой работе.

Выслушивать позицию оппонента и партнера.

Аргументировать собственный вывод.

8-10

19.09

21.09

24.09

Русская народная сказка.

«Василиса Прекрасная».

С. 23—34

Формирование умений выделять главную мысль произведения, составлять его план. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведения.

Сказка.

Главная мысль.

План.

Контекст.

11

26.09

Русская народная сказка.

«Находчивый солдат».

с. 35—37

Развитие внимания к смыслу слова в контексте произведения, формирование умения соединять впечатления от иллюстраций с содержанием прочитанного произведения.

Сказка.

Главная мысль.

План.

Контекст.

12

28.09

Русская народная сказка.

«Мужик и царь».

с. 38—41

Закрепление знаний о художественных особенностях русской народной сказки. Формирование умений сопоставлять персонажей разных произведений.

Сказка.

Художественные особенности.

Персонаж.

13

01.10

Армянская народная сказка.

«Портной и царь».

с. 42—46

Обогащение знаний о человеческих качествах, определяемых поступками людей.

Сказка.

Художественные особенности.

Персонаж.

14-16

03.10

05.10

08.10

Итальянская народная сказка.

«Кола-Рыба».

с. 47—53

Закрепление знаний о художественных особенностях народной сказки. Формирование умений сопоставлять персонажей разных произведений.

Сказка.

Художественные особенности.

Персонаж.

17,18

10.10

12.10

Внеклассное чтение 

Сказки народов мира.

с. 54 —64

Формирование умений представлять выбранную книгу, сопоставлять героев произведений, созданных разными народами.

Аннотация.

Народная сказка.

Персонаж.

Былины. (6 ч)

19,20

15.10

17.10

Былины.

«Как Илья из Мурома богатырем стал».

С. 65—71

Приобретение знаний о былине как произведении устного народного творчества. Формирование умений выделять в тексте произведения слова, выражающие его главную мысль; определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения. Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков.

Устное народное творчество.

Былина.

Главная мысль.

Национальный герой.

Персонаж.

Выразительно читать былину, определять темп, интонацию чтения.

Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее.

Читать по ролям произведение.

Оценивать поступки героев.

Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику.

Анализировать композицию, изобразительные средства, использованные художником.

Сопоставлять фольклорных и литературных героев.

Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства.

21-23

19.10

22.10

24.10

Былина.

«Илья Муромец и Соловей Разбойник».

с. 72—82

Былина.

Главная мысль.

Национальный герой.

Персонаж.

24

26.10

А. К. Толстой . «Илья Муромец».

с. 83—85

Былина.

Главная мысль.

Национальный герой.

Персонаж.

2-я четверть (24 ч)

Былины. (продолжение)(2 ч)

25,26

(1,2)

05.11

07.11

Внеклассное чтение.

Былины о русских богатырях.

с. 86 —93

Формирование умения соотносить литературные и визуальные впечатления, анализировать композицию картины, изобразительные средства живописи.

Былина.

Главная мысль.

Национальный герой.

Персонаж.

----- // -----

----- // -----

Авторские сказки. (15 ч)

27-30

(3-6)

09.11

12.11

14.11

16.11

А. С. Пушкин.

«Сказка о царе Салтане…»

с. 94—105

Формирование умений пересказывать фрагменты  произведения с включением цитат; определять качества персонажей, раскрывающиеся в их поступках; сопоставлять героев разных произведений. Формирование умения находить источники информации по интересующему вопросу.

Авторская сказка.

Народное творчество.

Качества персонажа.

Пересказывать произведение с включением цитат, от лица персонажа.

Читать по ролям литературные произведения.

Составлять план произведения.

Определять идею произведения, основные качества героев, отношение автора к персонажам.

Выявлять приемы, используемые писателем для создания характера персонажа.

Отвечать на вопросы, аргументировать

свою позицию.

Сопоставлять героев одного произведения, разных произведений.

Сопоставлять авторские произведения с народными.

Сочинять рассказы и записывать их.

Создавать устные и письменные аннотации прочитанных произведений.

Пользоваться разными источниками информации.

Участвовать в диалоге.

Строить монолог.

Анализировать собственную эмоционально-эстетическую реакцию на произведение изобразительного искусства.

Описывать приемы, используемые художником для передачи настроения и авторского отношения к изображаемому

Проявлять интерес к личности и жизни творческих личностей.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Авторские сказки»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в художественной самодеятельности,  представлять результаты творческих работ.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.

31(7)

19.11

Внеклассное чтение.

Сказки В. Гауфа.

Обогащение знаний о связи устного народного и авторского творчества. Формирование умения создавать письменные аннотации прочитанных произведений.

Народное и авторское творчество.

Иллюстрирование.

Аннотация.

32(8)

21.11

Н. С. Гумилев.

«Маркиз де Карбас».

с. 106—109

Развитие внимания к соединению фантастического и реального, смешного и грустного в художественном произведении. Развитие воображения, внимания к внутренней жизни человека.

Поэт.

Поэзия.

Иллюстрация.

Качества персонажа.

33,34

(9,10)

23.11

26.11

К. Чапек.

«Случай с русалками».

с. 110—116

Формирование умений определять внутреннее состояние героев, делать аргументированные выводы об их качествах, читать по ролям.

Авторская сказка.

Качества  и

внутреннее состояние персонажа.

35(11)

28.11

Внеклассное чтение.

К. Чапек. «Сказки».

Формирование умений представлять прочитанную книгу, определять отношение писателя к героям произведений, помещенных в ней.

Иллюстрация.

Переводчик.

Качества  и

внутреннее состояние персонажа.

36-39

(12-15)

30.11

03.12

05.12

07.12

Р. Киплинг.

«Рикки-Тикки-Тави».

с. 3—29

Формирование умений озаглавливать части произведения, определять его основную мысль, творчески пересказывать текст.

Основная мысль.

План.

Литературный прием.

40(16)

10.12

Картинная галерея

М. А. Врубель

«Царевна-Лебедь»

с. 30—31

Развитие интереса к творчеству художника.

Художник.

Композитор.

Картина.

41(17)

12.12

Внеклассное чтение.

О. Кургузов.  «Телевизионные макароны».

С. Седов.  «Король женится».

с. 32—36

Развитие внимания к авторской позиции, умения аргументировать сделанный вывод. Развитие воображения, умения придумывать ситуацию по аналогии.

Сказка.

Фантастический рассказ.

Басни. (6 ч)

42,43

(18,19)

14.12

17.12

И. А. Крылов.

«Трудолюбивый Медведь», «Любопытный».

с. 38—42

Углубление знаний о жанре «басня». Формирование умений сопоставлять позиции авторов, создавших произведения на близкие сюжеты; соотносить иллюстрации с художественным текстом; создавать собственную мораль к прочтенной басне. Обогащение представлений о многозначности слова, об иносказании в художественном произведении.

Басня.

Персонаж.

Мораль.

Выразительно читать басни, передавать интонационно состояние персонажей.

Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям.

Читать наизусть басни по выбору.

Определять и обсуждать актуальность морали басни.

Привлекать свой жизненный опыт.

Сопоставлять произведения разных авторов. 

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках

Оценивать актуальность морали басни.

Находить нужные книги в библиотеке.

Представлять сборники произведений.

Находить нужную информацию с помощью разных источников.

44(20)

19.12

Эзоп.

«Ворон и Лисица».

с. 42—43

«Эзопов язык».

Мораль.

45(21)

21.12

И. А. Крылов.

«Ворона и Лисица».

с. 44—46

Качества персонажа.

Мораль.

Научно-популярная статья.

46,47

(22,23)

24.12

26.12

Внеклассное чтение.

Басни.

с. 47 —52

Формирование умений представлять сборники произведений, создавать собственные произведения на темы морали басен.

Басня.

Мораль.

Качества  и

внутреннее состояние персонажа.

48(24)

28.12

Наш конкурс.

с. 53 —55

Закрепление, обобщение усвоенных знаний.

3-я четверть (28 ч)

Слово о родной земле. (8 ч)

14.01

49(1)

Ю. Яковлев.

«Мама».

с. 56—58

Обогащение знаний о содержании понятий «Родина», «Отечество». Развитие внимания к внутренней жизни человека. Формирование умения определять главную мысль произведения. Развитие внимания к интонации, темпу при чтении прозаического текста.

Родина.

Оиечество.

Мама.

Главная мысль.

Выразительно читать, определять темп, изменение интонации.

Читать наизусть стихотворения.

Определять идею произведения.

Соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями.

Определять переживания лирического героя.

Выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом. Находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте.

Сравнивать позиции поэтов, выявлять способы ее выражения.

Работать с учебной статьей, выделять в ней узловые мысли, составлять план.

Пользоваться разными источниками информации для объяснения слов, словосочетаний.

Находить книги, нужные произведения. Представлять сборник произведений.

Знакомиться с жизнью творческих личностей.

Постигать смысл патриотического отношения к Родине.

Развивать умение выразительно читать лирическое произведение, объяснять выбор стихотворения для чтения наизусть.

16.01

50(2)

М. Ю. Лермонтов.

«Когда волнуется желтеющая нива…».

с. 58—60

Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию лирического произведения и способам его создания. Привлечение внимания к значительным идейно-нравственным проблемам и их обсуждение.

Стихотворение.

Олицетворение.

Научно-популярная статья.

18.01

51(3)

С. А. Есенин

«С добрым утром!»

с. 60—62

Развитие умения соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями. Формирование умения определять авторские переживания, выраженные в лирическом произведении. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка.

Стихотворение.

Олицетворение.

Сравнение.

Метафора.

21.01

52(4)

М. М. Пришвин.

«Моя родина».

с. 62—65

Формирование умений работать с учебной статьей; Развитие интереса к общечеловеческим проблемам, умения соотносить позиции писателей, выраженные в произведениях на сходную тему.

Родина.

Природа.

Научно-популярная статья.

23.01

53(5)

И. Северянин.

«Запевка».

с. 66—67

Развитие внимания к многозначности слова в тексте лирического произведения, к собственному читательскому опыту.

Поэзия.

Псевдоним.

Запевка.

Храм.

Родина.

25.01

28.01

54,55

(6,7)

И. С. Никитин.

«Русь».

с. 67—70

Формирование умений определять переживания автора, выраженные в произведении; соотносить мысли поэта с собственными размышлениями на конкретную тему.

Романс.

Стихотворение.

Метафора.

Сравнение.

30.01

56(8)

Внеклассное чтение.

Любимые стихотворения.

с. 71 —74

Приобретение знаний о лирическом произведении. Формирование умения сопоставлять произведения на одну тему.

Лирика.

О прошлом Родины. (7 ч)

57-59

(9-11)

01.02

04.02

06.02

«Повесть временных лет».

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

с. 75—82

Формирование умений объяснять значение слова в контексте произведения; определять авторское отношение к герою, выделять способы его выражения; передавать при чтении внутреннее состояние персонажа. Формирование умения использовать знания, полученные при изучении разных предметов.

Монастырь.

Летопись.

Летописец.

Архаизм.

Князь.

Божество.

Выразительно читать, передавать при чтении внутреннее состояние персонажей.

Читать по ролям.

Выделять способы выражения авторской позиции.

Определять идею произведения.

Соотносить иллюстрацию с текстом литературного произведения.

Сопоставлять тексты разных жанров на одну тему.

Обращаться к разным источникам информации.

Использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения.

Осваивать исторический опыт народа и привлекать его для решения нравственных задач.

Пользоваться разными источниками информации для объяснения слов, словосочетаний.

60(12)

08.02

Народные исторические песни.

«Сборы польского короля на Русь».

с. 83—84

Расширение знаний о жанрах народного творчества. Формирование умения читать художественный текст по ролям. Определение элементов композиции и их роли в создании эмоционально-смыслового содержания произведения. Формирование умения соотносить иллюстрацию с текстом художественного произведения.

Родина.

Завоеватели.

Народное творчество.

Песнь.

61,62

(13,14)

11.02

13.02

И. Ф. Рылеев.

«Иван Сусанин».

с. 84—89

Родина.

Царь.

Иван Сусанин.

63(15)

15.02

Внеклассное чтение.

Ф. Н. Глинка. «Москва»

С. 90—93

Обогащение знаний о персоналии русской истории. Развитие умения выявлять эмоционально-смысловую связь  произведения изобразительного искусства и литературы. Развитие умения находить необходимую информацию.

Дмитрий Донской.

Кремль.

Москва.

Прошла по земле война. (6 ч)

64(16)

18.02

А. А. Ахматова.

«Мужество».

с. 94—96

Обогащение знаний об Отечественной войне. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт в процессе анализа литературного произведения, соединять систему образов произведения с его главной мыслью.

ВОВ

Ленинград.

Блокада.

Мужество.

Выразительно читать художественное произведение. Определять его главную мысль. Делить текст на части, озаглавливать их, составлять план произведения.

Выделять изобразительные средства, передающие эмоционально-смысловое содержание произведения.

Сопоставлять героев произведений, определять отношение автора к ним.

Заучивать наизусть произведения по собственному выбору.

Участвовать в диспутах, обосновывать свою позицию, анализировать мнение оппонента.

Использовать знания, полученные при изучении различных предметов в работе над текстом литературного произведения.

Углублять представления о патриотическом чувстве и нравственных качествах человека.

Осваивать исторический опыт народа и привлекать его для решения нравственных задач.

65-67

(17-19)

20.02

22.02

27.02

Б. Полевой.

«Последний день Матвея Кузьмина».

с. 96—105

Формирование умений составлять план художественного произведения, читать его по ролям. Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе. Формирование умения сопоставлять героев литературных произведений.

Военный корреспондент.

Фашизм.

Героизм.

Военные почести.

68(20)

01.03

А. Т. Твардовский.

«Рассказ танкиста».

с. 105—107

Обогащение знаний об исторических событиях конкретной эпохи, о поведении людей на войне. Формирование умения выделять главную мысль произведения; находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально-смысловое содержание произведения.

ВОВ

Героизм.

69(21)

04.03

Внеклассное чтение.

Стихотворения, посвящённые

Великой Отечественной войне.

с. 108 –109  

Формирование умения выразительно читать лирическое произведение, передавать авторскую интонацию.

ВОВ

Героизм.

Авторская позиция.

О добре и красоте. (7 ч)

70(22)

06.03

А. А. Фет.

«На рассвете».

с. 110—111

Обогащение знаний о богатстве, красоте родной природы. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Формирование умения передавать при чтении переживания, выраженные поэтом в произведении. 

Родина.

Природа.

Иллюстрация.

Музыка.

Выразительно читать,

передавать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении.

Определять смысл названия, главную мысль произведения.

Объяснять смысл слова в контексте произведения.

Привлекать читательский опыт в процессе анализа произведения.

Составлять план произведения.

Определять свои впечатления, вызванные произведением, объяснять их.

Определять отношение автора к героям, выявлять способы его выражения.

Выбирать стихотворения для заучивания.

Сопоставлять литературные и музыкальные впечатления.

Сопоставлять авторские и народные произведения.

Создавать словесные иллюстрации к литературному произведению.

Создавать письменные творческие работы, рекомендации для чтения.

Понимать и оценивать состояние других людей и собственных переживаний.

Сопоставлять информацию по определенной теме, полученную из разных источников.

Объяснять и обосновывать собственные выводы.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Моя Родина»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в подготовке сборника творческих работ,  викторины.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.

71(23)

11.03

И. А. Бунин

«Густой зеленый ельник у дороги...»

с. 111—113

Формирование умения соотносить музыкальные и литературные впечатления, создавать словесные иллюстрации к произведению.

Родина.

Природа.

Иллюстрация.

Музыка.

72(24)

13.03

Н. А. Некрасов.

«Саша» (отрывок).

с. 113—115

Развитие внимания к авторской позиции, умения определять способы ее выражения. Формирование умения создавать письменные работы по личным впечатлениям.

Дворяне.

Природа.

Иллюстрация.

Музыка.

73,74

(25,26)

15.03

18.03

К. Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

с. 4—15

Формирование умений объяснять главную мысль произведения, составлять его план; определять и объяснять собственные переживания, вызванные прочитанными произведениями, передавать их в письменной форме.

Природа.

План.

Композитор.

Э. Григ.

75(27)

20.03

А. Н. Майков.

«Мать».

с. 15—17

Формирование умений анализировать переживания персонажей, определять средства их передачи, сопоставлять авторские и народные произведения на общую тему.

Мать.

Материнская любовь.

76(28)

22.03

Внеклассное чтение.

Х. К. Андерсен.

«Снежная королева».

Формирование умений находить нужную информацию, работать с книгой, создавать рекомендацию произведения.

Внутреннее состояние, качества героя.

Внешняя и внутренняя красота.

4-я четверть (25 ч)

О добре и красоте. (продолжение) (5 ч)

77-79

(1-3)

01.04

03.04

05.04

Х. К. Андерсен

«Соловей»

с. 18—32

Формирование умений объяснять внутреннее состояние, поступки героев, оценивать их и аргументировать собственную позицию. Формирование представления о внутренней и внешней красоте человека.

Внутреннее состояние, качества героя.

Внешняя и внутренняя красота.

План.

Выразительно читать,

передавать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении.

Определять смысл названия, главную мысль произведения.

Объяснять смысл слова в контексте произведения.

Привлекать читательский опыт в процессе анализа произведения.

Определять свои впечатления, вызванные произведением, объяснять их.

Определять отношение автора к героям, выявлять способы его выражения.

Выбирать стихотворения для заучивания.

 

Понимать и оценивать состояние других людей и собственных переживаний.

Объяснять и обосновывать собственные выводы.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Моя Родина»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в подготовке сборника творческих работ,  викторины.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.

80(4)

08.04

А. А. Ахматова

«Перед весной бывают дни такие...»

с. 33

Формирование умений характеризовать развитие авторских чувств, выраженных в лирическом произведении; объяснять роль и смысл конкретного слова в контексте стихотворения. Развитие воображения, умения наблюдать за окружающим миром.

Лирическое произведение.

Художественно-изобразительные средства.

81(5)

10.04

Внеклассное чтение.

А. Блок «Летний вечер».

с. 36—39

Формирование умений передавать переживания, вызванные литературным произведением и произведением изобразительного искусства; анализировать средства, использованные художником.

Лирическое произведение.

Художественно-изобразительные средства.

Мир детства.(15 ч)

82,83

(6,7)

12.04

15.04

Н. А. Некрасов.

«Крестьянские дети».

с. 42—47

Формирование умений читать литературный текст по ролям, определять способы выражения авторского отношения к героям, сопоставлять персонажей произведений на близкие темы, создавать словесные иллюстрации к прочитанному.

Инсценирование.

Словесное рисование.

Крестьянство.

Выразительно читать произведение.

Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям.

Творчески пересказывать.

Определять главную мысль.

Составлять план произведения.

Передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные литературным произведением, впечатлениями от мира природы и окружающих людей.

Соотносить внешний облик персонажа с его переживаниями.

Характеризовать приемы, использованные писателем для передачи внутреннего состояния героев.

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Сопоставлять героев разных произведений.

Передавать в письменной форме собственные мысли и переживания.

Понимать причины собственных поступков и совершенных другими людьми и

оценивать их.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.

Использовать знания, полученные при изучении различных предметов в работе над текстом литературного произведения.

84,85

(8,9)

17.04

19.04

Л. Н. Толстой.

«Детство» (отрывки).

с. 48—51

Развитие внимания к способам передачи внутренней жизни персонажей литературного произведения, соотнесению внешнего облика изображенного человека с его внутренним состоянием. Формирование умения передавать в письменной форме собственные впечатлениями.

Повесть.

Внешний облик и внутреннее состояние героя.

86(10)

22.04

И. А. Бунин.

«Детство».

с. 52

Рифма.

Художественно-изобразительные средства.

87,88

(11,12)

24.04

26.04

Марк Твен.

«Великолепный маляр».

с. 53—63

Формирование умений аргументированно оценивать поступки героев, вести творческий пересказ произведения. Формирование критериев оценки человеческих поступков.

США

Творческий пересказ.

Инсценирование.

Переводчик.

Художник.

89(13)

29.04

Внеклассное чтение.

Марк Твен.

«Приключения Тома Сойера».

Формирование умений с текстом: выбирать эпизоды для инсценировки, выделять авторский текст и реплики персонажей.

Творческий пересказ.

Инсценирование.

Переводчик.

Художник.

90,91

(14,15)

03.05

06.05

В. А. Солоухин.

«Ножичек с костяной ручкой».

С. 64—71

Формирование умения аргументированно оценивать поступки героев, выявлять авторское отношение к ним, соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным. Формирование критериев оценки человеческих поступков.

План.

Заголовок.

Жизненный опыт.

92(16)

08.05

М. И. Цветаева.

«Наши царства».

с. 72—73

Формирование умений передавать нужную интонацию при чтении произведения; определять переживания, выраженные в нем. Закрепление знаний о средствах поэтической речи, передающих чувства и мысли автора.

Поэтесса.

Фантазия, воображение.

Счастье.

93(17)

10.05

13.05

Р. Л. Стивенсон.

«Страна кровати».

с. 74—75

Рифма.

Фантазия, воображение.

Счастье.

94-96

(18-20)

15.05

А. П. Чехов

«Мальчики»

с. 77—86

Формирование умений работать с текстом; соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным; сопоставлять героев произведений разных авторов.

План.

Творческий пересказ.

Фантазия, воображение.

Удивительные приключения.(6 ч)

97,98

(21,22)

17.05

20.05

Р. Э. Распе.

Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена».

с. 91—98

Обогащение знаний о реальном и фантастическом, глупом и остроумном. Формирование умения «включаться» в ситуацию, созданную писателем, и развивать её. Развитие чувства юмора.

Барон.

Фантазия, воображение.

Выразительно читать.

Пересказывать текст кратко, творчески.

Составлять план произведения. Озаглавливать части произведения.

Выражать свое отношение к прочитанному, аргументировать его.

Сопоставлять героев произведения, разные произведения на сходную тему.

Представлять прочитанную книгу.

Создавать письменную аннотацию.

Пользоваться разными источниками информации.

Работать в группе, паре, выслушивать и анализировать позицию партнера, аргументировать собственную позицию.

Выстраивать монолог.

Планировать собственную читательскую деятельность.

99,100

(21-23)

22.05

24.05

Д. Свифт

Главы из книги «Путешествия Гулливера»

с. 98—108

Формирование умений работать с текстом. Развитие умения представлять прочитанную книгу, создавать аннотацию понравившегося произведения, сопоставлять информацию на одну тему.

Аннотация.

Внешний облик и внутреннее состояние героя.

101(24)

27.05

Внеклассное чтение.

Т. Крюкова.

«Хрустальный ключ».

с. 109 –118

Формирование умений развивать созданный писателем сюжет, привлекать знания об устном народном творчестве в процессе анализа текста современного автора, выражать свое отношение к прочитанному и аргументировать его.

Миф.

Народная сказка.

102(25)

29.05

Внеклассное чтение.

Мои любимые книги.

Формирование умений представлять любимых авторов; выявлять черты, объединяющие их произведения; создавать рекомендации любимых книг; аргументировать своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний". Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего...

Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"

Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"...