Литературное чтение 2 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)

Сальникова Юлия Борисовна

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx113.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ», 2 КЛАСС

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009);
  • Приказ от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Планета знаний» (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • Авторская программа  курса «Литературное чтение» 1-4 классы Э.Э. Кац;
  • Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год.

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

— развитие воображения, творческих способностей;

— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

— обогащение представлений об окружающем мире.

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто  не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

Во втором классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику  «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

КРУГ ЧТЕНИЯ

ОСЕНЬ ПРИШЛА (13 ч)

ВСПОМНИМ ЛЕТО (6 ч)

С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соколов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето».

ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ (6 ч)

М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; К. Паустовский «Прощание с летом».

Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»;

 В. Берестов «Урок листопада».

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ (31 ч)

Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был-побывал…»; шотландская народная песня  «Спляшем!»; чешские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».

Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».

Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип…»; сербская колыбельная «Нашей Любице…»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок…»

Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».

Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.

Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю…»; «Тень-тень, потетень…»; шведская песня «Отличные пшеничные…»; французская песня «Сюзон и мотылёк».

Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».

ЗИМНИЕ КАРТИНЫ (10 ч)

И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»;

Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок).

Загадки о зиме.

Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает…»; М. Пришвин «Птицы под снегом».

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (31 ч)

К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен «Оле-Лукойе» (главы); А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».

Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».

ПИСАТЕЛИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ (29 ч)

Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю…», А.Майков «Спи, дитя моё, усни…»;  И. Токмакова  «Как на горке — снег, снег…»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак  «Чего боялся Петя?»;  О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»;  А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи».

Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».

ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ (15 ч)

Русские народные песни: «Идёт матушка-весна…», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы»; А. Пушкин «Только что на проталинах весенних…»; А. Толстой «Весна»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?».

Самостоятельное чтение. Народные песни «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; О. Дриз «Зелёная карета»;

М. Пришвин «Трясогузка».

НАВЫК И КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ

  • Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов, с соблюдением орфоэпических норм; правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого; передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения.
  • Работа с текстом и книгой.
  • Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение.
  • Формирование умения пользоваться школьным толковым словарём для объяснения непонятных слов.
  • Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.
  • Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей.
  • Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка.
  • Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия.
  • Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи.
  • Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт.
  • Формирование умений определять главную мысль произведения.
  • Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.
  • Развитие умения определять и объяснять своё отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений.
  • Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.
  • Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.
  • Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарём, помещённым в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, РЕЧЕВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать созданный писателем сюжет.
  • Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.
  • Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам.
  • Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.
  • Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками.
  • Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

  • Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы).
  • Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью.
  • Развитие умения выделять рифму в стихотворении.
  • Расширение представления о ритме (через прохлопывание в ладоши трёхсложного ритма).
  • Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ

      У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Учащиеся приобретут опыт:

  • внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
  • оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

У учащихся могут быть сформированы:

  • представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
  • умения оценивать свое отношение к учебе;
  • внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы).

ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЧЕВАЯ И ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
  • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
  • пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
  • объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
  • вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
  • объяснять действия персонажей;
  • делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
  • сравнивать героев разных произведений;
  • ставить вопросы к тексту.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учащиеся научатся:

  • создавать рассказ по циклу картинок;
  • рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
  • выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
  • придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
  • создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
  • участвовать в инсценировании литературных произведений.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

Учащиеся научатся:

  • выделять рифмы в тексте стихотворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
  • находить сравнения в тексте произведения;
  • определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
  • определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
  • выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
  • определять ритм стихотворения путем прохлопывания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся приобретут опыт:

  • выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
  • самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
  • планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
  • самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать произведения и героев;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
  • находить объяснение незнакомых слов в словаре;
  • находить нужные книги в библиотеке.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
  • задавать вопросы по тексту произведения;
  • сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).

        

Учащиеся получат возможность научиться:

  • обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
  • аргументировать собственную позицию;
  • получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч.

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Э. Э. Кац. Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие.

 

Э.Э. КАЦ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала

2 класс

136 ч (4 ч в неделю)

№ п/п

Дата

урока

Тема урока, страницы учебника

Решаемые проблемы (цели)

Понятия

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1-я четверть (36 часов)

ОСЕНЬ ПРИШЛА (13 ч)

Вспомним лето (6 ч)

1

01.09

Вспомним лето

с. 4

Развитие внимания к структуре книги, к информации, помещенной на титульном листе, в предисловии, оглавлении. Формирование умения пользоваться толковым словарем.

книга

обложка

переплет

форзац

Воспроизводить впечатления в устной речи, демонстрировать результаты творческой деятельности.

Оценивать свои эмоциональные реакции. Внимательно выслушивать собеседника и оценивать его высказывание.

Актуализация летних впечатлений.

2

03.09

С. П. Щипачев

«Подсолнух»

с. 5

Овладение «технологией» осмысленного выразительного чтения лирического произведения.

стих-ие

лирика

Читать вслух осмысленно, выразительно, передавать нужную интонацию.

Развитие внимания к слову в поэтическом тексте.

Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

3

04.09

И. З. Суриков

«Степь» (отрывок)

с. 6 – 7

Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, определять место паузы, способ выделения слов. Развитие внимания к ритму стихотворения.

ритм

пауза

Развитие внимания к смыслу отдельных слов и словосочетаний в поэтическом тексте.

Сопоставление картин природы в стихотворениях разных поэтов.

Рассказывать о зрительных и звуковых впечатлениях, переданных поэтом.

4

5

05.09

08.09

И. С. Соколов-Микитов

«Вертушинка»

с. 8 – 9

Формирование умений работать с текстом: пересказывать отдельные части рассказа, выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос.

текст

план

пересказ

Рассказывать по предложенному плану

Сопоставление картин природы в стихотворениях разных поэтов.

Развитие внимания к позиции автора и способу её выражения.

6

10.09

О. О. Дриз

«Кончилось лето»

с. 10 – 11

Знакомство со сравнением как художественным приемом.

сравнение

Уметь замечать похожие черты в предметах и явлениях, рассказывать о собственных впечатлениях.

Развитие внимания к позиции автора и способу её выражения.

Придумывать сравнения и использовать их в собственной речи.

Здравствуй, осень (7 ч)

7

11.09

М. М. Пришвин

«Полянка в лесу»

с. 12 – 13

Развитие внимания к состоянию рассказчика. Формирование умений объяснять действия персонажей, аргументировать сделанные выводы.

персонаж

настроение

действие

Выделять в тексте фрагменты для ответа на вопрос. Объяснять смысл названия произведения. Выявлять основную мысль произведения

Формирование умения создавать рассказы на основании впечатлений от прочитанного произведения

Рассказывать об опыте общения с природой

8

12.09

А. Н. Майков

«Осень»

с. 14 - 15

Формирование умения рассказывать о собственном опыте общения с природой. Формирование умения Знакомство со звучанием трехсложного ритма

ритм

позиция автора

Читать вслух осмысленно, выразительно, передавать нужную интонацию.

Находить в тексте стихотворения слова и словосочетания, позволяющие ответить на вопрос.

Развитие внимания к позиции поэта.

9

15.09

А. С. Пушкин

«Уж небо осенью дышало…»     с. 16 – 17

Формирование умения рассказывать о жизненных впечатлениях.

ритм

пауза

позиция автора

Выразительно читать лирическое произведение, заучивать стихотворение, выбранное самостоятельно

Развитие внимания к настроению автора, выраженному в произведении.

Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека.

10

17.09

К. Г. Паустовский

«Прощание с летом»            с. 18 – 19

Формирование умений сравнивать переживания писателей, выраженные в разных произведениях.

сравнение

иллюстрация

Создание рассказа по аналогии с прочитанным. Рассказывать об иллюстрациях к прочитанному.

Внимание к точности слова, использованного писателем.

Развитие внимания к собственным чувствам, вызванным литературным произведением

11

18.09

Картинная галерея

И. И. Машков «Натюрморт. Камелия»        с. 20 – 21

Формирование эстетической оценки произведения изобразительного искусства.

искусство

картина

натюрморт

Определять впечатление от картины. Выражать свое отношение к увиденному, обсновывать его.

Развитие внимания к деталям изображенных на картине предметов.

Развитие воображения, речи, обогащение словаря.

12

13

19.09

22.09

Вн. чтение

Осень в произведениях русских писателей и поэтов

с. 22 – 25

Развитие умения выразительно читать художественный текст

проза

поэзия

Объяснять действия персонажей, определять отношение автора к героям. Определять настроение, выраженное в произведении, передавать его при чтении.

Соотнесение жизненных и читательских впечатлений.

Формирование читательского интереса.

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ (32 ч)

Песни (5 ч)

14

24.09

Статья о песнях

«Как на тоненький ледок…» (русская  песеня)           с. 26 – 27

Сообщение сведений о песне как виде народного творчества. Развитие внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции.

УНТ

песня

Формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при  чтении.

Творчество по образцу. Определять особенности жанра.

Развитие творческого воображения.

15

25.09

«Ходит конь по бережку…» (русская песеня)

с. 28

Развитие внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции.

УНТ

песня

Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать ее при чтении.

Привлекать свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении.

Придумывать продолжение песни, сочинять.

16

26.09

«Заинька, где ты был…» (русская песенкя)

с. 29 – 31

Развитие внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции.

УНТ

песня

Определять особенности жанра. Выразительно читать текст.

Обозначать ритм песенки путем прохлопывания.

Развитие творческого воображения.

17

29.09

Шотландская и чешские  народные песенки

с. 32 – 23

Сообщение сведений о песне как виде народного творчества.

УНТ

песня

Определять особенности жанра. Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать ее при чтении.

Придумывать иллюстрации к прочитанному произведению, рассказывать о них или рисовать.

Оценивать свои эмоциональные реакции. Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

18

01.10

С.Я. Маршак

«Дом, который построил Джек» (английская песенка)

с. 34 – 37

Развитие внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции.

УНТ

песня

Рассказывать о персонаже по предложенному плану. Объяснять значение слов, встречающихся в тексте.

Придумывать иллюстрации к прочитанному произведению, рассказывать о них или рисовать.

Придумывать продолжение песни, сочинять.

Сказки народов России (15 ч)

19

20

21

02.10

03.10

06.10

 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка)

с. 38 – 45

Сообщение начальных знаний о народах, населяющих Россию. Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики, озаглавливать отдельные части сказки.

УНТ

сказка

герой

Выдерживать паузы при чтении, выделять нужные слова, находить реплики героев при чтении по ролям.

Оценивать героев, обосновывать свой вывод.

Оценивать свои эмоциональные реакции.

22

08.10

Картинная галерея

В. М. Васнецов «Аленушка»

с. 76 – 77

Сообщение сведений о некоторых способах передачи авторских настроений в изобразительном искусстве.

искусство

картина

Соотносить репродукцию картины с литературным текстом.

Рассказывать о чувствах, которые вызывает картина.

Сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства

23

24

09.10

10.10

«Хаврошечка» (русская народная сказка)

с. 46 – 51

Формирование умений пересказывать фрагменты текста, объяснять причины поступков персонажей. Формирование умения привлекать читательский опыт для сравнения персонажей

УНТ

сказка

персонаж

Пересказывать фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику. Читать по ролям.

Устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев; находить объяснение незнакомых слов в словаре

Иметь представление о добре и зле, общих нравственных категориях

25

26

13.10

15.10

«Мальчик с пальчик» (русская народная сказка)

с. 52 – 55

Развитие внимания к многозначности слова и его значению в контексте. Делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить иллюстрации с содержанием текста

УНТ

сказка

герой

многозначные слова

Использовать при пересказе фольклорную лексику.  Делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить иллюстрации с содержанием текста

Формирование умений работать с текстом: определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним.

Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

27

16.10

«Каша из топора» (русская народная сказка)

с. 56 – 58

Формирование умений объяснять причины поступков, совершаемых героями; соотносить иллюстрации с содержанием текста.

УНТ

сказка

герой

Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию.

Создавать продолжение сказки.

Рассказывать сказку от лица персонажа.

Развитие воображения, речи, обогащение словаря.

28

17.10

«Кукушка» (ненецкая народная сказка)

с. 59 – 60

Формирование умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста.

УНТ

сказка

герой

Рассказывать сказку от лица определенного персонажа

Выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умения передавать их.

29

30

20.10

22.10

«Три дочери» (татарская народная сказка)

с. 61 – 66

Формирование умения выделять реплики персонажей при чтении по ролям.

УНТ

сказка

герой

Воспроизводить отдельные сюжетные линии; находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос.

Сравнивать персонажей различных сказок; делать вывод о главной мысли сказки.

Иметь представление о добре и зле, общих нравственных категориях.

31

23.10

«Врозь — плохо, вместе — хорошо» (мордовская народная сказка)

с. 67 – 70

Формирование умений выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей, рассказывать сказку от лица разных персонажей

УНТ

сказка

герой

Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию.

Выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов. Рассказывать о чувствах, которые вызывает сказка.

Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умения передавать их.

32

33

24.10

27.10

«Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка)

с. 71 – 75

Формирование умений выделять необходимые эпизоды из текста, читать или пересказывать их, оценивать поступки персонажей, обосновывая свою позицию.

УНТ

сказка

герой

Определять главную мысль сказки, свое отношение к персонажам произведения. Объяснять смысл названия художественного произведения.

Уметь прогнозировать развитие сюжета, создавать рассказ по циклу иллюстраций.

Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умения передавать их.

Колыбельные песни (3 ч)

34

35

29.10

30.10

«Березонька скрип-скрип» (русская колыбельная)

«Нашей Любице…» (сербская колыбельная)

«Спи, усни, мой медвежонок» (латышская колыбельная)

с. 78 – 80

Сообщение знаний о колыбельной песне как жанре фольклора. Формирование умения находить в тексте слова, позволяющие ответить на вопрос. Заучивание произведений по собственному выбору

УНТ

фольклор

колыбельная

Определять фольклорный жанр и характеризовать его особенности.

Выявлять переживания, выраженные в произведении.

Выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

Развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения.

36

31.10

Вн. чтение

Русский фольклор

с. 97 – 101

Знакомство с жанрами русского фольклора. Формирование умений выразительно читать понравившееся произведение

УНТ

фольклор

жанр

Определять фольклорный жанр и характеризовать его. Читать наизусть понравившееся произведение, определять причину выбора

Выражать свое отношение к прочитанному, обосновывать его

Формирование читательского интереса.

2-я четверть (28 часов)

Сказки народов мира (7 ч)

37

38

10.11

12.11

«Золотая рыба» (индийская народная сказка)

с. 81 – 86

Формирование умений определять причины поступков персонажей, оценивать их, выбирая нужные слова из предложенного списка, обосновывать свой выбор.

УНТ

сказка

герой

Выделять реплики персонажей, читать по ролям, передавая интонацию говорящих; определять основную мысль произведения

Выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

39

13.11

«Счастливый мальчик» (иранская народная сказка)

с. 87 – 89

Формирование умений находить в тексте нужный эпизод, читать или пересказывать его, объяснять и оценивать поступки персонажа, определять главную мысль произведения.

УНТ

сказка

Пересказывать текст подробно и кратко, полностью или нужные фрагменты. Определять идею произведения.

Пересказывать произведение от лица разных персонажей.

Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умения передавать их.

40

41

14.11

17.11

«Два ленивца» (сербская сказка)      «Век живи  — век учись» (хорватская  сказка)

с. 90 – 93

Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, аргументировать свой вывод, оценивать персонажей, привлекать читательский опыт.

УНТ

сказка

Оценивать героев, аргументировать свою позицию. Привлекать свой читательский опыт для оценки персонажей.

Создавать сказки, развивающие поставленную в изучаемом произведении проблему.

Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию.

Пословицы (2 ч)

42

43

19.11

20.11

Пословицы     о правде,         о труде и лени, о дружбе,       об учебе

с. 94 – 96

Углубление знаний о пословице. Формирование умения объяснять ее смысл, соотносить содержание пословицы с поступками героев произведений, поведением людей.

УНТ

пословицы

Объяснять смысл пословицы, соотносить  ее содержание с поступками героев произведений, поведением людей.

Создание сказок и рассказов по мотивам пословиц.

Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

44

45

21.11

24.11

Вн. чтение

Сказки народов мира

с. 102 – 107

Подготовка к самостоятельной работе с книгой под руководством учителя и библиотекаря.

библиотека

тематика

Подбирать книги по разным темам; принимать участие в инсценировке сказок

Сопоставлять нравственную позицию создателей разных сказок.

Формирование читательского интереса.

ЗИМНИЕ КАРТИНЫ (10 ч)

46

26.11

И. С. Никитин

«Встреча зимы»

с. 110 – 111

Развитие внимания к поэтическому слову, его смыслу в контексте произведения, способу его выражения авторского мнения.

поэт

лирическое стихотворение

Выявлять смысл слова в лирическом произведении. Выразительно читать стихотворения.

Привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста.

Высказывать свою позицию в диалоге, аргументировать ее, анализировать позицию оппонента.

47

27.11

К. Г. Паустовский

«Первый зимний день»

с. 112 – 114

Формирование умений пересказывать фрагменты текста, понимать позицию автора, объяснять значение слова в контексте произведения.

писатель

авторская позиция

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Выделять в тексте нужные фрагменты.

Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения.

Рассказывать о чувствах и зрительных образах, которое вызвало произведение

48

28.11

Картинная галерея

А. А. Пластов «Первый снег»

с. 124 – 125

Формирование умения рассказывать о собственных наблюдениях за природой по предложенным вопросам

изобразительное искусство

художник

замысел

Создавать рассказ по репродукции с картины.

Соотносить свои чувства, впечатления с чувствами детей, изображенных на картине.

Рассказывать о собственных впечатлениях от увиденного.

49

01.12

С. А. Есенин

«Пороша»

с. 115 – 117

Развитие внимания к собственной эмоциональной реакции на произведение, умения воспроизводить её; воссоздавать в устной речи картины, возникшие при чтении стихов.

художественный образ

картины речи

Находить сравнения в тексте произведения. Рассказывать о чувствах и зрительных образах, которое вызвало произведение

Рассказывать о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передавать свои переживания.

Развитие внимания к поэтическому слову, конкретному художественному образу.

50

03.12

А. С. Пушкин

«Опрятней модного паркета…»

с. 118 – 119

Формирование умения воспринимать эмоциональный настрой поэтического произведения.

художественный образ

картины речи

Выразительно читать понравившееся произведение. Объяснять свое отношение к нему.

Формирование умений придумывать рассказ на заданную тему.

Выражать в устной речи впечатление от стихотворения.

51

04.12

Н. И. Сладков

«Песенки подо льдом»

с. 120 – 121

Формирование умения привлекать свой опыт общения с природой для объяснения поведения персонажей.

художественный образ

картины речи

Выразительно читать произведение. Объяснять свое отношение к нему. Находить сравнения в тексте произведения.

Оценивать героев, аргументировать свою позицию.

Высказывать свою позицию в диалоге, аргументировать ее, анализировать позицию оппонента.

52

05.12

С. Я. Маршак

«Ветры, бури, ураганы…»    с. 122

Формирование умения сопоставлять картины природы, созданные писателем и увиденные в жизни

художественный образ

картины речи

Выявлять смысл слова в лирическом произведении. Выразительно читать стихотворения.

Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения.

Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

53

08.12

Загадки о зиме

с. 122 – 123

Знакомство с некоторыми принципами построения загадок. Закрепление знаний о сравнении.

загадка

сравнение

Формирование умения сочинять загадки.

Наблюдать за явлениями внешнего мира, передавать свои переживания.

Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию.

54

55

10.12

11.12

Вн. чтение

Зима в произведенияхрусских писателей       с. 126 – 129

Формирование умения соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления. Развитие эстетического чувства.

Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, в конкурсе знатоков.

Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения.

Формирование читательского интереса

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (31 ч)

56

57

12.12

15.12

К. Д. Ушинский

«Мена»

с. 130 – 134

Развитие внимания к состоянию и поведению персонажа, к позиции автора.Формирование умения обосновывать сделанный вывод

авторская сказка

главный герой

авторская позиция

Выразительно читать произведение. Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно.

Сопоставлять персонажей авторских и народных сказок

Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

58

59

60

61

17.12

18.12

19.12

22.12

А. С. Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке»

с. 135 – 149

Формирование умений оценивать героев произведения, объяснять сделанные выводы, определять основную мысль произведения.

авторская сказка

главный герой

авторская позиция

Пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста, определять внутреннее состояние героев, его причины.

Формирование умений прогнозировать поведение персонажа.

Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку.

62

63

64

24.12

25.12

26.12

Братья Гримм

«Храбрый портной»

с. 4 – 13

Формирование умени работать с текстом: выделять в тексте нужный эпизод и пересказывать его, определять причины поступков героя и оценивать их.

авторская сказка

главный герой

авторская позиция

Составлять план произведения.

Привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей.

Сопоставлять персонажей авторских и народных сказок.

Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию.

3-я четверть (39 часов)

65

12.01

И. П. Токмакова

«Гном»

с. 14

Формирование эмоциональной реакции на прочитанное, умения воспроизвести ее в рассказе; развитие чувства ритма.

чувство ритма

Выразительно читать произведение. Определять основную мысль произведения. Выявлять отношение автора к героям, способы его выражения.

Сочинять по заданной теме; передавать в рисунке впечатления, полученные при чтении.

Выражать в устной речи впечатление от стихотворения.

66

67

68

14.01

15.01

16.01

Х.-К. Андерсен

«Оле Лукойе»

с. 15 – 21

Формирование собственного отношения к героям произведения, умения аргументированно его выразить.

авторская сказка

главный герой

авторская позиция

Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста.  Читать по ролям, передавать интонацию говорящих. Сопоставлять персонажей разных произведений.

Развитие творческого воображения, связанного с конкретными впечатлениями от прочитанного

Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку

69

19.01

Братья Гримм

«Маленькие человечки»

с. 22 – 25

Формирование умений кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды, развивать отдельные сюжетные линии.

пересказ

эпизод

сюжетная линия

Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста, передавая интонацию говорящих. Описывать внешний вид персонажа.

Рассказывать о прочитанном, обосновывать свое отношение к произведению.

Актуализировать прошлый опыт общения с разными видами искусства

70

71

72

21.01

22.01

23.01

А. Н. Толстой.

 «Золотой ключик, или Приключения Буратино»      с. 26 – 31

Формирование умений выражать состояние персонажей при чтении по ролям, точно определять границы их реплик, оценивать поведение героев.

эпизод

сюжетная линия

Читать по ролям, передавать интонацию говорящих. Сопоставлять персонажей разных произведений.

Обогащение словаря, характеризующего отношение героев друг к другу.

Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку.

73

74

26.01

28.01

С. Хопп.

 «Волшебный мелок»

с. 32 – 37

Формирование умений работать с текстом произведения. Формирование умений выражать впечатления, полученные при чтении прозведения.

авторская сказка

главный герой

авторская позиция

Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения. Составлять план произведения.

Использовать письменную речь для фиксации результатов творческой деятельности.

Рассказывать о чувствах и зрительных образах, которое вызвало произведение

75

76

77

29.01

30.01

02.02

Н. Н. Носов.

«Приключения Незнайки и его друзей»           с. 38 – 44

Формирование умений вычленять реплики персонажей, верно их интонировать при чтении по ролям.

авторская сказка

главный герой

авторская позиция

Читать по ролям, передавать интонацию говорящих. Сопоставлять персонажей разных произведений.

Формирование умения определять причину поступков героя произведения.

Сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства

78

04.02

Б. В. Заходер

«Про пана Трулялинского»                      с. 45 – 47

Формирование умения характеризовать внутреннее состояние персонажей. Развитие внимания к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи.

ритм

рифма

звукопись

Выразительно читать произведение. Определять основную мысль произведения. Выявлять отношение автора к героям, способы его выражения.

Сочинять по заданной теме; передавать в рисунке впечатления, полученные при чтении.

Развитие внимания к смыслу слова, интереса к словотворчеству.

79

80

05.02

06.02

Дж. Родари

«Волшебный барабан»

с. 48 – 55

Развитие внимания к многозначности слова, выявлению его смысла в контексте.

авторская сказка

главный герой

Уметь определять позицию автора в произведении. Объяснять значение слов, встречающихся в тексте.

Развитие умения помещать себя в вымышленную ситуацию, продолжать предложенный сюжет.

Формирование собственного отношения к прочитанному.

81

09.02

С. А. Седов

«Два медведя»

с. 56 – 58

Формирование умений объяснять внутреннее состояние персонажей, рассказывать об их поступках.

сюжетная линия

персонаж

план

Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения.

Формирование умения определять причину поступков героя произведения.

Иметь представление о добре и зле, общих нравственных категориях.

82

83

11.02

12.02

О. О. Дриз

«Очень Высокий Человек»

с. 59 – 63

Формирование умения объяснять поступки героя, его внутреннее состояние. Развитие внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте.

сюжетная линия

персонаж

Уметь определять позицию автора в произведении. Объяснять значение слов, встречающихся в тексте.

Сочинение сказок определённой эмоциональной окрашенности, запись их.

Актуализация прошлого читательского опыта.

84

13.02

Картинная галерея

А. Муха «Плакат»        с. 64 – 65

Развитие внимания к композиции картины, осознание эмоционально-смысловой связи её элементов.

искусство

картина

Соотносить репродукцию картины с литературным текстом.

Рассказывать о чувствах, которые вызывает картина.

Сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства

85

86

16.02

18.02

Вн. чтение

Авторсие сказки

с. 66 – 71

Формирование умения соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления.

Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, в конкурсе знатоков.

Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения.

Формирование читательского интереса. Развитие эстетического чувства.

ПИСАТЕЛИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ (29 ч)

87

88

19.02

20.02

Л. А. Мей «Баю-баюшки…»   А. Н. Майков «Спи, дитя мое, усни…»

И.П.Токмакова «Как на горке  снег, снег…» О. О. Дриз «Нашумелись»

с. 72 – 75

Развитие внимания к особенностям колыбельной как поэтического жанра. Формирование умения объяснять собственное эмоциональное впечатление от прочитанного.

поэтический жанр

колыбельная

Выразительно читать текст, делая нужные паузы.

Выявлять общие черты жанра.

Определять свое отношение к прочитанному, аргументировать его.

Выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к выбранному произведению.

Рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным.

Формирование умения самостоятельно работать с книгой.

89

25.02

А. Л. Барто

«Колыбельная»

с. 75 – 76

Формирование умений понимать внутреннее состояние персонажа, находить нужные слова для его определения, объяснять смысл названия произведения.

поэтический жанр

колыбельная

Закрепление знаний о жанре колыбельной песни.

Выразительно читать текст, делая нужные паузы.

Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним.

Вести диалог, выслушивать мнение оппонента. Формулировать свою точку зрения.

90

91

26.02

27.02

Н. Н. Носов

«Фантазеры»

с. 77 – 83

Обогащение словаря, определяющего нравственную характеристику человека.

жанр рассказа

сюжет

главный герой

Формирование умений работать с текстом произведения.

Развитие воображения, умения помещать себя в вымышленную ситуацию.

Актуализация читательского опыта.

92

02.03

С. Я. Маршак

«Чего боялся Петя?»

с. 84 – 85

Формирование умений рассказывать о переживаниях героя, давать им оценку, определять их причины.

ритм

пауза

позиция автора

Выразительно читать текст, делая нужные паузы. Сопоставлять героев разных произведений

Развитие внимания к ритму лирического произведения

Формулировать свою точку зрения.

Оценивать свои переживания по поводу собственных поступков.

93

04.03

А. Л. Барто

«Олень»

с. 86

Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, чувствовать его ритм, выделять рифму.

лирическое стихотворение

ритм

рифма

Выразительно читать текст, делая нужные паузы. Выявлять общие черты жанра. Объяснять смысл названия произведения.

Вести диалог, выслушивать мнение оппонента. Находить книгу в библиотеке.

Развитие самостоятельного опыта работы с книгой

94

05.03

О. Ф. Кургузов

«Надоело летать»

с. 87 – 89

Развитие внимания к причинам совершенных героями поступков, их внутреннему состоянию, эмоциональным оттенкам слова, его иносказательному смыслу.

сюжет

главный герой

Формирование умений определять собственное отношение к прочитанному, аргументировать его

Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним.

Привлекать опыт собственных переживаний в процессе анализа произведения.

95

06.03

Ю. М. Владимиров

«Чудаки»

с. 90 – 91

Формирование умений читать лирическое произведение, определять позицию автора. Развитие внимания к названию произведения

лирическое стихотворение

ритм

рифма

Выбирать нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи. Развитие внимания к смысловым оттенкам слов

Формулировать свою точку зрения. Оценивать свои переживания по поводу собственных поступков.

Вести диалог, выслушивать мнение оппонента. Формулировать свою точку зрения

96

11.03

Л. Н. Толстой

«Косточка»

с. 92 – 93

Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения.

сюжет

главный герой

Формирование умений сопоставлять близкие по смыслу слова, определять их значение в тексте произведения

Воспроизводить ситуацию от лица разных персонажей

Актуализация читательского опыта.

97

12.03

А. П. Гайдар

«Совесть»

с. 94 – 95

Формирование умений определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним своё отношение

сюжет

основная мысль

главный герой

Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним.

Рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным.

Привлекать читательский опыт

98

99

13.03

16.03

В. Ю. Драгунский

«Друг детства»

с. 96 – 101

Развитие внимания к личности рассказчика. Работа над выразительным чтением прозаического текста.

сюжет

основная мысль

главный герой

Выразительно читать текст, делая нужные паузы. Сравнивать героев. Объяснять смысл названия произведения.

Развитие умения сочинять рассказы по жизненным впечатлениям, ассоциирующимся с прочитанным, и записывать их

Обогащение словаря, определяющего чувства человека.

100

101

18.03

19.03

В. А. Осеева

«Волшебное слово»

с. 102 – 106

Формирование собственного отношения к прочитанному, умения передавать его при чтении. Формирование умений выявлять авторскую позицию, сопоставлять героев различных произведений.

сюжет

основная мысль

главный герой

Определять отличие сказки от рассказа. Объяснять смысл названия произведения. Определять свое отношение к прочитанному, аргументировать его.

Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, умения пересказывать текст от его лица

Обогащение словаря, определяющего чувства человека.

102

20.03

Картинная галерея

И. И. Левитан

«Март»

с. 154 – 155

Формирование умений понимать настроение художника, вычленять изобразительные средства, используемые им

искусство

картина

Соотносить репродукцию картины с литературным текстом.

Рассказывать о чувствах, которые вызывает картина.

Сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства

4-я четверть (29 часов)

103

01.04

Вн. чтение

Поэты о детях

Формирование умений выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к выбранному произведению

Объяснять действия персонажей, определять отношение автора к героям. Определять настроение, выраженное в произведении, передавать его при чтении.

Соотнесение жизненных и читательских впечатлений.

Расширение круга чтения. Формирование умения работать с книгой.

104

02.04

Л. Н. Толстой

«Птичка»

с. 107 – 109

Формирование умений работать с текстом произведения. Развитие внимания к внутренней жизни персонажа, умения соотносить его слова и действия.

сюжет

основная мысль

главный герой

Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним.

Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, умения пересказывать текст от его лица

Обогащение словаря, определяющего чувства человека.

105

03.04

Л. Пантелеев

«Трус»

с. 110 – 111

Формирование умений ориентироваться в тексте, объяснять смысл названия произведения.

сюжет

основная мысль

главный герой

Развитие внимания к поведению и внутреннему состоянию литературных персонажей.

Привлекать жизненный и читательский опыт для оценки поведения героев

Обогащение словаря, определяющего чувства человека.

106

06.04

Н. Н. Носов

«Живая шляпа»

с. 112 – 115

Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения.

сюжет

основная мысль

главный герой

Передавать внутреннее состояние героев при чтении по ролям, пересказывать от лица одного из персонажей.

Соотнесение жизненных и читательских впечатлений.

Актуализация читательского опыта.

107

08.04

А. Л. Барто

«Снегирь»

с. 116 – 119

Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения. Формирование умений определять собственное отношение к герою.

лирическое стихотворение

ритм

рифма

Выразительно читать текст, делая нужные паузы. Выявлять общие черты жанра. Объяснять смысл названия произведения.

Вести диалог, выслушивать мнение оппонента. Находить книгу в библиотеке.

Развитие самостоятельного опыта работы с книгой

108

09.04

В. К. Железников

«Рыцарь»

с. 120 – 123

Формирование умений работать с текстом произведения. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, определяющему его поступки

сюжет

основная мысль

главный герой

Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним.

Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, умения пересказывать текст от его лица

Обогащение словаря, определяющего чувства человека.

109

10.04

А. Г. Алексин

«Первый день»

с. 124 – 126

Формирование умения пересказывать нужные фрагменты текста. Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажей.

сюжет

основная мысль

главный герой

Соотносить пословицу с содержанием произведения. Уметь объяснять причины поступков героев произведения.

Рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным.

Привлекать читательский опыт

110

13.04

С. Я. Маршак

«Друзья-товарищи»

с. 127

Формирование умений объяснять смысл названия произведения; привлекать опыт собственных переживаний.

сюжет

основная мысль

главный герой

Определять эмоциональное состояние персонажей.

Развитие умения сочинять рассказы по жизненным впечатлениям, ассоциирующимся с прочитанным, и записывать их

Привлекать опыт собственных переживаний по аналогии с состоянием литературного персонажа.

111

15.04

Картинная галерея

В.И. Суриков

«Портрет дочери художника»    

с. 128 – 129

Развитие внимания к композиции и деталям картины, позволяющим понять состояние и настроение изображенного человека

изобразительное искусство

художник

замысел

Создавать рассказ по репродукции с картины.

Соотносить свои чувства, впечатления с чувствами детей, изображенных на картине.

Рассказывать о собственных впечатлениях от увиденного.

112

16.04

М.М. Зощенко

«Самое главное»

с. 130

Формирование умений определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним своё отношение

сюжет

основная мысль

главный герой

Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним.

Рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным.

Привлекать читательский опыт

113

114

17.04

20.04

В.А. Осеева «Обидчики»

с. 131 – 135

Расширение круга чтения Формирование умения работать с книгой

Объяснять действия персонажей, определять отношение автора к героям. Определять настроение, выраженное в произведении, передавать его при чтении.

Соотнесение жизненных и читательских впечатлений.

Формирование читательского интереса.

ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ (14 ч)

115

116

22.04

23.04

Русские народные песни о весне.

с. 136 – 137

Приобретение знаний о народных обрядах, обогащение словаря. Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой, при восприятии произведения.

обрядовые песни

Выразительно читать лирические произведения.

Выбирать стихотворения для заучивания.

Рассказывать о собственных наблюдениях за отношением человека к природе.

Подбирать книги на заданную тему.

117

118

24.04

27.04

А. Н. Плещеев

«Птичка», «Весна» (отрывок)

с. 138 – 139

Формирование умения сопоставлять описания отдельных явлений природы в разных стихотворениях.

лирическое стихотворение

ритм

рифма

Сопоставлять описание природы в разных произведениях. Выделять фрагменты произведения, нужные для ответа на вопрос.

Формирование культуры чтения лирического произведения, развитие внимания к поэтическому ритму

Развитие внимания к переживаниям автора.

119

29.04

В. В. Вересаев

«Перелетные  птицы»

с. 140 – 141

Формирование умений работать с текстом произведения, определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать её при чтении произведения

жанр рассказа

сюжет

главный герой

Сопоставлять описание природы в разных произведениях. Выделять фрагменты произведения, нужные для ответа на вопрос.

Рассказывать о собственных наблюдениях за отношением человека к природе. Подбирать книги на заданную тему.

Обогащение словаря, определяющего чувства человека.

120

30.04

А. С. Пушкин

«Только что на проталинах весенних…»

с. 142

Формирование умений выбирать, читать и пересказывать нужные фрагменты текста,

лирическое стихотворение

ритм

рифма

Выразительно читать текст, делая нужные паузы. Выявлять общие черты жанра. Объяснять смысл названия произведения.

Создавать сочинения по своим наблюдениям.

Привлекать собственные наблюдения за отношением человека к природе.

121

06.05

А. Н. Толстой

«Весна»

с. 143 – 144

Формирование умений вычленять необходимые фрагменты текста, выразительно читать и пересказывать их.

жанр рассказа

сюжет

Сопоставлять описание природы в разных произведениях. Выделять фрагменты произведения, нужные для ответа на вопрос

Формирование умения рассказывать о собственных жизненных впечатлениях.

Расширение круга чтения. Формирование умения работать с книгой.

122

07.05

Саша Черный

«Зеленые стихи»

с. 144 – 145

Формирование умений читать лирическое произведение, передавать переживания, выраженные в нём, выделять фрагменты текста для ответа на вопросы

лирическое стихотворение

ритм

рифма

Выразительно читать текст, делая нужные паузы. Объяснять смысл названия произведения.

Сопоставлять персонажей разных произведений

Привлекать собственные наблюдения за отношением человека к природе.

123

08.05

Л. Милева

«Синяя сказка»

с. 146 – 148

Формирование умений рассказывать об отдельных персонажах, оценивать их, объяснять смысл названия произведения.

сказка

рассказ

Определять отличие сказки от рассказа. Объяснять смысл названия. Определять свое отношение к прочитанному.

Придумывать сказки по аналогии с прочитанными.

Подбирать книги на заданную тему.

124

13.05

О. Ф. Кургузов

«Мы пишем рассказ»

с. 149 – 151

Формирование умений находить нужные фрагменты текста, пересказывать их кратко и близко к тексту,

жанр рассказа

сюжет

Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним.

Сочинять рассказ по предложенному плану.

Привлекать впечатления от восприятия разных видов искусства.

125

14.05

Б. В. Заходер

«Что красивей всего?»

с. 152 – 153

Формирование умений понимать эмоциональное состояние персонажа при чтении лирического произведения.

лирическое стихотворение

ритм

рифма

Выразительно читать текст, делая нужные паузы. Объяснять смысл названия произведения.

, и рассказывать об этих впечатлениях

Привлекать эстетические впечатления, полученные при восприятии природы, различных произведений искусства

126

127

15.05

18.05

Русские народные песни

«Весна-красна»,

«Вырастай, яблонька»

с. 156

Приобретение знаний о народных обрядах, обогащение словаря. Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой.

обрядовые песни

Выразительно читать лирические произведения.

Выбирать стихотворения для заучивания.

Рассказывать о собственных наблюдениях за отношением человека к природе.

Подбирать книги на заданную тему.

128

20.05

О.О. Дриз

«Зеленая карета»

с. 158

Формирование умения объяснять поступки героя, его внутреннее состояние. Развитие внимания к слову, его смыслу в контексте.

сюжетная линия

персонаж

Уметь определять позицию автора в произведении. Объяснять значение слов, встречающихся в тексте.

Сочинение сказок определённой эмоциональной окрашенности, запись их.

Актуализация прошлого читательского опыта.

129

21.05

М.М. Пришвин

«Трясогузка»

с. 159

Формирование умения привлекать свой опыт общения с природой для объяснения поведения персонажей.

художественный образ

картины речи

Выразительно читать произведение. Объяснять свое отношение к нему. Находить сравнения в тексте произведения.

Оценивать героев, аргументировать свою позицию.

Высказывать свою позицию в диалоге, аргументировать ее, анализировать позицию оппонента.

130

131

22.05

25.05

Проектная работа.

с. 160 – 161

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Любимые писатели, произведения и герои»: подбирать книги выбранной тематики; участвовать в коллективной подготовке выставки поделок, конкурса сочинителей; принимать участие в инсценировке литературных произведений.

132-136

РЕЗЕРВ

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний". Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего...

Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"

Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"...