Чем замечателен стойкий оловянный солдатик
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Технология продуктивного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stoykiy_olovyannyy_soldatik.docx26.65 КБ
Office presentation icon stoykiy_olovyannyy_soldatik.ppt2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Аттестуемый педагог  Гусева Елена Анатольевна

Предмет литературное чтение   Класс 3 класс

Тема урока:  Чем замечателен стойкий оловянный солдатик.

Технология продуктивного чтения

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Развитие визуальной культуры младших школьников
  • Развитие умения определения своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Развитие творческого чтения
  • Упражнения в работе с толковым словарем

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Обучение работе над образом литературного героя
  • Обучение находить в тексте, что и как рассказывает автор о герое
  • Развитие умений внимательного отношения к языку художественного произведения
  • Развитие языковой и "сердечной "чуткости

 

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

  • Проектор,  компьютер
  • Толковые словари на партах у детей

Ход урока

Перед уроком было дано опережающее домашнее задание: прочитать сказку Андерсена, великого датского сказочника,  «Стойкий оловянный солдатик».

  1. Проверка домашнего задания. Выявление первичного восприятия, обсуждение темы урока.
  • Какое настроение у вас было после чтения сказки? Почему? – Свободные высказывания детей.
  • Прочитайте тему урока. Слайд 2.
  • Давайте вместе перечитаем сказку, будем вглядываться в каждое слово, чтобы ничего не пропустить.  
  1. Работа с текстом во время чтения.
  • Уточним значение некоторых слов, которые встречаются в тексте. Что помогает это сделать?  (Толковый словарь) Слайд  3.
  • Чтение 1 главы учителем. Вопросы после чтения:
  • Куда же попали оловянные солдатики? (В доме были дети – девочка и мальчик)
  • Какие ещё игрушки были у детей?
  • Почему последний  солдатик, оказался самым замечательным из всех? Как об этом сказал автор?  («Он стоял на своей одной ноге так же твёрдо, как и другие на двух…») Слайд 4.
  • Прочитайте статью толкового словаря на слайде. (Способный твердо стоять, держаться, не колеблясь, не падая) Как вы думаете, как называется такое качество? (Предположения детей) Слайд 5. – Устойчивость
  • Сравните с названием сказки. Почему же автор  назвал свою сказку «Стойкий оловянный солдатик», если самое необычное качество своего героя - стоять  на одной ноге так же твёрдо, как и на двух, толкуется как устойчивость? Почему стойкий, а не устойчивый?
  1. (Свободные высказывания детей.  Если детьми не будет высказано предположение, то учитель предлагает обратиться к слову замечательный. Может быть, это  не единственное качество такого необычного героя).
  2. Чтение 2-ой части детьми вслух.
  • Каким мы видим солдатика в 1-ой и 2-ой главе? Найдите, как об этом сказал автор. Слайд 6.
  1. Самостоятельное чтение 3-ей части.
  • Рассмотрите иллюстрации на слайде. Найдите предложения, которыми можно подписать их. Последовательное предъявление слайдов 7-12.
  • Какой знак препинания часто встречается в тексте?  Почему? Как автор относится к своему герою? Как это проявляется в тексе? (С восхищением)
  • Какие же качества оловянного солдатика проявляются в этих приключениях?
  • Как вы думаете, каким словом можно объединить все эти качества? Посмотрим, что говорит толковый словарь. Слайд 13.
  • Слайд 14.  Почему автор назвал свою сказку Стойкий оловянный солдатик, а не «Устойчивый оловянный солдатик» - За редкие качества, которые проявил герой: мужество, неколебимость, стойкость.
  • Но есть еще одно замечательное качество, которое мы не можем не заметить. Найдите в тексте слова, которые рассказывают, как относится герой к танцовщице?
  • Что помогло стойко перенести все испытания солдатику? Если в начале сказки герой предстаёт влюбленным, то в конце – это настоящее любящее сердце.
  • Слайд 15.  Давайте поразмышляем вот над каким вопросом: случайно ли попала танцовщица в огонь? Найдите в тексте предложение, которое описывает, как это случилось? Найдите самое главное слово  - порхнула.
  • Слайды 15-16. Обратимся к толковому словарю, как описывает это движение словарь? -  Перелетать с места на место, легко и быстро передвигаться
  • Проведём эксперимент. Найдём другие слова, которые описывают, как можно с высоты полки попасть вниз:
  •  упала  
  • свалилась
  • попала
  • угодила

  • Слайд 17.  Поступим так: подставим в предложение по очереди все эти слова, и подумаем, как изменится смысл предложения. – Вывод: все эти слова говорят о случайности движения,  всё происходит нечаянно. Слово же порхнуло – другое. Оно описывает движение, где обязательно нужно сделать усилие, толчок, чтобы сдвинуться с места – взлететь, вспорхнуть и опуститься. Это движение не может быть случайным – танцовщица сама сделала это, порхнула к любимому.
  • Слайд 18.  Прочитайте ещё раз это предложение. О чём рассказало тире? - На короткий миг они стали вместе.
  1. Работа с текстом после чтения. Итог урока.
  • Назовите героев сказки.
  •  Сделайте вывод, почему  сказка так названа? Стойкость – сила духа.
  • Что нашли в камине после солдатика? – Сердечко. Как вы думаете, почему осталось именно сердечко, не ружьё, не комочек олова?
  • Именно  любовь придавала такую  стойкость герою. Слайд 19.
  • О чём эта сказка? – О мужестве, стойкости и любви.
  1. Домашнее задание. В Копенгагене, на родине Андерсена, есть памятник Русалочке, а какие памятники другим героям сказок писателя вы бы предложили поставить? Нарисуйте свой памятник и объясните свой выбор.

Литература

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 3-й класс («В одном счастливом детстве»). В 2-х ч. Ч. 2. – 4-е изд., перераб. – М.: Баллас;  Школьный дом, 2012 – с. 24-29
  2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения в 3-м классе. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баллас, 2010. – 256 с.
  3. Воюшина, М. П., Кислинская С.А., Лебедева Е.В., Николаева И.Р. Методика обучения литературе в начальной школе. Издательство Академия. Серия: Высшее профессиональное образование. -  2010. – 288 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гусева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 473 Стойкий оловянный солдатик

Слайд 2

Чем замечателен стойкий оловянный солдатик?

Слайд 3

Из толкового словаря Олово - металл, который легко плавится и быстро застывает Батист –тонкая, полупрозрачная ткань Табакерка –коробочка для табака Тролль- сверхъестественные существа, обычно враждебные людям. Пошлина – денежный взнос, плата

Слайд 4

Из толкового словаря Способный твердо стоять, держаться, не колеблясь, не падая. «Он стоял на своей одной ноге так же твёрдо, как и другие на двух…»

Слайд 5

Устойчивый Почему же солдатик назван «стойким»? И чем он замечателен?

Слайд 6

Каким мы видим солдатика в 1-ой и 2-й частях? Серьезный Стеснительный Влюблённый Смелый Гордый

Слайд 7

«Вдруг – по милости ли тролля или от сквозняка – окно распахнулось, и наш солдатик полетел вниз с третьего этажа…»

Слайд 8

«…но он считал неприличным кричать на улице; он ведь носил мундир!»

Слайд 9

«Отправим его в плавание!»

Слайд 10

«…он держался стойко и не изменился в лице: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд!»

Слайд 11

«Вперед стремись, о воин, И смерть спокойно встреть!»

Слайд 12

«Кухарка взяла оловянного солдатика двумя пальцами за талию и понесла в комнату…»

Слайд 13

Стойкий Из толкового словаря Непоколебимый, упорный, твердый, не отступающий перед трудностями

Слайд 14

Какие качества солдатика позволяют его назвать стойким? Устойчивый Стойкий скромный гордый упорный храбрый неколебимый стойкий мужественный влюбленный любящий

Слайд 15

Случайно ли попала танцовщица в огонь?

Слайд 16

ИЗ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ Порхнуть – Перелететь с места на место Легко и быстро передвигаться, перемещаться

Слайд 17

Проведем эксперимент «…порхнула прямо в печку к оловянному солдатику…» Упала Свалилась Попала Угодила «… прямо в печку к оловянному солдатику…»

Слайд 18

О чём «расскажет» тире? «…вспыхнула разом и – конец!» На короткий миг они стали вместе

Слайд 20

Титульный слайд : Х.К. Андерсен ( отрисовка Ранько Е.А. ) – источник для отрисовки: http://tarasik.ru/books/rusalochka/illustrations/37 художники Т. Бочаров и Е. Комракова Пряничный домик в Оденсе: http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=861706&keywordid=709517 Для создания рамки : http://s47.radikal.ru/i117/0810/84/8c17bacdc41c.jpg Рисунок в правом верхнем углу: http://i23.photobucket.com/albums/b390/mirandalina/illustr/Andersen_Skazki_1983_03.jpg Иллюстрации

Слайд 21

Windows*7 http: // www.orljata.ru / skazki.php?type http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200700402 http://www.diary.ru/~sineglazka-nn/p4244 http://tolkslovar.ru/ http://formaslov.ru http://rudocs.exdat.com/ http://www.kinocomment.ru/movie-14296.html http://www.liveinternet.ru/users/kykolnik/post112091319/ Источник шаблона: Ранько Е.А., http://pedsovet.su/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Стойкий оловянный солдатик"

Презентация предназначена для иилюстрации сказки, может быть использована как картинный план для пресказа....

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Цели:1.Способствовать ознакомлению обучающихся со сказкой Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» 2.Совершенствовать умения обучающихся анализировать авторские сказки, выявлять их специфические ос...

Урок литературного чтения по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой

Конспект урока может быть использован на уроках литературного чтения в начальной школе. В конспекте используются методы и приемы технологии  деятельностного подхода....