Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (система Л.В.Занкова)
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Широких Ирина Геннадиевна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе авторской программы В.А.Лазаревой 2012 года с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_shirokih_lit.chtenie_4.docx89.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей начальных классов

__________/ Широких И. Г./

Протокол № 1

«30»августа 2014 г.

«Согласовано» 

Заместитель директора по УВР

________/Асташкина С.Г./

«2» сентября 2014 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ  «Медико-биологический лицей» г.Саратова

_____________/Сыромолотова Т.Я./

Приказ №

«2» сентября 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Широких Ирины Геннадиевны,

высшей квалификационной категории

по курсу «Литературное чтение»

4 «А» класс

2014 – 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе  программы «Литературное чтение» В.А.Лазаревой (2012), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система общего развития Л. В. Занкова) и с учётом стандарта начального общего образования по литературному чтению.  Программа В.А.Лазаревой «Литературное чтение» для начальной школы разработана в контексте системы Л.В. Занкова, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, совершенствование их познавательных способностей, развитие эмоционально-волевых и нравственных качеств.

МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа «Литературное чтение» предназначена для обучения учащихся третьего класса общеобразовательных школ и   рассчитана на 102 часа  (34 недели),      3 часа в неделю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Задачи курса:

-  формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;

- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных

средств;

-  развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;

- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.

               Решение этих задач, прежде всего, зависит от уровня сформированности у ребенка механизма чтения и навыков работы с разными видами текстов: научно-популярными и художественными. Основы этой учебной деятельности закладываются при изучении букваря. На уроках  литературного чтения продолжается освоение ребенком механизма чтения самого сложного для восприятия -художественного текста. Дети читают вслух и про себя, развивая технические навыки и совершенствуя качества чтения, не только такие, как осознанность и самостоятельность, но и выразительность. Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением. Поскольку дети читают

художественные тексты, они должны научиться не только извлекать эмоционально образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся. Кроме того, очень важно научить ребенка искать необходимую ему информацию в справочных изданиях, детских журналах и грамотно использовать Интернет, удовлетворяя свою природную и приобретенную познавательную активность. В настоящее время одной из самых главных задач изучения предмета «Литературное чтение» в школе является духовно-нравственное воспитание учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (102 часа)

Четвертый год обучения является заключительным в начальном образовании детей.

Задачи завершения начального периода литературного образования ребенка определяют содержательный аспект курса «Литературное чтение» и монографический принцип его построения: объединение произведений вокруг одной проблемы или подборка нескольких произведений одного автора. Ученики-читатели в этот последний год обучения в начальной школе по уровню своих знаний и читательских умений способны освоить основы комплексного анализа художественного произведения.

Для изучения выбраны сложные произведения достаточно большого объема, например, рассказ «Бедный принц» А.И. Куприна, «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого, «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина, «Путешественники не плачут» В.П. Крапивина и др. Расширяется круг чтения детей через введение в программу произведений зарубежной литературы: стихов, сказок О. Уайльда, Я. Экхольма, дети знакомятся с произведениями современной детской литературы, фантастики. Лирика представлена произведениями поэтов-классиков и ведущих современных поэтов, пишущих не только для взрослых, но и для детей.

В 4 классе, как и во 2_м, в основу программ и сюжета учебников заложен проблемно-тематический принцип, который определяет логику построения курса литературного чтения этого года. Литературный материал четвертого года обучения структурирован по ведущим нравственным проблемам, осмысление которых началось в прошлые годы. Но уровень постановки проблемы, неоднозначность решения соответствуют возросшим интеллектуальным и психологическим возможностям учеников, которые уже являются младшими подростками, и приобретенному ими жизненному опыту.

Мы отбирали для изучения в этом учебном году произведения, важные для учеников и актуальные по проблемам, с которыми детям приходится сталкиваться в наше время. Таким сегодня, на наш взгляд, является рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Изображая события войны с горцами, ситуацию плена русских офицеров, примеры стойкости и мужества одного и духовную слабость другого героя, разбираясь в их причинах, Толстой показывает основы и истоки толерантности, о необходимости формирования которой так много говорят сегодня. Поэтому его так серьезно и вдумчиво читают и обсуждают сегодняшние мальчишки. Читая произведения такого уровня, учащиеся разбираются в сложных взаимоотношениях людей, осознают возможность существования в жизни человека горя и страданий, подлости и предательства, думают о путях преодоления несчастий и бед и человеческой слабости.

В 4 классе обобщаются ведущие нравственные понятия всего курса: семья, родные (мать, отец, сын, дочь). Учащиеся также выходят на новый уровень понимания и обобщения благодаря таким понятиям, как Родина, народ, гражданин. Последние главы учебника посвящены отечественным войнам нашего народа и Родине («Россия, Родина моя»). Программа в ее литературоведческом аспекте выстроена так, чтобы нравственные проблемы анализировались глубоко и объемно: подробно и основательно  на уровне возможностей эпического текста, а затем эмоционально-оценочно с использованием возможностей лирики. Так идет процесс осмысления и эмоционального принятия, а в конечном счете личностного освоения и присвоения нравственных ценностей и таких понятий, как патриотизм, героизм, человечность, самопожертвование, долг и ответственность, самовоспитание человека.

Литературный материал и отобранные для чтения тексты позволяют завершить работу по основным линиям и направлениям начального литературного образования. Так, в этом учебном году закрепляется представление учеников-читателей о произведении как системе образов, учащиеся самостоятельно составляют структурную схему и работают с ней как основой целостного анализа произведения. Прочитав произведение, ученики-читатели могут самостоятельно составить сюжетный план, характеристику героя, увидеть в тексте основные элементы стиха, выявить изобразительно-выразительные средства, определить ведущее настроение и прочитать лирический текст в соответствии с ним и т.д. Программные произведения этого года обучения позволяют заложить основы для формирования представлений детей о фантастике, философской притче, лироэпическом тексте, что явится основой изучения подобной литературы в дальнейшем в средней и старшей школе. В итоге четвертого года обучения учащиеся осваивают следующие литературоведческие понятия: олицетворение, пьеса, ирония, фантастика.

Жанровое богатство, высокая художественность текстов и накопленный багаж знаний и навыков читательской деятельности за четыре года обучения в начальной школе позволяют усложнить и расширить тематику и формы творческих работ учащихся.

От работы «по авторской модели» они переходят к сочинению собственных сказок, стихов, рассказов, пишут этюды и эссе, могут поставить в конце года настоящий спектакль по серьезной театральной пьесе.

Особенность этого завершающего начальное литературное образование года обучения в том, что, продолжая «Музейные странички», мы вводим работу с личным читательским дневником. Там учащиеся самостоятельно анализируют новые произведения, пишут аннотации и рецензии. Тексты с вопросами в помощь ученикам-читателям даны в Хрестоматии для 4 класса. Последний вид деятельности, связанный с основной работой на уроках, особенно характерен для завершающего этапа начального литературного образования школьников, поскольку позволяет формировать такое качество чтения, как самостоятельность.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 книгах. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Хрестоматия по литературному чтению для 4 класса/Составитель В.А. Лазарева.- Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

Лазарева В.А.Методические рекомендации к учебникам «Литературное чтение», 1-4 классы. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Лазарева В.А.Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы: учебно-педагогическое пособие. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

2. Специфическое сопровождение (оборудование):

■портреты писателей;

■репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

■иллюстрации к литературным произведениям;

■детская периодика;

■настольные развивающие игры (литературное лото), викторина;

■компьютер;

■интерактивная доска;

■мультимедийный проектор.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

Элементы

содержания урока

Планируемые результаты обучения

Измери тели, виды и формы контро ля

Домашнее задание

Сроки проведения

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

план

факт

  1. 1

В школе жизни (21 ч.)

Знакомство с учебником.

 

1

Знакомится с элементами книги

Знакомство с биографией писателя.

Введение учеников в главную проблему главы. Расширение представлений современных учащихся о жизни детей в 19 веке.

Работа над образом героя, составление его характеристики, выявление роли портрета в создании образа-персонажа.

Знакомство портретом как особым жанром искусства. Соотнесение литературного и живописного портретов.

Знакомство с творчеством великого русского писателя А.П. Чехова. Освоение способов изображения внутреннего мира героя и их взаимодействия в системе чеховского изображения жизни.

Освоение способов изображения внутреннего мира героя и их взаимодействия в системе чеховского изображения жизни

Освоение способов изображения внутреннего мира героя и их взаимодействия в системе чеховского изображения жизни

Уметь находить средства художественной выразительности

Уметь: 

– выделять признаки исторического времени: язык героя, обороты речи;

 – делить текст на части, составлять план

Иметь представление о литературном способе сравнительного анализа жизни современного человека с жизнью его ровесника, жившего сто лет назад

Иметь представление о литературном способе сравнительного анализа жизни современного человека с жизнью его ровесника, жившего сто лет назад

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– устойчивое положительное отношение к литературному чтению, интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка).

Обучающийся получит возможность для формирования:

– осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;

Обучающийся получит возможность научиться:

– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

–  осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

–  осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– эмоционально-ценностное отношение к содержанию литературных произведений; осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей.

Текущ

стр.3-5

сентябрь

  1. 2

А.И. Куприн «Бедный принц». Знакомство с биографией писателя.

1

Текущ

Стр.6-7

сентябрь

3

Рассказ А.И.Куприна «Бедный принц»: жизнь мальчика из дворянской семьи 19 века, открытие «другой» жизни.

2

Текущ

Стр.8-21

Вопрос 4

сентябрь

4

Рассказ А.И.Куприна «Бедный принц». Введение учеников в главную проблему главы.

1

Текущ

Стр.8-21

Стр.21

Задание1

Задание 2

сентябрь

5

Творческая работа. Сочинение одноимённой сказки.

1

Тематический

Стр.21

Дописать сочинение

сентябрь

6

Особенности портретной живописи в сопоставлении с литературным портретом.

(В.А. Серов «Портрет Мики Морозова»)  

1

Иметь представление о создании образа в живописи.

Знать, что сочетание самых простых форм и ярких красок создает образ, который носит жизнеутверждающий характер.

Знать, что рассказ написан от лица автора, но мир в этом рассказе увиден глазами ребенка.

Уметь:

– пересказать отрывок текста;

 – видеть сравнение и подражание.

Уметь видеть контраст между свежим детским восприятием и банальными и равнодушными реакциями взрослых людей

Текущ

Стр.22

сентябрь

7

Знакомство с творчеством великого русского писателя А.П.Чехова. Художественные средства для изображения зимнего пейзажа в рассказе А.П.Чехова «Ванька».

1

Текущ

Стр.23-30

сентябрь

8

Изображение жизни и внутреннего мира героя рассказа А.П.Чехова «Ванька».

1

Текущ

Стр.23-30

Стр. 30 Вопросы 4, 5

сентябрь

9

Язык текста в рассказе А.П Чехова «Ванька».

1

Текущ

Стр.23-30

Вопрос 6,7

сентябрь

10

А.П. Гайдар «Голубая чашка» (хрестоматия)

1

Составление отзывов учащихся на произведение. Составление коллективного читательского дневника с рисунками..

Продолжение знакомства с творчеством великого русского поэта. Его представлениями о национальных нравственных ценностях. Работа над понятиями «автор» и «рассказчик».

Уметь охарактеризовать главного героя, сравнить героев двух произведений.

Иметь представление о времени жизни литературных героев.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя)различных по жанру произведений;

– осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни;

– нравственно-эстетических переживаний литературного произведения;

– умения объяснять и оценивать.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;

Обучающийся получит возможность научиться:

– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

–  осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета. 

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации (особенностями художественного текста и т.д.).

Текущ

Стр. 8

Запись в.дневнике юного читателя

сентябрь

11

Нравственные ценности русского народа. Н.А.Некрасов «Школьник»

1

Уметь: 

– понимать смысл стихотворения;

– выразительно читать; – составлять связное высказывание

– внимательно относиться к слову;

Текущ

Стр.32-33

сентябрь

12

В.П.Астафьев «Бабушка с малиной». Знакомство с биографией.

1

Продолжение работы над образной природой худож. произведения.

Осмысление роли второстепенных образов, не являющихся образами-персонажами, в эпическом произведении;

Осознание нравственной идеи рассказа.

Осознание нравственной идеи рассказа.

Знакомство с произведением прекрасного русского прозаика ХХ века Ю.М. Нагибина.

Развитие темы «школа жизни».

Осмысление принципа олицетворения.

Развитие темы «школа жизни».

Осмысление принципа олицетворения.

Развитие темы «школа жизни».

Осмысление принципа олицетворения.

Уметь составить план текста, пересказать по плану.

Уметь выделить главную идею литературного произведения.

Текущ

Стр. 34- 41

сентябрь

13

Урок деятельной доброты. Анализ рассказа В.П.Астафьева «Бабушка с малиной»

1

Текущ

Стр 35-41

Вопрос 6

сентябрь

14

Образ бабушки в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной».

1

Текущ

Стр 35-41

октябрь

15

Рассказ В.П.Астафьева «Бабушка с малиной». Поучительный характер рассказа.

1

Уметь составить план текста, пересказать по плану.

Уметь выделить главную идею литературного произведения.

Уметь проникнуться переживаниями автора.

Знать, что рассказ написан от лица автора, но мир в этом рассказе увиден глазами ребенка.

Уметь: 

– пересказать отрывок текста;

 – видеть сравнение и подражание

Уметь:

 – внимательно относиться к слову;

 – определять разнообразные средства худож. выразительности, посредством которых создается яркий образ

Уметь: определять разнообразные средства худож. выразительности, посредством которых создается яркий образ

Уметь проникнуться переживаниями автора

Осмысление проблемы доброты, заботы о других как основного человеческого качества.

Уметь проникнуться переживаниями автора Осмысление проблемы доброты, заботы о других как основного человеческого качества.

Анализ особенностей стихотворной формы «стихотворемы» О.Е. Григорьева

Уметь проникнуться переживаниями автора. Иметь представление о создании образа в живописи.

Уметь выделить главную идею литературного произведения

Уметь:

 – характеризовать героев произведения;

– выявлять авторское отношение к герою;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного чтения книги

Уметь: 

– видеть и чувствовать, чтобы наслаждаться красотой мира;

 – высказывать оценочные суждения о прочитанном.

Уметь:

 – характеризовать героев произведения;

 –выявлять авторское отношение к герою.

– видеть и чувствовать, чтобы наслаждаться красотой мира;

 – высказывать оценочные суждения о прочитанном

Уметь:

 – выразительно читать;

– заучивать наизусть

 – делить на строфы;

 – распределять темы по строфам;

– раскрывать внутренний мир автора в стихотворении

Уметь выявлять черты сходства и отличия сказки А. С. Пушкина с народными авторскими сказками, в которых есть сюжетные линии; отмечать выразительность поэтических образов и красоту языка поэта

Уметь:

 – выразительно читать;

– заучивать наизусть – делить на строфы; – распределять темы по строфам;

– раскрывать внутренний мир автора в стихотворении

Уметь выявлять черты сходства и отличия сказки А. С. Пушкина с народными авторскими сказками, в которых есть сюжетные линии; отмечать выразительность поэтических образов и красоту языка поэта.

Уметь:

 – выразительно читать;

– заучивать наизусть – делить на строфы; – распределять темы по строфам;

– раскрывать внутренний мир автора в стихотворении

Уметь выявлять черты сходства и отличия сказки А. С. Пушкина с народными авторскими сказками, в которых есть сюжетные линии; отмечать выразительность поэтических образов и красоту языка поэта.

Обучающийся получит возможность научиться:

– произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному;

– выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

Обучающийся получит возможность научиться:

– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. при подготовке сообщений.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;

– принимать участие в коллективных делах и инсценировках;

Обучающийся получит возможность научиться:

– сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных проектах;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации (особенностями художественного текста и т.д.).

Обучающийся получит возможность научиться:

– произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному;

– выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

Обучающийся получит возможность научиться:

– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. при подготовке сообщений.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;

– принимать участие в коллективных делах и инсценировках;

Обучающийся получит возможность научиться:

– сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных проектах;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения;

– осознание себя гражданином России через эмоциональное принятие и осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; чувства сопричастности

и гордости за свою Родину, свой народ;

– основа для развития чувства прекрасного на основе знакомства с доступными литературными произведениями разных стилей, жанров,

форм.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– нравственно-эстетических переживаний литературного произведения;

– умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному;

– выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме;

– осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контроль результатов деятельности;

– намечать новые цели собственной и групповой работы;

– осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии. Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения;

– осознание себя гражданином России через эмоциональное принятие и осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; чувства сопричастности

и гордости за свою Родину, свой народ;

– основа для развития чувства прекрасного на основе знакомства с доступными литературными произведениями разных стилей, жанров,

форм.

Текущ

Стр.35-41

Вопрос 2

октябрь

16

«Учителя» и «ученики» в школе жизни. Работа над рассказом Ю.М.Нагибина «Зимний дуб»

1

Текущ

Стр.42-56

Вопрос 6

октябрь

17

Сюжетный план рассказа Ю.М.Нагибина «Зимний дуб».

1

Текущ

Стр. 42- 56

Вопрос 5

октябрь

18

Рассказ Ю.М.Нагибина «Зимний дуб». Изображение переживаний и чувств героев.

1

Текущ

Стр.41-56

Вопросы 4,9

октябрь

19

Образ главного героя в рассказе Ю.М.Нагибина «Зимний дуб».

1

Текущ

Стр.41-56

Вопрос 2

октябрь

20

Музейная страничка

Д.С.Самойлов «Вечер».

1

Работа над проектом «Музей старинных вещей». Коллективная работа. (Использование средств ИКТ)

Тематическй

Стр58-59

октябрь

21

Контрольная работа №1.

1

Иметь представление о создании образа в живописи, о том, что произведения в учебнике связаны не по формально-тематическим признакам

Тематический

Стр.60-61

октябрь

1

«Мы в ответе...»

(24часов)

Что значит «быть Человеком»? В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»

1

Осмысление проблемы доброты, заботы о других.

Текущ

Стр.62-63

октябрь

2

Что значит «быть Человеком»? О.Е. Григорьев «Витамин роста»

1

Работа в диалоге. Составление вопросов по содержанию.

Текущ

Стр.64-69

октябрь

3

Главные человеческие качества героев стихотворения О.Е. Григорьева «Витамин роста».

1

Работа в диалоге. Составление вопросов по содержанию.

Текущ

Стр.64-69

Мини-проект

октябрь

4

Сравнение поступков героев в сказке Погорельского А. «Черная курица,или Подземные жители» и в стихотворении  О.Е. Григорьева «Витамин роста».

1

Углубление представлений учащихся о доброте как отказе от эгоизма, готовности к самопожертвованию;

Выявление авторской позиции в эпическом тексте.

Сопоставление изображения характера человека.

Составить вопросы к тексту произведения для его анализа

Углубление нравственных представлений учащихся.

Отработка навыков участия в дискуссии.

Проявление личностной позиции в «речевом поступке».

Текущ

Стр.37-72

Запись в дневник читателя

ноябрь

5

Легко ли быть Человеком?

 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

1

Текущ

Стр. 71-81

ноябрь

6

Образ дедушки Тараса.

1

Текущ

Стр. 71-81

Вопросы2,3,6

ноябрь

7

Анализ произведения. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

Текущ

Стр. 71-81

ноябрь

8

Работа с картиной И.Н.Крамского «Мина Моисеев». Характер героя.

1

Текущ

Стр.82

Сопоставление образа

ноябрь

9

Читательский дневник. Руководство внеклассным чтением сказки Г.Х. Андерсена «Ромашка».

1

Текущ

Стр. 72

Запись в.дневнике юного читателя

ноябрь

10

Урок-диспут: «Что есть доброта? Это проявление силы или слабости?»

1

Текущ

ноябрь

11

Нравственные ценности русского народа и их утверждение в произведениях К.Г.Паустовского. Рассказ «Заячьи лапы»

1

Обобщение нравственной проблематики и художественного своеобразия произведений К.Г. Паустовского

Исследование проблемы благодарности и вины;

Анализ композиции произведения;

Изучение речи как средства создания образа героя.

Придумать вопросы, касающиеся нравственной проблематики произведения и своеобразия его художественной формы.

Создание небольших письменных ответов по прочитанному.

Осмысление представлений русского народа о семье, роли и ответственности родителей и детей в благополучии рода

Осмысление представлений русского народа о семье, роли и ответственности родителей и детей в благополучии рода

Текущ

Стр.83-91

Вопросы 3,8.

ноябрь

12

Художественные средства для изображения пейзажей  в рассказе  К.Г. Паустовского «Заичьн лапы».

1

Текущ

Стр.83-91

Вопросы 7

ноябрь

13

Характеры героев  в рассказе  К.Г. Паустовского «Заичьн лапы».

1

Текущ

Стр.83-91

Вопросы 2,5.

ноябрь

14

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Последовательность событий

1

Текущ

стр.92 Вопрос  9, 11 наизусть

ноябрь

15

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» (хрестоматия)

1

Текущ

Стр. 78

Запись в.дневнике юного читателя

ноябрь

16

Развитие речи. Сочинение-рассуждение на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили»

1

Тематический

Дописать сочинение

Стр.93

декабрь

17

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Тема и главная мысль произведения. Изображение природы.

1

Текущ

Стр.94-131

Вопросы 2,7,12

декабрь

18

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Характеристика героев. Составление таблицы

1

Анализ проблемы вины и прощения; Осмысление художественного совершенства сказки А.С. Пушкина, ее связи с фольклором.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– нравственно-эстетических переживаний литературного произведения;

– умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе;

– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;

– воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении;

– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;

– сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных проектах. Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– понимать смысл художественных и научно-популярных текстов;

– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств;

– соотносить учебную информацию с собственным опытом.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе;

– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге.

Текущ

Стр.94-131

Вопрос 3

декабрь

19

Нравственные уроки «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина

1

Текущ

Стр.94-131

Вопрос1,4

декабрь

20

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. М.Врубель «Царевна Лебедь».

Сравнительная характеристика царевны Лебеди

1

Осмысление представлений русского народа о семье, роли и ответственности родителей и детей в благополучии и процветании рода.

Текущ

Стр.94-131

Вопрос 5

декабрь

21

О. Уайльд «Мальчик-звезда» (хрестоматия).

Сравнительная характеристика героя сказки с Гвидоном.

1

Обсуждение проблемы взаимопомощи и взаимоответственности в семье.

Текущ

Стр.104

Запись в.дневнике юного читателя

декабрь

22

Урок-концерт, посвященный «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина

1

Текущ

Стр.94-131

Вопрос 13

декабрь

23

Контрольная работа №2

1

Иметь представление о жанровой специфике сказки.

Уметь выявить разницу волшебной, бытовой сказок и сказки о животных. Должны быть готовы к раз-говору об отличии народной сказки от авторской. Уметь отмечать различные пути обращения к особенностями сказочного жанра в авторской поэзии.

Текущ

Стр.135-138

декабрь

24

Н.И. Дубов «Беглец» (хрестоматия)

1

Обсуждение проблемы взаимопомощи и взаимоответственности в семье.

Знать, что сочетание самых простых форм и ярких красок создает образ, который носит жизнеутверждающий характер.

Текущ

Стр.96

Запись в.дневнике юного читателя

декабрь

1

Сто фантазий(15часов)

Зачем человек  фантазирует. ЮЛ. Мориц «Сто  фантазий».

1

Осмысление серьезных проблем веселых стихов.

Составление устных высказываний по теме.

Знать, что сочетание самых простых форм и ярких красок создает образ, который носит жизнеутверждающий характер.

Знать, что сочетание самых простых форм и ярких красок создает образ, который носит жизнеутверждающий характер.

Обобщение целей и способов создания фантастического образа в искусстве.

Осмысление серьезных проблем веселых стихов; Осознание роли воображения в создании фантастических стихов.

Знать, что сочетание самых простых форм и ярких красок создает образ, который носит жизнеутверждающий характер.

Уметь: 

– различать художественное и научно-популярное произведения;

 – анализировать прочитанное;

 – связно излагать свои мысли;

– находить отрывок из текста по вопросам

Получение начального представления о жанре повести.

Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности

Уметь целостно воспринимать и осмысливать поэтический текст

Уметь целостно воспринимать и осмысливать поэтический текст

Иметь представление о том, что произвед. В учебнике связаны не по формально-тематическим признакам

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;

– воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении;

– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;

– сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных проектах.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– устойчивое положительное отношение к литературному чтению, интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений,  инсценировка).

Обучающийся получит возможность для формирования:

– осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;

Обучающийся получит возможность научиться:

– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

–  осуществлять поиск необходимой

информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе.

Произведениях; чувства сопричастности

и гордости за свою Родину, свой народ;

– основа для развития чувства прекрасного на основе знакомства с доступными литературными произведениями разных стилей, жанров,

форм.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– нравственно-эстетических

переживаний литературного произведения;

– умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– контролировать свои действия действия партнеров в коллективной работе;

– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;

– воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении;

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения;

– осознание себя гражданином России через эмоциональное принятие и осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; чувства сопричастности

и гордости за свою Родину, свой народ;

– основа для развития чувства прекрасного на основе знакомства с доступными литературными произведениями разных стилей, жанров,

форм.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– нравственно-эстетических

переживаний литературного произведения;

– умения объяснять и оценивать поступки героя произведения,

мотивировать свою личностную оценку.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному;

– выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме;

– осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контроль результатов деятельности;

– намечать новые цели собственной и групповой работы;

– осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии 

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– понимать смысл художественных и научно-популярных текстов;

– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств;

– соотносить учебную информацию с собственным опытом.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– контролировать свои действия и

действия партнеров в коллективной работе;

– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге.

Текущ

Стр. 3-8

Вопросы1, 6

декабрь

2

Мир мечты и фантазии. Ю.П. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».

1

Текущ

Стр.6-7

Выраз.чт

Вопрос 1.

декабрь

3

Секрет стихотворения К. Росетти «Есть у булавки головка»

1

Текущ

Стр.9

Вопрос2

декабрь

4

Реальность или фантастика? Д.С. Самойлов  «Сказка»

Реальность или фантастика? Д.С. Самойлов  «Белые стихи»

1

Осознание роли воображения в создании фантастических стихов. Продолжение работы над анализом лирического текста

Текущ

Стр.10-11

Вопрос 2 Стр.11-13

Вопросы 2,4,8

декабрь

5

Сочинение по теме «Утро в … (городе, деревне, лесу)»

1

Высказывание мыслей и чувств на письме.

Тематический

Стр 14

Дописать сочинение

январь

6

Работа по картине К.Н. Брюллова «Всадница».  

1

Сопоставление рассказа с картиной

Текущ

Стр.14-15

январь

7

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ  

ДНЕВНИК    Я. Ларри   «Нео6ыкновенные приключения Карика и Вали». Сравнение художественного текста и научного.

1

Текущ

Стр.132-140

Запись в читательский дневник

январь

8

Разные способы изображения действительности в литературе. Т.М. Белозеров «Кладовая ветра»

1

Сопоставление разных способов изображения мира и человека в худ-ом тексте.

Сопоставление разных способов изображения мира и человека в научном и художественном текстах.

Знакомство с необычными по жанру художественными произведениями Ф.Д. Кривина.

Утверждение нравственных идеалов человечества в произведениях Ф.Д. Кривина.

Знакомство с необычными по жанру художественными произведениями

Текущ

стр.16

январь

9

Юмор в сказке В.Д.Берестова «Честное гусеничное».

1

Текущ

стр.17-19

январь

10

Короткие истории Ф.Д.Кривина  «Зеленые цистерны»,

1

Текущ

Стр.20

Вопрос 1

январь

11

Короткие истории Ф.Д.Кривина  «Жизнь на Земле», «Теплота»

1

Текущ

Стр. 21-22

Вопрос 3

январь

12

Творческая работа. Сочинение  «полусказки».

1

Тематический

Дописать полусказку

январь

13

Фантастическое изображение обычных человеческих проблем. Кир Булычев  «Путешествие Алисы

1

Текущ

Стр. 24-32

Придумать рассказ

январь

14

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК  Л.А. Кассиль «Кондунт и Швамбрания»

1

Стр.143-149

Запись в чит.дневник.

февраль

15

Контрольная работа №3

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для работы с различными источниками информации.

Тематический

стр.33-35

февраль

1

      «Каждый выбирает для себя» (28 часов)

Нравственный выбор – нравственный поступок

В.П.Крапивин «Путешественники не плачут»

1

Рассмотрение проблемы нравственного выбора и деятельной доброты, способности на поступок.

Анализ изображения характера и внутреннего мира героя в эпическом произведении;

Знакомство с произведениями прекрасного современного детского писателя В.П. Крапивина.

Анализ мастерства в изображении русского человека, национальных черт русского народа;

 - осознание нравственных уроков произведения.

Анализ мастерства в изображении русского человека, национальных черт русского народа.

 Осознание нравственных уроков произведения.

Анализ мастерства в изображении русского человека, национальных черт русского народа.

 Осознание нравственных уроков произведения.

Уметь:

 – характеризовать героев произведения;

 – выявлять авторское отношение к героям;

– наблюдать за сюжетом, героями;

 – выделять разные сюжетные линии;

– определять завязку, кульминацию, развязку в объемном литературном произведении.

Уметь: 

– характеризовать героев произведения;

– выявлять авторское отношение к герою;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного чтения книги

Уметь выделить главную идею литературного произведения

Иметь начальное представление о роли пейзажа в произведении.

Передавать в выразительном чтении свое внутреннее видение картины, нарисованной автором.

Уметь:

 характеризовать героев произведения;

 – выявлять авторское отношение к герою.

Уметь выделить главную идею литературного произведения

Иметь начальное представление о роли пейзажа в произведении.

Передавать в выразительном чтении свое внутреннее видение картины, нарисованной автором.

Уметь:

 характеризовать героев произведения;

 – выявлять авторское отношение к герою

Текущ

стр.36-52

Вопросы 3,5,9

февраль

2

В.П.Крапивин

«Путешественники не плачут». Составление плана рассказа.

1

Текущ

Вопросы 8, 10

стр.36-52

февраль

3

Характер главного героя.

1

Текущ

стр.36-52

Вопрос 6

февраль

4

Душевные переживания героев.

1

Текущ

стр.36-52

стр.52 Вопросы .7,9

февраль

5

В.Ю. Драгунский «На Садовой большое движение» (хрестоматия)

1

Текущ

Стр.151

отзыв

февраль

6

Творческая работа. Отзыв о прочитанном произведении.

Тематический

февраль

7

Пейзаж М.Ю.Лермонтова «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби».

1

Текущ

Стр 53-54

февраль

8

Л.Н. Толстой. Биография писателя Л.Н.Толстой о человечности и русском человеке в рассказе «Кавказский пленник». Знакомство с содержанием

1

Текущ

Стр.54-93

февраль

9

Изображение природы в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Отношение автора к природе

1

Составление небольшого монологического высказывания. Изложение текста по плану

Составление сюжетной цепочки.

Осмысление внутреннего и внешнего мира героя.

Составление рассказа-характеристики.

Текущ

Стр.55-93

Вопрос 5,

февраль

10

Чем похожи и чем не похожи главные герои рассказа «Кавказский пленник»?

1

Текущ

Стр.55-93

Вопрос 2

март

11

Образ Дины в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

1

Текущ

Стр.55-93

Вопрос 4

март

12

Главная мысль в рассказе Л.Н. Толстого. Каков смысл в названии рассказа?

1

Текущ

Стр.55-93

Вопрос 7

март

13-14

Сочинение на тему «В плену», «Почему удалось спасти Жилину». «Спасибо, умница»

2

Создание небольших письменных ответов.

Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермон-това «Бородино».Знакомство с композицией художественного произведения, её роль в раскрытии идеи. Воспитание чувства самосознания.

Роль русского народа в победе над фашизмом. Формулирование личностной оценки прочитанного, аргументация своего мнения с опорой на авторский текст.

Пересказ текста кратко и подробно.

Деление текста на смысловые части.

Воспитание чувства самосознания.

Роль русского народа в победе над фашизмом. Формулирование личностной оценки прочитанного, аргументация своего мнения с опорой на авторский текст.

Пересказ текста кратко и подробно.

Воспитание чувства самосознания.

Роль русского народа в победе над фашизмом. Формулирование личностной оценки прочитанного, аргументация своего мнения с опорой на авторский текст.

Пересказ текста кратко и подробно.

Составление письменного рассказа.

Деление текста на смысловые части, составление плана, пересказ.

Продолжение знакомства учащихся с прозой А.П. Платонова

Формирование представления об особенностях языка и стиля писателя.

Понимание труда самосозидания, самотворения человека как главного дела его жизни.

Осмысление нравственного выбора человека на историческом материале.

Иметь представление

об Отечественной войне 1812 года

Эволюция развития главного героя.

Знать, что поэзия может говорить о любви к Отечеству.

Иметь представление об Отечественной войне 1941-1945 года

Знать, что поэзия может говорить о любви к Отечеству.

Иметь представление об Отечественной войне 1941-1945 года

Осмысление нравственного выбора человека на историческом материале.

Иметь представление

об Отечественной войне 1812 года

Эволюция развития главного героя.

Знать, что поэзия может говорить о любви к Отечеству.

Иметь представление об Отечественной войне 1941-1945 года

Знать, что поэзия может говорить о любви к Отечеству.

Иметь представление об Отечественной войне 1941-1945 года

Осмысление нравственного выбора человека на историческом материале.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;

– воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении;

– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;

– сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных проектах.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– устойчивое положительное отношение к литературному чтению, интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений,  инсценировка).

Обучающийся получит возможность для формирования:

– осознания значимости литературы в жизнисовременного человека и понимания роли литературы в собственной жизни;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;

Обучающийся получит возможность научиться:

– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

–  осуществлять поиск необходимой

информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– эмоционально-ценностное отношение к содержанию литературных произведений; осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений;

– осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни;

– нравственно-эстетических переживаний литературного произведения;

– умения объяснять и оценивать.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации (особенностями художественного текста и т.д.).

Обучающийся получит возможность научиться:

– произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному;

– выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– устойчивое положительное отношение к литературному чтению, интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка).

Обучающийся получит возможность для формирования:

– осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни;

Тематический

Стр. 94

март март

15

Уроки истории. М.Ю.Лермонтов «Бородино»

1

Текущ

Стр.95-99

Наизусть отрывок

март

16

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Картинный план стихотворения

1

Текущ

Стр.95-99

март

17

Представления людей о герое и героизме. Главная мысль стихотворения.

1

Текущ.

март

18

«Война – страшнее нету слова …» Ю.П. Левитанский «Мальчики». Фрагмент картины К.А. Васильева «тоска по Родине»

1

Текущ

Стр. 100-101

 Вопрос 3

апрель

19

«Война – страшнее нету слова …». Б.Ш.Окуджава «До свидания, мальчики».

1

Текущ

Стр. 102

апрель

20

«Война – страшнее нету слова …».

В.Д. Берестов «Мужчина»

1

Текущ

Стр. 104-105 наизусть

апрель

21

Самый светлый праздник. А.Д.Дементьев «В мае 1945 года»

1

Текущ

Стр. 106- 107

Вопросы 3,4,5

апрель

22

О войне после войны. А.К.Передреев  «Зачем шумит трава глухая», Е.А.Благинина «Шинель». Картина В.Е. Попкова «Шинель отца»

2

Текущ

Стр.108

Вопрос 6,7

наизусть

апрель

23

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК.  Паустовский «Похождение жука носорога», В.П. Конецкий «Петька, Джек и мальчишки».

1

Текущ

Вопрос 5

стр.36-40

апрель

24

Музейная страничка

«На Мамаевом кургане».

1

Текущ

Стр.110-111

апрель

25

Великий труд человека по самотворению, самосозиданию А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

1

Текущ

Стр. 112-118

Вопрос 2,нарисовать иллюстрацию

апрель

26

А.П. Платонов «Неизвестный цветок». Главная мысль произведения

1

Текущ

Стр. 112-118

Вопрос3

апрель

27

Н.Н. Матвеева «Кораблик»

1

Событие как первоэлемент рассказа; сюжет как цепь событий.

Уметь целостно воспринимать и осмысливать поэтический текст

Уметь целостно воспринимать и осмысливать поэтический текст

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для работы с различными источниками информации.

Текущ

Стр.119

апрель

28

Контрольная работа № 4

1

Тематический

Стр.120-122

апрель

1

С чего начинается Родина? М. Л. Матусовский  «С чего начинается Родина?».

1

Осмысление понятия Родины и причин любви человека к ней.

Отработка умений анализа лирического текста.

Уметь найти выразительные средства

Уметь увидеть переживания лирического героя

Текущ

Стр.123-124

Вопрос 2

апрель

2

Россия, Родина моя (14 часов)

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша,дороги Смоленщины..»

1

Осмысление понятия Родины и причин любви человека к ней.

Отработка умений анализа лирического текста.

Выявление роли иллюстрации в изучении литературных произведений. Создание устной коллективной работы «Моя малая Родина».

Создание письменного произведения. редактирование текста.

Характеризовать образ Родины.

Уметь найти выразительные средства

Уметь увидеть переживания лирического героя

Уметь найти выразительные средства

Уметь увидеть переживания лирического героя

Уметь найти выразительные средства

Уметь увидеть переживания лирического героя

Отработка навыков самостоятельного анализа эпического текста.

Характеристика образа Родины в прозе Ю.И. Коваля.

Анализ способов создания художественного образа в эпосе.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;

Обучающийся получит возможность научиться:

– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

–  осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

Текущ

Стр. 125-127

Вопрос 2

апрель

3

Стихотворение о Родине. С.Я.Маршак «Ты много ли видел на свете берез?»  

1

Текущ

Стр. 128

Вопрос 4

май

4

Сочинение-рассуждение на тему «С чего начинается Родина?»

1

Текущ

Стр.128

май

5

Образ русской земли и русского народа в произведении Ю.П.Коваля «Чистый Дор».

1

Текущ

Стр. 129-140

Вопросы 2, 3, 5

май

6

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК.  В.М. Песков «Просёлки».Сопоставление с рассказом Ю.И.Коваля

1

Сопоставление с рассказом Ю.И.Коваля

Текущ.

Стр.197

Запись в.дневнике юного читателя

май

7

Образ русской земли и русского народа в произведении Картина А.А. Пластова «Сенокос»

1

Характеризовать образ Родины.

Текущ

Стр.141

 май

8

«Все мы люди разные, а Родина – одна …» В.А.Жуковский «Родного неба милый свет», Е.А. Баратынский «Родина».

1

Сопоставление образа Родины у поэтов ХIХ и ХХ веков. Продолжение осмысления вечных ценностей человечества и искусства как способа их передачи от поколения к поколению

Уметь: передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и свое внутреннее видение картины, нарисованной автором.

 

Иметь представление о том, что произведения в учебнике связаны не по формально-тематическим признакам, но исходя из единства обсуждаемых проблем Уметь сравнивать литературное и художественное произведение

– устойчивое положительное отношение к литературному чтению, интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка).

Обучающийся получит возможность для формирования:

– осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;

Обучающийся получит возможность научиться:

– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

–  осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе.

Текущ

Стр.142-143

наизусть

май

9

А.П. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» (хрестоматия)

1

Соотнесение главной мысли и названия произведения.

Текущ

Стр.201

Запись в.дневнике юного читателя

май

10

Стихотворения о Родине.

Д.Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще».

1

Сопоставление образа Родины у поэтов ХIХ и ХХ веков;

Читать выразительно произведение. Осмысления вечных ценностей человечества и искусства как способа их передачи от поколения к поколению

Текущ

Стр.144-145

наизусть

май

11

Эпитеты в стихотворении. Н.М.Рубцова «Звезда полей во мгле заледенелой…»

1

Умение находить выразительные средства в стихотворениях.

Уметь работать самостоятельно, опираясь на вопросы учебника.

Текущ.

Стр.146-147

наизусть

май

12

Контрольная работа № 5

1

Иметь представление о том, что произвед. в учебнике связаны не по формально-тематическим признакам

Уметь сравнивать литературное и художественное произведение

Тематический

Стр.148-152

май

13

Творческая работа. Сочинение на тему «Мое слово о Родине».

1

Тематический

Дописать сочинение

 май

14

Итоговое занятие.

1

Текущ.

повторить

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс система Л.В.занкова

В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса МОУ «Гимназия№2» положена авторская программа, разработанная  В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (Свиридова В.Ю. Литера...

рабочая программа по литературному чтению 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2

Рабочая программа по литературному чтению включает в себя обучение грамоте (чтение) и литратурное чтение. Программа разработана на основании рекомендаций ФГОС....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (система Л. В. Занкова)

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала (учебник Чураковой)...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Система Л.В. Занкова)

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Н.А. Чураковой «Литературное чтение» (сист...

Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс. Система Л. В. Занкова.

Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс. Система Л. В. Занкова....

Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс, система Л.В.Занкова

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 1 класса  составлена на основе авторской программы  курса «Литературное чтение»  В.А. Лазаревой  (Программы началь...

Рабоча программа по литературному чтению 4 класс система Л.В.Занкова

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" составлена  в соответствии с требованиями ФГОС, на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой  и направлена на достижение обучаю...