Программа курса "Литературное чтение" УМК "Школа России", 2 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему

Любимова Анжела Владимировна

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начально­го общего образования  (Федеральный государственный образовательный  стандарт начально­го общего образования  Министерства образования  и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,(Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России -М., «Просвещение», 2010.) и  программы   авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (2010).

         Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональ­ной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базо­вым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по литературному чтению 2 класс

к учебнику Л.Ф. Климановой

       Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования  Министерства образования  и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,(Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России -М., «Просвещение», 2010.) и  программы   авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (2010).

         Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется:

  • владением техникой чтения;
  • приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • знанием книг и умением их выбирать;
  • сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

       Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

  1. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

      Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

  1. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:

-  широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

- соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч 1, 2. - М.: Просвещение, 2012
  2. Крылова О.Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 2 класс: типовые текстовые задания. - М.: Экзамен, 2011.
  3. Кутявина СВ. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс. - М.: ВАКО, 2010.

Узорова О.В., Нефёдова E.A. Тексты по проверке техники чтения. - М.: ACT-Астрель, 2005.


№п/п

Дата

Тема урока

Оборудование

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

(результат)

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Вид контроля

САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ.

 (1 ч)

1.

Книга - великое чудо.

выставка книг

Различие типов книг, использование выходных данных (автор, заглавие), оглавление, аннотации для самостоятельного выбора и  чтения книг

Знать:

-структуру учебника;

- приемы ориентирования в учебнике.

Уметь:

- составлять небольшое монологическое высказывание с порой на авторский текст;

-различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрации, аннотации).

Текущий. Фронтальный опрос

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

 (17 Ч)

2.

Малые фольклорные жанры. Русские народные песни, потешки и прибаутки.

выставка книг

Произведения устного народного творчества. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при  обсуждении прослушанного произведения.

Знать названия, содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его;

- делить текст на смысловые части;

-создавать небольшой устный текст.

Детский игровой фольклор

Текущий. Фронтальный опрос

3.

Малые фольклорные жанры.

Считалки и небылицы.

Произведения устного народного творчества. Понимание содержания литературного произведения.

Знать:

-правила заучивания стихотворений;

-малые фольклорные жанры: считалки и небылицы.

Уметь:

- выполнять словесное рисование картин природы;

- читать сознательно текст художественного произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- приводить примеры произведений фольклора (считалки, небылицы);

-различать элементы книги (обложка, оглавление, иллюстрация, титульный лист, аннотация).

Текущий. Индивидуальный. Выразительное чтение.

4.

Народная мудрость в загадках.

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Восприятие на слух и понимание художественных произведений различных жанров.

Знать народные загадки.

Уметь:

-отгадывать загадки;

-различать загадки народные и авторские;

- участвовать в диалоге при обсуждении темы урока.

Текущий. Фронтальный опрос

5.

Внеклассное чтение загадки о животных.

выставка книг

Произведения о животных. Выразительное чтение, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Знать народные и авторские загадки о животных.

Уметь:

- отгадывать загадки;

-различать загадки народные и авторские;

-участвовать в диалоге при обсуждении темы урока;

- составлять свои загадки о животных.

Диагностика навыков чтения. Индивидуальный. Выразительное чтение.

6.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение духа родного языка.

Различение малых фольклорных жанров. Способ чтения: чтение целыми словами. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

Уметь:

- читать сознательно текст художественного произведения;

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

- различать жанры;

-объяснять смысл народных пословиц и поговорок

Фронтальный опрос

7.

Сравнение и сопоставление малых фольклорных жанров.

выставка книг

Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка.

Уметь:

- различать жанры художественной литературы (малые фольклорные жанры;

-подбирать пословицы к стихам;

- читать осознанно текст художественного произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

- создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Индивидуальный. Выразительное чтение.

8.

Тема заботы об окружающих в сказке «Петушок и бобовое зернышко».

Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

-различать сказки народные и литературные.

Виды сказок

Проверка техники чтения

9.

Внеклассное чтение. Сказка о животных «Лиса и волк».

выставка книг

Народная сказка. Понимание содержания литературного произведения. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Уметь:

- читать выразительно текст художественного произведения;

-пересказывать текст;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

-различать сказки народные и литературные;

 - приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

Сказки о животных. Характер героя, его поступки и их мотивы.

Индивидуальный. Выразительное чтение.

10.

Знакомство с русской народной бытовой сказкой «У страха глаза велики».

Народная сказка. Герои произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Знать понятие «бытовая сказка».

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

-различать сказки народные и литературные.

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Тематический. Тест

 (8 мин)

11.

Сказка о животных «Лиса и тетерев».

картинки животных

Народная сказка. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Знать понятие «сказка о животных».

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения;

- приводить примеры сказок о животных;

-различать сказки народные и литературные.

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Индивидуальный. Выразительное чтение.

12.

Нравоучительный характер русской народной сказки «Лиса и журавль».

картинки животных

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Фронтальный опрос

13.

Внеклассное чтение бытовая сказка «Мужик и медведь».

картинка медведя

Народная сказка. Герои произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Знать понятие «бытовая сказка».

Уметь:

- читать выразительно и осознанно;

- пересказывать содержание сказки по картинному плану;

-участвовать в диалоге при обсуждении текста.

Характер героя, его поступки и их мотивы.

14.

Нравоучительный характер русской народной сказки «Каша из топора».

Иллюстрации топора, горшка

Народная сказка. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать понятие «бытовая сказка».

Уметь:

-пересказывать с опорой на картинный план;

- читать осознанно текст художественного произведения;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

-различать сказки народные и литературные;

- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

-различать элементы книги (обложка, оглавление, иллюстрация, титульный лист, аннотация).

Бытовая сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы.

Индивидуальный. Выразительное чтение.

15.

Победа добра над злом в русской народной сказке «Гуси - лебеди».

иллюстрации

Народная сказка. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

Знать понятия «драматизация», «волшебная сказка».

Уметь:

- читать выразительно текст художественного произведения;

- пересказывать;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

-различать фольклорные жанры.

Волшебная сказка

Фронтальный опрос

16.

Поступки героев  русской народной сказки «Гуси - лебеди».

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Фронтальный опрос

17.

Внеклассное чтение. Волшебная сказка «Царевна - лягушка».

иллюстрации

Волшебная сказка

Индивидуальный. Выразительное чтение.

18.

Урок – обобщения по теме: «Устное народное творчество»

выставка книг, карточки для викторины.

Различение малых фольклорных жанров. Народная сказка. Герои произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Знать понятие «устное народное творчество».

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения;

- пересказывать текст;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

-различать сказки народные и литературные;

- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

-различать элементы книги (обложка, оглавление, иллюстрация, титульный лист, аннотация).

Сравнение и сопоставление малых фольклорных жанров

Фронтальный опрос

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.

 (8 ч)

19.

Образ осени в стихах Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонта «Поспевает брусника…».

портрет, картины природы

Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать произведения русских поэтов о природе.

Уметь:

-выразительно читать стихотворения;

-использовать интонацию;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-анализировать средства художественной выразительности.

Олицетворение

Фронтальный опрос

20.

Стихи А. Плещеева, А. Фета об осени.

портрет, картины природы

Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Связь произведений литературы с другими произведениями искусств.

Чтение наизусть

21.

Внеклассное чтение. Поэтическое изображение осени в стихах А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой.

портрет, картины природы

Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Построение небольшого монологического высказывания о произведении.

Знать произведения русских поэтов о природе.

Уметь:

- описывать поэтический образ осени в стихах;

-выразительно читать стихотворения;

-анализировать поэтическое изображение осени в стихах;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-использовать интонацию.

Олицетворение, сравнение

22.

Поэтический образ осени в стихах А. Акима, А. Фета.

портрет, картины природы

Индивидуальный. Выразительное чтение.

23.

Познавательный характер в произведении Б. Берестова «Хитрые грибы», «Грибы».

портрет, картины природы

Произведения о природе, нахождение познавательных элементов в тексте. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими произведениями искусств.

Знать понятие «рифма».

Уметь:

- находить рифму в произведении;

-читать сознательно текст художественного произведения;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

Рифма

Фронтальный опрос

24.

Поэтическое изображение осени в произведениях М. Пришвина «Осеннее утро», И. Бунина «Сегодня так светло…».

портрет, картины природы

Осознанное чтение произведения. Пересказ текста. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.  Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.  Осознанное чтение доступных произведений по объему и жанру.  Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению.

Знать произведения русских поэтов о природе.

Уметь:

-анализировать поэтическое изображение осени в стихах;

-выразительно читать стихотворения;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-использовать интонацию.

Олицетворение

Фронтальный опрос

25.

Урок – обобщения по теме: «Люблю природу русскую».

Олицетворение

Тестирование

26.

Внеклассное чтение. Стихи о природе.

выставка книг

Олицетворение

Индивидуальный. Выразительное чтение.

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ.

 (18 ч)

27.

Выдающийся представитель русской литературы А. С. Пушкин - «Солнце русской поэзии».

портрет

Произведения выдающегося представителя русской литературы А. С. Пушкин. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация стихотворных произведений.

Знать произведения А. С. Пушкина.

Уметь:

- читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Рифма

Фронтальный опрос

28.

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» (пролог к поэме «Руслан и Людмила»)

Портрет, иллюстрации

Произведения о природе и их особенности. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать произведения А. С. Пушкина.

Уметь:

- читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;

- осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы (по заданию учителя);

-определять изобразительные средства выразительности речи, отображающих красоту природы;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Олицетворение, эпитет

Фронтальный опрос

29.

Внеклассное чтение. Поэтическое изображение зимы в стихах А. С. Пушкина.

портрет, картины природы зимой

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Знать произведения А. С. Пушкина о зимней природе.

Уметь:

- читать выразительно и осознанно текст художественно-поэтического произведения;

- читать наизусть  выбранное по желанию стихотворение А. С. Пушкина;

-характеризовать изобразительно-выразительные средства поэтического языка в произведениях А. С. Пушкина.

Олицетворение, эпитет, сравнение

Чтение наизусть

30.

Олицетворение в стихах А. С. Пушкина о зиме «Вот север…», «Зима».

Связь произведений литературы с другими произведениями искусств. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Знать понятие «олицетворение».

Уметь:

-анализировать поэтические тексты,  средства художественной выразительности в них;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Олицетворение. Характер героя и его поступки.

Чтение наизусть

31.

Народная мораль в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

портрет

выставка книг

рисунки детей

Литературная сказка. Осознанное и выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Умение отвечать  вопросы по содержанию прочитанного. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Знать содержание сказки.

Уметь:

- читать выразительно и сознательно текст сказки;

-определять тему, главную мысль, моральную основу сказки;

-читать по ролям;

-участвовать в обсуждении прочитанного;

-высказывать свое отношение к героям сказки.

Индивидуальный. Выразительное чтение.

32.

Нравственность  в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Фронтальный опрос

33.

Внеклассное чтение. Волшебная сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное

34.

Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Различение жанров: народная и литературная сказка. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Чтение целыми словами

Знать  содержание сказки А. С. Пушкина.

Уметь:

-сравнивать авторские сказки и народные;

-читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль;

- участвовать в обсуждении прочитанного произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Фронтальный опрос

35-36.

Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.

Фронтальный опрос

37.

Рассказ и мораль в басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука».

портрет

Басня. Ответы на вопросы по содержанию. Мораль. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Знать:

- Понятие «Басня»;

- Басни И. А. Крылова.

Уметь:

- читать выразительно, осознанно текст;

- определять тему и главную мысль;

-давать характеристику главным героям;

- участвовать в обсуждении прочитанного произведения.

Иносказание

Фронтальный опрос

38.

Осмеяние лени в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Чтение наизусть

39.

Народная мораль в характере главных героев Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

портрет

Басня. Произведение о взаимоотношениях людей. Пересказ текста. Участвовать в  диалоге при  обсуждении прослушанного произведения.

Знать:

- понятие «быль»;

- творчество Л. Н. Толстого.

Уметь:

- читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мысль произведения;

-давать характеристику главным героям; произведения.

Быль

Индивидуальный. Выразительное чтение.

40-41.

Особенности сюжета рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок».

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Уметь:

-выделять особенности сюжета произведения;

- читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мысль произведения;

-давать характеристику главным героям; произведения.

Сюжет

Фронтальный опрос

42.

Познавательный характер в рассказах Л. Н. Толстого.

выставка книг

Научно-популярные произведения.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать познавательные рассказы Л. Толстого, творчество писателя.

Уметь:

-различать жанры (рассказ, быль, стихотворение);

- читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мысль произведения;

-давать характеристику главным героям; произведения;

-участвовать в обсуждении прочитанного;

- отвечать на обобщающие вопросы по теме.

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

Фронтальный опрос

43.

Обобщение по теме «Русские писатели».

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Олицетворение

44.

Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой для детей: сказки и басни.

Рассказы о самостоятельно выбранных произведениях Л. Н. Толстого. Работа с книгой

Характер героя, его поступки и их мотивы. Предисловие, послесловие.

Индивидуальный. Выразительное чтение

О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ.

 (8 ч)

45.

Тема заботы о животных Б. Заходер «Плачет киска», И. Пивоварова «Жила-была собака…».

портрет

Произведения о природе. Осознанное правильное чтение целыми словами.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Понимание содержания литературного произведения.

Уметь:

- прогнозировать жанр произведения;

-определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;

-читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

- участвовать в анализе содержания;

-оценивать события, поступки героев;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Юмор

Фронтальный опрос

46.

О братьях наших меньших. В. Берестов «Кошкин дом»

иллюстриции

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.

Уметь:

-выполнять творческую работу (сочинение сказок);

- читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мысль произведения.

47.

Забота о животных в рассказах М. Пришвина. М. Пришвин «Ребята и утята».

портрет

Произведения классиков детской литературы о животных. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Уметь:

-определять от какого лица идет повествование;

-пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).

Пересказ

48.

Тема заботы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ»

портрет, картинка ежа

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Пересказ текста. Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Знать понятие «логическое ударение».

Уметь:

- определять построение, характер текста;

-использовать силу голоса для постановки логического ударения;

- участвовать в диалоге;

-формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану;

 -пересказывать текст.

Индивидуальный. Выразительное чтение

49.

Тема заботы о животных. Б. Житков «Храбрый утенок».

портрет

Произведения классиков детской литературы о животных.

Пересказ текста.

Уметь:

- объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

-работать с иллюстрациями;

- определять тему и главную мысль произведения;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения.

Фронтальный опрос

50.

Точность и объективность создания картины природы в рассказе «Музыкант». В. Бианки «Сова».

портрет

 Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Уметь:

- определять эмоциональный тон персонажа;

-проводить лексическую работу;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Фронтальный опрос

51.

Урок-обобщения по теме: «О братьях наших меньших».

выставка книг, карточки для турнира

Произведения классиков детской литературы о животных.

Составление обобщающих вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Знать произведения о животных.

Уметь:

- читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

- пересказывать, анализировать произведения.

52.

Внеклассное чтение. Сказка в вопросах. В Бианки «Чей нос лучше».

иллюстрации животных

Самостоятельная работа с книгой: поиск выходных данных (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление, аннотации; пересказ содержания, ответы на вопросы.

Знать творчество В. Бианки, особенности сказки в вопросах.

Уметь:

-определять содержание сказки по теме (названию), сформулированной в форме вопроса;

-различать жанры произведения;

- отвечать на вопросы по тексту.

Кроссворды

Индивидуальный. Выразительное чтение

ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ.

(6 ч)

53.

Из детских журналов. Д. Хармс «Игра», «Вы знаете», «Веселые чижи»

периодизация детских журналов

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Знать:

-названия детских журналов;

-понятие «темп» чтения.

Уметь:

-устанавливать темп чтения от смысла читаемого;

-работать с иллюстрациями;

- читать осознанно текст художественного произведения;

- оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения.

Игры со словами

Индивидуальный. Выразительное чтение

54.

Из детских журналов. Д. Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень вкусный пирог».

Знакомство с произведениями о приключениях. Работа над пониманием литерного содержания произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность.

Знать:

-названия детских журналов;

-понятие «юмор» произведения.

Уметь:

-анализировать произведение;

-определять средства художественной выразительности;

- выразительно читать стихотворения наизусть.

55.

Юмор в произведениях. Ю. Владимиров «Чудаки».

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Осознанное чтение произведения. Черты юмористического в содержании.

Уметь:

-прогнозировать содержание текста по заголовку;

-участвовать в диалоге;

- читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Юмор

Индивидуальный. Выразительное чтение

56.

Мораль в характере главных героев. А. Введенский «Ученый Петя».

Работа над пониманием литерного содержания произведения. Характеристика героев произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

- характеризовать поступки героев, их моральные черты.

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Фронтальный опрос

57.

Урок-обобщения по теме «Из детских журналов».

выставка детских журналов

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Рассказы о своих любимых детских журналах, рубриках в них.

Знать:

-названия детских журналов.

Уметь:

-представлять свой любимый журнал;

-пересказывать понравившиеся произведения, строки из них;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на текст.

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

58.

Внеклассное чтение. Произведения о долге, храбрости. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Портрет, выставка книг

Работа над содержанием произведения, характеристика героев, восприятие и понимание их эмо-ционально-нравственных переживаний

Уметь:

-озаглавливать иллюстрации и эпизоды из текста;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-выявлять черты героев, характеризующие их храбрость, исполнительность, чувство долга и ответственности.

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Индивидуальный. Выразительное чтение

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА.

 (8ч)

59.

Образ зимы в поэзии. И. Бунин, К. Бальмонт, Я. Аким «Первый снег».

портрет, картины первого снега

Произведения о природе. Иллюстрации о природе их роль в понимании произведения. Работа над устным сочинением повествовательного характера с элементами рассуждения и описания

Знать произведения о зиме.

Уметь:

-определять средства художественной выразительности;

-составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх.

Олицетворение

Фронтальный опрос

60.

Природа в стихах. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимой…».

портрет, иллюстрации о зиме

Произведения о природе Ф. Тютчева о природе, зимнем времени года. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Знать понятие «звукозапись».

Уметь:

-определять средства художественной выразительности - звукозапись;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на текст;

- читать выразительно стихотворения наизусть.

Олицетворение, звукозапись

61.

Природа в стихах. С. Есенин «Поет зима - аукает…».

портрет, картинки о зиме

иллюстрация береза в снегу

портрет

Работа с иллюстрациями, музыкальными произведениями и содержанием стихотворения в комплексе; выявление связи произведений литературы с другими видами искусства. Создание устного сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать

- творчество С. Есенина;

-понятие «звукопись».

Уметь:

-определять средства художественной выразительности - звукопись;

- читать выразительно стихотворения наизусть.

Олицетворение, звукозапись

Чтение наизусть

62.

Поэтическое изображение березы С. Есенин «Береза».

63.

С новым годом! С. Михалков «новогодняя быль».

Работа над содержанием произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.  Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Уметь:

-рифмовать слова текст, слова;

-читать сознательно текст произведения;

-делить текст на смысловые части;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-создавать небольшой устный текст на новогоднюю тему.

Рифма

Индивидуальный. Выразительное чтение

64.

Поэтическое изображение зимы. А. Барто «дело было в январе».

портрет

Работа над содержанием стихотворения о зиме; сопоставление иллюстрации  с содержанием; роль иллюстрации в понимании произведения.

Знать творчество А. Барто.

Уметь:

-определять тему и находить главную мысль произведения.

Рифма

Фронтальный опрос

65

Урок-обобщения по теме «люблю природу русскую. Зима».

картины о зиме, выставка книг и портреты поэтов

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении.

Знать произведения о зимней природе.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения;

-рассказывать об изображении зимнего времени года в произведениях;

- читать выразительно произведения о зиме наизусть.

Олицетворение

66.

Внеклассное чтение. Авторские сказки. Д. Мамин-Сибиряк.

портрет

Рассказы детей о прочитанных произведениях Д. Мамина-Сибиряка. Характеристика героев произведения.  Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных рассказов.

Уметь:

-участвовать в диалоге;

-отвечать на вопросы по тексту;

- читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и находить главную мысль произведения;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Индивидуальный. Выразительное чтение

ПИСАТЕЛИ – ДЕТЯМ.

(19ч)

67.

Шутливое искажение действительности. К. И. Чуковский «Путаница».

портрет

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать творчество К. И. Чуковского, содержание произведений.

Уметь:

-анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках;

-определять тему и находить главную мысль произведения;

- давать характеристику героям

Рифма

Фронтальный опрос. Чтение наизусть.

68.

Загадки. Словесная игра в загадках-шутках. К. И. Чуковский «Радость».

Малые фольклорные жанры. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Словесная игра в загадках-шутках

69-70.

Литературная сказка. К. И. Чуковский «Федорино горе».

Содержание литературного произведения, определение темы, главной мысли. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Уметь различать народные и литературные сказки.

Рифма

Индивидуальный. Выразительное чтение

71.

Юмор в стихах. С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

.

портрет

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать творчество С. Маршака.

Уметь:

-анализировать юмористическое произведение;

-давать характеристику героям;

- читать выразительно произведения;

-отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Фронтальный опрос.

72.

Мудрость замысловатой истории. С. Я. Маршак «Кот и лодыри».

Рифма

73.

Удивление и радость в произведениях С. В. Михалкова «Мой секрет».

Портрет, выставка книг

Знакомство с произведениями о детях, изображение в них радости, удивления, фантазии, непосредственности.

Знать творчество С. В. Михалкова.

Уметь:

-прогнозировать содержание произведения по названию;

-анализировать юмористические стихотворения и произведения о животных;

-определять оттенки радости и удивления, находить элементы фантазии;

-давать характеристику героям;

-выразительно читать произведения;

-отвечать на вопросы по прочитанному.

Рифма

74.

Страна фантазия в произведениях С. В. Михалкова

Фантазия

75.

Отношение человека к животным. С. В. Михалков «Мой щенок».

Знакомство с произведениями о животных. Выявление отношения автора  к животным; комментирование прочитанного; выражение личного отношения к прочитанному

Характер героя, его поступки и их мотивы.

76.

Поэтическая речь в произведениях А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука».

Портрет, выставка книг

Выразительное чтение,          использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Знакомство с юмористическими произведениями о детях.

Знать творчество А. Л. Барто.

Уметь:

-определять тему и главную мысль;

-выразительно читать произведения наизусть.

Индивидуальный. Выразительное чтение

77.

Юмористические стихи А. Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа»

фронтальный

78.

Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова.

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Знать творчество Н. Н. Носова.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать;

-делить текст на смысловые части;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст;

-оценивать события, героев произведения.

Характер героя, его поступки и их мотивы.

79.

Составление плана к рассказу Н. Н. Носова «Затейники».

Пересказ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Творческий пересказ

пересказ

80.

Использование юмористического образа в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Портрет, выставка книг,  иллюстрации к произведениям

Произведения классиков детской литературы  о детях. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Индивидуальный. Выразительное чтение

81.

Юмор как добрый развлекающий смех Н. Н. Носов «Живая шляпа».

Выразительное чтение,          использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Фронтальный.

82.

Анализ произведения Н. Н. Носова на  «На горке».

Герои произведения. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа.

Пересказ

83.

Составление картинного плана к рассказу Н. Н. Носова «На горке».

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Иллюстрации в книге и ее роль в понимании произведения.

Творческий пересказ

составление картинного плана к рассказу

84.

Урок-обобщение по теме: «Писатели-детям».

Портреты, иллюстрации, выставка книг.

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Осмысление цели чтения.

Знать произведения для детей.

Уметь:

-читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

-различать сказки народные и литературные;

-приводить примеры художественных произведений различной тематику материалу;

-различать элементы книги.

Творческий пересказ. Характер героя, его поступки и их мотивы.

тестирование

85.

Внеклассное чтение. Произведения о ребятах и их делах. С. Михалков «Про мимозу», Н.Н.Носов «Фантазеры».

портреты

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг

Уметь:

- ориентироваться в книге по обложке;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-различать элементы книг (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Индивидуальный. Выразительное чтение.

86.

Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой»,  «Гляжу с высоты»; Э Мошковская «Я ушел в свои обиды».

портреты

Произведения о взаимоотношениях людей. Участие в диалоге при обсуждении произведения.

Уметь:

- анализировать взаимоотношения героев;

- читать осознанно текст художественного произведения;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст;

- оценивать события, героев произведения.

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Индивидуальный. Выразительное чтение.

87.

Общение и поступки детей. В. Лунин «Я и Вовка».

Произведения о взаимоотношениях детей. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Декламация стихотворных произведений.

Уметь:

- подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям;

-определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений;

- читать осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мысль произведения;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст;

- оценивать события, героев произведения.

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Фронтальный опрос.

88.

Отношения детей в произведении. Н. Булгакова «Анна, не грусти».

Понимание содержания прочитанного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения.

Знать понятие «логическое ударение».

Уметь:

-использовать силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста;

-объяснять авторское отношение к персонажам текста;

-читать осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мысль произведения;

- оценивать события, героев произведения.

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Фронтальный опрос.

89.

Анализ произведения. Н. Булгакова «Анна, не грусти».  

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста.

Уметь:

- читать по ролям;

- читать осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мысль произведения;

-читать стихотворные произведения.

Фронтальный опрос.

90.

Главная мысль произведения. Ю. Ермолаев «Два пирожных».

Произведения о взаимоотношениях людей. Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Уметь:

- определять характер текстов по заглавию;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

- оценивать события, героев произведения;

-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

-различать сказки народные и литературные;

Характер героя, его поступки и их мотивы.

91.

Отношения детей и взрослых. В. Осеева «Волшебное слово».

портрет

Произведения о взаимоотношениях людей. Герои произведения. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь:

- выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев;

- читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать;

-делить текст на смысловые части;

-использовать в речи вежливые слова

- составлять рассказ по опорным картинкам.

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Индивидуальный. Выразительное чтение.

92.

Сила волшебных слов в произведении В. Осеевой «Волшебное слово».

Фронтальный опрос. Пересказ.

93.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. В. Осеева «Хорошее».

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Уметь:

- подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

-анализировать поступки главных героев;

-пересказывать с опорой на картинный план;

-делить текст на смысловые части.

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Фронтальный опрос.

94.

Характеристика героев в произведении В. Осеевой «Почему?»

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь:

- прогнозировать жанр произведения;

-определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;

-- читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

- оценивать события, героев произведения;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Характер героя, его поступки и их мотивы.

95.

«Нет лучшего дружка, чем родная матушка». В. Осеева «Почему?»

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Уметь:

-подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

-анализировать поступки главных героев;

-пересказывать с опорой на картинный план;

-делить текст на смысловые части.

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Пересказ.

96.

Урок-обобщение по теме: «Я и мои друзья».

Произведения о детях. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать произведения о детях.

Уметь:

-читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

-различать сказки народные и литературные;

-приводить примеры художественных произведений различной тематику материалу;

-различать элементы книги.

Игры со словами. Кроссворды.

Тестирование.

97.

Внеклассное чтение. Книги, которые надо читать.

Выставка книг

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Уметь:

-ориентироваться в книге по обложке;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

Каталог

Индивидуальный. Выразительное чтение.

98.

Настроение поэта в произведении. Ф. Тютчева «Зима недаром злится…».

Портрет, иллюстрации

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства.

Знать произведения о весне

Уметь:

- выразительно читать стихотворения наизусть;

-анализировать средства художественной выразительности;

-использовать связь литературы с разными видами искусства.

Олицетворение

Фронтальный опрос

99.

Картины весны в стихотворениях А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка».

Портрет, иллюстрации

Декламация стихотворных произведений. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания

Знать приметы весны в произведениях.

Уметь:

- выразительно читать стихотворения наизусть;

-анализировать средства художественной выразительности;

-использовать связь литературы с разными видами искусства.

Олицетворение

Фронтальный опрос

100.

Приметы весны в произведениях С. Маршака «Снег теперь уж не тот», А. Блока «На лугу».

Портрет, иллюстрации

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Индивидуальный. Выразительное чтение.

101.

«Сердце матери лучше солнца греет». И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю».

портрет

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Знать пословицы и поговорки о матери.

Уметь:

-выразительно читать стихотворения наизусть;

-подбирать к прочитанным стихотворениям пословицы и поговорки;

-анализировать средства художественной выразительности;

-использовать связь литературы с разными видами искусства.

Олицетворение

Фронтальный опрос

102.

Способы изображения характера героев в произведениях. Е Благининга, Э. Мошковская.

Произведения о детях. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению

Знать способы изображения характера героя в произведениях.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения;

-анализировать средства художественной выразительности;

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Фронтальный опрос

103.

Разноцветные страницы. Обобщение по теме: «люблю природу русскую. Весна».

Произведения о природе. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведении. Связь произведений литературы с другими вида искусства.

Знать произведения о весенней природе.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

-различать сказки народные и литературные;

-приводить примеры художественных произведений различной тематику материалу;

-различать элементы книги.

Игры со словами. Кроссворды.

104.

Внеклассное чтение. Произведения о тех, кто трудится. К. Ушинский.

Содержание литературного произведения, тема, главная мысль. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Уметь:

-ориентироваться в книге по обложке;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное.

Индивидуальный. Выразительное чтение.

105.

«Ив шутку и в серьез». Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего».

Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведении.  Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа.

Знать понятие «орфоэпическое чтение».

Уметь:

-читать орфоэпически;

- читать по ролям;

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

Рифма

Фронтальный опрос

106.

Веселые и смешные герои. Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха».

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать творчество Б. Заходера. уметь:

-отвечать на вопросы по тексту;

-анализировать поступки героев;

-выразительно читать стихотворения

Фронтальный опрос

107- 108.

Образы сказочных героев. Э. Успенский «Чебурашка».

Портрет, выставка книг

Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Пересказ текста.

Знать:

- творчество Э. Успенского;

- образы сказочных героев

Уметь:

-прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям;

-отвечать на вопросы по тексту;

-анализировать поступки героев;

-осознанно читать и делить текст на смысловые части;

-пересказывать прочитанное;

-выразительно читать стихотворения наизусть.

Индивидуальный. Выразительное чтение.

109.

Юмор как добрый развлекающий смех. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».

иллюстрации

Декламация стихотворных произведений. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Фронтальный опрос. Ответы на вопросы.

110.

Юмор в стихах Э. Успенского «Над нашей квартирой».

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Фронтальный опрос

111.

Юмор в стихах Э. Успенского «Память».

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Индивидуальный. Выразительное чтение.

112.

Юмористические стихотворения В. Берестов «Знакомый», «Путешественники».

Портрет, иллюстрации

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Знать творчество В. Берестова.

Уметь:

-анализировать юмористические ситуации в стихотворениях;

-выразительно читать стихи наизусть;

-давать характеристику героям произведения;

-отвечать на вопросы;

-участвовать в обсуждении темы урока.

Рифма

Фронтальный опрос. Чтение наизусть.

113.

Характеры детей в стихах. В. Берестов «Кисточка», И. Токмакова «Плим».

Произведения о взаимоотношениях людей. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений.

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Фронтальный опрос

114.

Юмористические ситуации в стихах. И. Токмакова «В чудной стране».

Портрет, иллюстрации

Произведения современной отечественной литературы. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения.

Уметь:

-объяснять авторское отношение к героям;

- читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-анализировать юмористические ситуации в стихотворениях;

- оценивать события, героев произведения;

-различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Индивидуальный. Выразительное чтение.

115.

Способы общения героев. Г. Остер «Будем знакомы».

Портрет, иллюстрации

Произведения о взаимоотношениях людей. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Уметь:

-выполнять творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа);

-читать осознанно текст художественного произведения;

-определять главную мысль и тему произведения;

-пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст;

- оценивать события, героев произведения.

Фронтальный опрос

116.

Восстановление последовательности событий. В. Драгунский «Тайное становится явным».

Портрет, иллюстрации

Произведения о детях. Содержание литературного произведения, тема, главная мысль. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа.

Уметь:

-определять характер произведения по рисункам;

-работать с иллюстрациями;

-читать осознанно текст художественного произведения;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст;

- читать стихотворные произведения наизусть.

Творческий пересказ.

Фронтальный опрос. Пересказ.

117.

Обобщение по теме: «И в шутку и в серьез».

Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведении. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать юмористические произведения для детей.

Уметь:

-читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

-различать сказки народные и литературные;

-приводить примеры художественных произведений различной тематику материалу;

-различать элементы книги.

Игры со словами.

Тестирование

118.

Внеклассное чтение. Произведения о долге, храбрости.

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Портрет, иллюстрации

Произведения классиков советской детской литературы. Герои произведения. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавление, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Уметь:

-ориентироваться в книге по обложке;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-различать элементы книги.

Характер героя, его поступки и их мотивы. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное.

Индивидуальный. Выразительное чтение.

119.

Литература зарубежных стран. Английские народные песенки и загадки.

иллюстрации

Малые фольклорные жанры. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Восприятие на слух и понимание художественных произведений различных жанров. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведении. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Знать произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык.

Уметь:

-участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

--читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

Фронтальный опрос

120.

Сходство русского фольклора с американской песенкой. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».

иллюстрации

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Знать понятие «рифма».

Уметь:

-находить сходство русского фольклора с американской песенкой;

-анализировать средства художественной выразительности.

Рифма.

Фронтальный опрос

121.

Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песенка «Перчатки».

Произведения зарубежной литературы. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного чтения.

Знать понятие «рифма».

Уметь:

-находить сходство русского фольклора с английской песенкой;

-анализировать средства художественной выразительности.

Рифма.

Индивидуальный. Выразительное чтение.

122.

Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песенка «Храбрецы».

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Сходство русского фольклора с английским

123.

Особенность французского фольклора. Французская народная песенка «Сюзон и мотылек».

иллюстрации

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать понятие «рифма».

Уметь:

-находить сходство русского фольклора с французской песенкой;

-анализировать средства художественной выразительности.

Рифма

Фронтальный опрос. Наизусть.

124.

Особенность немецкого фольклора. Немецкая  народная песенка «Знают мамы, знают дети».

Устное изложение по плану. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Знать понятие «рифма».

Уметь:

-находить сходство русского фольклора с немецкой песенкой;

-анализировать средства художественной выразительности.

Рифма

Фронтальный опрос

125-126.

Фантастические события в сказке Шарля Перро «Кот в сапогах».

Портрет, иллюстрации

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Знать творчество Шарля Перро.

Уметь:

-выделять эпизоды из текста;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

-приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

-различать сказки народные и литературные.

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Индивидуальный. Выразительное чтение.

127.

Хитрости героя сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».

Фронтальный опрос

128-129.

Реальность и фантастика в сказке. Ш. Перро «Красная Шапочка».

Портрет, иллюстрации

Произведения зарубежной литературы. Содержание литературного произведения, тема, главная мысль. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать понятие «фантастика».

Уметь:

-анализировать мотивы поведения героев;

Отвечать на вопросы;

-составлять план пересказа;

-выделять эпизоды из текста;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

-различать сказки народные и литературные.

Фантастика

Фронтальный опрос

130.

Воспитание мудрости и смекалки. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

Портрет, иллюстрации

Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Уметь:

-участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст;

- оценивать события, героев произведения.

Индивидуальный. Выразительное чтение.

131-132.

Противопоставление красоты внешней и внутренней. Энни Хогарт «Мафин и паук».

Произведения зарубежной литературы. Иллюстрации в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь:

-анализировать образность художественной речи;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Фронтальный опрос

133.

Юмор в стихах К. Чуковского «Котауси и Мауси».

Портрет, иллюстрации

Произведения зарубежной литературы. Декламация стихотворных произведений.

Уметь:

-определять эмоциональность характера текста;

-читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мысль произведения;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Юмор.

Фронтальный опрос

134.

Обобщение по теме: «Литература зарубежных стран».

Произведения зарубежной литературы. Скорость чтения: установка на нормальный читающий темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений

Знать литературные произведения.

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

-различать сказки народные и литературные;

-приводить примеры художественных произведений различной тематику материалу;

-различать элементы книги.

Игры со словами. Кроссворды.

135-136.

Внеклассное чтение. Литература на лето.

Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы и зарубежной литературы, доступных для восприятия младшими школьниками.  Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавление, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Уметь:

-ориентироваться в книге по обложке;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное.

Фронтальный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по математике 1 класс по программе "Школа России"

Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года,         -  авторской...

Рабочая программа по математике 2 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа по математике  для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школь...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по математике 2 класс по программе "Школа России"

Программа по математике для 2 класса УМК "Школа России"составлена в соответствии с ФГОС НОО в 2012г....

Рабочая программа по математике 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по математике 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по математике 2 класс по программе "Школа России"

Программа составлена в соответтствии с ФГОС...