развитие у детей младшего школьного возраста читательской компетентности
материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Бодрова Лариса Владимировна

задания и упражнения разного вида на развитие у детей начальной школы техники чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_u_detey_chitatelskoy_kompetentnosti.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

В основу обучения в соответствии с ФГОС начального общего образования положен системно-деятельностный подход. Он предполагает   воспитание  и  развитие качеств личности,  отвечающих требованиям  информационного общества,  личности,  свободно ориентирующейся  в  потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности.

Под читательской компетентностью подразумеваются  необходимые универсальные учебные действия, позволяющие ребёнку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

А.И.Герцен писал: «Книга-это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства, исчезали, а книга оставалась…»

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Исследования, проводимые за последние годы, показали, что чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения,

От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным. Какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы. Зачастую средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, пришедшие в пятый класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

Если ученик в начальной школе плохо овладел техникой чтения и  имеет скорость чтения в 7-8 классе менее 60 слов, а домашнее задание составляет восемь страниц учебника или 6500 слов, то 6500 : 60 = 107 минут. Речь идет об оптимальном чтение в темпе разговорной речи. Темп от 120 до 150 слов в минуту. Около 2 часов, чтобы прочитать тексты один раз. С одного раза не поймет, надо прочитать 2-3 раза, а это 4-6 часов прибавим письменные задания, ещё прибавим время, которое ученик пробыл в школе – получится 15-часовой рабочий день. Такой ученик обречен на неуспеваемость.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика.

Навык чтения – это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нем уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельности; в процессе чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интерес, установки; приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, о ранее прочитанном, прослушанном, просмотренном по ТВ, в кино, в театре, на улице, мобилизуется лексика, тот запас слов, которым владеет читающий, накопленный им в процессе повседневных речевых, бытовых, индивидуальных и коллективных форм общения, активизируются усвоенные модели словоупотреблений, словоизменений и словообразований, модели построения предложений, текста и др.

Вот почему в начальной школе столь большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения. Отсюда и проистекает практика повседневного контроля за уровнем и прочностью выработки этого универсального навыка, того, что изучают, и того, посредством чего учатся.

Для прослеживания динамики и  выявления  детей с разным навыком чтения,  проверяю технику чтения у учащихся три раза в год (сентябрь, январь, май) начиная с первого класса. Для этого я использую таблицу:

ФИО

СПОСОБ ЧТЕНИЯ

ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ

ТЕМП ЧТЕНИЯ

(в 1 мин. количество прочитанных слов)

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

ПОНИМАНИЕ

 

по слогам

слог + слово

целыми словами

словосочетаниями и синтагмами

Без

ошибок

Допущены ошибки

(указать количество ошибок)

ниже нормы

норма

выше нормы

Выразительное чтение (интонация,  логическое ударение, паузы)

Допущены ошибки

(указать количество ошибок)

осмысленное чтение

механическое чтение

 замена, искажение букв, (слогов, слов)

повторы слогов, слов

нарушение орфоэпических норм (ударение)

нарушение орфоэпических норм (окончания слов, орфографическое чтение)

ошибки в постановке логического ударения

несоблюдение необходимых пауз при чтении

неправильная интонация

1

С детьми, у которых западает какой-то компонент навыка чтения, провожу индивидуальные занятия и проверяю технику чтения один раз в месяц, для того, что бы у ребенка был стимул усовершенствовать свои навыки.

Для овладения техникой чтения на первом этапе обучения использую задания на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. 
         Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читают слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, поэтому провожу упражнения  короткими порциями, но с большой частотой.

Упражнения,  которые использую  для развития техники чтения:

  1. Чтение вслух.
  2. Чтение про себя.
  3. Чтение жужжащее.
  4. Чтение хором.
  5. Чтение в темпе скороговорки.
  6. Чтение цепочкой (по одному слову, предложению, абзацу).
  7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
  8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
  9. «Очередь». Сначала текст читает учитель, затем ученики читают тот же текст.
  10. «Буксир». Учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Учащиеся читают  вслух,  стараясь успеть за учителем. Или учитель читает вслух, а дети про себя.
  11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут замену.
  12. «Прятки». Нахождение слова в тексте с определенным признаком (начинается на букву А; состоит из двух слогов; с ударением на второй слог и др.).
  13. «Фотоглаз». На доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют  прочитанные слова.
  14. Поочередное чтение слов нормально и наоборот (первое слово читается как обычно, второе наоборот). Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.
  15. Чтение только второй половины слов (при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя). Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть, формирует навык побуквенного анализа.
  16. Большое внимание на уроках уделяю словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использую разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объясняю значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работаю с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываю перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.
  17. Прием «Чтение с остановками» (Данный прием содержит все стадии технологии: 1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
  18.  Прием «Ассоциация». (Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске).

Что еще можно сделать сегодня, чтобы помочь каждому ребенку добиться успеха в овладении чтением? Как привить интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя у младших школьников? Как включить в процесс активного чтения каждого ученика? Для решения поставленных задач каждый ученик завел  “Читательский дневник”.

Дата

Автор,

название книги

Время,

потраченное на чтение

   Кол-во слов, предложений (1кл.); кол-во стр. (2-4кл.)

Подпись

родителей

учителя

сентябрь

1

 

 

 

 

Часто младшие школьники приносят на уроки дополнительную литературу, выбранную самостоятельно, без рекомендации учителя. Для уроков литературного чтения и природоведения дети делают выписки из прочитанных книг, журналов, газет. Внимание учащихся направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности. Все это требует новых форм работы:

  • дискуссии; 
  • диспуты;
  • литературные праздники; 
  • встречи с интересными людьми; 
  • конкурсы сочинений на заданную тему.

Большую роль в приобщении детей к книге играют библиотечные уроки, на которые приглашаю библиотекаря. Где особое внимание уделяется бережному отношению к книге. Ведь невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Дети с большим интересом выбирают ту книгу, которая им понравилась. Предварительно библиотекарь тщательно отбирала книги, и перед детьми на полках были выставлены красочно оформленные, эстетически выразительные, доступные для детского понимания и восприятия книги. Библиотекарь терпеливо объяснила всем детям, как читать книгу, как ее следует беречь и «лечить».

Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению, поэтому я провожу родительские собрания, посвященные вопросам детского чтения, непременно устраиваю  книжные выставки, которые рассматриваются и обсуждаются.

Все это приводит к результативности повышения техники чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Технологии развития творчества детей младшего школьного возраста"

Период начального обучения в школе залючает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. ...

Родительское собрание-практикум "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности;Обучить приемам развития внимания;Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий....

Доклад "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Внимание... Как оно важно для развития наших детей! Какие упражнения можно проводить с детьми для этого,читайте в  этой статье....

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

Упражнения на внимание нужны как во время уроков, таки во внеурочное время. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения....

Консультация для родителей. Развитие речи детей младшего школьного возраста.

Овладение правильной речью необходимо для формирования полноценной личности. Человеку с хорошо развитой речью легко вступать в общение, он может понятно излагать свою точку зрения , задавать воп...

Работа над проектно-исследовательской деятельностью школьников, как одно из направлений поддержки и развития одарённости детей младшего школьного возраста

Проектная деятельность в начальной школе Подготовила: Голяева Людмила Николаевна, учитель начальных классов 1.Актуальность проектаОдной из приоритетных задач современной школы является...

Развитие у детей младшего школьного возраста устойчивого интереса к чтению.

Статья о специальных методических средствах и приемах обучения связной выразительной речи, которые соответствовали бы современным задачам речевого развития младших школьников....