"Мир природы в рассказе Геннадия Снегирёва «Маленькое чудовище».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Ивченко Ирина Викторовна

Урок литературного чтения во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_masterskaya_dlya_mingalyovoy.docx26.41 КБ
Файл rabochiy_list.docx2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская

Ивченко Ирина Викторовна, учитель первой квалификационной категории, МБОУ СОШ №21 г. Мурманска

Мир природы

в рассказе Геннадия Снегирёва

«Маленькое чудовище».

Урок в рамках методических дней для педагогов образовательных учреждений

 г. Мурманска
«Уроки педагогического мастерства»
2 класс, «Школа России».

   Предмет: литературное чтение.

   Тип урока: изучение нового материала.

   Вид урока: урок-путешествие.

 Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

  Цель урока:

Формировать у детей умение видеть красоту природы в окружающем нас мире.

  Задачи:

  • познакомить с творчеством Г. Снегирёва,
  • развивать навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения с помощью разнообразных приемов; учить детей делить текст на части, составлять план, готовиться к пересказу,
  • находить в тексте материал для характеристики героев и формулировки основной мысли произведения,
  • воспитывать у детей внимательное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, любить ее.

Оборудование:

Ход урока.

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Викторовна.

-Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

  II. Актуализация знаний.

 -Нас ждёт интересное путешествие.

 -Внимание на слайд. (презентация)

    -Как вы думаете, куда мы отправимся? (предположения детей)

-Проверим предположения.

-Придвиньте к себе рабочий лист с заданиями.
- Прочитайте задание №1. (Соберите из букв название места путешествия).        

-Даны буквы : уЧоктак

(1 ученик выполняет задание у доски).

-Проверяем. (Чукотка)

-Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно записать слово Чукотка?

-Я приглашаю вас на край света.

-Давайте посмотрим небольшой фильм об этом необыкновенном месте. (презентация)

-Анадырский залив - самый большой на юге Чукотки. В него впадает несколько рек, а самая большая - Анадырь. Залив освобождается ото льда всего на 2 месяца.

-Итак, куда мы отправимся в путешествие?

-На чём можно путешествовать? Молодцы.  Какое нам необходимо средство передвижения?

 -Почему выберем корабль? На уроке окружающего мира мы знакомились со строением корабля.

-Вспомним некоторые его части. (презентация)

   -Продолжаем работать на рабочем листе. 

-Прочитайте задание №2. (Что необходимо взять с собой в путешествие?)

-Как настоящие путешественники, мы должны взять только необходимые предметы. Обведите их в кружочек. Давайте проверим.

- Я вижу, вы настоящие путешественники.

-Итак, на этом корабле мы отправляемся по страницам удивительного произведения.

-ФИО автора, название и жанр произведения определите сами.

-На рабочем листе выполняем задание №3 по вариантам.

-1 вариант - Найдите границы слов, обозначьте их вертикальной чертой, назовите ИОФ писателя.

-Проверка

-Назовите имя? (Геннадий)

-Назовите отчество? (Яковлевич)

-Назовите фамилию? (Снегирёв)

-Какое правило помогло справиться с заданием?

-2 вариант -  Название произведения найди в словах-перевёртышах. Давайте проверим.

-Какое правило нам помогло выполнить задания?

-А теперь, давайте определим жанр произведения. Поможет чистоговорка. (презентация)

-Прочитайте чистоговорку, вставьте слова в рифму, подходящие по смыслу.

-С каким жанром мы сегодня будем работать? (Рассказ.)

III. Определение темы и целей урока

-Назовите тему урока? (рассказ Г. Я. Снегирёв «Маленькое чудовище»).
-Знакомы ли вы с творчеством этого писателя? Назовите первую цель урока.

1. Познакомиться…

 Выставка книг. (презентация)

-По обложкам книг предположите о чём писал Г.Я. Снегирёв? (о природе)

-Геннадий Яковлевич – москвич, родился 1933 г.

-Это писатель-путешественник. Он плавал матросом по Тихому океану, бывал в разных экспедициях, бродил с геологами по Восточной Сибири, Камчатке, был рыбоводом, охотником.

-Каждая строчка его произведений дарит читателю удивление, маленькое открытие.

-На многих языках, в нашей стране и за рубежом, читают дети его книги. И вам предстоит интересная встреча.

-Сформулируйте следующие цели урока.

На доске:

2.Прочитать…….

3.Проанализировать…..

-Как понимаете название рассказа? Что значит чудовище? Какое чудовище можно встретить в морских глубинах?

-Сейчас, послушаем рассказ и проверим, оправдаются ли наши предположения?

-Следите за чтецом по тексту и карандашом подчеркните непонятные слова.

IV. Первичное восприятие текста.

Звучит запись рассказа в исполнении профессионального чтеца. (презентация)

V. Проверка первичного восприятия текста учащимися.

-Оправдались наши предположения?

-Что вас удивило?

-Что было самым интересным?

-В этом рассказе нам встретились слова: кувалда, кашалот, экватор. Найдите эти слова в задании №4 на рабочем листе. Прочитайте задание (соедините стрелочкой слово с его значением).

Проверка по слайду. (презентация)

-Прочитайте значение слова кувалда, кашалот, экватор.

VI. Физминутка

-А теперь, давайте отдохнём, чтобы продолжить путешествие.

“Кораблик”

-Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд) 
-Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны)

-Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх) 
-Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)
-Мы по берегу гуляем,

-Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте) 
-Ищем ракушки в песке (Наклоны) 
-И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки)
 
-Чтоб побольше их собрать, — 
-Надо чаще приседать. (Приседания)

VII.Работа над содержанием текста.

-Автор разделил рассказ на части. Посмотрите и определите сколько частей?

-Прочитаем рассказ по частям.

  -Первую часть  начинает читать________________.

-Где шёл корабль?

-Какое это время суток?

-Прочитайте, где стоял автор?

-Прочитайте, какая была погода? Какое должно быть море в такую погоду?

-Найдите и прочитайте, как автор описывает море?

-Можно ли это считать маленьким открытием?

-Как понимаете смысл слова «пробирался»?

-Почему корабль пробирался малым ходом?

-Как вы понимаете выражение «ледяные поля»?

-Почему капитан вёл судно осторожно?

-Что узнали самое важное из первой части? Как можно озаглавить? (Тяжёлые льды.)

-Предлагаю вам сделать фотографию, которую оставим себе на память о путешествии. Внимание на доску. Чего не хватает на фотографии?

- Дополните фотографию, покажите тяжёлые льды.

-Вторую часть читает__________.

-Что услышал автор?

-Прочитайте, почему корабль качнуло?

-Кого увидел Г. Снегирёв? (какое-то чудовище)

-Прочитайте, как вело себя чудовище? Кто это был?

-Что узнали самое главное в этой части?

-Из трёх предложенных названий выберите верное. (презентация)

-Как назовём 2 часть? (Встреча с китом.)

-Кого надо добавить на фотографии?

-Соберите пазл с изображением кита.

-А мы работаем на рабочем листе. Прочитайте задание №5. (Соедини точки отрезками по порядку).

-Посмотрим, что у вас получиться? Покажите свои рисунки. (получится изображение кита)

-Следующую часть  читает_________________________.

-Какой вопрос по содержанию этой части вы могли бы задать своим товарищам? (как выглядит кит?)

-Выберите слова, описывающие голову. С чем сравнивает её автор?

-Какую часть тела автор называет крошечной? Подберите синоним к данному слову.

-Сколько ноздрей у кита?

-Что выпускает кит?

-Почему пар?

-Когда кит всплывает на поверхность воды из лёгких он выбрасывает тёплый влажный воздух. Это не вода, как ошибочно считают многие, а пар с капельками воды.

-Можно ли это считать открытием?

-Что надо добавить на фотографии? (фонтан)

-Нарисуйте фонтан на нашей фотографии цветными мелками.

-Как по-другому назвал кита Г. Снегирёв? (молодой кашалот)

-Как назовём 3 часть?(Молодой кашалот.)

-Послушайте интересные сведения о кашалотах.

(Раздать хорошо читающим детям)

- Мои помощники подготовили следующие сведения:

  1. Кашалот – самый крупный среди зубатых китов. Длина детеныша около 4-х метров, вес около 1 тонны.

2. В течение 10 – 11 месяцев мать кормит детеныша молоком. Как раз в этот период у детёныша появляются зубы, и он может, есть другую пищу (кальмара или головоногих моллюсков).

3. Это стадное животное, живёт большими группами 100 или 1000 голов. В природе нет врагов, если не считать касатки.

-Посмотрите, какая у нас получилась фотография.

-Заключительную часть читает______________________.

-Как называют разговор двух лиц? (диалог)

-Вспомните, кто спрашивает? А кто отвечает?

-Подготовим эту часть для чтения по ролям.

-Прочитайте 1 предложение.

-Кому принадлежат слова первого предложения? (Автору).

-Поставьте букву А.

-Прочитайте 2 предложение. А это чьи слова? (Автора.) Ставим букву А.

-Прочитайте 3 предложение, кому принадлежат эти слова? (Капитану).

-Какую букву поставим? (К)

-Как будем их читать? (утвердительно)

-Дочитайте про себя текст и сделайте разметку для чтения по ролям.

-Прочитаем по ролям.

-Молодцы ребята, хорошо озвучили 4 часть.

-В этой части мы получаем ответы на все вопросы.

-Работаем в паре.

-Задайте вопросы по содержанию последней части своему товарищу по парте, используя слова:

-Почему ...1вариант (Почему китёнок всю ночь плыл за кораблём?)

-Куда …2вариант (Куда поплыл китёнок?) Давайте проверим.

-В какое время года кашалоты уходят к экватору? А почему? (холодно и недостаточно пищи)

-Можно ли это считать открытием на уроке?

-Экватор – это воображаемая линия, которая пересекает поверхность Земли.

-Давайте соберем слово экватор на воображаемой линии нашей фотографии. (1 ученик составляет слово из букв у доски)

-Вот сюда, к экватору, поплыл кит в поисках мамы.

- Назовите  эту часть вопросительным предложением. (Найдёт ли китёнок свою маму?)      

«Мама-самый родной человек на свете. Своей жизнью мы обязаны ей, единственной, самой нежной, доброй. (презентация)

-Связь матери и ребёнка (и у животного, и у людей) это невидимая, но очень крепкая нить, которая соединяет любящие сердца на всю жизнь.  

-Где бы не находился ребёнок, мать всегда ощущает тягу к малышу. Эта связь не имеет границ и её невозможно разрушить.

-Прочитайте вопрос, которым заканчивается рассказ?

  -Поднимите руку, кто думает, что кит найдет свою маму. А кто думает,    что кит не найдёт маму?

VIII. Итог и рефлексия.

-Наше путешествие подходит к концу.

-Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в самом его начале.

 -Мысленно оцените свою работу на уроке.

-На доске вы видите острова: о.Грусти, о.Удачи, о.Тревоги, о.Радости.

-Из конвертика достаньте картинку с изображением кашалота.

-Прикрепи её к острову, название которого соответствует вашему настроению.

-Посмотрите на доску, кого у экватора встретит наш герой?

-Даже, если он не найдёт маму, он повстречает своих друзей, с которыми ему будет легче жить.

IX. Домашнее задание.

-Благодарю вас за урок. Вы хорошо поработали. (Оценивание работы учеников)

-Дома я вам предлагаю задание на выбор:

-Перечитать рассказ и

- придумать продолжение рассказа

- нарисовать иллюстрацию к рассказу

- подготовить подробный пересказ.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока литературного чтения во 2 классе Произведения о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого "Жаворонок"

Урок составлен к учебника УМК "Начальная школа XXI века" . В конспекте урока показаны приемы работы над выразительным чтением...

УМК Школа России. Русский язык 3 класс. Подробное изложение деформированного текста по рассказу Геннадия Цыферова "Ёжик" (презентация)

Презентация по теме Подробное изложение деформированного текста по рассказу Геннадия Цыферова "Ёжик"...

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме "Природа в рассказах Н.И.Сладкова"

Данный конспект урока содержит материал, который знакомит учащихся 3 класса с творчеством Н.И. Сладкова, обобщает и углубляет знания по самостоятельно прочитанным произведениям писателя, расширяет чит...

Разработка урока чтения по рассказу Г.Снегирёва «Кто сажает лес».

Данная разработка урока закрепляет у обучающихся навыки работы с текстом, в доступной форме объясняет смысловую значимость названия произведения, пополняет знания природоведческими сведениями о жизни ...

Рассказ Геннадия Снегирева "Хитрый бурундук"

Рассказ Геннадия Снегирева "Хитрый бурундук"...

Литературное чтение. Рассказ Г. Снегирёва "Чудесная лодка"

Цели урока: Знакомство с рассказом Г. Снегирёва «Чудесная лодка».Найти удивительное в рассказе «Чудесная лодка» и понять где его можно найти в обычной жизни....